Образ политического лидера в отечественных политологических исследованиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена обзору отечественных исследований образа политического лидера, среди которых выделяются философско-исторические, политико-психологические и социально-политические исследования. Авторами рассматриваются как теоретические, так и практико-ориентированные разработки в данной области исследования. Отдельно анализируется методология исследования образа политического лидера в политической психологии и политической социологии. В статье рассматриваются труды как известных ученых-политологов данного направления, так и начинающих, молодых исследователей. Авторы полагают, что собранный и систематизированный материал может быть полезен политологам, интересующимся проблемами политического лидерства.

Полный текст

Введение Целью данной статьи является анализ теоретических и практических исследований образа политического лидера в отечественной политологии для обобщения существующего опыта в данной области. Так, в настоящее время в научном сообществе востребованы обзорные статьи, которые могли бы, с одной стороны, сориентировать специалистов, приступающих к изучению данной области знания, а с другой - выявить и обратить внимание на имеющиеся «белые пятна», а также, возможно, привлечь к их исследованию молодых ученых. Сразу оговоримся, что в данной статье рассматриваются работы только отечественной школы политологии, что вполне оправданно: поскольку Россия обладает своей уникальной историей и культурой1, то и образы политических лидеров имеют здесь специфические особенности. Эти особенности могут отражаться не только в содержании изученных нами работ, но и иметь известное влияние на теорию и методологию построения соответствующих исследований в будущем. Представляется, что к теме исследования образа политического лидера[39] так или иначе обращалось большинство отечественных политологов. Однако целенаправленно и системно изучением этого вопроса занимается не так много специалистов. В целом в российской политологии можно выделить несколько основных уровней рассмотрения образа политического лидера: философско-исторический; психологический; социально-психологический и социологический. На каждом названном уровне существуют как теоретические, так и практические наработки, а также используется инструментарий различных научных дисциплин. На наш взгляд, собственно политологический уровень исследования стоит особняком и его можно выделить в отдельную категорию, поскольку он либо включает в себя каждый из названных уровней, либо, при оценке образа политического лидера, обозначает и учитывает все другие уровни. Исследования образа политического лидера в отечественной политической мысли Поскольку предметом рассмотрения в данной статье являются особенности изучения образа политического лидера в отечественной политической мысли, по этому же принципу мы постарались рассмотреть и сегментировать работы, посвященные именно данному аспекту. При этом при написании статьи мы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, в отечественной политологии на сегодняшний день не существует общего методологического подхода к исследованию образа политического лидера. Также очень часто исследования в данной области используют методологию и инструментарий различных научных дисциплин. Представляется достаточно сложным собрать все основные работы в рамках одной статьи, поэтому, несмотря на упоминания в тексте имен ряда ученых, в сносках и списке литературы мы приводим лишь некоторые работы, которые, на наш взгляд, носят либо системный характер, либо предметно рассматривают какие-либо существенные аспекты в теории и методологии изучения образа политического лидера. На ранних этапах развития российской сферы политического знания существенный вклад в исследование темы образов политического лидера внесли, на наш взгляд, такие мыслители, как: П.Л. Лавров[40], Н.К. Михайловский[41], П.И. Ковалевский [1], Г.И. Чулков [2]. Так, П.Л. Лавров указывал на то, что основной движущей силой социального прогресса являются «критически мыслящие личности», среди которых он выделял «говорунов», «незаметных героев человечества» и «лидеров прогресса» [3]. Н.К. Михайловский рассматривал лидерство в контексте соотношений понятий «выдающаяся личность» и «герой». Если последний, по мнению Н.К. Михайловского, мог вдохновить народ своим примером (при этом неважно, на дурной поступок или благой), то выдающуюся личность отличали ее ценности, которые создавали предпосылки для наиболее полного выражения потребности преобразования общественной жизни и поэтому действия выдающейся личности несомненно могли обогатить сокровищницу человечества (в отличие от действий героя). Ценность вклада П.И. Ковалевского в том, что в своей работе «Психиатрические этюды» он раскрыл динамику различных психических явлений, показал роль среды и наследственности и в формировании личности политического лидера. Другой российский исследователь - Г.И. Чулков в 1928 г. написал работу «Императоры: психологические портреты» о русских императорах, где автором приведена целая серия психологических портретов пяти царей, занимавших русский престол в XIX в. (от Павла I до Александра III). Традиция рассмотрения образа политического лидера в контексте особенностей его политического стиля была продолжена и позже в советское время, а на рубеже 1990-х гг. можно констатировать формирование отдельного подраздела отечественной политической психологии - портретологии. Исследования в этой области отличаются анализом политического стиля и особенностей отдельных политиков. В частности, этими темами занимались: Т.М. Рыскова, Е.В. Егорова-Гаман, Г.К. Ашин, А.В. Святославский, Н.М. Ракитянский, О.В. Великанова, Ф.М. Бурлацкий, Г.А. Авцинова, В.Ф. Чиж, В.Л. Римский и др. [4-16]. К данному направлению также активно подключились многие публицисты и конспирологи [17]. Несмотря на широкий интерес со стороны ученых-обществоведов, политическая портретология, на наш взгляд, занимается исследованием преимущественно индивидуальных особенностей политического лидера, рассматривает особенности формирования конкретных исторических личностей и в связи с этим не отвечает на ряд актуальных вопросов, связанных, например, с возможностью рекрутирования политических лидеров и пр. Значительный интерес представляет пласт исследований, которые, на наш взгляд, носят системный характер, рассматривают образ политического лидера в контексте культурно-исторической ситуации, с учетом особенностей психологии личности как самого политика, так и его последователей и окружения. Наиболее значимыми здесь являются исследования образов политического лидера, которые проводились такими учеными-политологами, как Е.Б. Шестопал, О.В. Гаман-Голутвина, Г.Г. Дилигенский, Т.В. Евгеньева, О.В. Попова, С.В. Нестерова, В.А. Зорин, А.В. Селезнева, А.Л. Зверев, И.А. Василенко, И.С. Палитай, Т.В. Бендас и др. [18-34]. Работы данных авторов отличает системность, в то же время отсутствует единый подход, сохраняется широкое, возможно даже избыточное разнообразие теоретических и методологических подходов и типологий, снижающее совместимость проведенных исследований. При этом в вопросе исследования образа политического лидера сформировалось как минимум два основных методологических подхода, основанных на инструментарии двух научных дисциплин - психологии и социологии. Результаты соответствующих исследований часто имеют значительные расхождения (собственно, они отличаются не только процедурой проведения, масштабностью и методами, но и целевой аудиторией). Поэтому наиболее перспективным направлением является системный подход, предполагающий объединение данных направлений, синтез психологических и социологических методов в политологических исследованиях политического лидерства, что влечет за собой развитие и верификацию новых методов исследования, учитывающих как адресность психологического анализа, так и масштабность социологических измерений. Продолжая обзор исследований, посвященных образу политического лидера, мы не смогли обойти вниманием ряд диссертаций по данной теме. Здесь можно выделить, например, диссертации А.В. Селезневой, О.В. Букреевой, М.И. Жесткова, Е.А. Киктевой, Н.П. Шелекасовой и др. [35-39]. В исследованиях образа политического лидера заметен и региональный аспект. В частности, ряд политологов рассматривают роль и образ политического лидера в регионах России с учетом контекста и особенностей региональной политики в различных субъектах РФ (Н.Н. Розанова, Е.П. Добрынина, Д.А. Ланко, Т.Н. Литвинова, Л.Я. Арапханова, С.Ю. Асеев, Д.Ц. Будаева, К.А. Корпухина, Н.А. Евдокимов, А.П. Силгириев, Я.Ю. Шашкова, А.И. Шаяхметов, С.А. Шпагин, А.Б. Баранников и др.[42]). Далее, можно выделить работы, в которых делается акцент на рассмотрении какого-либо отдельного аспекта образа политического лидера. Например, исследования, посвященные анализу влияния на формирование образа лидера качества взаимодействия лидера и его последователей (В.П. Горяинов [40]); исследование концептов «политического авторитета» (И.А. Богатырёв) [41], политической маргинальности в контексте образа политического лидера (А.М. Вафин) [42]. Другие авторы анализируют образ «национального политического лидера» (Е.Н. Новиков) [43]. Анализом особенностей образа гендерного и в том числе женского политического лидерства занимаются такие ученые, как С.Г. Айвазова, А.Е. Чирикова, О.Г. Овчарова Т.В. Бендас, Ю.Л. Шепелева и др. [44-49]. Внимание уделяется также исследованию политических образов и ценностей молодежных лидеров (О.В. Попова, И.Н. Трофимова, И.В. Самаркина и др. [50-53]) либо стратегиям PR-кампаний политических лидеров, в процессе которых происходит искусственное моделирование политического образа лидера (И.А. Василенко, С.В. Володенков, Е.В. Галкина, В.А. Кнурова, Н.В. Смулькина и др. [54-59]). Ряд работ посвящены исследованию политических ценностей, влияющих на выбор образа политического лидера (А.В. Селезнева [60]), в связи с этим исследуется понятие «ответственного политического лидерства» (А.А. Габриелян [61]) либо проводится анализ особенностей национальной культуры, где исследуется специфика восприятия образа политических лидеров в культурно-историческом контексте (Г.Д. Гачев, А.В. Захаров, Ю.А. Селивёрстова, Д.М. Дурдин и др. [62-65]). Представленные исследования носят преимущественно теоретический характер. Мы не смогли упомянуть ряд признанных авторов в силу ограниченных объемов статьи, однако в большинстве своем представленные теоретические изыскания во многом схожи, в них образ политического лидера рассматривается либо в контексте философских концептов, либо преимущественно через призму западных научных подходов и теорий, которых не всегда могут быть применимы в контексте российской действительности. Другое важное направление исследований представляют работы, посвященные анализу роли мифов и коллективного бессознательного в формировании и популяризации образов политических лидеров (Н.Г. Щербинина, Т.В. Евгеньева, М.Ю. Ананченко, С.В. Разворотнева, Т.А. Штукина, М.Г. Иванова, И.Б. Фан, О.Ю. Малинова и др.) [66-74]. Несмотря на теоретическую направленность, данные исследования обосновывают важность бессознательного компонента общественно-политического сознания при анализе образа политического лидера. В настоящее время в отечественной науке роль бессознательного по-прежнему сравнительно мало учитывается, и мы надеемся, что в дальнейшем данное направление получит свое продолжение и развитие. Заслуживают внимания и работы, посвященные семиотическому анализу образа политического лидера. Чаще всего такие исследования проходят в рамках более общего анализа символического потенциала образа власти и включают рассмотрение коммуникативного фактора при формировании образа политического лидера. Здесь можно выделить работы таких авторов, как М.С. Вершинин, С.В. Разворотнева, И.С. Палитай, Д.В. Алексеев, Э.А. Попов и др. [75-79]. Представляется, что в настоящее время в отечественной политической психологии исследование образа политического лидера постепенно начинает занимать одну из центральных позиций. Вместе с тем, несмотря на то что исследователи стремятся показать всю многомерность измерения и научного анализа такого явления, как образ политического лидера, здесь все еще существует ряд «белых пятен», которые мы не могли обойти вниманием в данном разделе статьи. Методология исследования образа политического лидера в политической психологии Политическая психология предметно, содержательно и методологически связана как с психологией, так и с политологией: методы исследования и анализа восприятия, политических установок, политических ценностей и пр. чаще всего заимствованы из психологии. Однако цель психологии заключается не только в изучении внутренних психических структур человека, но и в оказании непосредственной помощи конкретному индивиду. Целевая аудитория политической психологии несколько отличается (это политические элиты, государство, эксперты в области политологии), и это, на наш взгляд, закономерно ведет к сужению исследовательского потенциала данной научной дисциплины. Наибольший вклад в данную область исследования был осуществлен кафедрой социологии и психологии политики МГУ[43], где для изучения образов политических лидеров было обосновано применение методов глубинного интервью и метода фиксированных ассоциаций. Так, профессором Е.Б. Шестопал показано, что содержание методологии оценки образа политического лидера может быть основано на оценке политических лидеров по таким критериям, как: привлекательность-непривлекательность, сила-слабость и активность-пассивность [80]. Наиболее полное описание указанного подхода содержится в монографиях «Путин 3.0. Общество и власть в новейшей истории России» [19] и «Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018)» [81], где представлены данные проведенных исследований. Отличие методологии данной школы заключается в обосновании и реальном применении методов исследования бессознательных уровней восприятия политических лидеров[44]. В политической психологии применяются и другие методологические подходы. Так, исследование образа политического лидера некоторыми авторами соотносится с областью символического, что позволяет им проводить семиотический анализ. Например, по данным исследования Е.Б. Шестопал и А.В. Селезневой, наиболее часто употребляемыми в среде российской политической элиты выступают такие концепты, как: «государство», «Россия», «президент», «власть», «закон», а также отмечается, что «в речах всех изученных представителей российской политической элиты наиболее часто употребляемым и во многом смыслообразующим является когнитивный символ „мы“» [84. C. 222]. Употребление данного когнитивного символа свидетельствует, с одной стороны, о коллегиальном характере принятия политических решений в среде российской политической элиты и коллективной ответственности за их последствия, с другой стороны, обобщение «мы» приводит к обезличиванию политики, к возможности избежать ответственности за свои решения. Исследователями также отмечается, что прослеживается очевидная связь между должностью президента и когнитивными символами его деятельности в России. Например, анализ текстов позволил обнаружить связь должности главы государства с «такими категориями действия, как „объявляет“, „ставит (задачу)“, „обозначает (приоритеты)“, „формулирует (подход)“, „предлагает“, „заявляет“, „принимает (решения)“» [84. C. 225], поскольку они являются отражением его конституционных обязанностей. Еще одним методом исследования образа политического лидера является метод группового конструирования сказочных сюжетов, который рассматривается в работах И.К. Владыкина, С.Н. Плесовских, Н.В. Смулькиной, М.Г. Ивановой [72; 85; 86]. Поведенческие модели, описанные в сюжетах народных сказаний, позволяют проанализировать те бессознательные установки, благодаря которым образы даже современных политических лидеров приобретают популярность у населения. Более того, использование метода группового конструирования сказочных сюжетов возможно и в полевых исследованиях, когда респондентам по определенному алгоритму и на заданную тему предлагается «сочинить сказку». Благодаря этому удается выявить те бессознательные установки граждан в отношении политических лидеров, которые сложно обнаружить при проведении открытых опросов. Подходы к исследованию образа политического лидера в политической социологии Одним из существенных недостатков политической психологии является то, что ее методы не могут использоваться массово, они всегда ограничены небольшим числом респондентов, временем и небольшим числом самих экспертов. Обратную картину мы обнаруживаем в рамках социологического подхода. Здесь исследования образа политического лидера, его взаимосвязи с электоральным поведением избирателей и т.д. проводятся такими научно-исследовательскими организациями, как ВЦИОМ, Левада-Центр, ФОМ, ИС РАН, ИСПИ РАН, Центр социологических исследований МГУ, ЦИРКОН и др. При этом анализируются не только количественные показатели (статус, уровень доходов, образования, местожительство электората и пр.), но и проводится качественная оценка, которая, по мнению социологов, позволяет выделять ценностные предпочтения, влияющие на политический выбор россиян [87]. В этом ряду отдельно выделяются исследования, проводимые под руководством академика РАН М.К. Горшкова, результаты которых широко отражены в ряде монографий и сборников [88-89]. Изучение образа политического лидера здесь находится в тесной взаимосвязи с исследованиями психологии электорального поведения и ценностно-смысловыми принципами, которыми руководствуется население при выборе политического лидера. В этой области присутствует широкий перечень как теоретических, так и практических разработок. Анализируя результаты социологических исследований восприятия политических лидеров, нельзя не отметить, что они также эволюционируют, совершенствуется методология и используемые процедуры. Вместе с тем внимание социологов сосредоточено в основном на изучении политических ценностей россиян. В результате делаются выводы о том, какой образ политического лидера является наиболее предпочтительным с точки зрения избирателей или отдельных сегментов общества. Так, согласно данным «Левада-Центра» 2018 года, россияне ценят в президенте следующие качества и политические заслуги: опытность, энергичность, дальновидность, способность повлечь за собой людей, способность защищать государственные интересы, способность к компромиссам, внешнеполитический курс, политика на Северном Кавказе, честность, принципиальность [90. C. 72]. При этом соответствующее исследование 2019 года показало, что авторитет В.В. Путина снизился[45], что позволяет сделать вывод о том, что электоральные предпочтения россиян не носят устойчивого характера. То, что мнение граждан по вопросу лидерских качеств политиков неустойчиво, подтверждается и данными ВЦИОМ. Так, в феврале 2019 года ВЦИОМ представил очередной опрос общественного мнения «Гражданин и лидер: главные требования и качества». Выяснилось, что за последние годы точка зрения респондентов существенно поменялась: «Если в 2015 г. главным качеством общественного лидера называли активность (44% в 2015 г. против 12% в 2019 г.), то сегодня для наших сограждан в первую очередь важна честность (53% в 2019 г. против 24% в 2015 г.)»[46]. Помимо специализированных организаций социологические исследования проводятся также на базе ряда ВУЗов или в рамках их научно-практической деятельности [91-92]. Так, экспертно-аналитический центр РАНХиГС в 2017 г. провел исследование, посвященное образу идеального политического лидера в России[47]. Опрос был проведен среди работников сферы государственного и муниципального управления и политики, научного и бизнес-сообществ. Согласно мнению респондентов, успешный политический деятель также должен быть компетентным (36,2%), харизматичным (25,9%) и обладать высокими морально-нравственными качествами (22,4%). Популярность политического лидера, по ответам респондентов, складывается из харизмы (34,5%), волевого характера (31%) и ораторских способностей (24,1%). Таким образом, «исследование показало, что в России идеальному политику не требуется разнообразие качеств, достаточно быть целеустремленным, обладать политической силой воли, быть порядочным и честным. Он также должен быть патриотом Родины и ставить на первое место общественные интересы, а не личные успехи»[48]. Существуют и другие широко известные исследовательские проекты, например, исследование, проведенное СГТУ, в рамках которого были выделены и проанализированы образы таких политических лидеров, как Петр I, И.В. Сталин, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, В.И. Ленин [93]. Частично эти данные нашли подтверждение в ходе опроса, проведенного Левада-Центр в 2017 г. В частности, в нем просили: «Назовите, пожалуйста, десять самых выдающихся людей всех времен и народов». В первую десятку вошли Сталин (1-е место), Путин (2-е место), Ленин (4-е место), Петр I (5-е место), Жуков (8-е место)[49]. Если же вернуться к исследованию СГТУ, то в результате его проведения были сделаны выводы о том, что студенты оценивают политических лидеров преимущественно «по делам», то есть в зависимости от их политической активности и результатов деятельности. Респонденты отмечают, что личностные качества имеют менее значимую роль в формировании имиджа политического лидера. Однако все равно студенты отмечали, что считают важными для политического лидера такие качества личности, как воля, решительность, принципиальность, смелость, самостоятельность. Исходя из проанализированных социологических опросов и их результатов можно утверждать, что опросы - не лучшее средство, чтобы узнать, каким должен быть российский политический лидер. В частности, это отмечает и ведущий политический психолог России Е.Б. Шестопал [94. C. 89-92]. Социологические исследования на сегодняшний день не предоставляют такого качества, которое бы позволяло интегрировать данные исследования с прогнозами и методами работы политических психологов. Зачастую данные либо неустойчивы, либо носят общий характер и не отражают политическую действительность. Представляется важным искать ответы также в архетипических установках российской политической культуры. В связи с этим нам хотелось бы сделать акцент на проективных методиках, разработанных как в рамках политологической школы МГУ, так и рядом авторов, параллельно самостоятельно занимающихся данными исследованиями. Выводы Обзор основного массива отечественной исследовательской литературы, посвященный исследованию образа политического лидера, позволяет сделать вывод о присутствии в российской политологии значительного объема теоретических и эмпирических наработок и результатов. При этом можно выделить плеяду ученых, занимающихся данной темой исследования системно на протяжении ряда лет, а также генерацию молодых авторов, чьи исследования и наработки являются перспективными и обладают явным эвристическим потенциалом. Также нами были выявлены существенные расхождения в методологии и качестве результатов психологических и социологических исследований. Последние, на наш взгляд, не отражают глубину исследуемой темы. Крайне перспективным и сравнительно недостаточно изученным здесь представляется использование проективных методик, позволяющих исследовать бессознательные установки россиян.

×

Об авторах

Владимир Геннадьевич Иванов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivanov-vg@rudn.ru

доктор политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии

Москва, Россия

Мария Геннадьевна Иванова

Российский университет дружбы народов

Email: ivanova-mg@rudn.ru

кандидат философских наук, ассистент кафедры политического анализа и управления

Москва, Россия

Список литературы

  1. Ковалевский П.И. Петр I (из работы «Психиатрические эскизы из истории») // Политическая психология: хрестоматия / сост. Е.Б. Шестопал. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С. 271—280.
  2. Чулков Г. Императоры. Психологические портреты. М.: Искусство, 1995. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=146202&p=1. Дата обращения: 02.05.2019.
  3. Лавров П.Л. Философия и социология: избранные произведения: в 2 т. М.: Мысль, 1965. Режим доступа: http://az.lib.ru/l/lawrow_p_l/text_1869_istoricheskie_pisma.shtml. Дата обращения 02.05.2019.
  4. Рыскова Т.М. Политический портрет лидера; вопросы типологии // Вестник МГУ. Сер. 12: Политические науки. 1997. № 3. С. 109—113.
  5. Егорова-Гантман Е.В. и др. Политиками не рождаются. Как стать и остаться эффективным политическим лидером: психологическое пособие для политиков: в 2 кн. М.: ЦПК «Никколо М», «Антиква», 1993. 1 кн. — 221 с., 2 кн. — 423 с.
  6. Ашин Г.К. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 115—126.
  7. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства (раздел «Политическое лидерство») // Психология и психоанализ власти. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2016. С. 324—338.
  8. Святославский А.В. К проблеме формирования образа И.В. Сталина в отечественной коллективной памяти с 1930-х гг. до современности // Диалог со временем. 2011. № 35. С. 95—118.
  9. Ракитянский Н.М. Портретология власти: теория и методология психологического портретирования личности политика. М.: Наука, 2004. 264 с.
  10. Ракитянский Н.М. Построение портрета // Политическая психология: хрестоматия / сост. Е.Б. Шестопал. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С. 66—77.
  11. Ракитянский Н.М. Проблема психодиагностики политических лидеров // Общественные науки и современность. 1995. № 6. С. 108—116.
  12. Великанова О.В. Функции образа лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и Советская Россия // Психология и психоанализ власти. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2016. С. 413—425.
  13. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. М.: Политиздат, 1990. 384 с.
  14. Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Государство и право. 1993. № 5. С. 138—146.
  15. Чиж В.Ф. Психология злодея, властелина, фанатика // Политическая психология: хрестоматия / сост. Е.Б. Шестопал. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С. 281—288.
  16. Римский В.Л. Мифы о Сталине и культе личности в сознании российских граждан и элиты // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 97—105.
  17. Млечин Л.М. Кремль. Президенты России. Стратегия власти от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина. М.: Центрполиграф, 2002. 703 с.
  18. Человеческий капитал российских политических элит. Политико-психологический анализ / под ред. Е.Б. Шестопал, А.В. Селезневой. М.: РАПН; РОССПЭН, 2012. 342 с.
  19. Путин 3.0.: общество и власть в новейшей истории России / И.С. Палитай, Е.Б. Шестопал, А.Ю. Шутов и др. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2015. 420 с.
  20. Психология политического восприятия в современной России / под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РОССПЭН, 2012. 423 с.
  21. Шестопал Е.Б. (ред.) Образы российской власти. От Ельцина до Путина. М.: РОССПЭН, 2008. 416 с.
  22. Гаман-Голутвина О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции. Ч. 1 // Полис. Политические исследования. 2004. № 2. С. 6—19.
  23. Самые влиятельные люди России. Политические и экономические элиты центра и регионов / отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина. М.: Имидж-контакт, 2004. 689 с.
  24. Дилигенский Г.Г. Психологические аспекты политического лидерства // Психология и психоанализ власти. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2016. С. 377—393.
  25. Политическое поведение: бессознательные механизмы и их рационализация. Круглый стол журнала «Полис» и кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им М.В. Ломоносова // Полис. Политические исследования. 2013. № 6. С. 46—63.
  26. Хрестоматия по политической психологии / Е.Б. Шестопал, Н.М. Ракитянский, Т.В. Евгеньева и др. М.: Аспект Пресс, 2017. 448 с.
  27. Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование. М.: Аспект Пресс, 2011. 464 с.
  28. Нестерова С.В. Визуальные и вербальные характеристики образов власти // Политическая психология: хрестоматия / сост. Е.Б. Шестопал. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С. 366—378.
  29. Зорин В.А. Проблема восприятия образа политика в контексте изучения его личности // Политическая психология: хрестоматия / сост. Е.Б. Шестопал. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С. 379—390.
  30. Селезнева А.В. Образ Президента России В.В. Путина в сознании российских граждан // Русская политология. 2018. № 2 (7). С. 4—11.
  31. Зверев А.Л. Личностные компоненты лидерского потенциала молодого поколения обществоведческого экспертного сообщества // Политическая наука. 2017. Специальный выпуск. С. 402—423.
  32. Василенко И.А. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга: монография / под ред. И.А. Василенко. 2-е изд., доп. / И.А. Василенко, Е.В. Василенко, Н.Н. Емельянова, А.Н. Люлько. М.: Экономика, 2014. 247 с.
  33. Палитай И.С. Партийное лидерство: взгляд политического психолога // Идеи и ценности в политике. Политическая наука. М.: Политическая энциклопедия: РОССПЭН, 2015. С. 164—172.
  34. Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
  35. Селезнева А.В. Поколения в российской политике: политические представления и ценности: дис.. канд. полит. наук. М., 2008. 154 с.
  36. Букреева О.В. Сравнительный анализ рационального и бессознательного компонентов образов власти в современной России: дис.. канд. полит. наук. М., 2013. 154 с.
  37. Жестков М.И. Содержание образов власти в современной России: политико-психологический анализ: дис.. канд. полит. наук. М., 2013. 173 с.
  38. Киктева Е.А. Особенности формирования негативного образа регионального политического лидера. Политико-психологический анализ: дис.. канд. полит. наук. М., 2003. 190 с.
  39. Шелекасова Н.П. Неосознаваемые аспекты образа политика в массовом сознании (на материалах исследований региональных избирательных кампаний 2001 и 2003 гг.): дис.. канд. полит. наук. М., 2006. 167 с.
  40. Горяинов В.П. Концептуальная схема типологии объединений лидеров и их сторонников // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 48—56.
  41. Богатырев И.А. Политическое лидерство и политический авторитет // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 41—43.
  42. Вафин А.М. Политическая маргинальность: к проблеме типологии политического лидерства // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 884—888.
  43. Новиков Е.Н. Формирование имиджа национального политического лидера России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 114. С. 363—370.
  44. Айвазова С.Г. Гендерные особенности политического поведения россиян в контексте избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011—2012 гг. // Женщина в российском обществе. Иваново: ИвГУ, 2012. № 3. С. 3—11.
  45. Айвазова С.Г. Российские выборы: гендерное прочтение. М.: Консорциум женских неправительственных объединений; Институт социологии РАН, 2008. 177 с.
  46. Чирикова А.Е. Региональные элиты России. М.: Аспект Пресс, 2010. 272 c.
  47. Овчарова О.Г. Гендерная асимметрия политики: измерение мировой конфигурации // Человек. Сообщество. Управление. 2016. Т. 17. № 2. С. 70—81.
  48. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87—95.
  49. Шепелева Ю.Л. Политическое лидерство в современном российском обществе: гендерное измерение // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 3. С. 240—245.
  50. Попова О.В. Особенности политического сознания современной российской молодежи // Политическая наука. 2017. № 1. С. 138—162.
  51. Попова О.В. Политический потенциал молодежного лидерства в российских условиях: результаты межрегионального исследования // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2018. № 14 (4). С. 52—71.
  52. Трофимова И.Н. Поколенческий фактор гражданской активности в российском обществе // Социологическая наука и социальная практика. 2015. Т. 0. № 2. С. 5—17.
  53. Самаркина И.В. Образ власти в политической картине молодежи // Политическая психология: хрестоматия / сост. Е.Б. Шестопал. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С. 398—408.
  54. Василенко И.А., Василенко Е.В. Связи с общественностью в органах власти: учебник. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, 2017. 296 с.
  55. Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Проспект, 2018. 271 с.
  56. Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями. М.: Издательство Московского Университета, 2012. 312 с.
  57. Галкина Е.В. О политическом лидерстве: современные тенденции и технологии // Общество, политика, экономика, право. 2017. № 4. С. 15—17.
  58. Кнурова В.А. Политическое лидерство и СМИ: принципы взаимодействия на современном этапе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-1 (46). С. 79—82.
  59. Смулькина Н.В. Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в президенты в российской избирательной кампании // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3. С. 30—36.
  60. Селезнева А.В. Методики изучения ценностей // Политическая психология: хрестоматия / сост. Е.Б. Шестопал. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С. 93—95.
  61. Габриелян А.А. Новая модель ответственного политического лидерства // Экономические стратегии. 2016. Т. 18. № 6 (140). С. 198—203.
  62. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.
  63. Захаров А.В. Народные образы власти // Полис. Политические исследования. 1998. № 1. С. 23—35.
  64. Селивестрова Ю.А. Специфика политического лидерства в России // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 7. С. 128—130.
  65. Дурдин Д.М. Образ политического лидера: трансформация невозможна // Полис. Политические исследования. 2015. № 2. С. 33—151.
  66. Щербинина Н.Г. Герой и антигерой. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. 116 с.
  67. Щербинина Н.Г. Мифо-героическое конструирование политической реальности России. М.: РОССПЭН, 2011. 287 с.
  68. Евгеньева Т.В., Титов В.В. Образы прошлого в российском массовом политическом сознании: мифологическое измерение // Политическая наука. 2017. № 1. С. 120—138.
  69. Ананченко М.Ю. Влияние архетипов на представление о лидере и лидерстве // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 107. С. 68—75.
  70. Штукина Т.А. Региональное политическое лидерство в современной России // Вестник МГУ. Серия 12: Политические науки. 2008. № 1. С. 78—88.
  71. Штукина Т.А. Новое измерение феномена политического лидерства // Психология и психоанализ власти. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2016. С. 359—376.
  72. Иванова М.Г. Архетипы культуры. Поиск центрального архетипа: монография. М.: ФЛИНТА, 2019. 480 с.
  73. Фан И. Концепт гражданина в политической мысли: методологические подходы и теоретические модели. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, KG, 2011. 412 c.
  74. Малинова О.Ю. Политическое использование прошлого как инструмент символической политики: эволюция дискурса властвующей элиты в постсоветской России // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2012. № 8. С. 179—204.
  75. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе // Актуальные проблемы теории коммуникации: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 98—107.
  76. Разворотнева С.В. Язык власти, власть языка (анализ исследований политической коммуникации в Америке) // Психология и психоанализ власти. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2016. С. 164—174.
  77. Палитай И.С. Методология политико-психологического исследования массового политического сознания в трансформирующихся обществах // Политическая наука. 2016. Спецвыпуск. С. 193—203.
  78. Зверев А.Л. Палитай И.С., Рогозарь А.И., Смулькина Н.В. Особенности политического восприятия в современных политических условиях // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 40—54.
  79. Попов Э.А. Российская политическая элита и коммуникативные технологии. М., 2015. 144 с.
  80. Шестопал Е.Б. Методы исследования политического восприятия в российской политической психологии // Российская политическая наука: Идеи, концепции, методы: научное издание / под ред. Л.В. Сморгунова. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. С. 76—94.
  81. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993—2018) / отв. ред. книги Е.Б. Шестопал / Е.Б. Шестопал, А.Л. Зверев, А.В. Селезнева и др. М.: Издательство «Весь Мир», 2019. 656 с.
  82. Батов В.И. Психологический анализ детского рисунка на тему чернобыльской трагедии // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 26—32.
  83. Головин Н.А., Сибирев В.А. Дети и выборы в Государственную Думу: Формирование базовых политических установок // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 4. С. 116—134.
  84. Селезнева А.В., Шестопал Е.Б. Человеческий капитал российских политических элит // Российская ассоциация политической науки. Исследовательский комитет по политической психологии. М.: РОСПЭН, 2012. 341 с.
  85. Владыкина И.К., Плесовских С.Н. Конструирование сказочных сюжетов как метод выявления прототипа идеального лидера среди молодежи // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2000. № 5. С. 98—103.
  86. Смулькина Н.В. Конструирование сказочных сюжетов как методов определения факторов электоральной привлекательности кандидатов в избирательной кампании // Русская политология. 2017. № 1. С. 140—151.
  87. Римский В.Л. Политическая социология // Структурные трансформации и развитие отечественных школ политологии: научное издание / под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. С. 333—354.
  88. Горшков М.К. Российское общество в контексте новой реальности. К итогам и продолжению социологического мегапроекта. М.: Весь Мир, 2017. 104 с.
  89. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики): в 2 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Новый хронограф, 2016. 496 с.
  90. Общественное мнение—2018. М.: Левада-Центр, 2019. 168 с.
  91. Образы будущего России: желаемое — возможное — необходимое: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 8—9 июня 2016 г.: сборник докладов и статей / под общ. ред. А.Б. Ананченко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Институт истории и политики. Москва: МПГУ, 2016. 275 с.
  92. Ильичева Л.Е., Комаровский В.С. Образ желаемого будущего, идентичность и цивилизационный выбор молодежи // Политика развития, государство и мировой порядок: материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. Москва, 6—8 декабря 2018 г. / под общ. ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С. 228—229.
  93. Куракина Л.М., Мирончева Е.А. Российские политические лидеры в восприятии современного студенчества (по материалам региональных исследований) // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 23). С. 5245—5252. Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38190. Дата обращения: 02.05.2019.
  94. Шестопал Е.Б. Социологические опросы и электоральные прогнозы: некоторые методологические аспекты // Политическая психология: хрестоматия / сост. Е.Б. Шестопал. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. С. 89—92.

© Иванов В.Г., Иванова М.Г., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах