Евреи в Германии: зарождение и развитие идей антисемитизма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Своими корнями антисемитизм уходит далеко в прошлое. Сегодня представляется невозможным определить, был ли антисемитизм на протяжении столетий в Германии сильнее, чем в других странах Европы (Франция, Польша, Россия), поскольку с точки зрения исторической науки такие явления, как ненависть, предрассудки, не поддаются точным измерениям. Однако наибольшего расцвета ненависть и предрассудки в отношении евреев достигли именно в Германии после прихода к власти А. Гитлера. В начале 2016 г. его книга «Майн кампф» впервые за 70 лет была снабжена исчерпывающими научными комментариями и поступила в продажу. Не стоит думать, что переиздание нацистского манифеста, ставшего прологом к самой страшной странице в истории еврейского народа, свидетельствует о возрождении антисемитских настроений в Федеративной Республике. Целью такого поступка стало изучение и очередное осмысление собственной истории для недопущения повторения событий недавнего прошлого в настоящем и будущем.

Полный текст

Введение. Многовековая история проживания евреев в Германии разделена на разные периоды, когда еврейская община пользовалась наибольшими правами и привилегиями, а также наоборот, когда евреев преследовали и уничтожали. Взаимоотношения немцев и евреев - особая тема для Германии, где после окончания одной из самых страшных страниц в истории человечества было потрачено много усилий, чтобы искоренить все формы расовой и религиозной дискриминации. Несмотря на это, в ФРГ время от времени разгораются дискуссии вокруг оценки преступлений национал-социалистов против евреев в XX в. В 2003 г. по случаю празднования Дня национального единства депутат бундестага М. Хоман (ХДС) сравнил в своей речи, произнесенной в городе Нойхоф (земля Гессен) на торжественном заседании городского отделения Христианско-демократической партии, роль евреев в большевистской революции с ролью нацистов, задав аудитории следующий вопрос: «Если немецкий народ заклеймен как народ-преступник, то не заслужил ли и еврейский народ такое же клеймо» [7]? Он сделал попытку провести параллель между преступлениями нацистов и преступной активностью евреев в карательных большевистских органах. Речь депутата вызвала шок и возмущение в германском обществе. Председатель Центрального совета евреев П. Шпигель подверг резкой критике выступление Мартина Хомана и заявил, что «его высказывания - использование самых низменных инструментов отвратительного антисемитизма» [8]. Социал-демократы потребовали исключить его из парламентской фракции ХДСС/ ХСС. Руководство Христианско-демократического союза предпочло дистанцироваться от высказываний однопартийца и приняло решение об исключении его из партии, несмотря на то, что М. Хоманн публично заявил, что в его намерения не входило отрицать Холокост и называть евреев преступниками. Американская еврейская неправительственная правозащитная общественно-политическая организация «Anti-Defamation League - ADL», противостоящая всем формам антисемитизма и нетерпимости по отношению к евреям, на протяжении последних 50-ти лет ежегодно проводит исследование «ADL Global 100: индекс антисемитизма» [6]. Целью исследования является выявление уровня антисемитских настроений в странах мира. В ходе проведенного в 102 странах мира в период с 2013 по 2014 г. опроса были изучены и проанализированы мнения более 53 тыс. человек. Результаты опроса продемонстрировали, что 26% жителей планеты придерживаются антисемитских взглядов. Германия находится на 5 месте среди стран Западной Европы по уровню распространения антиеврейских настроений среди населения (27%). При анализе ответов немцев на вопросы стало очевидно, что наибольшее раздражение вызывает именно постоянное напоминание евреями о Холокосте (52%). Согласно данным Федерального статистического ведомства, сегодня в ФРГ проживает около 200 тыс. евреев, 105 тыс. из которых состоят в 108 еврейских общинах [14]. Все еврейские общины входят в Центральный совет евреев в Германии. Исследование проблемы Жизнь первых еврейских поселений на территории современной Германии (IV-XVIII вв.) История проживания евреев в Европе берет свое начало в Римской империи. Изгнанные со своей земли евреи появились в Европе как рабы, наемники, кре- стьяне и коммерсанты. Они селились вдоль торговых путей по Дунаю, Эльбе и Рейну. Так возникли первые еврейские поселения на континенте. Первым источником, доказывающим проживание евреев на территории современной Германии, ученые считают декрет римского императора Константина I Великого от 321 г., который наделил их правом быть избранными в городской совет Кельна. В то время евреи могли занимать разные должности в органах