THE CAUSES OF MIGRATION OF THE CIS (COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES) CONTRIES AND THE STRATEGY OF MIGRATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

Cover Page

Abstract


The article analyzes international migration within the CIS and the organization of the con-temporary migration policy of the Russian Federation. The main reasons of the migration attractiveness of the Russian Federation to the population of the former Soviet republics are presented in the article along the data on migration of the CIS countries. The distribution of migrants by nationality from the countries of the CIS is shown. The General summary and comparative analysis of migration of population of the Rus-sian Federation for the period 2013-2014 are summed up. The authors analyzed different aspects of the mi-gration policy of the Russian Federation and contemporary changes in legislative documents on migration movements. The conclusions on the priorities of migration policy of the Russian Federation are made.


Проблема миграции является актуальной политической и социально-экономической проблемой, как в России, так и во всем мире. После распада СССР миграционные процессы на постсоветском пространстве становятся частью всемирного глобального миграционного движения, способствующей взаимозависимости стран и вызывающей постоянное увеличение потоков международной миграции. В создавшихся условиях внешняя миграция в странах СНГ (Содружество Независимых Государств) становится основной проблемой [1]. Это относится ко всем государствам СНГ. Из их числа выделяется Казахстан, где преобладает проблема внутренней миграции [2. C. 3]. В Казахстане существует модель с либеральным регулированием трудовой эмиграции. Исследователи отмечают, что динамичное развитие экономики Казахстана не мешает стране отдавать за границу определенное число трудовых эмигрантов. По оценке Всемирного банка, в 2010 г. 3,7 млн граждан Казахстана находились за пределами страны, что составляло 24% населения [3. С. 132]. Начиная с 90-х гг. XX в. Российская Федерация устойчиво входит в число стран с высокими показателями внешней миграции. Россия, являясь центром Евразийской миграционной системы, превосходит остальные государства бывшего СССР по экономическому потенциалу и размеру трудового рынка. Это служит поводом к тому, что она, несмотря на сложившуюся на мировой арене политиче- скую и экономическую ситуацию, продолжает оставаться привлекательной для населения бывших союзных республик, откуда в Россию направляются основные потоки иммигрантов. После распада СССР российская зарубежная диаспора являлась одной из самых многочисленных, в бывших советских республиках оказалось почти 40 млн человек. Для русскоязычного населения Россия остается исторической родиной, куда они стараются вернуться, тем более под воздействием неблагоприятных факторов. Касательно представителей других национальностей в числе причин, из-за которых они покидают свои страны, являются: низкая оплата труда - ниже прожиточного минимума; высокий уровень безработицы, как следствие, бедность, особенно в сельской местности; разрушение налаженной системы социального обеспечения; знание русского языка и возможность оказаться в России среди своих соотечественников, что является важным фактором [4. C. 30-31]. Преимуществом для государств СНГ в вопросе миграции следует отметить географическое расположении России с удобным прямым транспортным сообщением. В отличие от других государств СНГ Российская Федерация много лет пыталась обеспечивать фактическую защиту прав мигрантов, до последнего времени это было одной из первостепенных задач миграционной политики страны. В ряде исследований делается акцент на то, что основными причинами международной трудовой миграции в Россию из стран СНГ являются существенные различия в уровне заработной платы между государствами и, соответственно, возможность получения более высокого заработка [5. C. 225]. В таблице 1 представлены данные по международной миграции из стран СНГ по состоянию на 1.01.2015 г. на основании статистического бюллетеня «Численность и миграция населения РФ в 2013-2014 гг.» [6, 7]. Таблица 1 Миграция из стран СНГ в Российскую Федерацию (на 01.01.2015 г.) № п/п Название страны Число прибывших (чел.) Число выбывших (чел.) Миграционный прирост (чел.) 1. Азербайджан 26 323 13 973 12 350 2. Армения 46 515 22 562 23 953 3. Беларусь 17 878 11 156 6 722 4. Казахстан 59 096 18 328 40 768 5. Кыргызстан 28 539 13 284 15 255 6. Молдова 32 030 14 532 17 498 7. Таджикистан 54 636 35 296 19 340 8. Туркменистан 6 033 3 435 2 598 11. Украина 115 524 30 585 84 939 10. Узбекистан 130 906 94 173 36 733 11. Другие страны 61 031 51 151 9 880 Разность между числом прибывших и числом выбывших (миграционный прирост) составляет 270 036 человек. Исследования миграции населения стран СНГ базируются на сведениях Федеральной службы государственной статистики РФ за период 2013-2015 гг. [6, 7]. Материалы представляют информацию о подведенных результатах международной миграции населения, основанную на статистических данных Главного Управления по вопросам миграции МВД Российской Федерации (ГУВМ МВД РФ). Самое большое количество мигрантов наблюдается из следующих стран постсоветского пространства: Узбекистана, Таджикистана, Украины и Казахстана. Проведен анализ миграционного потока из стран СНГ за 2013-2014 гг. на основании статистических данных ГУВМ МВД РФ. На рисунках 1 и 2 представлены результаты анализа данных по миграционному потоку из стран СНГ за 2013 и 2014 г. Как видно из рис. 2, в 2014 г. (по сравнению с 2013 г.) произошло перераспределение миграционного потока из стран СНГ в Российской Федерации, второе место по количеству прибывших мигрантов заняла Украина. В 2014 г. перераспределенный поток мигрантов из стран СНГ вытеснил аналогичный поток из стран дальнего зарубежья. Первую позицию в рейтинге стран СНГ, из которых наблюдается максимальное количество