INFLUENCE ECOLOGICALLY UNFAVORABLE ENVIRONMENTAL HEALTH YOUNGER GENERATION
- Authors: Ladnova GG1, Kurochitscaya MG1, Silyutina VV1, Frolova NV1
-
Affiliations:
- Federal State Budgetary Educational Institution of Higner Education«Orel State University named after I.S. Turgenev»
- Issue: No 4 (2016)
- Pages: 105-108
- Section: Articles
- URL: https://journals.rudn.ru/ecology/article/view/14486
- ID: 14486
- Retraction date: 15.10.2018
- Retraction reasons description:
Reason for retraction: very significant amount of duplication in later material; incorrect repetition of the results of a previously published study; the contribution of the “new” authors is unclear, since the content of the material of the new article is not significantly expanded
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
Full Text
В последние десятилетия после промышленного спада производства 90-х годов вновь обострились проблемы антропогенного воздействия на окружающую сре- ду, что вызывает обоснованную тревогу по поводу происходящих серьезных по- следствий для природных экосистем и здоровья большинства населения России.Многие ученые отмечают, что только за последние 5 лет общая заболеваемость детей увеличилась на 21,6%, растет число детей и подростков, имеющих хрони- ческую патологию и инвалидность по причине перенесенных заболеваний, что снижает и даже исключает возможность выбора и освоения ряда профессий [1; 2].В связи с этим одной из важнейших задач современной науки является раз- работка профилактических мероприятий, снижающих влияние экологических факторов риска на окружающую среду и здоровье населения. Однако разработка таких мероприятий не может проводиться без объективной оценки среды обита- ния, оказывающей существенное влияние на формирование здоровья, посколь- ку состояние здоровья есть результат его взаимодействия с окружающей средой [3; 4; 5].Целью исследования являлось изучение влияния экологических факторов ри- ска окружающей среды на формирование заболеваемости возрастной группы школьников 7-14 лет, проживающих в г. Орле.Для достижения поставленной цели применен комплекс современных эколо- гических, физико-химических, медико-статистических методов исследований. Оценка экологической ситуации проводилась в соответствии с методическими рекомендациями ГКСЭМ РФ №01-19/17-7 от 26.02.1996 г. «Комплексное опре- деление антропотехногенной нагрузки на водные объекты, почву, атмосферный воздух в районах селитебного освоения» в течение 5 лет (2010-2014 гг.). При ис- следовании фактического питания школьников были использованы 24-часовой метод и метод анализа частоты потребления пищи в течение недели. Исследова- ния фактического питания проводились методом анкетирования в трех школах105Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2016, № 4города 2 раза в год в течение весеннего и осеннего периода с 2013 по 2014 гг. Группы наблюдения были сформированы в школах, которые располагались в разных районах города. Состояние здоровья школьников оценивали на основании их общей и впервые выявленной заболеваемости. Оценка состояния здоровья проводилась по формам текущей отчетности ЛПУ (форма № 12у). Анализ забо- леваемости проводился в соответствии с «Руководством по международной ста- тистической классификации болезней, травм и причин смертности» 10-го пере- смотра.Статистическая обработка материалов исследования проведена на ПЭВМ типа«Pentium IV» с использованием программы Microsoft Office, Excel 2007. Оценка различий сравнительных величин проводилась по t-критерию Стьюдента. Изуче- ние взаимосвязи между показателями проведено с использованием корреляци- онного анализа.Изучение особенностей экологической ситуации г. Орла на основе определе- ния комплексной техногенной нагрузки на окружающую среду показало, что приоритетным фактором, вносящим более 30% вклада в общую химическую на- грузку, является загрязнение атмосферного воздуха.Приоритетными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы автотранспорта (86,8%), объем которых ежегодно растет. В структуре выбросов в атмосферу преобладают формальдегид - 13,6%, оксид углерода - 5,5%. Величина показателя комплексного загрязнения атмосферного воздуха составляет (Катм) 2,36.Качество питьевой воды является неудовлетворительным по содержанию же-леза (1,8 ПДК). Отмечается незначительное превышение показателей мутности на 0,1 ПДК, низкое содержание фтора. Суммарный среднемноголетний ком- плексный показатель питьевой воды (Кводы) равен 2,0.Состояние почвенного покрова в городе по данным экологических обследо-ваний и лабораторных исследований удовлетворительное. Загрязнение почвы ряда территорий солями тяжелых металлов носит локальный характер (свинец - 1,3-3,2 ПДК; медь - 1,4-2,8 ПДК; цинк - 1,5-10,2 ПДК). Радиационный фон в городе формируется преимущественно за счет природных радионуклидов.Проблема оснащения образовательных учреждений современной мебелью чрезвычайно актуальна в связи с ее определяющей ролью в формировании так называемых «школьных болезней» - это нарушение осанки, сколиозы, наруше- ния органов зрения [6]. За последние 15 лет мебель приобреталась единичными комплектами, очень часто без учета роста детей, что привело к росту распростра- ненности сколиозов среди учащихся. Эколого-гигиеническая оценка учебных образовательных учреждений города показала, что треть из них не отвечает тре- бованиям (по Российской Федерации - 24,8%). Наименее благоприятной была оценка оборудования учебной мебелью в соответствии с требованиями возраст- ной эргономики, светового режима, организации питания, режима дня.Фактором риска образа жизни учащихся независимо от формы обучения яв- ляется несбалансированное питание. Здоровье может быть достигнуто и сохра- нено только при условии полного удовлетворения физиологических потребностей106Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г., Силютина В.В. и др. Влияние экологически неблагополучной...в энергии и пищевых веществах. Любое отклонение от так называемой формулы сбалансированного питания приводит к определенному нарушению функций организма, особенно если эти отклонения достаточно выражены и продолжи- тельны во времени. Вопросы качественного и сбалансированного питания име- ют большое значение еще и потому, что процесс усвоения пищи и превращения ее в необходимую для жизнедеятельности энергию является одним из основных механизмов взаимодействия человека с окружающей средой [6]. Выявленная нами корреляционная зависимость нарушений в здоровье от неполноценного питания (r = 0,96) это подтвердила. Кроме этого, была выявлена корреляционная зависи- мость между состоянием здоровья и недостаточными сном (r = 0,91), пребыва- нием на свежем воздухе (r = 0,89), двигательной активностью (r = 0,72).Региональные особенности состояния здоровья школьников определяются выявленными болезнями риска, которые имеют тенденцию к росту. Это болезни системы пищеварения, кровообращения, крови и кроветворных органов, врож- денные аномалии, новообразования, что подтверждается исследованиями других авторов [2; 6].При определении долевого участия рассматриваемых факторов (окружающая среда, среда обучения и образ жизни) в снижении показателей здоровья учащих- ся выявлено, что на долю факторов риска образа жизни приходится 51,8%, на факторы риска обучающей среды - 28,6%, на окружающую среду - 19,65%.В связи с вышеизложенным для решения проблем по укреплению здоровья школьников приоритетной задачей должно быть создание научно обоснованной региональной системы профилактики здоровья, включающей комплексное из- учение факторов риска окружающей и учебной среды, образа жизни с целью раз- работки профилактических мероприятий; совместной работы экологов, врачей, педагогов, родителей, администрации регионов, а также активное использование просветительской работы по формированию мотивации здорового образа жизни.About the authors
G G Ladnova
Federal State Budgetary Educational Institution of Higner Education«Orel State University named after I.S. Turgenev»Komsomolskaya str., 95, Orel, Russia, 302026
M G Kurochitscaya
Federal State Budgetary Educational Institution of Higner Education«Orel State University named after I.S. Turgenev»Komsomolskaya str., 95, Orel, Russia, 302026
V V Silyutina
Federal State Budgetary Educational Institution of Higner Education«Orel State University named after I.S. Turgenev»Komsomolskaya str., 95, Orel, Russia, 302026
N V Frolova
Federal State Budgetary Educational Institution of Higner Education«Orel State University named after I.S. Turgenev»Komsomolskaya str., 95, Orel, Russia, 302026
References
Supplementary files










