Уровень шума на рабочих местах автотранспортных предприятий в городах Иркутск и Усолье-Сибирское (Иркутская агломерация)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Шум является одной из форм вредного воздействия на окружающую природную среду. Повышение шумового фона влечет за собой негативные последствия для психического и физического здоровья человека. Наибольшую угрозу он представляет для тех, кто в силу своей профессии вынужден постоянно подвергаться воздействию шума. В статье рассмотрена проблема повышенного уровня звукового давления на рабочих местах водителей автотранспортных средств (автобусов, трамваев) в городах Иркутской агломерации, а также на участках дорог с установленными шумозащитными экранами (зоны, примыкающие к линейным источникам шумового загрязнения, и зоны звуковой тени). Изучена законодательная база по нормированию шума в Российской Федерации. C помощью шумомеров произведены инструментальные измерения уровня звукового давления на рабочих местах автотранспортных предприятий и территориях, оборудованных защитными экранами. Выполнен расчет статистических характеристик и средних квадратических отклонений измерительных приборов. Проведен анализ полученных результатов и их сравнение с установленными санитарными нормативами на предмет их превышения.

Полный текст

Введение Шум относится к числу факторов, способных оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека. Загрязнение окружающей природной среды шумом возникает в результате недопустимого превышения уровня звуковых колебаний сверх природного фона. Источниками шума в крупных городах являются транспорт, промышленные предприятия, строительство зданий. Шум влияет не только на пешеходов, но и на водителей автобусов и трамваев, пассажиров, а также людей, проживающих вблизи источников шумового дискомфорта. В настоящее время для определения допустимого уровня шума на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданиях и на территории жилой застройки в Российской Федерации применяются нормативно-правовые документы [1-6]. Однако в РФ отсутствует единый федеральный закон, регулирующий правовые нормы о нарушении покоя граждан и тишины в ночное время, а также о защите здоровья граждан от вредных шумовых воздействий. В соответствии с санитарными нормами [2] на рабочих местах сотрудников автотранспортных предприятий, максимальные уровни создаваемого шума не должны превышать 75 дБА в кабинах машинистов тепловозов, электровозов, поездов метрополитена, дизель-поездов и 60 дБА в кабинах легковых автомобилей и автобусов. В помещениях жилых и общественных зданий, на территориях, непосредственно прилегающих к жилой застройке, максимальные уровни звука проникающего шума в дневное время должны составлять не более 55 дБА, в ночное время - не более 45 дБА. Следует отметить, что по данным медицинских исследований, у людей ухудшается самочувствие при длительном воздействии шума, уровень которого достигает 40 дБА [7]. Специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проведена оценка рисков для здоровья населения, проживающего вблизи автодорог. В результате чего было предложено сократить установленные нормативы до 40 дБА в дневное время и до 30 дБА - в ночное [7]. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [8] определяет некоторые правовые нормы по вредному шумовому воздействию на здоровье граждан, однако этот закон предъявляет требования только к строительным компаниям, которые при возведении зданий должны предусматривать звукоизоляционные мероприятия, и не предъявляет их к владельцам источников шума. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» [9] объектами охраны определяет окружающую среду, но не человека. К тому же шум как вредный фактор воздействия на окружающую среду в законе не упоминается. Федеральный закон «О техническом регулировании» [10] также не регламентирует вредное воздействия шума на здоровье человека. Контроль над уровнем шума от систем инженерно-технического обеспе- чения жилых зданий (систем отопления, лифтового оборудования, электрощитов), а также от систем вентиляции и оборудования, размещенного в нежилых помещениях, входит в полномочия Управления Роспотребнадзора по Иркутской области (далее - Управление). Так, по официальным данным с начала 2011 г. в Управление поступило 211 обращений на состояние среды обитания и условия проживания населения в связи с повышенным уровнем шума, с начала 2013 г. - 530, с 2018 г. - более 40 обращений. Жалобы населения на повышенный уровень шума свидетельствуют о недостаточной квалификации персонала, обслуживающего инженерное оборудование магазинов и организаций, расположенных в жилых зданиях, и о низком качестве самого оборудования. Жалобы являются обоснованными, что подтверждено результатами измерений уровня шума [11]. Таким образом, проблема шумового дискомфорта в городах Иркутской области и, в частности, агломерации попрежнему является актуальной и требует детального изучения. Методы исследования В настоящем исследовании для оценки уровня шума рабочей зоны были выделены постоянные рабочие места водителей автобусов и трамваев в крупных городах Иркутской агломерации - Иркутске и Усолье-Сибирском, а также территории г. Иркутска, оснащенные шумозащитными экранами. Согласно санитарным нормам [2], рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного пребывания работников. Рабочим местом являются все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой. В зависимости от особенностей производственного процесса и характера выполняемой работы рабочее место может быть постоянным и непостоянным. Постоянное рабочее место - то, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 % или более 2 ч непрерывно). Непостоянные, или нестационарные, рабочие места - места с территориально меняющимися рабочими зонами. Измерения уровня шума в автобусах и трамваях городов Иркутской агломерации проводились с помощью поверяемых приборов Testo 816 в дневное время в период 2018-2019 гг.: в трамваях - с 10:00 до 15:00 ч, в автобусах - с 10:00 до 16:00 ч. Нормирование звукового диапазона осуществлялось по предельному спектру и уровню шума, измеренному при помощи шумомеров с частотной коррекцией «А» и характеристикой «медленно» (дБА). Фиксировались максимальные и эквивалентные (средние) показания приборов в течение движения выбранного маршрута. Измерения в автобусах и трамваях проводились у кабины водителя. Погрешность измерений шумомера Testo 816 составляет ±1 дБА. Данные об уровнях шума были обработаны с помощью методов математической статистики. Результаты расчетов структурированы, проанализированы и представлены в виде диаграмм. Результаты исследования и их обсуждение Автобусы г. Иркутска. Замеры уровня звукового давления в автобусах г. Иркутска проводились по следующим, наиболее востребованным номерам маршрутов: ● № 80: Госуниверситет - Лисиха; ● № 74: Жуковского - Волжская; ● № 480: Эталон - Госуниверситет; ● № 90: Эталон - Жуковского. Измерения уровня шума проведены в 12 автобусах г. Иркутска, общее количество проведенных измерений - 23. Как известно, установленный предельно допустимый уровень шума (ПДУ) рабочей зоны водителей автобусов составляет 60 дБА [2]. В результате проведенных исследований уровня шума на рабочих местах водителей автобусов г. Иркутска выявлены превышения ПДУ в среднем на 10-20 дБА на всех четырех обследуемых маршрутах (рис. 1). Рис. 1. Уровень шума на рабочих местах в автобусах г. Иркутска Figure 1. Noise level at workplaces in buses of Irkutsk Трамваи г. Иркутска. В трамваях г. Иркутска замеры уровня шума про- ведены по следующим номерам маршрутов: ● № 1: Студгородок - Волжская; ● № 3: Волжская - Центральный рынок; ● № 6: Центральный рынок - Депутатская. Измерения уровня шума проведены в 15 трамваях г. Иркутска, общее количество проведенных измерений - 45. Результаты замеров уровней звукового давления на рабочих местах водителей трамваев г. Иркутска представлены на рис. 2 (эквивалентные уровни шума) и 3 (максимальные уровни шума). Согласно проведенным обследованиям эквивалентный уровень шума не превышает установленный ПДУ (75 дБА [2]). Рис. 2. Эквивалентный уровень шума на рабочих местах в трамваях г. Иркутска Figure 2. Equivalent noise level at workplaces in trams of Irkutsk Кроме того, были отмечены короткие промежутки времени с превышением ПДУ максимального уровня шума, зафиксированного во время измерений на рабочих местах водителей трамваев всех исследуемых маршрутов. Превышения регистрировались в пределах 10-15 дБА во время движения через «Глазковский мост», а также при открывании и закрывании дверей трамваев (рис. 3). Рис. 3. Максимальный уровень шума на рабочих местах в трамваях г. Иркутска Figure 3. Maximum noise level at workplaces in trams of Irkutsk Автобусы г. Усолья-Сибирского. Замеры уровня шума в автобусах г. Усолья-Сибирского проводились по следующим номерам маршрутов: ● № 2: Ж/Д вокзал - Аптека; ● № 5: Ж/Д вокзал - Курорт «Усолье». Измерения уровня звукового давления были проведены в 12 автобусах г. Усолья-Сибирского. Общее количество проведенных измерений - 12. В результате проведенных исследований уровня шума на рабочих местах водителей автобусов г. Усолья-Сибирского выявлены превышения ПДУ в автобусах под номерами 2 и 5 в среднем на 10-15 дБА (рис. 4). Рис. 4. Уровень шума на рабочих местах в автобусах г. Усолья-Сибирского Figure 4. Noise level at workplaces in buses of UsolyeSibirskoye Трамваи г. Усолья-Сибирского. Измерения уровня звукового давления в трамваях г. Усолья-Сибирского проводились по следующим номерам маршрутов: ● № 3: Ж/Д вокзал - Трампарк; ● № 2: Ж/Д вокзал - Швейная фабрика. Измерения уровня шума были проведены в 13 трамваях г. Усолья-Сибир- ского, общее количество проведенных измерений - 36. Результаты замеров уров- ней шума в трамваях г. Усолья-Сибирского представлены на рис. 5 (эквивалентный уровень шума) и 6 (максимальный уровень шума). Согласно проведенным обследованиям эквивалентный уровень шума на рабочих местах водителей трамваев по маршруту № 3 превышает установленный ПДУ на 5 дБА при открывании и закрывании дверей (рис. 5). Рис. 5. Эквивалентный уровень шума на рабочих местах в трамваях г. УсольяСибирского Figure 5. Equivalent noise level at workplaces in trams of UsolyeSibirskoye Максимальные значения уровня шума на рабочих местах водителей трамваев превышали установленный ПДУ в пределах 5-10 дБА (рис. 6), что обусловлено изменением скорости движения трамваев, а также открыванием и закрываем дверей трамваев старого образца. Рис. 6. Максимальный уровень шума на рабочих местах в трамваях г. УсольяСибирского Figure 6. Maximum noise level at workplaces in trams of UsolyeSibirskoye Территории, оборудованные шумозащитными экранами. В качестве территории исследования, оборудованной шумозащитным экраном, представлен участок на Байкальской улице в