DEEP POLITICAL CRISIS IN THE REPUBLIC OF MADAGASCAR: STATEHOOD ON THE EDGE OF COLLAPSE

Cover Page

Abstract


The article is devoted to the political situation in the republic of Madagascar for the last few years. Current political processes in the republic are subjected to analysis. Special focus was made on the development of political crisis, the dependace of external and internal factors and their effects on political, economical and social situations in the country. The long-term consequences of the bad-organized parliamentary and presidential elections of 2013 are analyzed.


Рассматривая проблематику политической стабильности и устойчивости государственности Мадагаскара, включая актуальный в современной политологии вопрос о «состоятельности государства» («state capacity», «stateness») [1], нельзя умолчать о значительном потенциале и перспективах Мадагаскара как государства, его ресурсах, в том числе человеческом капитале, и природных богатствах. В то же время политическая система Мадагаскара весьма нестабильна, что в значительной степени обуславливает остальные проблемы страны в социальной и экономической сферах. После спорных президентских и парламентских выборов октября-декабря 2013 года в стране установилась слабая президентская форма правления с большой ролью парламента, в основном палаты представителей - Национальной ассамблеи. Нынешняя политическая ситуация на Мадагаскаре обусловлена несколькими основными факторами: - Уход избранного президента из партии, которая его поддержала на выборах. Мадагаскарские политологи считают, что выборы 2013 года проходили по весьма странным схемам, которые не являются демократичными, но в то же время и не являются деспотичными. Под давлением так называемого международного сообщества, 2 основных актора политического кризиса 2009 года и времен временного правления Марк Равалуманана и Андри Раджуэлина отказались от выдвижения своих кандидатур взамен на то, что каждый назначит своего кандидата [2]. Обе стороны пришли к согласию, и выборы были проведены. В ходе выборов большинство, хотя и не абсолютное, мест в палате представителей получила коалиция Андри Ранджуэлина МАПАР, а второе место заняла коалиция Равалуманана. Также был избран президентом Хери Раджаунаримампианина - кандидат, поддерживаемый Раджуэлина. Однако вскоре после инаугурации, под давлением международного сообщества с угрозами о нефинансировании нового режима, новый избранный Президент отошел от Андри Раджуэлина и его коалиции и создал свою собственную партию Хери Вауавау Ху ан и Мадагаскар («Новая сила для Мадагаскара»). Вопреки статьи 54 Конституции страны 2010 года, которая гласит: «Коалиция, обладая большинством мест в парламенте, имеет право предлагать кандидатуру премьер-министра, которую утверждает президент республики», Хери Ранджаунаримампианина отказался назначать кандидатуру премьер-министра от коалиции Ранджуэлина и сформировал платформу для поддержки президента, куда примкнули все беспартийные депутаты в обмен на посты и денежные компенсации. Новая платформа предложила кандидатуру Кулу Роже, которую вскоре утвердил Президент [4]. - Отсутствие стабильного президентского большинства в парламенте. В условиях отсутствия стабильного президентского большинства в парламенте депутаты инициировали процедуру импичмента против Президента. В 2015 году произошла попытка импичмента, в ходе которой 6 голосов отсутствовавших депутатов спасли Президента от сложения полномочий главы государства после оглашения решения Конституционного суда, постановившего, что Президент действует в рамках своих полномочий, данных Конституцией. Провалив импичмент против Президента, депутаты переключились на премьер-министра, но и на этом фронте они проиграли [4]. - Дело Равалуманана. После свержения в 2009 году Равалуманана жил в Южной Африке и всегда выражал желание вернуться домой, но этому всегда препятствовали власти временного правительства Андри Ранджуэлина. Вскоре после избрания нового президента и поражения своего кандидата Жан Луй Робенсона Равалуманана вновь начал говорить о своем возвращении, о котором уже договаривались все стороны под эгидой международного сообщества в ходе саммитов Мапуто 1 и 2. После долгого молчания власти Раджаунаримампианина секретно позволили Равалуманана вернуться в страну в октябре 2014 года в обмен на отказ от участия в политике. Вскоре после его загадочного появления Равалуманана собрал прессу в своей резиденции в Фаравухитра Антананариву и, кроме всего прочего, заявил о готовности взять власть в свои руки, если того желает народ. Несколько часов спустя Равалуманана был арестован и заключен в секретном месте, о котором власти официально заявили только через несколько дней, после чего его отправили на военную базу в городе Анциранана на севере острова. После нескольких месяцев заключения и в результате переговоров всех сторон Равалуманана выпустили. В ходе местных и муниципальных выборов 2015 года его жена стала мэром столицы Мадагаскара, города Антананариву, Равалуманана принимал активное участие в предвыборной кампании его жены и его партии, которая победила в 200 из 1000 муниципалитетов. - Сокращение финансирования от стран-партнеров. После переворота 2009 года так называемое международное сообщество отказалось финансировать режим Андри Ранджуэлина. Это привело к катастрофическим последствиям: нехватка средств для выплаты зарплаты госслужащим, прекращение всех масштабных строительных и ремонтных проектов, прекращение социально ориентированных проектов со стороны государства и других партнеров, многие НПО покинули Мадагаскар из-за политической нестабильности и отсутствия безопасности [5]. В результате данных процессов страна оказалась в затяжном кризисе и сегодня находится в полном хаосе во всех смыслах этого слова. - Низкая легитимность действующей власти в глазах народа. Из-за низкой явки на выборах (30%) и отсутствия конкретных политических, экономических и социальных результатов власть Президента Ранджаунаримампианина постепенно теряет контроль над страной, но при этом ни одна из оппозиционных сил не способна вести людей за собой и захватить власть. Внутри самой оппозиции накопились проблемы и конфликты личных интересов, и в основном представители оппозиции являются политическими противниками. С другой стороны, население уже устало от бесконечных затяжных кризисов и потеряло интерес к политике, так как живет в критических условиях [6]. - Некомпетентность правящей элиты. За все время своей государственности Мадагаскар никогда не находился в таком отчаянном положении, в котором он оказался сейчас, причем во всех сферах жизни общества. Другими словами, Мадагаскар фактически превратился в «несостоявшееся государство» («failed state») [7]. В первую очередь ответственность за эту катастрофу несут все правившие и правящие элиты, доказавшие собственную некомпетентность: здесь факты говорят сами за себя: Мадагаскар - одна из беднейших стран мира, и это несмотря на то, что на острове не было войн или масштабных вооруженных конфликтов, таких, как, например, в Афганистане и Сомали. - Отсутствие четкой стратегии развития страны. Последний пункт вытекает из некомпетентности правящей элиты, неспособной сформулировать четкую и эффективную стратегию развития страны [8]. Таким образом, на основе предпринятого анализа мы пришли к выводу о глубоком кризисе государственности Мадагаскара, проявляющемся во всех сферах жизни общества. В таких условиях открывается несколько основных возможностей для мадагаскарского народа, чтобы выйти из сложившейся ситуации: либо мирно ожидать выборы 2018 года и массово голосовать за нужного кандидата, либо выбрать путь революции со всеми возможными рисками и последствиями. Одно из важнейших положительных качеств политической культуры мадагаскарского народа - это его умение терпеть и его пацифистские черты, но, как уже говорилось, страна никогда не находилась в таком бедственном положении, и терпение народа имеет пределы, что актуализирует пессимистичные прогнозы развития политической ситуации в Мадагаскаре.

- Andriamaharinjaka

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: kelifingo@gmail.com
Miklukho-Maklaya str., 10/2, 117198

Andriamaharinjaka - PHd student of the Department of Comparative Politics of the Peoples’ Friendship University of Russia (Madagaskar)

  • Ivanov V.G. Koncepcija gosudarstvennoj sostojatel'nosti kak instrument delegitimizacii gosudarstvennyh institutov. Krizis civilizacii v kontekste politicheskih processov XXI veka. Ed. by A.I. Kostin. Moscow: Izd-vo MGU, 2016. S. 272—283.
  • Antsa R. Crise politique et économique: Vers la mise en place d’un gouvernement de cohabitation pour éviter le chaos. Midi Madagasikara, 2015.
  • Cochez P. Madagascar s’enfonce de nouveau dans la crise politique. LaCroix, 2015.
  • Lachkar M. Madagascar: l'énigme d'une crise politique chronique. Geopolis. Afrique. 2015.
  • Oumarou S.B. Madagascar: les coûts de la crise politique. 2013.
  • Rabenoro M. Insécurité publique et disfonctionnements de nos institutions. Tribune Madagascar. 2016.
  • Ralambomahay T. Madagascar dans une crise interminable. Études africaines Actualité sociale et politique Océan Indien. Madagascar, 2011.
  • Ramambazafy J. Madagascar, L’instabilité politique y est permanente depuis 2014. Madagate, 2016.
  • Randrianja S. Le coup d’État de mars 2009. Paris, Éditions Karthala, coll. «Hommes et Sociétés», 2012.

Views

Abstract - 153

PDF (Russian) - 77

PlumX


Copyright (c) 2017 Andriamaharinjaka -.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.