INEQUALITY IN CHINA IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Cover Page

Abstract


The research object is the sociopolitical foundations of sustainable development in China. Research subject is the problem of inequality as one of the obstacles to sustainable development in China. In the article, different aspects of the issue are reviewed in the context of sustainable development, especially through the requirements of the UN Agenda 2030. These aspects include income inequality, inequality in education and health care, gender inequality. It is shown that despite the improvement trend in some specific aspects, the inequality gap in China is still large, further reduction of the inequality level remains one of the main tasks for achieving sustainable development goals in China.


Социальное неравенство - одна из ключевых причин нестабильности в сегодняшнем мире. ООН поставила цели по борьбе с неравенством, что отражается в 4 из 17 целей в итоговом документе саммита ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»: «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» (цель 3), «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (цель 4), «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек» (цель 5), «Сокращение неравенства внутри стран и между ними» (цель 10) [1, 18]. Таким образом, цели 3, 4, 5 посвящены проблеме неравенства в разных сферах: здоровья, образования и половой принадлежности. А цель 10 является всеобщей, ее первая задача посвящена проблеме неравенства в сфере доходов. Согласно цели 10.1 «Повестки дня до 2030 г.» к 2030 году необходимо «постепенно достичь и поддерживать рост доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране» [1, 26]; согласно целям 10.2 и 10.3 «Повестки дня до 2030 г.», нужно к 2030 году «поддержать законодательным путем и поощрять активное участие всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от их возраста, пола, инвалидности, расы, этнической принадлежности, происхождения, религии и экономического или иного статуса», а также «обеспечить равенство возможностей и уменьшить неравенство результатов» [1, 26]. Какая сейчас ситуация в Китае? Чтобы реализовать цели в области устойчивого развития нужно сначала создать механизм для измерения. В системе индикаторов устойчивого развития, разработанной Академией наук Китая, проблема неравенства входит в подсистему социальной поддержки и оценивается через коэффициент Джини, индекс Аткинсона (неравенство доходов) и индекс гендерного неравенства [11, 218]. Можно заметить, что данная система индикаторов покрывает лишь сферы неравенства доходов и половой принадлежности. В других сферах борьбы с неравенством, таких как здравоохранение и образование, отсутствуют конкретные индикаторы, измеряющие уровень неравенства: представляются в системе только такие индикаторы, как средняя ожидаемая продолжительность жизни, средний расход на медицину и здравоохранение; среднее число лет обучения и уровень грамотности в сфере образования. Таким образом, для того, чтобы полностью отразить все цели в области устойчивого развития, связанные с неравенством, система индикаторов, разработанная Академией наук Китая, нуждается в дальнейшем усовершенствовании. Неравенство доходов чаще всего оценивается с помощью коэффициента Джини. Согласно Книге фактов Центрального разведывательного управления США, Китай занимает 28-е место по индексу Джини с оценкой 46,9 (2014 г.). Это хуже, чем у США, которые занимают 43-е место с оценкой 45 (2007 г.), и России, которая занимает 54-е место с оценкой 42 (2014 г.), но лучше, чем у Южной Африки с оценкой 62,5 (2013 г.) и Бразилии с оценкой 51,9 (2012 г.) [2]. Согласно официальным данным правительства КНР, с 2012 по 2015 г. коэффициент Джини в Китае постепенно снижался. Он составлял 47,4, 47,3, 46,9 и 46,2 соответственно. В 2016 г. коэффициент Джини в Китае составил 46,5, что на 0,3 выше, чем в 2015 г. [5]. Вместе с тем Нин Цзичжэ считает, что по мере проведения борьбы с бедностью и интеграции городов и сельской местности основная тенденция снижения индекса Джини будет продолжаться в Китае [5], но все же Китай пока относится к числу стран с высоким уровнем неравенства доходов. Несмотря на то, что отсутствуют официальные данные по индексу Аткинсона, Сунь Чуаньуан, Чжан Ифань и др. рассматривают проблему неравенства в Китае по этому показателю. Согласно их исследованию, индекс Аткинсона по потреблению коммунальных ресурсов в средних городах Китая составил 0,0261 в 2013 г., что на 83% выше, чем в крупных городах, и на 35,6% выше, чем в маленьких городах [4]. Это свидетельствует о том, что проблема неравного доступа к коммунальным ресурсам более серьезная в средних городах Китая, чем в городах другого масштаба. Согласно планам Госсовета КНР, в период 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) в Китае будут построены 19 мегаполисов [6], что может содействовать решению данной проблемы в Китае. Не все исследователи используют коэффициент Джини и индекс Аткинсона для оценки неравенства доходов. Исследовательский центр социальных наук Пекинского университета