Illegal Migration and the Risks of Terrorism in the Republic of Ingushetia

Abstract


In this article the authors analyze the extent and nature of illegal migration in modern Ingushetia. It noted the relationship of illegal migration and terrorism, proposed a strategy to combat this phenomenon. The authors analyzed the socio-political problems arising from uncontrolled migration flows into the country. In recent years, illegal migration in the Republic of Ingushetia has become a frequent phenomenon. Illegal migration is a real threat to regional and national security of the Russian Federation. The authors propose the concept that migration policy should be guided first and foremost the interests of national security, preservation of socio-political stability and the integrity of the territory of the Russian Federation. In this regard, it is crucial interaction of state and law enforcement agencies of all the countries involved: the outcome of, and transit of illegal migrants settling. The current socio-political conditions of life of the Ingush society, increased uncontrolled migration, national security require a tightening of migration policy.


Сегодня социально-гуманитарное знание стремится теоретически осмыслить современные проблемы социального бытия человечества, выявить новые тенденции в политических, этносоциокультурных процессах и дать прогноз возможностей стабильного развития народов и государств в условиях современного хаотичного и случайностного развития. В условиях глобализации свидетельством усилившихся социальных, экономических, политических и демографических связей между разными странами являются возросшие миграционные процессы. Однако следует сразу отметить, что господствовало долгие годы мнение о возможности спасения мировой экономики с помощью трудовых мигрантов - трудового потенциала из развивающихся стран. Чуда не случилось. Более того, современное состояние миграций следует охарактеризовать как глобальную проблему, которая дестабилизирует экономику, социально-политическую сферу, трудовые ресурсы, развитие целых государств. Примером может служить состояние сложившейся миграционной ситуации в ЕС. Следует также отметить и стремление мигрантов оказаться в наиболее богатых странах Евросоюза, минуя мусульманские страны, которые ближе им по ментальности. Причиной столь высокой миграции принято считать сохраняющуюся кризисную ситуацию в странах Ближнего Востока, особенно в Сирии. Однако анализ социально-демографических данных мигрантов показывает, что это граждане различных государств: Афганистана, Нигерии, Бангладеш, Ирака, Сомали, Судана, Сирии, Пакистана. Конечно, миграции представляют собой процесс непосредственного реагирования населения на резко изменяющуюся социально-политическую ситуацию в регионе проживания. Но в современных политических условиях мы отмечаем новые тенденции в миграционных потоках, их новую политическую роль в развитии отдельных государств, регионов. В стремительно растущих интенсивных масштабах миграционных перемещений все большее место занимает нелегальная миграция, которую следует рассматривать как самостоятельное социально-политическое явление. Количественные оценки незаконной миграции и выявление связанных с ней рисков являются наиболее сложной задачей в анализе данного явления. Количественно нелегальных мигрантов просчитать практически невозможно ни в одной стране мира. Статистически масштаб незаконной миграции можно оценить, лишь сопоставляя данные государственных органов, различных международных организаций. Так, например, в России, по различным оценкам, общая численность незаконных мигрантов варьируется от 1,5 до 15 миллионов [4. С. 30-31]. В последние годы, благодаря совершенствованию миграционного законодательства, удалось снизить данную динамику. Согласно Концепции государственной миграционной политики до 2025 г. незаконная (нелегальная) миграция трактуется как «перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности». Как следует из определения «нелегальной миграции», она непосредственно связана с понятием «незаконного пересечения» границы и или отсутствием документов, удостоверяющих личность в соответствии с законом РФ. Мигрантов, находящихся в стране незаконно, нужно рассматривать в соответствии с причинами появления у них незаконного статуса. Поэтому, как мы уже отметили, существует три вида нелегальной миграции: нелегальный въезд, нелегальное пребывание, нелегальная занятость. Не вдаваясь в теоретические толкования, отметим, что на наш взгляд, нелегальная миграция - понятие более узкое, чем незаконная миграция, поскольку включает только тех мигрантов, которые пересекли границу нелегально. Понятие незаконная миграция включает в себя все возможные варианты и этапы незаконного нахождения мигрантов на территории страны. Возрастающие масштабы незаконной миграции - одна из современных тенденций миграционных перемещений как части политического процесса. Современные миграционные процессы несут с собой и новые угрозы. С одной стороны, мигранты на территории РФ пополняют трудовые ресурсы, решают экономические задачи, но, с другой стороны, влияют на политическую стабильность, претендуя на реализацию собственных социально-политических интересов и установок. Последствия незаконной миграции проявляются в деформации рынков труда, изменении структуры населения и трудовых ресурсов, обострении безработицы, социальной дифференциации населения, снижении мотивации к труду, в том числе у представителей принимающей стороны, криминализации экономики и т.д. Названные факторы следует оценивать как вызовы, риски современной незаконной миграции, поэтому крайне важно вовремя решать проблемы незаконной миграции и нейтрализации ее последствий. Правовое регулирование пребывания иностранных граждан в России осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также другими нормативными актами. В настоящее время в российском законодательстве в целях противодействия нелегальной миграции используются институты административного выдворения и депортации, а также реализация соглашений о реадмиссии. Государство, реализуя свои властные функции, становится основным субъектом обеспечения национальной безопасности населения. В последнее время миграция играет заметную роль в системе угроз национальной безопасности России. Среди угроз внутренней безопасности РФ, возникающих в результате незаконной миграции, отмечаются: рост теневой экономики, опасность распространения заболеваний, проникновение террористов и экстремистов, связь нелегальных мигрантов с преступными группировками, криминализация российского общества. Образование в местах проживания компактных мигрантских поселений в некоторых регионах РФ может привести к анклавизации государства, что также подвергает угрозе территориальную целостность страны и ее социально-политическую стабильность [8. С. 4]. Сегодня мы отмечаем взаимосвязь незаконной миграции и терроризма, что ведет к росту социальной напряженности, обострению многочисленных противоречий межнациональных, межрелигиозных и др. [7. С. 122]. Казалось бы, у миграции и терроризма разные цели. Но на практике мы видим попытку расширения сферы влияния террористических группировок посредством вовлечения нелегальных мигрантов, поскольку прежде всего финансовые механизмы оказываются наиболее действенными. Мигрант, в обстоятельствах поиска, определения своего статуса в условиях нового для него общества, оказывается весьма «доступным» социальным элементом для вербовки и политического манипулирования. Ухудшение социально-экономического положения населения, рост социальной напряженности, нерешенные проблемы мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, высокий уровень безработицы - все это создает благодатную почву для распространения терроризма. Законодательство РФ достаточно жестко ограничивает приток иммигрантов, по этой причине возрастает число нелегальных проникновений через государственные границы нашей страны. Защитными мерами от нелегальной миграции являются новые требования к мигрантам, вступившие в силу с 1 января 2015 г., среди них - отмена квот (сдача экзамена по знанию языка, истории и законодательства России), въезд по загранпаспорту, получение патента, всем иностранцам - водителям коммерческого транспорта с 1 июня 2015 г. необходимо иметь права российского образца. Нелегалам, длительно нарушающим миграционный режим в РФ, будет закрыт въезд в страну на 10 лет. Проблема незаконной миграции присутствует и в Ингушетии. Актуальность ее решения подчеркивает и поставленная главой республики Ю.-Б. Евкуровым задача, чтобы на территории Ингушетии «не было ни одного незаконного мигранта». Известно, что в большинстве случаев незаконных мигрантов завозят сами местные жители для использования их в качестве дешевой рабочей силы, что существенно влияет на местный рынок труда и на практике ведет к отъему рабочих мест у местного населения. Также возникают и другие проблемы экономического характера: нелегальные мигранты не платят налоги, большую часть заработанных денег отправляют на родину. Кроме того, использование низкоквалифицированного труда мигрантов не способствует развитию производства. Незаконная миграция, которая в условиях продолжающегося экономического и социально-политического обострения в ряде стран мира сохраняет тенденцию к расширению, способствует росту нестабильности и преступности, террористическим проявлениям и представляет угрозу и для национальной безопасности России. По нашему мнению, сохраняется реальная опасность использования каналов незаконной миграции для проникновения членов террористических организаций на Северный Кавказ, что, безусловно, будет способствовать экспорту терроризма. Сегодня в Северо-Кавказском федеральном округе сохраняется высокий уровень рождаемости и самый высокий уровень безработицы. Так, например, в 2015 г. он составлял 11,1%. