ГЛУБОКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РЕСПУБЛИКЕ МАДАГАСКАР: ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ НА ГРАНИ КРАХА
- Авторы: Андриамахаринжака -1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 19, № 4 (2017)
- Страницы: 454-45
- Раздел: СТАТЬИ И ОБЗОРЫ
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/17579
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2017-19-4-454-458
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена современной политической ситуации в Республике Мадагаскар, в ней представлен анализ текущих политических процессов в республике. Особый акцент сделан на развитии политического кризиса, взаимосвязанности его внешних и внутренних факторов и их разрушитель-ном воздействии на политическую, экономическую и социальную жизнь страны. Анализируются результаты плохо организованных парламентских и президентских выборов 2013 года и прогнозируются их негативные последствия на многие годы вперед.
Полный текст
Рассматривая проблематику политической стабильности и устойчивости государственности Мадагаскара, включая актуальный в современной политологии вопрос о «состоятельности государства» («state capacity», «stateness») [1], нельзя умолчать о значительном потенциале и перспективах Мадагаскара как государства, его ресурсах, в том числе человеческом капитале, и природных богатствах. В то же время политическая система Мадагаскара весьма нестабильна, что в значительной степени обуславливает остальные проблемы страны в социальной и экономической сферах. После спорных президентских и парламентских выборов октября-декабря 2013 года в стране установилась слабая президентская форма правления с большой ролью парламента, в основном палаты представителей - Национальной ассамблеи. Нынешняя политическая ситуация на Мадагаскаре обусловлена несколькими основными факторами: - Уход избранного президента из партии, которая его поддержала на выборах. Мадагаскарские политологи считают, что выборы 2013 года проходили по весьма странным схемам, которые не являются демократичными, но в то же время и не являются деспотичными. Под давлением так называемого международного сообщества, 2 основных актора политического кризиса 2009 года и времен временного правления Марк Равалуманана и Андри Раджуэлина отказались от выдвижения своих кандидатур взамен на то, что каждый назначит своего кандидата [2]. Обе стороны пришли к согласию, и выборы были проведены. В ходе выборов большинство, хотя и не абсолютное, мест в палате представителей получила коалиция Андри Ранджуэлина МАПАР, а второе место заняла коалиция Равалуманана. Также был избран президентом Хери Раджаунаримампианина - кандидат, поддерживаемый Раджуэлина. Однако вскоре после инаугурации, под давлением международного сообщества с угрозами о нефинансировании нового режима, новый избранный Президент отошел от Андри Раджуэлина и его коалиции и создал свою собственную партию Хери Вауавау Ху ан и Мадагаскар («Новая сила для Мадагаскара»). Вопреки статьи 54 Конституции страны 2010 года, которая гласит: «Коалиция, обладая большинством мест в парламенте, имеет право предлагать кандидатуру премьер-министра, которую утверждает президент республики», Хери Ранджаунаримампианина отказался назначать кандидатуру премьер-министра от коалиции Ранджуэлина и сформировал платформу для поддержки президента, куда примкнули все беспартийные депутаты в обмен на посты и денежные компенсации. Новая платформа предложила кандидатуру Кулу Роже, которую вскоре утвердил Президент [4]. - Отсутствие стабильного президентского большинства в парламенте. В условиях отсутствия стабильного президентского большинства в парламенте депутаты инициировали процедуру импичмента против Президента. В 2015 году произошла попытка импичмента, в ходе которой 6 голосов отсутствовавших депутатов спасли Президента от сложения полномочий главы государства после оглашения решения Конституционного суда, постановившего, что Президент действует в рамках своих полномочий, данных Конституцией. Провалив импичмент против Президента, депутаты переключились на премьер-министра, но и на этом фронте они проиграли [4]. - Дело Равалуманана. После свержения в 2009 году Равалуманана жил в Южной Африке и всегда выражал желание вернуться домой, но этому всегда препятствовали власти временного правительства Андри Ранджуэлина. Вскоре после избрания нового президента и поражения своего кандидата Жан Луй Робенсона Равалуманана вновь начал говорить о своем возвращении, о котором уже договаривались все стороны под эгидой международного сообщества в ходе саммитов Мапуто 1 и 2. После долгого молчания власти Раджаунаримампианина секретно позволили Равалуманана вернуться в страну в октябре 2014 года в обмен на отказ от участия в политике. Вскоре после его загадочного появления Равалуманана собрал прессу в своей резиденции в Фаравухитра Антананариву и, кроме всего прочего, заявил о готовности взять власть в свои руки, если того желает народ. Несколько часов спустя Равалуманана был арестован и заключен в секретном месте, о котором власти официально заявили только через несколько дней, после чего его отправили на военную базу в городе Анциранана на севере острова. После нескольких месяцев заключения и в результате переговоров всех сторон Равалуманана выпустили. В ходе местных и муниципальных выборов 2015 года его жена стала мэром столицы Мадагаскара, города Антананариву, Равалуманана принимал активное участие в предвыборной кампании его жены и его партии, которая победила в 200 из 1000 муниципалитетов. - Сокращение финансирования от стран-партнеров. После переворота 2009 года так называемое международное сообщество отказалось финансировать режим Андри Ранджуэлина. Это привело к катастрофическим последствиям: нехватка средств для выплаты зарплаты госслужащим, прекращение всех масштабных строительных и ремонтных проектов, прекращение социально ориентированных проектов со стороны государства и других партнеров, многие НПО покинули Мадагаскар из-за политической нестабильности и отсутствия безопасности [5]. В результате данных процессов страна оказалась в затяжном кризисе и сегодня находится в полном хаосе во всех смыслах этого слова. - Низкая легитимность действующей власти в глазах народа. Из-за низкой явки на выборах (30%) и отсутствия конкретных политических, экономических и социальных результатов власть Президента Ранджаунаримампианина постепенно теряет контроль над страной, но при этом ни одна из оппозиционных сил не способна вести людей за собой и захватить власть. Внутри самой оппозиции накопились проблемы и конфликты личных интересов, и в основном представители оппозиции являются политическими противниками. С другой стороны, население уже устало от бесконечных затяжных кризисов и потеряло интерес к политике, так как живет в критических условиях [6]. - Некомпетентность правящей элиты. За все время своей государственности Мадагаскар никогда не находился в таком отчаянном положении, в котором он оказался сейчас, причем во всех сферах жизни общества. Другими словами, Мадагаскар фактически превратился в «несостоявшееся государство» («failed state») [7]. В первую очередь ответственность за эту катастрофу несут все правившие и правящие элиты, доказавшие собственную некомпетентность: здесь факты говорят сами за себя: Мадагаскар - одна из беднейших стран мира, и это несмотря на то, что на острове не было войн или масштабных вооруженных конфликтов, таких, как, например, в Афганистане и Сомали. - Отсутствие четкой стратегии развития страны. Последний пункт вытекает из некомпетентности правящей элиты, неспособной сформулировать четкую и эффективную стратегию развития страны [8]. Таким образом, на основе предпринятого анализа мы пришли к выводу о глубоком кризисе государственности Мадагаскара, проявляющемся во всех сферах жизни общества. В таких условиях открывается несколько основных возможностей для мадагаскарского народа, чтобы выйти из сложившейся ситуации: либо мирно ожидать выборы 2018 года и массово голосовать за нужного кандидата, либо выбрать путь революции со всеми возможными рисками и последствиями. Одно из важнейших положительных качеств политической культуры мадагаскарского народа - это его умение терпеть и его пацифистские черты, но, как уже говорилось, страна никогда не находилась в таком бедственном положении, и терпение народа имеет пределы, что актуализирует пессимистичные прогнозы развития политической ситуации в Мадагаскаре.
Об авторах
- Андриамахаринжака
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kelifingo@gmail.com
Андриамахаринжака - аспирант кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов (Мадагаскар)
ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Иванов В.Г. Концепция государственной состоятельности как инструмент делегитимизации государственных институтов // Кризис цивилизации в контексте политических процессов ХХI века / Под ред. А.И. Костина. М.: Изд-во МГУ, 2016. С. 272-283.
- Antsa R. Crise politique et économique: Vers la mise en place d’un gouvernement de cohabitation pour éviter le chaos. Midi Madagasikara, 2015.
- Cochez P. Madagascar s’enfonce de nouveau dans la crise politique. LaCroix, 2015.
- Lachkar M. Madagascar: l'énigme d'une crise politique chronique // Geopolis. Afrique. 2015.
- Oumarou S.B. Madagascar: les coûts de la crise politique. 2013.
- Rabenoro M. Insécurité publique et disfonctionnements de nos institutions // Tribune Madagascar. 2016.
- Ralambomahay T. Madagascar dans une crise interminable // Études africaines Actualité sociale et politique Océan Indien. Madagascar, 2011.
- Ramambazafy J. Madagascar, L’instabilité politique y est permanente depuis 2014. Madagate, 2016.
- Randrianja S. Le coup d’État de mars 2009. Paris, Éditions Karthala, coll. «Hommes et Sociétés», 2012.