проводит панельные исследования «China Family Panel Studies» (CFPS), в которых разделяет семьи на 5 уровней по доходам: самый низкий (20%), низкий (20%), средний (20%), высший (20%) и самый высший (20%). В 2012 г. средний доход соответствующей семьи составил 3400, 15 700, 30 200, 49 500 и 110 200 юаней; в 2014 г. доход составил: 4500, 19 100, 35 200, 56 000, и 117 600 юаней соответственно. Процент прироста семейных доходов в 2012- 2014 гг. составил 32,4%, 21,7%, 16,6%, 13,1% и 6,7% соответственно [7, 38]. Это показывает, что прирост семейных доходов последних 40% семей намного выше, чем у других семей, что подтверждает тенденцию сокращения неравенства доходов в Китае. Индекс гендерного неравенства в Китае составил 0,164 и занимает 37-е место среди 188 проанализированных в 2015 г. стран, это намного лучше мировой средней оценки - 0,443, но все еще Китай не вошел в первую группу: первое место занимает Швейцария с оценкой 0,040. Для сравнения, Россия занимает 52-е место с оценкой 0,271 [3]. В области образования равенство обязательного образования значительно повысилось, но равенство образования на уровне дошкольного образования и старшей школы требует улучшения. Проректор Китайской академии наук Цай Фан отмечает, что необходимо расширить диапазон обязательного образования, чтобы покрыть дошкольное образование и образование старшей школы [9]. Наблюдается также очевидное неравенство в регионах. Гу Цзяфэн отмечает, что вклад в образование в разных семьях сильно различается. Годовые расходы на образование для одного шанхайского ребенка равны расходам на образование для 7 детей в провинции Ганьсу [8]. Данные CFPS подтверждают региональные различия в области образования Китая, у детей западной части Китая меньше всего внеурочных занятий: лишь у 5,1% детей есть внеурочные занятия, среднее время внеурочных занятий в неделе составляет 4,85 ч., тоже отстает от восточной и средней частей Китая. В восточной части Китая эти данные составляют 12,8% и 5,2 ч. соответственно, а в средней части Китая - 12,1% и 8,26 ч. [7, 78]. Несмотря на уменьшение разрыва в разных регионах, неравенство в сфере здравоохранения остается очень значимым в Китае по таким показателям, как продолжительность жизни и детская смертность. Согласно данным Программы развития ООН, в 1990 г., 2000 г. и 2010 г. Шанхай имел самую высокую ожидаемую продолжительность жизни, а Тибет - самую низкую, но это различие сократилось с 15,26 лет в 1990 г. до 13,77 лет в 2000 г. и 12,09 лет в 2010 г. С 1990 г. разрыв между городом и деревней по материнской и детской смертности снизился, а также смертности в возрасте до пяти лет, но в 2014 г. по показателям детской смертности и смертности в возрасте до пяти лет в сельской местности оказался в два раза больше, чем в городе [10, 26]. Таким образом, по разным типам неравенства, упомянутым в целях 3, 4, 5, 10 Повестки дня до 2030 г. в рамках обеспечения устойчивого развития, за последние годы в определенной мере проявляется тенденция к улучшению в Китае, но проблема неравенства остается серьезной, разрыв между разными регионами, между городской и сельской местностью по прежнему велик, чтобы реализовать цели сокращения неравенства и осуществить устойчивое развитие, нужно одновременно сократить разрыв между городской и сельской местностью, а также сократить разрыв в разных регионах и внутри одного региона. Еще в течение 11-го пятилетнего плана (2006-2010 гг.) была поставлена цель скоординировать региональное развитие в городах и сельской местности и приостановить тенденцию увеличения разрыва в доходах. Были также предприняты меры по повышению уровня доходов малообеспеченных граждан, увеличению доли населения со средним доходом и регулированию слишком высоких доходов [12]. Эти цели и задачи остались и в программах 12-й и 13-й пятилетки. В течение этих лет была проведена определенная политика для реализации этих целей и задач. В частности, с 2006 г. был полномасштабно отменен сельскохозяйственный налог и началось строительство новой социалистической деревни, для смягчения регионального разрыва осуществляется также стратегия освоения западных регионов и возрождения центрального Китая. В программе 13-й пятилетки была поставлена цель сформировать новую структуру для согласованного регионального развития с помощью реализации стратегий «Один пояс один путь», «Согласованное развитие региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй» и «Развитие экономического пояса вдоль реки Янцзы» [13]. Таким образом, направленность политики правительства Китая в основном соответствует целям, поставленным для реализации устойчивого развития в области борьбы с неравенством. Проанализированные в статье данные в определeнной степени подтверждают эффективность проводимой политики. На фоне этого интеграция сельской и городской местности реформа и оптимизация экономической структуры Китая с учетом социальных факторов станет одной из ключевых задач для китайского правительства и местной администрации, дальнейшее снижение неравенства остается одной из главных задач для осуществления устойчивого развития в Китае.

Zhan Zhang

Institute of Asian and African Studies Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: vestnikrudn@yandex.ru
Mokhovaya str., 11/1, 125009, Moscow, Russia

Чжан Чжань - аспирантка кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (КНР)

  • OON. Rezoljucija, prinjataja General'noj Assambleej 25 sentjabrja 2015 goda, A/70/L.1, 2015. 44 s.
  • CIA, The world factbook. Available at: https://www.cia.gov/library/publications/the-worldfactbook/rankorder/2172rank.html.
  • United Nations development programme. Human development reports. Available at: http://hdr.undp.org/en/composite/GII (accessed 22 August 2017).
  • Sun C. et al. The inequalities of public utility products in China: From the perspective of the Atkinson index. Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2015; Vol. 51. P. 751—760.
  • 国家统计局 [Statistical communique of the People's Republic of China]. Available at: http://www.stats.gov.cn/tjsj/sjjd/201701/t20170120_1456268.html.
  • 定军,来莎莎. “十三五”城市群大修编 将建设十九个城市群. [Revision of the 13 th Five year plan: 19 urban agglomeration will be built]. 21 世纪经济报道. 2016 年 5 月 5 日. Available at: http://epaper.21jingji.com/html/2016-05/05/content_39406.htm
  • 顾佳峰,减少不平等与可持续发展 [Inequality reduction and sustainable development within and among countries]. 2016; 182 页.
  • 顾佳峰,私人教育投入差距挑战教育公平 [Private education investment gap challenges education equity],东方早报,2014 年 4 月 8 日 B07 版
  • 中国经济网. 蔡昉:义务教育应扩大到高中和学前教育阶段 [Cai Fang: Compulsory education should be extended to high school and preschool education]. Available at: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/gdxw/201601/10/t20160110_8174069.shtml.
  • 中国人类发展报告 2016 [China national human development report 2016]. 2016. 159 页.
  • 牛文元主编. 2015 世界可持续发展报告 [Annual report for world sustainable development 2015],科学出版社,2015. 300 页.
  • 中华人民共和国国民经济和社会发展第十一个五年规划纲要 [The eleventh five-year plan for social and economic development in PRC], 国务院公报,2006 年第 12 号. Available at: http://www.gov.cn/gongbao/content/2006/content_268766.htm.
  • 中国国民经济和社会发展第十三个五年 规划纲要 [The thirteenth five-year plan for social and economic development in PRC]. Available at: http://www.china.com.cn/lianghui/news/ 2016-03/17/content_38053101_10.htm

Views

Abstract - 144

PDF (Russian) - 170

PlumX


Copyright (c) 2017 Zhang Z.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.