г. Иркутске [12]. Выбор территории установки защитного экрана (рис. 7) обусловлен близким расположением детского сада «Росинка», многоквартирных жилых домов и офисов на расстоянии 20-25 м от двуполостной автомагистрали с большим транспортным потоком. Стоит отметить, что такие экраны не получили широкого применения в городах Иркутской агломерации в связи с тем, что являются весьма дорогостоящими (порядка 1,5-20 млн рублей в зависимости от высоты и протяженности экрана). Рис. 7. Шумозащитный экран на ул. Байкальская г. Иркутска [Figure 7. Noise screen on Baikalskaya Street of Irkutsk] Шумозащитный экран установлен на расстоянии 5 м от автомагистрали. Протяженность экрана составляет 105 м, количество секций - 42, ширина секции равна 2,5 м, высота одной секции шумозащитного экрана - 3 м. По классификации, шумозащитный экран, установленный на Байкальской улице, относится к «звукоотталкивающим» [13]. Секции шумозащитного экрана разделены автомобильной дорогой, проходящей вблизи детского сада, протяженность данного «разрыва» составляет около 15 м. Измерения уровня звукового давления проводились на удалении 1, 5, 6, 11 и 21 м от автомагистрали на оборудованных и не оборудованных защитным экраном территориях с помощью шумомеров Testo 816. Общее количество проведенных измерений - 30. Результаты проведенных замеров уровня шума с шумозащитным экраном и без него представлены на рис. 8 и 9 соответственно. Проведенные измерения показали, что максимальные значения уровня шума, равные 88 дБА, зарегистрированы перед защитным экраном вблизи автомагистрали. Минимальные значения уровня шума, равные 60 дБА, зафиксированы после защитного экрана и на удалении 5 м от него в сторону, обращенную от автомагистрали, затем уровень шума снова повышался. Несмотря на это, на всем протяжении шумозащитного экрана регистрируемые значения уровня шума превышали ПДУ, установленные для дневного времени и равные 55 дБА [2]. Таким образом, шумозащитный экран на Байкальской улице г. Иркутска способствует снижению уровня шума на 10-15 дБА в области звуковой тени экрана. Рис. 8. Уровень шума на территории, оборудованной шумозащитным экраном Figure 8. Noise level with a protective screen of Irkutsk Рис. 9. Уровень шума на территории, не оборудованной шумозащитным экраном Figure 9. Noise level without a protective screen of Irkutsk Максимальный значения уровня шума, равные 85 дБА, наблюдались на расстоянии 1 м от автомагистрали. На расстоянии 5 м от дороги и далее уровень шума постепенно снижался до минимальных значений в 65 дБА, регистрируемых на расстоянии 21 м от автомагистрали. Тем не менее на всей протяженности отрезка измерений уровень шума превышал дневные нормы ПДУ шума [2] в среднем на 10-30 дБА (рис. 9). Заключение В настоящем исследовании проведена оценка уровня шума на рабочих местах автотранспортных предприятий, а также на территориях, оборудованных шумозащитным экраном, в гг. Иркутск и Усолье-Сибирское. Общее количество измерений уровня звукового давления составило - 164. В результате проведенных замеров на рабочих местах автобусов гг. Иркутск и Усолье-Сибирское выявлено, что: - в 23 из 23 (100 %) измерениях превышен установленный норматив ПДУ шума в г. Иркутске; - в 12 из 12 (100 %) измерениях превышен норматив ПДУ шума в г. Усолье-Сибирском. Превышения ПДУ шума обусловлены износом оборудования и недостаточной шумоизоляцией двигателей автобусов. В результате проведенных замеров уровня звукового давления на рабочих местах трамваев гг. Иркутск и Усолье-Сибирское установлено, что: - в 17 из 45 (38 %) измерениях превышен норматив ПДУ шума в г. Ир-кутске; - в 21 из 36 (58 %) измерении превышен норматив ПДУ шума в г. Усо-лье-Сибирском. Превышения норматива обусловлены устареванием и износом оборудования, а также несовершенством железнодорожных покрытий. Так, для снижения сверхнормативного шума и сохранения акустически благополучных территорий городов Иркутской агломерации необходимо обновление общественного парка автомобилей и повышение уровня комфорта пользования городским пассажирским транспортом. Результаты проведенных замеров на территории, оборудованной шумозащитным экраном (на примере Байкальской улицы г. Иркутска), позволяют сделать вывод о его эффективности, снижающей уровень шума на 10 дБА на расстоянии 5 м от его источника. Уровень шума на расстоянии более 15 м от экрана является довольно высоким и превышает дневной норматив ПДУ шума в среднем на 10 дБА. Таким образом, существующей эффективности экрана недостаточно для того, чтобы довести уровень шума до установленного норматива [2]. В связи с тем, что экран, установленный на Байкальской улице в г. Иркутске, является «звукоотталкивающим» и недостаточно эффективным при создающейся от транспортных потоков шумовой нагрузке, рекомендуется проведение замены его на «шумопоглащающую панель» или «комбинированный шумозащитный экран», эффективность которых, согласно литературным данным, выше: звуковое давление удается снизить на 20-35 дБА [13]. Кроме того, действующие федеральные законы не включают правовых норм защиты здоровья жителей от внешних источников шумового воздействия, нарушающих покой и тишину. Необходимо создание единого федерального закона, систематизирующего нормативно-правовую базу Российской Федерации, регламентирующего защиту граждан, территорий и окружающей природной среды от вредных шумовых воздействий ввиду увеличения количества источников шума.