власти, свободно выбирать профессии и заниматься любым делом без каких-либо ограничений. Они выполняли функцию денежных ссудодателей, менял, ремесленников, а также купцов. Городские власти были заинтересованы в оседлых евреях, которые своей деятельностью способствовали оживлению городской торговли. Еврейские торговцы получали привилегии в виде гарантии свободной торговли, а также освобождались от уплаты таможенных пошлин. Урезание привилегий евреев началось с принятием Римской империей христианства в качестве государственной религии. Церковь, чья роль в обществе на протяжении многих веков неуклонно росла, выступила за запрет браков между евреями и христианами, принудительное крещение евреев, их вытеснение из профессий. В империи Карла Великого, которая возникла в V в. на территории бывшей Римской империи, евреи удовлетворяли потребности императорского двора и его окружения в предметах роскоши, которые они привозили из других стран. В то время евреи были не только коммерсантами, но и учеными, а также состояли на дипломатической службе. Так, Исаак Митглид был дипломатическим представителем королевства франков в Багдаде у правителя Абассидского халифата в 786-809 гг. Католическая церковь не раз предпринимала попытки ограничить права евреев, однако экономика нуждалась в развитии торговли, что способствовало защите прав еврейского населения. Ситуация изменилась в 1096 г. во время первого крестового похода. Папа римский Урбан II на Клермонском соборе выступил с проповедью, в ходе которой призвал освободить Святую Землю от всех, кто исповедовал любую религию, отличную от христианства. Проповедь папы привела к росту антисемитизма в городах, где стали слышны призывы убивать евреев. Погром крестоносцев привел к окончанию эпохи мирного сосуществования евреев с другими народами. Истинная причина погрома крылась в нужде крестоносцев в деньгах, которые можно было взять у богатых еврейских общин. Во время второго крестового похода в 1147 г. папа Евгений III освободил крестоносцев от уплаты евреям процентов за долги, были введены ограничения на строительство и приобретение евреями земельных участков в городах. Отныне евреи должны были окружать свой жилой квартал стеной. Только во время третьего крестового похода в 1189 г. благодаря Фридриху I Барбароссе были предотвращены новые еврейские погромы. Перед отправлением в поход император издал декрет, согласно которому тому, кто нападет на еврея и ранит его, отрубят руку. В качестве благодарности за предоставленную императором защиту евреям пришлось уплатить крупную сумму, которая пошла на покрытие издержек крестового похода. Крестовые походы оказали значительное влияние на жизнь еврейской общины в Европе. Их последствием стало обособление евреев от христианского населения. Более того, усилилась зависимость еврейской общины от императоров, которые требовали уплаты высоких налогов в знак благодарности за предоставление защиты. В XIV в. в Европе имели место еврейские погромы. Их причиной стало распространение эпидемии чумы. Евреи страдали от чумы заметно меньше, чем христиане, что привело к новому всплеску недовольства среди населения. Ученые считают, что на невысокую смертность евреев в годы чумы повлиял замкнутый образ жизни еврейской общины, а также предписания иудаизма относительно личной гигиены. Во время чумных погромов было уничтожено около 300 общин. Многие думали, что отношение к евреям претерпит изменение в эпоху гуманизма и реформации в Европе. На первоначальном этапе реформация, которая началась в Европе в XVI в., действительно привела к сближению евреев и христиан. В борьбе против католической церкви Лютер стремился привлечь евреев на свою сторону и написал трактат «Иисус Христос был евреем по рождению», в котором обосновал близость христианства и иудаизма. Он считал, что принять христианство евреям мешают фанатичные священники. Однако позже Лютер изменил свою точку зрения на совершенно противоположную. Он писал, что беда еврейского народа - расплата за их упрямство. Эпоха Просвещения выдвинула на первый план вопрос равноправия людей в обществе. Однако те, кто боролся с церковью за влияние на умы современников, не был свободен от предубеждений в отношении евреев. Так, один из крупнейших философов-просветителей Вольтер стал основоположником светского антисемитизма. В «Философском словаре» он написал: «вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают. Тем не менее не следует их сжигать» [5, с. 32]. Создатель идей Просвещения Д. Дидро считал, что христианство стало вредоносным и губительным ввиду того, что имеет иудейские корни. Из всех философов-просветителей только Монтескье, Руссо, Лессинг и Толанд выступали за равноправие евреев и не настаивали на необходимости изменения основ их жизни. Эпоха Просвещения заложила основы нового антисемитизма, а именно рационального антисемитизма, который не имел ни религиозной, ни экономической основы. Ни Вольтер, ни Дидро не призывали уничтожать евреев, однако объявили их врагами человечества и причиной всех несчастий. Особое внимание при изучении зарождения и эволюции антисемитизма в Германии заслуживает период с 1871 по 1945 г. Вплоть до последней трети XIX в. причиной вражды к евреям являлась исповедуемая ими религия. Расовый или современный антисемитизм зародился в 70-х гг. XIX в. и стал новым видом антисемитизма, рассматривающий евреев в качестве носителей определенных биологических признаков, считавшихся ущербными. Одним из теоретиков научного антисемитизма является французский дипломат, социолог и писатель Жозеф Артур де Гобино, который в своей книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» [2] выделил расы. По его мнению, наиболее способной к культурному развитию была арийская раса. Впоследствии А. Гитлер использовал теорию Гобино, чтобы аргументировать «исключительное право» немцев господствовать над миром. Термин «антисемитизм» был введен в оборот в 1879 г. в памфлете «Путь к победе германства над еврейством» [10] немецким публицистом Вильгельмом Марром. Он впервые употребил термин «антисемитизм» взамен ранее распространенных понятий «антииудаизм» и «юдофобия», которые основывались именно на религиозной ненависти к евреям. Великая Французская революция 1789 г. является, по мнению историков, одной из причин всплеска антисемитизма в Европе. Лозунгами революции стали «Свобода. Равенство. Братство», которые привели к тому, что евреи в разных странах получили равные с коренным населением права. Это дало им возможность занять лидирующие позиции в обществе европейских стран. Так возник «еврейский вопрос», в основе которого лежала проблема эмансипации евреев. Процесс эмансипация евреев начался еще до создания Германской империи в 1871 г., когда в Пруссии в 1812 г. был издан «Judenedikt» («еврейский эдикт»), согласно которому все евреи более не считались чужаками, а стали полноправными гражданами государства. В 1815 г. Венский конгресс принял решение о создании Германского союза - объединения независимых германских государств и вольных городов. Союзное собрание нового объединения вскоре отменило законы, гарантировавшие евреям равные с остальным населением права. В 1848 г. после имевшей место в Германии революции была предпринята еще одна попытка завершить прерванный процесс эмансипации евреев. Прусская конституция 1850 г. закрепила принцип, согласно которому пользование гражданскими и политическими правами не может зависеть от вероисповедания. Примеру Пруссии последовали другие германские государства. Эмансипация евреев окончательно состоялась лишь в 1869-1872 гг. и открыла им путь к образованию, науке, политике. Вместе с завершением про- цесса эмансипации начался процесс ассимиляции евреев в Германии, что впоследствии привело к всплеску ненависти к ним. В качестве примера ассимиляции евреев в немецком обществе можно привести семью Ратенау, которая оставила след в истории страны. Э. Ратенау был одним из родоначальников электрической промышленности в Германии. Его сын, В. Ратенау, был министром иностранных дел Германии с 1922 г., а также автором 12 книг, опубликованных в начале XX в. Вальтер Ратенау призывал евреев ассимилироваться, перенимать прусские манеры и стремиться внешне походить на немцев. В 1922 г. он был убит ультранационалистами, которые считали, что по его вине немцы умирали от голода в годы Первой мировой войны, что Ратенау - тайный агент советского большевизма, а также тайны агент мирового еврейства. В Германии в конце XIX в. был опубликован целый ряд антисемитских статей, в том числе в очень популярной в то время семейной газете «Gartenlaube». Статьи оказали значительное влияние на формирование образа евреев в глазах немцев. Отрицательное отношение к евреям прослеживается в немецкой литературе. Среди писателей-антисемитов можно выделить Вильгельма Раабе, Вильгельма Буш, Теодора Фонтане, Феликса Дан. Отчетливее всего антиеврейские настроения можно проследить в романе немецкого писателя Г. Фрейтага «Приход и расход». Все персонажи еврейского происхождения представлены в виде ростовщиков. В романе В. Раабе «Голодный пастор» описан именно такой образ евреев. Тема предосудительного отношения к евреям будет на протяжении долгого времени преобладать в немецкой литературе. Причиной уничтожения евреев в годы нахождения у власти националсоциалистов стало поражение Германской империи в Первой мировой войне. В программе Национал-социалистической немецкой рабочей партии от 1 апреля 1920 г. появился параграф о том, что «гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к немецкой нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Таким образом, ни один еврей не может быть отнесен к немецкой нации, а также являться гражданином Германии» [1, с. 17]. В 1933 г. антисемитизм стал официальной государственной доктриной Третьего рейха. 1 апреля 1933 г. прошел первый бойкот еврейских предприятий. 7 апреля рейхстаг принял закон о восстановлении профессионального чиновничества, который привел к увольнению неарийских чиновников. 25 апреля был принят закон о борьбе с переполненностью немецких школ и университетов, следствием которого стало введение квот для обучения евреев в учебных заведениях. Под давлением НСДАП в уставах многих организаций появился так называемый «Арийский параграф», закрепивший право членства только для представителей арийской расы. Врачи и адвокаты неарийского происхождения впредь не могли получить аккредитацию и были лишены заработка. 4 октября был принят закон о редакторах, по которому должность редактора мог занимать только ариец. К 1939 г. более 1 тыс. неугодных журналистов были изгнаны из редакций. 15 сентября 1935 г. рейхстаг принял Нюрнбергские законы, запретившие брачное и внебрачное смешение евреев с немецкими гражданами. Добиваясь эмиграции евреев из Германии, нацисты сотрудничали с Союзом немецких евреев, который оказывал помощь переселенцам. В 1933 г. было создано специальное ведомство Верховного комиссара по делам беженцев, задачей которого стало оказание помощи еврейским беженцам, которые стремились покинуть Третий рейх. К 1941 г. из Германии эмигрировала около 300 тыс. евреев: если в 1871 г. доля евреев в населении страны составляла 1% (382 тыс. человек), в 1925 г. - 0,9% (568 тыс.), то в 1939 г. - 0,32% (222 тыс.) [4, с. 335]. В конце 1937 г. начался процесс «ариизации» еврейской собственности, что было связано с тяжелым экономическим положением в стране. Стабилизация экономики являлась важнейшей задачей правительства Гитлера. Стоит отметить, что «ариизация» еврейского имущества не означала его национализации, ведь оно переходило в руки частных лиц, а не государственного аппарата. Процессу «ариизации» подвергались те предприятия, которые могли принести пользу в восстановлении мощи рейха, то есть магазины, фабрики, крупные предприятия, например, издательства Моссе и Ульштейна. Результатом этого процесса стал рост производства в большинстве отраслей немецкой индустрии. В годы Второй мировой войны евреев насильственно депортировали в расположенные в Польше лагеря и гетто, где их массово уничтожали. Следствием роспуска еврейских организаций стал запрет эмиграции. В немецких городах 9 ноября 1938 г. прошел массовый антиеврейский погром, который вошел в историю как «Хрустальная ночь». Нацисты жгли синагоги, грабили еврейские заведения и квартиры, избивали и арестовывали евреев. Поводом для погрома послужило убийство польским евреем советника немецкого посольства в Париже. За время Второй мировой войны в крупнейшем нацистском лагере Освенцим-Биркенау погибло от 1,5 до 2 млн человек [11, с. 202]. Стоит сказать, что историки расходятся в своих оценках относительно точного количества жертв, что связано с уничтожением многих документов. Правительство Германии до сих пор продолжает просить прощение у всего мира, и прежде всего у евреев, за преступления, совершенные в период нахождения национал-социалистов у власти. На сегодняшний день в Федеративной Республике публичное отрицание Холокоста является уголовным преступлением. Заключение. Спустя 72 года после окончания одной из самых страшных страниц в истории еврейского народа антисемитизм как явление продолжает существовать во многих странах мира, в том числе и в Федеративной Республике Германии, где время от времени разгораются дискуссии вокруг оценки роли евреев в жизни и истории страны. В 2014 г. Германию охватила волна антисемитских демонстраций, участниками которых стали живущие в ФРГ мусульмане. Политическое руководство страны выступило с осуждением. Председатель Центрального совета евреев Д. Грауманн тогда заявил: «Политическая элита страны, а также представители христианских концессий высказали нам много теплых слов поддержки. Но где поддержка гражданского общества?». Ответ на этот вопрос еще в 2012 г. дал авторитетный историк и публицист, изучающий проблемы антисемитизма в Германии К. Хардингхаус в своем исследовании «Der ewige Jude und die Generation Facebook», в ходе которого были опрошены 1200 пользователей социальных сетей. Половина респондентов заявила, что евреи слишком часто поднимают тему Холокоста. Таким образом, очевидно, что одной из важнейших причин существования антисемитизма в современной Германии является стремление евреев постоянно напоминать немцам об их позорном прошлом.

×

Об авторах

Карина Юсефовна Хдери

МГИМО (У) МИД Россиии

Автор, ответственный за переписку.
Email: kh_deri@hotmail.com

аспирантка кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России

проспект Вернадского, 76, 119454, Москва

Список литературы

  1. Гейден К. История германского фашизма. М.-Л., Госсоцэкономиздат, 1932. 395 c.
  2. Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М., Олма-Пресс, 2001. 768 с.
  3. Павлов Н.В., Басик В.П., Кулешов С.В., Полоскова Т.В. Государство и диаспоры: опыт взаимодействия / Отв. ред. Ю.Е. Фокин. М.: ТЕРРА, 2001. 264 с.
  4. Пленков О.Ю. Третий Рейх. Социализм Гитлера. Очерк истории и идеологии. СанктПетербург, Издательский дом «Нева», 2004. 480 с.
  5. Поляков Л. История антисемитизма. Эпоха знаний. Москва: Мосты культуры, 2008. 612 с.
  6. ADL Global 100: An Index of Anti-Semitism // Anti-Defamation Leagues. URL: http:// global100.adl.org/#map/2015update (date of access 27.09.2016).
  7. Der Wortlaut der Rede von Martin Hohmann zum Nationalfeiertag // Heise ONLINE. URL: http://www.heise.de/tp/artikel/15/15981/1.html (date of access 29.09.2016).
  8. Griff in die unterste Schublade des Antisemitismus // Frankfurter Allgemeine Zeitung. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/cdu-griff-in-die-unterste-schublade-des-antisemitismus-1128886.html (date of access 29.10.2016).
  9. Kaniuk J. Der letzte Berliner. München: List Verlag, 2002. 288 S.
  10. Marr W. Der Weg zum Siege des Germanenthums über das Judentum. Berlin: Hentze, 1880. 48 S.
  11. Piper F. Die Zahl der Opfer von Auschwitz: Aufgrund der Quellen und der Erträge der Forschung 1945 bis 1990. Auschwitz: Verlag Staatliches Museum Auschwitz-Birkenau, 1993. 248 S.
  12. Reinke A. Geschichte der Juden in Deutschland 1781-1933. Darmstadt: WBG, 2007. 151 S.
  13. Segall J. Die deutschen Juden als Soldaten im Kriege 1914-1918. Eine staatliche Studie. Berlin: HILO-VERLAG,1922. 72 S.
  14. Statistisches Jahrbuch 2015: Deutschland und Internationales // Statistisches Bundesamt. URL: https://www.destatis.de/DE/Publikationen/StatistischesJahrbuch/StatistischesJahrbuch2015.pdf? blob=publicationFile (date of access 27.09.2016).

© Хдери К.Ю., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах