Jews in Germany: from Ancient Times to the Present Day

Cover Page

Abstract


Antisemitism dates back to the remote past. Today it seems impossible to define whether antisemitism throughout centuries was stronger in Germany than in other European countries (France, Poland, and Russia) as from the point of view of historical science such phenomena as hate or prejudices cannot be measured. However, hate and prejudices against Jews reached its zenith in Germany when A. Hitler came to power. At the beginning of 2016, his book “Mein Kampf” for the first time during the last 70 years was published supplied with exhaustive scientific comments. One should not think that reissue of the Nazi manifest which became a prolog to the scariest page in the history of the Jewish people demonstrates revival of the anti-Semitic sentiment in the Federal Republic of Germany. It aims at studying and rethinking of own history to prevent the same events from taking place in the present and future.


Введение. Многовековая история проживания евреев в Германии разделена на разные периоды, когда еврейская община пользовалась наибольшими правами и привилегиями, а также наоборот, когда евреев преследовали и уничтожали. Взаимоотношения немцев и евреев - особая тема для Германии, где после окончания одной из самых страшных страниц в истории человечества было потрачено много усилий, чтобы искоренить все формы расовой и религиозной дискриминации. Несмотря на это, в ФРГ время от времени разгораются дискуссии вокруг оценки преступлений национал-социалистов против евреев в XX в. В 2003 г. по случаю празднования Дня национального единства депутат бундестага М. Хоман (ХДС) сравнил в своей речи, произнесенной в городе Нойхоф (земля Гессен) на торжественном заседании городского отделения Христианско-демократической партии, роль евреев в большевистской революции с ролью нацистов, задав аудитории следующий вопрос: «Если немецкий народ заклеймен как народ-преступник, то не заслужил ли и еврейский народ такое же клеймо» [7]? Он сделал попытку провести параллель между преступлениями нацистов и преступной активностью евреев в карательных большевистских органах. Речь депутата вызвала шок и возмущение в германском обществе. Председатель Центрального совета евреев П. Шпигель подверг резкой критике выступление Мартина Хомана и заявил, что «его высказывания - использование самых низменных инструментов отвратительного антисемитизма» [8]. Социал-демократы потребовали исключить его из парламентской фракции ХДСС/ ХСС. Руководство Христианско-демократического союза предпочло дистанцироваться от высказываний однопартийца и приняло решение об исключении его из партии, несмотря на то, что М. Хоманн публично заявил, что в его намерения не входило отрицать Холокост и называть евреев преступниками. Американская еврейская неправительственная правозащитная общественно-политическая организация «Anti-Defamation League - ADL», противостоящая всем формам антисемитизма и нетерпимости по отношению к евреям, на протяжении последних 50-ти лет ежегодно проводит исследование «ADL Global 100: индекс антисемитизма» [6]. Целью исследования является выявление уровня антисемитских настроений в странах мира. В ходе проведенного в 102 странах мира в период с 2013 по 2014 г. опроса были изучены и проанализированы мнения более 53 тыс. человек. Результаты опроса продемонстрировали, что 26% жителей планеты придерживаются антисемитских взглядов. Германия находится на 5 месте среди стран Западной Европы по уровню распространения антиеврейских настроений среди населения (27%). При анализе ответов немцев на вопросы стало очевидно, что наибольшее раздражение вызывает именно постоянное напоминание евреями о Холокосте (52%). Согласно данным Федерального статистического ведомства, сегодня в ФРГ проживает около 200 тыс. евреев, 105 тыс. из которых состоят в 108 еврейских общинах [14]. Все еврейские общины входят в Центральный совет евреев в Германии. Исследование проблемы Жизнь первых еврейских поселений на территории современной Германии (IV-XVIII вв.) История проживания евреев в Европе берет свое начало в Римской империи. Изгнанные со своей земли евреи появились в Европе как рабы, наемники, кре- стьяне и коммерсанты. Они селились вдоль торговых путей по Дунаю, Эльбе и Рейну. Так возникли первые еврейские поселения на континенте. Первым источником, доказывающим проживание евреев на территории современной Германии, ученые считают декрет римского императора Константина I Великого от 321 г., который наделил их правом быть избранными в городской совет Кельна. В то время евреи могли занимать разные должности в органах власти, свободно выбирать профессии и заниматься любым делом без каких-либо ограничений. Они выполняли функцию денежных ссудодателей, менял, ремесленников, а также купцов. Городские власти были заинтересованы в оседлых евреях, которые своей деятельностью способствовали оживлению городской торговли. Еврейские торговцы получали привилегии в виде гарантии свободной торговли, а также освобождались от уплаты таможенных пошлин. Урезание привилегий евреев началось с принятием Римской империей христианства в качестве государственной религии. Церковь, чья роль в обществе на протяжении многих веков неуклонно росла, выступила за запрет браков между евреями и христианами, принудительное крещение евреев, их вытеснение из профессий. В империи Карла Великого, которая возникла в V в. на территории бывшей Римской империи, евреи удовлетворяли потребности императорского двора и его окружения в предметах роскоши, которые они привозили из других стран. В то время евреи были не только коммерсантами, но и учеными, а также состояли на дипломатической службе. Так, Исаак Митглид был дипломатическим представителем королевства франков в Багдаде у правителя Абассидского халифата в 786-809 гг. Католическая церковь не раз предпринимала попытки ограничить права евреев, однако экономика нуждалась в развитии торговли, что способствовало защите прав еврейского населения. Ситуация изменилась в 1096 г. во время первого крестового похода. Папа римский Урбан II на Клермонском соборе выступил с проповедью, в ходе которой призвал освободить Святую Землю от всех, кто исповедовал любую религию, отличную от христианства. Проповедь папы привела к росту антисемитизма в городах, где стали слышны призывы убивать евреев. Погром крестоносцев привел к окончанию эпохи мирного сосуществования евреев с другими народами. Истинная причина погрома крылась в нужде крестоносцев в деньгах, которые можно было взять у богатых еврейских общин. Во время второго крестового похода в 1147 г. папа Евгений III освободил крестоносцев от уплаты евреям процентов за долги, были введены ограничения на строительство и приобретение евреями земельных участков в городах. Отныне евреи должны были окружать свой жилой квартал стеной. Только во время третьего крестового похода в 1189 г. благодаря Фридриху I Барбароссе были предотвращены новые еврейские погромы. Перед отправлением в поход император издал декрет, согласно которому тому, кто нападет на еврея и ранит его, отрубят руку. В качестве благодарности за предоставленную императором защиту евреям пришлось уплатить крупную сумму, которая пошла на покрытие издержек крестового похода. Крестовые походы оказали значительное влияние на жизнь еврейской общины в Европе. Их последствием стало обособление евреев от христианского населения. Более того, усилилась зависимость еврейской общины от императоров, которые требовали уплаты высоких налогов в знак благодарности за предоставление защиты. В XIV в. в Европе имели место еврейские погромы. Их причиной стало распространение эпидемии чумы. Евреи страдали от чумы заметно меньше, чем христиане, что привело к новому всплеску недовольства среди населения. Ученые считают, что на невысокую смертность евреев в годы чумы повлиял замкнутый образ жизни еврейской общины, а также предписания иудаизма относительно личной гигиены. Во время чумных погромов было уничтожено около 300 общин. Многие думали, что отношение к евреям претерпит изменение в эпоху гуманизма и реформации в Европе. На первоначальном этапе реформация, которая началась в Европе в XVI в., действительно привела к сближению евреев и христиан. В борьбе против католической церкви Лютер стремился привлечь евреев на свою сторону и написал трактат «Иисус Христос был евреем по рождению», в котором обосновал близость христианства и иудаизма. Он считал, что принять христианство евреям мешают фанатичные священники. Однако позже Лютер изменил свою точку зрения на совершенно противоположную. Он писал, что беда еврейского народа - расплата за их упрямство. Эпоха Просвещения выдвинула на первый план вопрос равноправия людей в обществе. Однако те, кто боролся с церковью за влияние на умы современников, не был свободен от предубеждений в отношении евреев. Так, один из крупнейших философов-просветителей Вольтер стал основоположником светского антисемитизма. В «Философском словаре» он написал: «вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают. Тем не менее не следует их сжигать» [5, с. 32]. Создатель идей Просвещения Д. Дидро считал, что христианство стало вредоносным и губительным ввиду того, что имеет иудейские корни. Из всех философов-просветителей только Монтескье, Руссо, Лессинг и Толанд выступали за равноправие евреев и не настаивали на необходимости изменения основ их жизни. Эпоха Просвещения заложила основы нового антисемитизма, а именно рационального антисемитизма, который не имел ни религиозной, ни экономической основы. Ни Вольтер, ни Дидро не призывали уничтожать евреев, однако объявили их врагами человечества и причиной всех несчастий. Особое внимание при изучении зарождения и эволюции антисемитизма в Германии заслуживает период с 1871 по 1945 г. Вплоть до последней трети XIX в. причиной вражды к евреям являлась исповедуемая ими религия. Расовый или современный антисемитизм зародился в 70-х гг. XIX в. и стал новым видом антисемитизма, рассматривающий евреев в качестве носителей определенных биологических признаков, считавшихся ущербными. Одним из теоретиков научного антисемитизма является французский дипломат, социолог и писатель Жозеф Артур де Гобино, который в своей книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» [2] выделил расы. По его мнению, наиболее способной к культурному развитию была арийская раса. Впоследствии А. Гитлер использовал теорию Гобино, чтобы аргументировать «исключительное право» немцев господствовать над миром. Термин «антисемитизм» был введен в оборот в 1879 г. в памфлете «Путь к победе германства над еврейством» [10] немецким публицистом Вильгельмом Марром. Он впервые употребил термин «антисемитизм» взамен ранее распространенных понятий «антииудаизм» и «юдофобия», которые основывались именно на религиозной ненависти к евреям. Великая Французская революция 1789 г. является, по мнению историков, одной из причин всплеска антисемитизма в Европе. Лозунгами революции стали «Свобода. Равенство. Братство», которые привели к тому, что евреи в разных странах получили равные с коренным населением права. Это дало им возможность занять лидирующие позиции в обществе европейских стран. Так возник «еврейский вопрос», в основе которого лежала проблема эмансипации евреев. Процесс эмансипация евреев начался еще до создания Германской империи в 1871 г., когда в Пруссии в 1812 г. был издан «Judenedikt» («еврейский эдикт»), согласно которому все евреи более не считались чужаками, а стали полноправными гражданами государства. В 1815 г. Венский конгресс принял решение о создании Германского союза - объединения независимых германских государств и вольных городов. Союзное собрание нового объединения вскоре отменило законы, гарантировавшие евреям равные с остальным населением права. В 1848 г. после имевшей место в Германии революции была предпринята еще одна попытка завершить прерванный процесс эмансипации евреев. Прусская конституция 1850 г. закрепила принцип, согласно которому пользование гражданскими и политическими правами не может зависеть от вероисповедания. Примеру Пруссии последовали другие германские государства. Эмансипация евреев окончательно состоялась лишь в 1869-1872 гг. и открыла им путь к образованию, науке, политике. Вместе с завершением про- цесса эмансипации начался процесс ассимиляции евреев в Германии, что впоследствии привело к всплеску ненависти к ним. В качестве примера ассимиляции евреев в немецком обществе можно привести семью Ратенау, которая оставила след в истории страны. Э. Ратенау был одним из родоначальников электрической промышленности в Германии. Его сын, В. Ратенау, был министром иностранных дел Германии с 1922 г., а также автором 12 книг, опубликованных в начале XX в. Вальтер Ратенау призывал евреев ассимилироваться, перенимать прусские манеры и стремиться внешне походить на немцев. В 1922 г. он был убит ультранационалистами, которые считали, что по его вине немцы умирали от голода в годы Первой мировой войны, что Ратенау - тайный агент советского большевизма, а также тайны агент мирового еврейства. В Германии в конце XIX в. был опубликован целый ряд антисемитских статей, в том числе в очень популярной в то время семейной газете «Gartenlaube». Статьи оказали значительное влияние на формирование образа евреев в глазах немцев. Отрицательное отношение к евреям прослеживается в немецкой литературе. Среди писателей-антисемитов можно выделить Вильгельма Раабе, Вильгельма Буш, Теодора Фонтане, Феликса Дан. Отчетливее всего антиеврейские настроения можно проследить в романе немецкого писателя Г. Фрейтага «Приход и расход». Все персонажи еврейского происхождения представлены в виде ростовщиков. В романе В. Раабе «Голодный пастор» описан именно такой образ евреев. Тема предосудительного отношения к евреям будет на протяжении долгого времени преобладать в немецкой литературе. Причиной уничтожения евреев в годы нахождения у власти националсоциалистов стало поражение Германской империи в Первой мировой войне. В программе Национал-социалистической немецкой рабочей партии от 1 апреля 1920 г. появился параграф о том, что «гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к немецкой нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Таким образом, ни один еврей не может быть отнесен к немецкой нации, а также являться гражданином Германии» [1, с. 17]. В 1933 г. антисемитизм стал официальной государственной доктриной Третьего рейха. 1 апреля 1933 г. прошел первый бойкот еврейских предприятий. 7 апреля рейхстаг принял закон о восстановлении профессионального чиновничества, который привел к увольнению неарийских чиновников. 25 апреля был принят закон о борьбе с переполненностью немецких школ и университетов, следствием которого стало введение квот для обучения евреев в учебных заведениях. Под давлением НСДАП в уставах многих организаций появился так называемый «Арийский параграф», закрепивший право членства только для представителей арийской расы. Врачи и адвокаты неарийского происхождения впредь не могли получить аккредитацию и были лишены заработка. 4 октября был принят закон о редакторах, по которому должность редактора мог занимать только ариец. К 1939 г. более 1 тыс. неугодных журналистов были изгнаны из редакций. 15 сентября 1935 г. рейхстаг принял Нюрнбергские законы, запретившие брачное и внебрачное смешение евреев с немецкими гражданами. Добиваясь эмиграции евреев из Германии, нацисты сотрудничали с Союзом немецких евреев, который оказывал помощь переселенцам. В 1933 г. было создано специальное ведомство Верховного комиссара по делам беженцев, задачей которого стало оказание помощи еврейским беженцам, которые стремились покинуть Третий рейх. К 1941 г. из Германии эмигрировала около 300 тыс. евреев: если в 1871 г. доля евреев в населении страны составляла 1% (382 тыс. человек), в 1925 г. - 0,9% (568 тыс.), то в 1939 г. - 0,32% (222 тыс.) [4, с. 335]. В конце 1937 г. начался процесс «ариизации» еврейской собственности, что было связано с тяжелым экономическим положением в стране. Стабилизация экономики являлась важнейшей задачей правительства Гитлера. Стоит отметить, что «ариизация» еврейского имущества не означала его национализации, ведь оно переходило в руки частных лиц, а не государственного аппарата. Процессу «ариизации» подвергались те предприятия, которые могли принести пользу в восстановлении мощи рейха, то есть магазины, фабрики, крупные предприятия, например, издательства Моссе и Ульштейна. Результатом этого процесса стал рост производства в большинстве отраслей немецкой индустрии. В годы Второй мировой войны евреев насильственно депортировали в расположенные в Польше лагеря и гетто, где их массово уничтожали. Следствием роспуска еврейских организаций стал запрет эмиграции. В немецких городах 9 ноября 1938 г. прошел массовый антиеврейский погром, который вошел в историю как «Хрустальная ночь». Нацисты жгли синагоги, грабили еврейские заведения и квартиры, избивали и арестовывали евреев. Поводом для погрома послужило убийство польским евреем советника немецкого посольства в Париже. За время Второй мировой войны в крупнейшем нацистском лагере Освенцим-Биркенау погибло от 1,5 до 2 млн человек [11, с. 202]. Стоит сказать, что историки расходятся в своих оценках относительно точного количества жертв, что связано с уничтожением многих документов. Правительство Германии до сих пор продолжает просить прощение у всего мира, и прежде всего у евреев, за преступления, совершенные в период нахождения национал-социалистов у власти. На сегодняшний день в Федеративной Республике публичное отрицание Холокоста является уголовным преступлением. Заключение. Спустя 72 года после окончания одной из самых страшных страниц в истории еврейского народа антисемитизм как явление продолжает существовать во многих странах мира, в том числе и в Федеративной Республике Германии, где время от времени разгораются дискуссии вокруг оценки роли евреев в жизни и истории страны. В 2014 г. Германию охватила волна антисемитских демонстраций, участниками которых стали живущие в ФРГ мусульмане. Политическое руководство страны выступило с осуждением. Председатель Центрального совета евреев Д. Грауманн тогда заявил: «Политическая элита страны, а также представители христианских концессий высказали нам много теплых слов поддержки. Но где поддержка гражданского общества?». Ответ на этот вопрос еще в 2012 г. дал авторитетный историк и публицист, изучающий проблемы антисемитизма в Германии К. Хардингхаус в своем исследовании «Der ewige Jude und die Generation Facebook», в ходе которого были опрошены 1200 пользователей социальных сетей. Половина респондентов заявила, что евреи слишком часто поднимают тему Холокоста. Таким образом, очевидно, что одной из важнейших причин существования антисемитизма в современной Германии является стремление евреев постоянно напоминать немцам об их позорном прошлом.

K Y Khderi

MGIMO University

Author for correspondence.
Email: kh_deri@hotmail.com
76 Vernadskiy av., 119454, Moscow, Russia

аспирантка кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России

  • Geiden K. Istorija germanskogo fashizma [History of the German Nazism]. M.–L., Gossotsekonomizdat, 1932. 395 p.
  • Gobino Zh. A. Opyt o neravenstve chelovecheskikh ras [Experience of the Inequality of Human Races]. M., Olma-Press, 2001. 768 p.
  • Pavlov N.V., Basik V.P., Kuleshov S.V., Poloskova T.V. Gosudarstvo i diaspory: opyt vzaimodejstvija [State and diasporas: experience of collaboration]. M.: TERRA, 2001. 264 p.
  • Plenkov O.J. Tretij Rejh. Socializm Gitlera. Ocherk istorii i ideologii [The third Reich. Hitler’s socialism. Essay on history and ideology]. Sankt-Petersburg, Izdatelskij dom «Neva», 2004. 480 p.
  • Poljakov L. Istorija antisemitizma. Jepoha znanij [History of antisemitism. Period of knowledge]. Moskva: Mosty kultury, 2008. 612 p.
  • ADL Global 100: An Index of Anti-Semitism // Anti-Defamation Leagues. URL: http:// global100.adl.org/#map/2015update (date of access 27.09.2016).
  • Der Wortlaut der Rede von Martin Hohmann zum Nationalfeiertag // Heise ONLINE. URL: http://www.heise.de/tp/artikel/15/15981/1.html (date of access 29.09.2016).
  • Griff in die unterste Schublade des Antisemitismus // Frankfurter Allgemeine Zeitung. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/cdu-griff-in-die-unterste-schublade-des-antisemitismus-1128886.html (date of access 29.10.2016).
  • Kaniuk J. Der letzte Berliner. München: List Verlag, 2002. 288 S.
  • Marr W. Der Weg zum Siege des Germanenthums über das Judentum. Berlin: Hentze, 1880. 48 S.
  • Piper F. Die Zahl der Opfer von Auschwitz: Aufgrund der Quellen und der Erträge der Forschung 1945 bis 1990. Auschwitz: Verlag Staatliches Museum Auschwitz-Birkenau, 1993. 248 S.
  • Reinke A. Geschichte der Juden in Deutschland 1781–1933. Darmstadt: WBG, 2007. 151 S.
  • Segall J. Die deutschen Juden als Soldaten im Kriege 1914–1918. Eine staatliche Studie. Berlin: HILO-VERLAG, 1922. 72 S.
  • Statistisches Jahrbuch 2015: Deutschland und Internationales // Statistisches Bundesamt. URL: https://www.destatis.de/DE/Publikationen/StatistischesJahrbuch/StatistischesJahrbuch2015.pdf? blob=publicationFile (date of access 27.09.2016).

Views

Abstract - 216

PDF (Russian) - 53

PlumX


Copyright (c) 2017 Khderi K.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.