ПРОБЛЕМА НЕРАВЕНСТВА В КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Объектом исследования являются социально-политические основы устойчивого развития в Китае. Предметом исследования - проблема неравенства как одно из препятствий для обеспечения устойчивого развития в Китае. В статье анализируется неравенство доходов, неравенство в сфере образования и здравоохранения, гендерное неравенство. Показано, что несмотря на тенденцию улучшения ситуации в некоторых областях, разрыв по-прежнему велик, снижение уровня неравенства представляет собой одну из главных задач для реализации Целей в области устойчивого развития в КНР.

Полный текст

Социальное неравенство - одна из ключевых причин нестабильности в сегодняшнем мире. ООН поставила цели по борьбе с неравенством, что отражается в 4 из 17 целей в итоговом документе саммита ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»: «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» (цель 3), «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (цель 4), «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек» (цель 5), «Сокращение неравенства внутри стран и между ними» (цель 10) [1, 18]. Таким образом, цели 3, 4, 5 посвящены проблеме неравенства в разных сферах: здоровья, образования и половой принадлежности. А цель 10 является всеобщей, ее первая задача посвящена проблеме неравенства в сфере доходов. Согласно цели 10.1 «Повестки дня до 2030 г.» к 2030 году необходимо «постепенно достичь и поддерживать рост доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране» [1, 26]; согласно целям 10.2 и 10.3 «Повестки дня до 2030 г.», нужно к 2030 году «поддержать законодательным путем и поощрять активное участие всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от их возраста, пола, инвалидности, расы, этнической принадлежности, происхождения, религии и экономического или иного статуса», а также «обеспечить равенство возможностей и уменьшить неравенство результатов» [1, 26]. Какая сейчас ситуация в Китае? Чтобы реализовать цели в области устойчивого развития нужно сначала создать механизм для измерения. В системе индикаторов устойчивого развития, разработанной Академией наук Китая, проблема неравенства входит в подсистему социальной поддержки и оценивается через коэффициент Джини, индекс Аткинсона (неравенство доходов) и индекс гендерного неравенства [11, 218]. Можно заметить, что данная система индикаторов покрывает лишь сферы неравенства доходов и половой принадлежности. В других сферах борьбы с неравенством, таких как здравоохранение и образование, отсутствуют конкретные индикаторы, измеряющие уровень неравенства: представляются в системе только такие индикаторы, как средняя ожидаемая продолжительность жизни, средний расход на медицину и здравоохранение; среднее число лет обучения и уровень грамотности в сфере образования. Таким образом, для того, чтобы полностью отразить все цели в области устойчивого развития, связанные с неравенством, система индикаторов, разработанная Академией наук Китая, нуждается в дальнейшем усовершенствовании. Неравенство доходов чаще всего оценивается с помощью коэффициента Джини. Согласно Книге фактов Центрального разведывательного управления США, Китай занимает 28-е место по индексу Джини с оценкой 46,9 (2014 г.). Это хуже, чем у США, которые занимают 43-е место с оценкой 45 (2007 г.), и России, которая занимает 54-е место с оценкой 42 (2014 г.), но лучше, чем у Южной Африки с оценкой 62,5 (2013 г.) и Бразилии с оценкой 51,9 (2012 г.) [2]. Согласно официальным данным правительства КНР, с 2012 по 2015 г. коэффициент Джини в Китае постепенно снижался. Он составлял 47,4, 47,3, 46,9 и 46,2 соответственно. В 2016 г. коэффициент Джини в Китае составил 46,5, что на 0,3 выше, чем в 2015 г. [5]. Вместе с тем Нин Цзичжэ считает, что по мере проведения борьбы с бедностью и интеграции городов и сельской местности основная тенденция снижения индекса Джини будет продолжаться в Китае [5], но все же Китай пока относится к числу стран с высоким уровнем неравенства доходов. Несмотря на то, что отсутствуют официальные данные по индексу Аткинсона, Сунь Чуаньуан, Чжан Ифань и др. рассматривают проблему неравенства в Китае по этому показателю. Согласно их исследованию, индекс Аткинсона по потреблению коммунальных ресурсов в средних городах Китая составил 0,0261 в 2013 г., что на 83% выше, чем в крупных городах, и на 35,6% выше, чем в маленьких городах [4]. Это свидетельствует о том, что проблема неравного доступа к коммунальным ресурсам более серьезная в средних городах Китая, чем в городах другого масштаба. Согласно планам Госсовета КНР, в период 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) в Китае будут построены 19 мегаполисов [6], что может содействовать решению данной проблемы в Китае. Не все исследователи используют коэффициент Джини и индекс Аткинсона для оценки неравенства доходов. Исследовательский центр социальных наук Пекинского университета проводит панельные исследования «China Family Panel Studies» (CFPS), в которых разделяет семьи на 5 уровней по доходам: самый низкий (20%), низкий (20%), средний (20%), высший (20%) и самый высший (20%). В 2012 г. средний доход соответствующей семьи составил 3400, 15 700, 30 200, 49 500 и 110 200 юаней; в 2014 г. доход составил: 4500, 19 100, 35 200, 56 000, и 117 600 юаней соответственно. Процент прироста семейных доходов в 2012- 2014 гг. составил 32,4%, 21,7%, 16,6%, 13,1% и 6,7% соответственно [7, 38]. Это показывает, что прирост семейных доходов последних 40% семей намного выше, чем у других семей, что подтверждает тенденцию сокращения неравенства доходов в Китае. Индекс гендерного неравенства в Китае составил 0,164 и занимает 37-е место среди 188 проанализированных в 2015 г. стран, это намного лучше мировой средней оценки - 0,443, но все еще Китай не вошел в первую группу: первое место занимает Швейцария с оценкой 0,040. Для сравнения, Россия занимает 52-е место с оценкой 0,271 [3]. В области образования равенство обязательного образования значительно повысилось, но равенство образования на уровне дошкольного образования и старшей школы требует улучшения. Проректор Китайской академии наук Цай Фан отмечает, что необходимо расширить диапазон обязательного образования, чтобы покрыть дошкольное образование и образование старшей школы [9]. Наблюдается также очевидное неравенство в регионах. Гу Цзяфэн отмечает, что вклад в образование в разных семьях сильно различается. Годовые расходы на образование для одного шанхайского ребенка равны расходам на образование для 7 детей в провинции Ганьсу [8]. Данные CFPS подтверждают региональные различия в области образования Китая, у детей западной части Китая меньше всего внеурочных занятий: лишь у 5,1% детей есть внеурочные занятия, среднее время внеурочных занятий в неделе составляет 4,85 ч., тоже отстает от восточной и средней частей Китая. В восточной части Китая эти данные составляют 12,8% и 5,2 ч. соответственно, а в средней части Китая - 12,1% и 8,26 ч. [7, 78]. Несмотря на уменьшение разрыва в разных регионах, неравенство в сфере здравоохранения остается очень значимым в Китае по таким показателям, как продолжительность жизни и детская смертность. Согласно данным Программы развития ООН, в 1990 г., 2000 г. и 2010 г. Шанхай имел самую высокую ожидаемую продолжительность жизни, а Тибет - самую низкую, но это различие сократилось с 15,26 лет в 1990 г. до 13,77 лет в 2000 г. и 12,09 лет в 2010 г. С 1990 г. разрыв между городом и деревней по материнской и детской смертности снизился, а также смертности в возрасте до пяти лет, но в 2014 г. по показателям детской смертности и смертности в возрасте до пяти лет в сельской местности оказался в два раза больше, чем в городе [10, 26]. Таким образом, по разным типам неравенства, упомянутым в целях 3, 4, 5, 10 Повестки дня до 2030 г. в рамках обеспечения устойчивого развития, за последние годы в определенной мере проявляется тенденция к улучшению в Китае, но проблема неравенства остается серьезной, разрыв между разными регионами, между городской и сельской местностью по прежнему велик, чтобы реализовать цели сокращения неравенства и осуществить устойчивое развитие, нужно одновременно сократить разрыв между городской и сельской местностью, а также сократить разрыв в разных регионах и внутри одного региона. Еще в течение 11-го пятилетнего плана (2006-2010 гг.) была поставлена цель скоординировать региональное развитие в городах и сельской местности и приостановить тенденцию увеличения разрыва в доходах. Были также предприняты меры по повышению уровня доходов малообеспеченных граждан, увеличению доли населения со средним доходом и регулированию слишком высоких доходов [12]. Эти цели и задачи остались и в программах 12-й и 13-й пятилетки. В течение этих лет была проведена определенная политика для реализации этих целей и задач. В частности, с 2006 г. был полномасштабно отменен сельскохозяйственный налог и началось строительство новой социалистической деревни, для смягчения регионального разрыва осуществляется также стратегия освоения западных регионов и возрождения центрального Китая. В программе 13-й пятилетки была поставлена цель сформировать новую структуру для согласованного регионального развития с помощью реализации стратегий «Один пояс один путь», «Согласованное развитие региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй» и «Развитие экономического пояса вдоль реки Янцзы» [13]. Таким образом, направленность политики правительства Китая в основном соответствует целям, поставленным для реализации устойчивого развития в области борьбы с неравенством. Проанализированные в статье данные в определeнной степени подтверждают эффективность проводимой политики. На фоне этого интеграция сельской и городской местности реформа и оптимизация экономической структуры Китая с учетом социальных факторов станет одной из ключевых задач для китайского правительства и местной администрации, дальнейшее снижение неравенства остается одной из главных задач для осуществления устойчивого развития в Китае.

×

Об авторах

Чжан Чжань

Институт стран Азии и Африки Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnikrudn@yandex.ru

Чжан Чжань - аспирантка кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (КНР)

ул. Моховая, 11/1, Москва, Россия, 125009

Список литературы

  1. ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года, A/70/L.1, 2015. 44 с.
  2. CIA, The world factbook. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ rankorder/2172rank.html.
  3. United Nations development programme. Human development reports. URL: http://hdr.undp.org/ en/composite/GII.
  4. Sun C. et al. The inequalities of public utility products in China: From the perspective of the Atkinson index // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2015. Vol. 51. P. 751-760.
  5. 国家统计局 [Statistical communique of the People's Republic of URL: http://www.stats.gov.cn/ tjsj/sjjd/201701/t20170120_1456268.html.
  6. 定军,来莎莎. “十三五”城市群大修编 将建设十九个城市群. [Revision of the 13 th Five year plan: 19 urban agglomeration will be built]. 21 世纪经济报道. 2016 年 5 月 5 日. URL: http://epaper.21jingji.com/html/2016-05/05/content_39406.htm.
  7. 顾佳峰,减少不平等与可持续发展[Inequality reduction and sustainable development within and among countries]. 2016. 182 页.
  8. 顾佳峰,私人教育投入差距挑战教育公平 [Private education investment gap challenges education equity],东方早报,2014 年 4 月 8 日 B07 版.
  9. 中国经济网. 蔡昉:义务教育应扩大到高中和学前教育阶段 [Cai Fang: Compulsory education should be extended to high school and preschool education]. URL: http://www.ce.cn/xwzx/ gnsz/gdxw/201601/10/t20160110_8174069.shtml.
  10. 中国人类发展报告 2016 [China national human development report 2016]. 2016. 159 页.
  11. 牛文元主编. 2015 世界可持续发展报告 [Annual report for world sustainable development 2015],科学出版社,2015. 300 页.
  12. 中华人民共和国国民经济和社会发展第十一个五年规划纲要 [The eleventh five-year plan for social and economic development in PRC], 国务院公报,2006 年第 12 号. URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2006/content_268766.htm.
  13. 中国国民经济和社会发展第十三个五年规划纲要 [The thirteenth five-year plan for social and economic development in PRC]. URL: http://www.china.com.cn/lianghui/news/2016- 03/17/content_38053101_10.htm.

© Чжань Ч., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах