The Image of a Political Leader in the Russian Political Studies

Cover Page

Abstract


The article reviews Russian political science studies related to the image of a political leader. The authors distinguish philosophical, historical, political, psychological and sociopolitical approaches and schools. The authors examine both theoretical and practice-oriented developments in this field of research. The main methodological branches pertinent to the studies of a political leader’s image are political psychology and political sociology, which are analyzed separately. The article reviews the works of both well-known political scientists in this field and young researchers. The authors believe that the collected and systematized material can prove useful for political scientists researching the problems of political leadership.


Введение Целью данной статьи является анализ теоретических и практических исследований образа политического лидера в отечественной политологии для обобщения существующего опыта в данной области. Так, в настоящее время в научном сообществе востребованы обзорные статьи, которые могли бы, с одной стороны, сориентировать специалистов, приступающих к изучению данной области знания, а с другой - выявить и обратить внимание на имеющиеся «белые пятна», а также, возможно, привлечь к их исследованию молодых ученых. Сразу оговоримся, что в данной статье рассматриваются работы только отечественной школы политологии, что вполне оправданно: поскольку Россия обладает своей уникальной историей и культурой1, то и образы политических лидеров имеют здесь специфические особенности. Эти особенности могут отражаться не только в содержании изученных нами работ, но и иметь известное влияние на теорию и методологию построения соответствующих исследований в будущем. Представляется, что к теме исследования образа политического лидера[39] так или иначе обращалось большинство отечественных политологов. Однако целенаправленно и системно изучением этого вопроса занимается не так много специалистов. В целом в российской политологии можно выделить несколько основных уровней рассмотрения образа политического лидера: философско-исторический; психологический; социально-психологический и социологический. На каждом названном уровне существуют как теоретические, так и практические наработки, а также используется инструментарий различных научных дисциплин. На наш взгляд, собственно политологический уровень исследования стоит особняком и его можно выделить в отдельную категорию, поскольку он либо включает в себя каждый из названных уровней, либо, при оценке образа политического лидера, обозначает и учитывает все другие уровни. Исследования образа политического лидера в отечественной политической мысли Поскольку предметом рассмотрения в данной статье являются особенности изучения образа политического лидера в отечественной политической мысли, по этому же принципу мы постарались рассмотреть и сегментировать работы, посвященные именно данному аспекту. При этом при написании статьи мы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, в отечественной политологии на сегодняшний день не существует общего методологического подхода к исследованию образа политического лидера. Также очень часто исследования в данной области используют методологию и инструментарий различных научных дисциплин. Представляется достаточно сложным собрать все основные работы в рамках одной статьи, поэтому, несмотря на упоминания в тексте имен ряда ученых, в сносках и списке литературы мы приводим лишь некоторые работы, которые, на наш взгляд, носят либо системный характер, либо предметно рассматривают какие-либо существенные аспекты в теории и методологии изучения образа политического лидера. На ранних этапах развития российской сферы политического знания существенный вклад в исследование темы образов политического лидера внесли, на наш взгляд, такие мыслители, как: П.Л. Лавров[40], Н.К. Михайловский[41], П.И. Ковалевский [1], Г.И. Чулков [2]. Так, П.Л. Лавров указывал на то, что основной движущей силой социального прогресса являются «критически мыслящие личности», среди которых он выделял «говорунов», «незаметных героев человечества» и «лидеров прогресса» [3]. Н.К. Михайловский рассматривал лидерство в контексте соотношений понятий «выдающаяся личность» и «герой». Если последний, по мнению Н.К. Михайловского, мог вдохновить народ своим примером (при этом неважно, на дурной поступок или благой), то выдающуюся личность отличали ее ценности, которые создавали предпосылки для наиболее полного выражения потребности преобразования общественной жизни и поэтому действия выдающейся личности несомненно могли обогатить сокровищницу человечества (в отличие от действий героя). Ценность вклада П.И. Ковалевского в том, что в своей работе «Психиатрические этюды» он раскрыл динамику различных психических явлений, показал роль среды и наследственности и в формировании личности политического лидера. Другой российский исследователь - Г.И. Чулков в 1928 г. написал работу «Императоры: психологические портреты» о русских императорах, где автором приведена целая серия психологических портретов пяти царей, занимавших русский престол в XIX в. (от Павла I до Александра III). Традиция рассмотрения образа политического лидера в контексте особенностей его политического стиля была продолжена и позже в советское время, а на рубеже 1990-х гг. можно констатировать формирование отдельного подраздела отечественной политической психологии - портретологии. Исследования в этой области отличаются анализом политического стиля и особенностей отдельных политиков. В частности, этими темами занимались: Т.М. Рыскова, Е.В. Егорова-Гаман, Г.К. Ашин, А.В. Святославский, Н.М. Ракитянский, О.В. Великанова, Ф.М. Бурлацкий, Г.А. Авцинова, В.Ф. Чиж, В.Л. Римский и др. [4-16]. К данному направлению также активно подключились многие публицисты и конспирологи [17]. Несмотря на широкий интерес со стороны ученых-обществоведов, политическая портретология, на наш взгляд, занимается исследованием преимущественно индивидуальных особенностей политического лидера, рассматривает особенности формирования конкретных исторических личностей и в связи с этим не отвечает на ряд актуальных вопросов, связанных, например, с возможностью рекрутирования политических лидеров и пр. Значительный интерес представляет пласт исследований, которые, на наш взгляд, носят системный характер, рассматривают образ политического лидера в контексте культурно-исторической ситуации, с учетом особенностей психологии личности как самого политика, так и его последователей и окружения. Наиболее значимыми здесь являются исследования образов политического лидера, которые проводились такими учеными-политологами, как Е.Б. Шестопал, О.В. Гаман-Голутвина, Г.Г. Дилигенский, Т.В. Евгеньева, О.В. Попова, С.В. Нестерова, В.А. Зорин, А.В. Селезнева, А.Л. Зверев, И.А. Василенко, И.С. Палитай, Т.В. Бендас и др. [18-34]. Работы данных авторов отличает системность, в то же время отсутствует единый подход, сохраняется широкое, возможно даже избыточное разнообразие теоретических и методологических подходов и типологий, снижающее совместимость проведенных исследований. При этом в вопросе исследования образа политического лидера сформировалось как минимум два основных методологических подхода, основанных на инструментарии двух научных дисциплин - психологии и социологии. Результаты соответствующих исследований часто имеют значительные расхождения (собственно, они отличаются не только процедурой проведения, масштабностью и методами, но и целевой аудиторией). Поэтому наиболее перспективным направлением является системный подход, предполагающий объединение данных направлений, синтез психологических и социологических методов в политологических исследованиях политического лидерства, что влечет за собой развитие и верификацию новых методов исследования, учитывающих как адресность психологического анализа, так и масштабность социологических измерений. Продолжая обзор исследований, посвященных образу политического лидера, мы не смогли обойти вниманием ряд диссертаций по данной теме. Здесь можно выделить, например, диссертации А.В. Селезневой, О.В. Букреевой, М.И. Жесткова, Е.А. Киктевой, Н.П. Шелекасовой и др. [35-39]. В исследованиях образа политического лидера заметен и региональный аспект. В частности, ряд политологов рассматривают роль и образ политического лидера в регионах России с учетом контекста и особенностей региональной политики в различных субъектах РФ (Н.Н. Розанова, Е.П. Добрынина, Д.А. Ланко, Т.Н. Литвинова, Л.Я. Арапханова, С.Ю. Асеев, Д.Ц. Будаева, К.А. Корпухина, Н.А. Евдокимов, А.П. Силгириев, Я.Ю. Шашкова, А.И. Шаяхметов, С.А. Шпагин, А.Б. Баранников и др.[42]). Далее, можно выделить работы, в которых делается акцент на рассмотрении какого-либо отдельного аспекта образа политического лидера. Например, исследования, посвященные анализу влияния на формирование образа лидера качества взаимодействия лидера и его последователей (В.П. Горяинов [40]); исследование концептов «политического авторитета» (И.А. Богатырёв) [41], политической маргинальности в контексте образа политического лидера (А.М. Вафин) [42]. Другие авторы анализируют образ «национального политического лидера» (Е.Н. Новиков) [43]. Анализом особенностей образа гендерного и в том числе женского политического лидерства занимаются такие ученые, как С.Г. Айвазова, А.Е. Чирикова, О.Г. Овчарова Т.В. Бендас, Ю.Л. Шепелева и др. [44-49]. Внимание уделяется также исследованию политических образов и ценностей молодежных лидеров (О.В. Попова, И.Н. Трофимова, И.В. Самаркина и др. [50-53]) либо стратегиям PR-кампаний политических лидеров, в процессе которых происходит искусственное моделирование политического образа лидера (И.А. Василенко, С.В. Володенков, Е.В. Галкина, В.А. Кнурова, Н.В. Смулькина и др. [54-59]). Ряд работ посвящены исследованию политических ценностей, влияющих на выбор образа политического лидера (А.В. Селезнева [60]), в связи с этим исследуется понятие «ответственного политического лидерства» (А.А. Габриелян [61]) либо проводится анализ особенностей национальной культуры, где исследуется специфика восприятия образа политических лидеров в культурно-историческом контексте (Г.Д. Гачев, А.В. Захаров, Ю.А. Селивёрстова, Д.М. Дурдин и др. [62-65]). Представленные исследования носят преимущественно теоретический характер. Мы не смогли упомянуть ряд признанных авторов в силу ограниченных объемов статьи, однако в большинстве своем представленные теоретические изыскания во многом схожи, в них образ политического лидера рассматривается либо в контексте философских концептов, либо преимущественно через призму западных научных подходов и теорий, которых не всегда могут быть применимы в контексте российской действительности. Другое важное направление исследований представляют работы, посвященные анализу роли мифов и коллективного бессознательного в формировании и популяризации образов политических лидеров (Н.Г. Щербинина, Т.В. Евгеньева, М.Ю. Ананченко, С.В. Разворотнева, Т.А. Штукина, М.Г. Иванова, И.Б. Фан, О.Ю. Малинова и др.) [66-74]. Несмотря на теоретическую направленность, данные исследования обосновывают важность бессознательного компонента общественно-политического сознания при анализе образа политического лидера. В настоящее время в отечественной науке роль бессознательного по-прежнему сравнительно мало учитывается, и мы надеемся, что в дальнейшем данное направление получит свое продолжение и развитие. Заслуживают внимания и работы, посвященные семиотическому анализу образа политического лидера. Чаще всего такие исследования проходят в рамках более общего анализа символического потенциала образа власти и включают рассмотрение коммуникативного фактора при формировании образа политического лидера. Здесь можно выделить работы таких авторов, как М.С. Вершинин, С.В. Разворотнева, И.С. Палитай, Д.В. Алексеев, Э.А. Попов и др. [75-79]. Представляется, что в настоящее время в отечественной политической психологии исследование образа политического лидера постепенно начинает занимать одну из центральных позиций. Вместе с тем, несмотря на то что исследователи стремятся показать всю многомерность измерения и научного анализа такого явления, как образ политического лидера, здесь все еще существует ряд «белых пятен», которые мы не могли обойти вниманием в данном разделе статьи. Методология исследования образа политического лидера в политической психологии Политическая психология предметно, содержательно и методологически связана как с психологией, так и с политологией: методы исследования и анализа восприятия, политических установок, политических ценностей и пр. чаще всего заимствованы из психологии. Однако цель психологии заключается не только в изучении внутренних психических структур человека, но и в оказании непосредственной помощи конкретному индивиду. Целевая аудитория политической психологии несколько отличается (это политические элиты, государство, эксперты в области политологии), и это, на наш взгляд, закономерно ведет к сужению исследовательского потенциала данной научной дисциплины. Наибольший вклад в данную область исследования был осуществлен кафедрой социологии и психологии политики МГУ[43], где для изучения образов политических лидеров было обосновано применение методов глубинного интервью и метода фиксированных ассоциаций. Так, профессором Е.Б. Шестопал показано, что содержание методологии оценки образа политического лидера может быть основано на оценке политических лидеров по таким критериям, как: привлекательность-непривлекательность, сила-слабость и активность-пассивность [80]. Наиболее полное описание указанного подхода содержится в монографиях «Путин 3.0. Общество и власть в новейшей истории России» [19] и «Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018)» [81], где представлены данные проведенных исследований. Отличие методологии данной школы заключается в обосновании и реальном применении методов исследования бессознательных уровней восприятия политических лидеров[44]. В политической психологии применяются и другие методологические подходы. Так, исследование образа политического лидера некоторыми авторами соотносится с областью символического, что позволяет им проводить семиотический анализ. Например, по данным исследования Е.Б. Шестопал и А.В. Селезневой, наиболее часто употребляемыми в среде российской политической элиты выступают такие концепты, как: «государство», «Россия», «президент», «власть», «закон», а также отмечается, что «в речах всех изученных представителей российской политической элиты наиболее часто употребляемым и во многом смыслообразующим является когнитивный символ „мы“» [84. C. 222]. Употребление данного когнитивного символа свидетельствует, с одной стороны, о коллегиальном характере принятия политических решений в среде российской политической элиты и коллективной ответственности за их последствия, с другой стороны, обобщение «мы» приводит к обезличиванию политики, к возможности избежать ответственности за свои решения. Исследователями также отмечается, что прослеживается очевидная связь между должностью президента и когнитивными символами его деятельности в России. Например, анализ текстов позволил обнаружить связь должности главы государства с «такими категориями действия, как „объявляет“, „ставит (задачу)“, „обозначает (приоритеты)“, „формулирует (подход)“, „предлагает“, „заявляет“, „принимает (решения)“» [84. C. 225], поскольку они являются отражением его конституционных обязанностей. Еще одним методом исследования образа политического лидера является метод группового конструирования сказочных сюжетов, который рассматривается в работах И.К. Владыкина, С.Н. Плесовских, Н.В. Смулькиной, М.Г. Ивановой [72; 85; 86]. Поведенческие модели, описанные в сюжетах народных сказаний, позволяют проанализировать те бессознательные установки, благодаря которым образы даже современных политических лидеров приобретают популярность у населения. Более того, использование метода группового конструирования сказочных сюжетов возможно и в полевых исследованиях, когда респондентам по определенному алгоритму и на заданную тему предлагается «сочинить сказку». Благодаря этому удается выявить те бессознательные установки граждан в отношении политических лидеров, которые сложно обнаружить при проведении открытых опросов. Подходы к исследованию образа политического лидера в политической социологии Одним из существенных недостатков политической психологии является то, что ее методы не могут использоваться массово, они всегда ограничены небольшим числом респондентов, временем и небольшим числом самих экспертов. Обратную картину мы обнаруживаем в рамках социологического подхода. Здесь исследования образа политического лидера, его взаимосвязи с электоральным поведением избирателей и т.д. проводятся такими научно-исследовательскими организациями, как ВЦИОМ, Левада-Центр, ФОМ, ИС РАН, ИСПИ РАН, Центр социологических исследований МГУ, ЦИРКОН и др. При этом анализируются не только количественные показатели (статус, уровень доходов, образования, местожительство электората и пр.), но и проводится качественная оценка, которая, по мнению социологов, позволяет выделять ценностные предпочтения, влияющие на политический выбор россиян [87]. В этом ряду отдельно выделяются исследования, проводимые под руководством академика РАН М.К. Горшкова, результаты которых широко отражены в ряде монографий и сборников [88-89]. Изучение образа политического лидера здесь находится в тесной взаимосвязи с исследованиями психологии электорального поведения и ценностно-смысловыми принципами, которыми руководствуется население при выборе политического лидера. В этой области присутствует широкий перечень как теоретических, так и практических разработок. Анализируя результаты социологических исследований восприятия политических лидеров, нельзя не отметить, что они также эволюционируют, совершенствуется методология и используемые процедуры. Вместе с тем внимание социологов сосредоточено в основном на изучении политических ценностей россиян. В результате делаются выводы о том, какой образ политического лидера является наиболее предпочтительным с точки зрения избирателей или отдельных сегментов общества. Так, согласно данным «Левада-Центра» 2018 года, россияне ценят в президенте следующие качества и политические заслуги: опытность, энергичность, дальновидность, способность повлечь за собой людей, способность защищать государственные интересы, способность к компромиссам, внешнеполитический курс, политика на Северном Кавказе, честность, принципиальность [90. C. 72]. При этом соответствующее исследование 2019 года показало, что авторитет В.В. Путина снизился[45], что позволяет сделать вывод о том, что электоральные предпочтения россиян не носят устойчивого характера. То, что мнение граждан по вопросу лидерских качеств политиков неустойчиво, подтверждается и данными ВЦИОМ. Так, в феврале 2019 года ВЦИОМ представил очередной опрос общественного мнения «Гражданин и лидер: главные требования и качества». Выяснилось, что за последние годы точка зрения респондентов существенно поменялась: «Если в 2015 г. главным качеством общественного лидера называли активность (44% в 2015 г. против 12% в 2019 г.), то сегодня для наших сограждан в первую очередь важна честность (53% в 2019 г. против 24% в 2015 г.)»[46]. Помимо специализированных организаций социологические исследования проводятся также на базе ряда ВУЗов или в рамках их научно-практической деятельности [91-92]. Так, экспертно-аналитический центр РАНХиГС в 2017 г. провел исследование, посвященное образу идеального политического лидера в России[47]. Опрос был проведен среди работников сферы государственного и муниципального управления и политики, научного и бизнес-сообществ. Согласно мнению респондентов, успешный политический деятель также должен быть компетентным (36,2%), харизматичным (25,9%) и обладать высокими морально-нравственными качествами (22,4%). Популярность политического лидера, по ответам респондентов, складывается из харизмы (34,5%), волевого характера (31%) и ораторских способностей (24,1%). Таким образом, «исследование показало, что в России идеальному политику не требуется разнообразие качеств, достаточно быть целеустремленным, обладать политической силой воли, быть порядочным и честным. Он также должен быть патриотом Родины и ставить на первое место общественные интересы, а не личные успехи»[48]. Существуют и другие широко известные исследовательские проекты, например, исследование, проведенное СГТУ, в рамках которого были выделены и проанализированы образы таких политических лидеров, как Петр I, И.В. Сталин, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, В.И. Ленин [93]. Частично эти данные нашли подтверждение в ходе опроса, проведенного Левада-Центр в 2017 г. В частности, в нем просили: «Назовите, пожалуйста, десять самых выдающихся людей всех времен и народов». В первую десятку вошли Сталин (1-е место), Путин (2-е место), Ленин (4-е место), Петр I (5-е место), Жуков (8-е место)[49]. Если же вернуться к исследованию СГТУ, то в результате его проведения были сделаны выводы о том, что студенты оценивают политических лидеров преимущественно «по делам», то есть в зависимости от их политической активности и результатов деятельности. Респонденты отмечают, что личностные качества имеют менее значимую роль в формировании имиджа политического лидера. Однако все равно студенты отмечали, что считают важными для политического лидера такие качества личности, как воля, решительность, принципиальность, смелость, самостоятельность. Исходя из проанализированных социологических опросов и их результатов можно утверждать, что опросы - не лучшее средство, чтобы узнать, каким должен быть российский политический лидер. В частности, это отмечает и ведущий политический психолог России Е.Б. Шестопал [94. C. 89-92]. Социологические исследования на сегодняшний день не предоставляют такого качества, которое бы позволяло интегрировать данные исследования с прогнозами и методами работы политических психологов. Зачастую данные либо неустойчивы, либо носят общий характер и не отражают политическую действительность. Представляется важным искать ответы также в архетипических установках российской политической культуры. В связи с этим нам хотелось бы сделать акцент на проективных методиках, разработанных как в рамках политологической школы МГУ, так и рядом авторов, параллельно самостоятельно занимающихся данными исследованиями. Выводы Обзор основного массива отечественной исследовательской литературы, посвященный исследованию образа политического лидера, позволяет сделать вывод о присутствии в российской политологии значительного объема теоретических и эмпирических наработок и результатов. При этом можно выделить плеяду ученых, занимающихся данной темой исследования системно на протяжении ряда лет, а также генерацию молодых авторов, чьи исследования и наработки являются перспективными и обладают явным эвристическим потенциалом. Также нами были выявлены существенные расхождения в методологии и качестве результатов психологических и социологических исследований. Последние, на наш взгляд, не отражают глубину исследуемой темы. Крайне перспективным и сравнительно недостаточно изученным здесь представляется использование проективных методик, позволяющих исследовать бессознательные установки россиян.

Vladimir G Ivanov

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: ivanov-vg@rudn.ru
Moscow, Russian Federation

Doctor of Political Science, Associate Professor of the Department of Comparative Politics

Maria G Ivanova

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: ivanova-mg@rudn.ru
Moscow, Russian Federation

PhD in Philosophy, Assistant Professor of the Department of Political Analysis and Management

  • Kovalevsky P.I. Peter I (From the Work “Psychiatric Sketches from History”). Political Psychology: Anthology. Comp. by E.B. Shestopal. 4th ed. Moscow: Publishing house “Aspect Press”; 2018: 271—280 (In Russ).
  • Chulkov G. Emperors. Psychological Portrait. Moscow: Art; 1995. Available from: https://www.litmir.me/br/?b=146202&p=1. Accessed: 02.05.2019 (In Russ.).
  • Lavrov P.L. Philosophy and Sociology. Selected works in two volumes. Moscow: “Thought”; 1965. Available from: http://az.lib.ru/l/lawrow_p_l/text_1869_istoricheskie_pisma.shtml. Accessed: 02.05.2019 (In Russ.).
  • Raskova T.M. Political Portrait of a Leader; The Questions of Typology. Vestnik MGU. Ser. 12: Political science. 1997; 3: 109—113 (In Russ.).
  • Egorova-Gantman E.V. et al. Politicians Are not Born. How to Become and Remain an Effective Political Leader: A Psychological Guide for Politicians. In 2 books. Moscow: TSK “Niccolo M”; “Antiqua”; 1993. 1st book 221 p., 2nd book 423 p. (In Russ.).
  • Ashin G.K. Political Leadership: Optimal Style. Social Sciences and Modernity. 1993; 2: 115—126 (In Russ.).
  • Ashin G.K. Criticism of Modern Bourgeois Concepts of Leadership (Section “Political Leadership”). Psychology and Psychoanalysis of Power. Samara: Publishing house “Bahrah-M”; 2016: 324—338 (In Russ.).
  • Svyatoslavsky A.V. On the Problem of Formation of the Image of Stalin in the National Collective Memory from the 1930s to the Present. Dialogue with Time. 2011; 35: 95—118 (In Russ.).
  • Rakityanskiy N.M. Portraitology of Power: Theory and Methodology of Psychological Portraiture of an Individual Political Leader. Moscow: Science; 2004. 264 p. (In Russ.).
  • Rakityanskiy N.M. The Construction of the Portrait. Political Psychology: reader. Comp. by E.B. Shestopal. 4th ed. Moscow: Publishing house “Aspect Press”; 2018: 66—77 (In Russ.).
  • Rakityansky N.M. The Problem of Psychodiagnostics of Political Leaders. Social Sciences and Modernity. 1995; 6: 108—116 (In Russ.).
  • Velikanova O.V. Functions of the Image of the Leader in the Mass Consciousness. Hitler's Germany and Soviet Russia. Psychology and Psychoanalysis of Power. Samara: Publishing house “Bahrah-M”; 2016: 413—425 (In Russ.).
  • Burlatsky F.M. Leaders and Advisers: About Khrushchev, Andropov and not only about Them. Moscow: Politizdat; 1990. 384 p. (In Russ.).
  • Avtsinova G.A. Political Leadership. State and Law. 1993; 5: 138—146 (In Russ.).
  • Chizh V.F. The Psychology of the Villain, the Lord, the Fanatic. Political Psychology: Anthology. Comp. by E.B. Shestopal. 4th ed. Moscow: Publishing house “Aspect Press”; 2018: 281—288 (In Russ.).
  • Roman V.L. Myths about Stalin and the Cult of Personality in the Minds of Russian Citizens and Elite. Social Sciences and Modernity. 2011; 1: 97—105 (In Russ.).
  • Mlechin L.M. The Kremlin. Presidents of Russia. Power Strategy from Boris Yeltsin to Vladimir Putin. Moscow: Tsentrpoligraf; 2002. 703 p. (In Russ.).
  • Human Capital of Russian Political Elites. Political and Psychological Analysis. Ed. by E.B. Shestopal, A.V. Selezneva. Moscow: RPMA; ROSSPEN; 2012. 342 p. (In Russ.).
  • Palitay I.S., Shestopal E.B., Shutov A.Yu. et al. Putin 3.0.: Society and Power in the Contemporary History of Russia. Moscow: ARGAMAK-MEDIA; 2015. 420 p. (In Russ.).
  • Psychology of Political Perception in Contemporary Russia. Ed. by E.B. Shestopal. Moscow: ROSSPEN; 2012. 423 p. (In Russ.).
  • Shestopal E.B. (ed.) Images of the Russian Authorities. From Yeltsin to Putin. Moscow: ROSSPEN; 2008. 416 p. (In Russ.).
  • Gaman-Golutvina O.V. Regional Elites of Russia: Personal Composition and Trends of Evolution. Part 1. Polis. 2004; 2: 6—19 (In Russ.).
  • The Most Influential People in Russia. Political and Economic Elites of the Center and Regions. Ed. by O.V. Gaman-Golutvina. Moscow: Image-contact; 2004. 689 p. (In Russ.).
  • Diligensky G.G. Psychological Aspects of Political Leadership. Psychology and Psychoanalysis of Power. Samara: Publishing house “Bahrah-M”; 2016: 377—393 (In Russ.).
  • Political Behavior: Unconscious Mechanisms and Their Rationalization. Round Table of the «Polis» Journal. Polis. 2013; 6: 46—63 (In Russ.).
  • Shestopal E.B., Rakityansky N.M., Evgenieva T.V. et al. Anthology of Political Psychology. Moscow: Aspect Press; 2017. 448 p. (In Russ.).
  • Popova O.V. Political Analysis and Forecasting. Moscow: Aspect Press; 2011. 464 p. (In Russ.).
  • Nesterova S.V. Visual and Verbal Characteristics of Images of Power. Political Psychology: Anthology. Comp. by E.B. Shestopal. 4th ed. Moscow: Publishing house “Aspect Press”; 2018: 366—378 (In Russ.).
  • Zorin V.A. The Problem of Perception of the Image of a Politician in the Context of Study of His Personality Political Psychology: Anthology. Comp. by E.B. Shestopal. 4th ed. Moscow: Publishing house “Aspect Press”; 2018: 379—390 (In Russ.).
  • Seleznev A.V. The Image of the President of Russia V.V. Putin in Russian Citizens’ Consciousness. Russian Political Science. 2018; 2 (7): 4—11 (In Russ.).
  • Zverev A.L. Personal Components of Leadership Potential of the Young Generation of Social Science Expert Community. Political Science. 2017; Special issue: 402—423 (In Russ.).
  • Image of Russia: The Concept of National and Territorial Branding. Ed. by I.A. Vasilenko. 2nd ed. Moscow: Economics; 2014. 247 p. (In Russ.).
  • Palitay I.S. Party Leadership: View of Political Psychologist. Ideas and Values in Politics. Political Science. Moscow: Political encyclopedia: ROSSPEN; 2015: 164—172 (In Russ.).
  • Bendas T.V. Psychology of Leadership. SPb.: Peter; 2009. 448 p. (In Russ.).
  • Seleznev V.A. Generations in Russian Politics: Political Ideas and Values. Dissertation, PhD in Political Science. Moscow; 2008. 154 p. (In Russ.).
  • Bukreeva O.V. Comparative Analysis of Rational and Unconscious Components of Images of Power in Contemporary Russia. Dissertation, PhD in Political Science. Moscow; 2013. 154 p. (In Russ.).
  • Zhestkov M.I. Contents of Images of Power in Modern Russia: Political and Psychological Analysis. Dissertation, PhD in Political Science. Moscow; 2013. 173 p. (In Russ.).
  • Kikteva E.A. Features of Formation of a Negative Image of the Regional Political Leader. Political and Psychological Analysis. Dissertation, PhD in Political Science. Moscow; 2003. 190 p. (In Russ.).
  • Shelekasova N.P. Unconscious Aspects of the Image of Politics in the Mass Consciousness (on the Materials of Studies of Regional Election Campaigns in 2001 and 2003). Dissertation, PhD in Political Science. Moscow; 2006. 167 p. (In Russ.).
  • Goryainov V.P. Conceptual Scheme of Typology of Associations of Leaders and their Supporters. SOCIS. 2001; 1: 48—56 (In Russ.).
  • Bogatyrev I.A. Political Leadership and Political Authority. Social and Political Sciences. 2016; 2: 41—43 (In Russ.).
  • Vafin A.M. Political Marginality: To the Problem of Typology of Political Leadership. Psychology and psychotechnics. 2013; 9: 884—888 (In Russ.).
  • Novikov E.N. Formation of the Image of the National Political Leader of Russia. Proceedings of Herzen State Pedagogical University. 2009; 114: 363—370 (In Russ.).
  • Aivazova S.G. Gender Features of Political Behavior of Russians in the Context of the Electoral Cycle of Parliamentary and Presidential Elections 2011—2012. Woman in Russian Society. 2012; 3: 3—11 (In Russ.).
  • Aivazova S.G. Russian Elections: Gender Approach. Moscow: Consortium of Women's Non-governmental Organizations; Institute of Sociology, RAS; 2008. 177 p. (In Russ.).
  • Chirikova A.E. Regional Elites of Russia. Moscow: Aspect Press; 2010. 272 p.
  • Ovcharova O.G. Gender Asymmetry of Politics: Measurement of the World Configuration. People. Community. Management. 2016; 17 (2): 70—81 (In Russ.).
  • Bendas T.V. Gender Studies of Leadership. Vopsosy psychologii. 2000; 1: 87—95 (In Russ.).
  • Shepeleva Yu.L. Political Leadership in Modern Russian Society: The Gender Dimension. State and Municipal Management. Proceedings of the SKAGS. 2016; 3: 240—245 (In Russ.).
  • Popova O.V. Features of Political Consciousness of Contemporary Russian Youth. Political science. 2017; 1: 138—162 (In Russ.).
  • Popova O.V. Political Potential of Youth Leadership in Russian Conditions: The Results of Interregional Research. Political Expertise: POLITEX. 2018; 14 (4): 52—71 (In Russ.).
  • Trofimova I.N. Generational Factor of Civil Activity in Russian Society. Sociological Science and Social Practice. 2015; 2: 5—17 (In Russ.).
  • Samarkina I.V. The Image of Power in the Political Picture of Youth. Political Psychology: Anthology. Comp. by E.B. Shestopal. 4th ed. Moscow: Publishing house “Aspect Press”; 2018: 398—408 (In Russ.).
  • Vasilenko I.A., Vasilenko E.V. Public Relations in Government: textbook. 2nd ed. Moscow: International relations; 2017. 296 p. (In Russ.).
  • Volodenkov S.V. Internet Communications in the Global Space of Modern Political Governance. Moscow: Prospect; 2018. 271 p. (In Russ.).
  • Volodenkov S.V. Management of Modern Political Campaigns. Moscow: Moscow University Publishing House; 2012. 312 p. (In Russ.).
  • Galkina E.V. On Political Leadership: Modern Trends and Technologies. Society, Politics, Economics, Law. 2017; 4: 15—17 (In Russ.).
  • Knurova V.A. Political Leadership and Mass Media: Principles of Interaction at the Present Stage. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and Practice. 2014; 8-1 (46): 79—82 (In Russ.).
  • Skulkina N.V. Factors Affecting the Perception of the Presidential Candidates in the Russian Election Campaign. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. 2013; 3: 30—36 (In Russ.).
  • Seleznev A.V. Methods for the Study of Values. Political Psychology: Anthology. Comp. by E.B. Shestopal. 4th ed. Moscow: Publishing house “Aspect Press”; 2018: 93—95 (In Russ.).
  • Gabrielyan A.A. New Model of Responsible Political Leadership. Economic Strategies. 2016; Vol. 18; 6 (140): 198—203 (In Russ.).
  • Gachev G.D. National Images of the World: A Course of Lectures. Moscow: Publishing center “Academy”; 1998. 432 p. (In Russ.).
  • Zakharov A.V. Folk Images of Power. Polis. 1998; 1: 23—35 (In Russ.).
  • Selivestrova Y.A. Specifics of Political Leadership in Russia. Uspekhi sovremennoj nauki. 2016; Vol. 4; 7: 128—130 (In Russ.).
  • Durdin D.M. Image of a Political Leader: Transformation is Impossible. Polis. 2015; 2: 33—151 (In Russ.).
  • Shcherbinina N.G. Hero and Anti-hero. Moscow: Publishing house “The Whole World”; 2002. 116 p. (In Russ.).
  • Shcherbinina N.G. Myth-heroic Construction of the Political Reality of Russia. Moscow: ROSSPEN; 2011. 287 p. (In Russ.).
  • Evgenieva T.V., Titov V.V. Images of the Past in the Russian Mass Political Consciousness: Mythological Dimension. Political Science. 2017; 1: 120—138 (In Russ.).
  • Ananchenko M.Yu. Influence of Archetypes on the Idea of the Leader and Leadership. Proceedings of Herzen State Pedagogical University. 2009; 107: 68—75 (In Russ.).
  • Shtukina T.A. Regional Political Leadership in Modern Russia. Bulletin of Moscow State University. Series 12: Political Science. 2008; 1: 78—88 (In Russ.).
  • Shtukina T.A. A New Dimension of the Phenomenon of Political Leadership. Psychology and Psychoanalysis of Power. Samara: Publishing house “Bahrah-M”; 2016: 359—376 (In Russ.).
  • Ivanova M.G. Archetypes of Culture. Search for the Central Archetype. Moscow: FLINTA; 2019. 480 p. (In Russ.).
  • Fang I. Concept of Citizen in Political Thought. Methodological Approaches and Theoretical Models. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, KG; 2011. 412 p. (In Russ.).
  • Political Use of the Past as a Tool of Symbolic Policy: The Evolution of the Discourse of the Ruling Elite in Post-Soviet Russia. Political Expertise: POLITEX. 2012; 8: 179—204 (In Russ.).
  • Vershinin M.S. Political Communication in Information Society. Actual Problems of Communication Theory. Collection of proceedings. SPb.: SPbSPU publishing house; 2004: 98—107 (In Russ.).
  • Razvorotneva S.V. The Language of Power, the Power of Language (Analysis of Studies of Political Communication in America). Psychology and Psychoanalysis of Power. Samara: Publishing house “Bahrah-M”; 2016: 164—174 (In Russ.).
  • Palitay I.S. Methodology of Political-psychological Research of Mass Political Consciousness in Transforming Societies. Political Science. 2016; Special issue: 193—203 (In Russ.).
  • Zverev A.L., Palitay I.S., Rogosar’ A. I., Smul’kina N.V. The Political Perception in the Current Political Environment. Polis. 2016; 3: 40—54 (In Russ.).
  • Popov E.A. Russian Political Elite and Communication Technologies. Moscow; 2015. 144 p. (In Russ.).
  • Shestopal E.B. Methods of Research of Political Perception in Russian Political Psychology. Russian Political Science: Ideas, Concepts, Methods. Ed. by L.V. Smorgunov. Moscow: Publishing House “Aspect Press”; 2015: 76—94 (In Russ.).
  • Power and Leaders in the Perception of Russian Citizens. A Quarter-century of Observations (1993—2018). Ed. by E.B. Shestopal. Moscow: Publishing house “Whole World”; 2019. 656 p. (In Russ.).
  • Batov V.I. Psychological Analysis of Children's Drawing on the Chernobyl Tragedy. Voprosy psikhologii. 1997; 1: 26—32 (In Russ.).
  • Golovin N.A., Sibirev V.A. Children and Elections to the State Duma: Formation of Basic Political Attitudes. Journal of sociology and social anthropology. 2001; 4: 116—134 (In Russ.).
  • Selezneva A.V., Shestopal E.B. Human Capital of Russian Political Elites. Russian Association of Political Science. Research Committee on Political Psychology. Moscow: ROSSPEN; 2012. 341 p. (In Russ.).
  • Vladykina I.K., Plesovskikh S.N. Construction of Fairy Tales as a Method of Identifying the Prototype of an Ideal Leader among Young People. Vestnik MGU. Ser. 12: Political science. 2000; 5: 98—103 (In Russ.).
  • Smul’kina N.V. Designing Fairy Tales as Methods of Determining Factors of Electoral Appeal of the Candidates in Election Campaign. Russian political science. 2017; 1: 140—151 (In Russ.).
  • Rimsky V.L. Political Sociology. Structural Transformations and Development of Russian Schools of Political Science. Ed. by O.V. Gaman-Golutvina. Moscow: Publishing house “Aspect Press”; 2015: 333—354 (In Russ.).
  • Gorshkov M.K. Russian Society in the Context of the New Reality. To the Results and Continuation of the Sociological Megaproject. Moscow: Ves’ Mir; 2017. 104 p. (In Russ.).
  • Gorshkov M.K. Russian Society as It Is (Practice of Sociological Diagnostics). In 2 vol. 2nd ed. Moscow: New chronograph; 2016. 496 p. (In Russ.).
  • Public opinion—2018. Moscow: Levada Center; 2019. 168 p. (In Russ.).
  • Images of the Russia’s Future: Desired — Possible — Necessary: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, June 8—9, 2016. Ed. by A.B. Ananchenko. Moscow: MPGU; 2016. 275 p. (In Russ.).
  • Ilyicheva L.E., Komarovsky V.S. Image of the Desired Future, Identity and Civilizational Choice of Youth. Development Policy, State and World Order: Proceedings of the VIII all-Russian Congress of political scientists, Moscow, 6—8 December 2018. Ed. by O.V. Gaman-Golutvina, L.V. Smorgunova, L.N. Timofeeva. Moscow: Publishing House “Aspect Press”; 2018: 228—229 (In Russ.).
  • Kurakina L.M., Mironcheva E.A. Russian Political Leaders in Perception of Modern Students (Based on Regional Studies). Fundamental Research. 2015; 2 (part 23): 5245—5252. Available from: https://www.fundamental-research.ru/en/article/view?id=38190. Accessed: 02.05.2019 (In Russ.).
  • Shestopal E.B. Sociological Surveys and Electoral Forecasts: Some Methodological Aspects. Political Psychology: Anthology. Comp. by E.B. Shestopal. 4th ed. Moscow: Publishing house “Aspect Press”; 2018: 89—92 (In Russ.).

Views

Abstract - 640

PDF (Russian) - 145

PlumX


Copyright (c) 2019 Ivanov V.G., Ivanova M.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.