мигрантов в Российскую Федерацию, много лет занимает Узбекистан. В 2013 г. на долю мигрантов из Украины приходилось менее 15% [8. C. 11]. В 2014 г. миграционный поток из Украины в РФ увеличился до 23%. В таблице 2 представлены итоги миграции населения Российской Федерации за 2013-2014 гг. [6, 7]. Таблица 2 Общие итоги миграции населения Российской Федерации (2013-2014 гг.) Общие итоги миграции населения Российской Федерации число прибывших число выбывших миграционный прирост число прибывших число выбывших миграционный прирост 2013 г. 2014 г. Городские поселения и сельская местность Миграция - всего 4 496 861 4 201 002 295 859 4 624 864 4 354 828 270 036 Как видно из представленных данных, в 2014 г. миграционный прирост населения в РФ уменьшился на 25 823 человека. Значимые изменения происходят в миграционной системе. В настоящий момент определенное число мигрантов не может покинуть свою страну по ряду политических и экономических причин, из-за обстоятельств экстренного характера (вооруженные конфликты и войны). Следует отметить, что фактические потоки мигрантов значительно превышают расчетные. Российская Федерация принимает мигрантов с постсоветского пространства, отмечается смена поколений мигрантов из стран СНГ, не владеющих либо плохо владеющих русским языком. Это потребовало введения законодательных норм на знание мигрантами русского языка, истории России, основ законодательства Российской Федерации [9]. Мероприятия государственной миграционной политики находятся в полномочии ГУВМ МВД РФ - структуре Министерства внутренних дел РФ, которая была создана в апреле 2016 г. вследствие реорганизации Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ и силовых структур. В пределах своих полномочий она осуществляет разработку основных направлений миграционной политики, нормативно-правовое регулирование в сфере миграционного законодательства [10]. ГУВМ МВД РФ принадлежит роль ведущего подразделения Министерства [11]. Главный принцип деятельности Управления состоит в координировании и формировании вопросов в области миграции, исполнении своих задач согласно Положению о ГУВМ МВД РФ, Конституции РФ, иных нормативно-правовых документов [12]. Стратегическим документом в миграционной политике Российской Федерации является Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [13]. Приоритетным направлением Концепции является обеспечение национальной безопасности и максимальной защищенности российских граждан. Обеспечение миграционной безопасности как элемента национальной безопасности государства представляется сегодня крайне важным. Также определяющими направлениями Концепции являются стабилизация и увеличение численности постоянного населения РФ и обеспечение потребностей экономики страны в рабочей силе. Проведенный анализ современной миграции позволил сделать вывод о глобальных масштабах данного процесса. Миграционные процессы представляют собой один из наиболее значимых факторов, влияющих на социально-политическую ситуацию России, порождающих ряд социально-экономических и других проблем. Основной особенностью современных международных миграционных потоков, и в странах СНГ в том числе, является перемещение мигрантов из менее развитых стран в более развитые. Следует отметить актуальность проблемы российских соотечественников в ближнем зарубежье. Украинский кризис подсказывает, что политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом недостаточно комплиментарна к ним несмотря на то, что принятыми соответствующими нормативными актами широко анонсируются идеи «русского мира», «защиты соотечественников». По экспертным оценкам, российская диаспора составляет только в «ближнем зарубежье» почти 40 млн чел, для которых Россия является исторической Родиной. Среди них 25 млн - это этнические русские. Вместе с тем утвержденная Указом Президента Российской Федерации в 2006 г. «Государственная программа по оказанию содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [14], направленная на объединение потенциала соотечественников с потребностями развития российских регионов, практически не принесла результатов. Сама программа добротно проработана, но для ее успешной реализации не хватало главного - максимально упростить процедуру получения российского гражданства, не исключая возможность и двойного гражданства. В то же время даже в условиях драматического развития ситуации на Украине принятие желающими российского гражданства по-прежнему остается весьма забюрокраченным. Между тем следовало бы учитывать не только проблему дефицита трудовых ресурсов в том или ином регионе, но и в не меньшей мере демографическую ситуацию. Это особенно важно для центральных регионов России. Отметим также, что в российском миграционном законодательстве сохраняется пробел в области социально-правовой защиты трудовых мигрантов, создания сети обучающих центров в регионах, институтов посредничества, агитации по трудоустройству и в целом, по правовому статусу мигранта, который должен определять объем его гражданских прав и гарантий. Необходимо комплексное изучение причин и факторов возникновения современных тенденций миграционного движения, которое очень важно для предотвращения негативных последствий этих процессов, особенно относительно нелегальной миграции. Требуется усилить социально-правовое регулирование сферы миграционных отношений. Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы. Миграция должна стать неотъемлемой частью процесса мирового развития, а не опасным явлением. Необходимо наращивать устойчивость миграционной системы. Государству необходимо продолжать строго контролировать и совершенствовать миграционную политику, основным направлением которой является регулирование миграционных процессов. Остро прослеживается необходимость проведения эффективной политики России в отношении своей диаспоры, целью которой должны стать не только геополитические интересы государства, но и жизненные интересы и чаяния российских граждан.

N V Mikhaylova

RUDN University (Peoples’ Friendship University of Russia)

Author for correspondence.
Email: natulya_m@mail.ru
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Михайлова Наталья Вячеславовна - доктор политических наук, профессор кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов

N A Abdel Jalil

RUDN University (Peoples’ Friendship University of Russia)

Email: skorpion9111@mail.ru
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Абдель Джалиль Надер - аспирант кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов

  • Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv. SNG: Strany i sostav organizacii. Available from: http://www.syl.ru/article/176852/new_sng-stranyi-i-sostav-organizatsii (in Russ).
  • Lavrov I.V., Karymova P.V. Dinamika migracii stran SNG i organizacija migracionnoj politiki Rossii. Molodoj uchenyj. 2016; 10-5 (114) (in Russ).
  • Mezhdunarodnaja migracija v Respublike Kazahstan: nacional'nye problemy i global'nye vyzovy. Mezhdunarodnaja migracija naselenija na postsovetskom prostranstve: dvadcat' let udach, oshibok i nadezhd (Nauchnaja serija: Mezhdunarodnaja migracija naselenija: Rossija i sovre¬mennyj mir. Vypusk 25. Gl. red. V.A. Ioncev). M.: Verdi, 2015 (in Russ).
  • Mukomel' V. Migracionnaja politika v Rossii: postsovetskie konteksty. M.: Institut sociologii RAN. Dipol'-T. 2005 (in Russ).
  • Mel'nik T.M. Mezhdunarodnaja trudovaja migracija: Vlijanie na razvitie mirovogo i nacional'¬nogo hozjajstva ERRA ECONOMICUS. 2011; Vol. 9; 4; 3 (in Russ).
  • Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Chislennost' i migracija naselenija RF v 2013 g. (Statisticheskij bjulleten'). Moskva. 2014 g (in Russ).
  • Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Chislennost' i migracija naselenija RF v 2014 g. (Statisticheskij bjulleten'). Moskva. 2015 g (in Russ).
  • Ioncev V., Ivahnjuk I. Modeli integracii migrantov v sovremennoj Rossii. Nauchno-issledova¬tel'skij otchet 2013/12 (in Russ).
  • Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 31.07.2016). St. 15.1 (in Russ).
  • Ukaz Prezidenta RF ot 05.04.2016 № 156 «O sovershenstvovanii gosudarstvennogo upravlenija v sfere kontrolja za oborotom narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshhestv i ih prekursorov i v sfere migracii». Konsul'tant Pljus. Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_196285/#dst100007 (in Russ).
  • Federal'nyj zakon ot 15.08.1996 № 114-FZ (red. ot 30.12.2015) «O porjadke vyezda iz Ros¬sijskoj Federacii i v#ezda v Rossijskuju Federaciju» Konsul'tant Pljus. Available from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_11376/ (in Russ).
  • Ukaz Prezidenta RF ot 21.05.2012 № 636 (red. ot 05.04.2016) «O strukture federal'nyh ispolnitel'nyh organov vlasti». Konsul'tant Pljus. Available from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_129954/ (in Russ).
  • Koncepcija gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 13.06.2012). Available from: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/15635 (in Russ).
  • Ukaz Prezidenta RF ot 22.06.2006 g. № 637 «O merah po okazaniju sodejstvija dobrovol'nomu pereseleniju v Rossijskuju Federaciju sootechestvennikov, prozhivajushhih za rubezhom» (s izmenenijami i dopolnenijami 10.03.2009 g., 30.06.2009 g., 12.01.2010 g., 14.09.2012 g., 11.07.2013 g., 04.04.2014 g., 25.06.2014 g., 19.12.2014 g., 25.02.2016 g., 27.09.2016 g., 07.12.2016 g. Garant. Available from: http://www.base.garant.ru/189653/#ixzz4gzGupEw0/ (in Russ).

Views

Abstract - 185

PDF (Russian) - 4949

PlumX


Copyright (c) 2017 Mikhaylova N.V., Abdel Jalil N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.