×

Об авторах

Светлана Александровна Новикова

Иркутский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: novikovasveta41@mail.ru

старший преподаватель кафедры гидрологии и природопользования географического факультета

Российская Федерация, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

Дмитрий Николаевич Мартынов

Иркутский государственный университет

Email: razerdazer@gmail.com

бакалавр, кафедра гидрологии и природопользования географического факультета

Российская Федерация, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

Список литературы

  1. ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум общие требования безопасности. М.: Изд-во стандартов, 1984. 10 с.
  2. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. М.: Минздрав России, 1996. 8 с.
  3. ГОСТ 12.1.036-81. Система стандартов безопасности труда. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 3 с.
  4. ГОСТ 20444-2014. Межгосударственный стандарт. Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики. М.: Стандартинформ, 2015. 21 с.
  5. ГОСТ 12.1.029-80. Система стандартов безопасности труда. Средства и методы защиты от шума. Классификация. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 8 с.
  6. СВ 51.13330.2011. Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003. М.: ОАО «ЦПП», 2010. 51 с.
  7. Night noise guidelines (NNGL) for Europe. Final implementation report. World Health Organization, 2007. 319 p.
  8. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изм. на 03.08.2018 г.): федер. закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. М., 1999.
  9. Об охране окружающей среды (с изм. на 29.07.2018 г.): федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. М., 2002.
  10. О техническом регулировании (с изм. на 29.07.2017 г.): федер. закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. М., 2002.
  11. О жалобах населения на условиях проживания. URL: http://38.rospotrebnadzor.ru/ c/journal/view_article_content?groupId=10156&articleId=223111&version=1.1; http://38. rospotrebnadzor.ru/c/journal/view_article_content?groupId=10156&articleId=144183 &version=1.0 (дата обращения: 10.08.2019 г.).
  12. Новикова С.А. Превышение санитарных норм по шуму от автотранспорта в городах Иркутск и Ангарск (Иркутская агломерация) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2018. Т. 26. № 4. С. 409-418. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2310-2018-26-4-409-418
  13. Методы и средства защиты от шума. URL: https://studfiles.net/preview/1729147/ page:4 (дата обращения: 10.08.2019 г.)

© Новикова С.А., Мартынов Д.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах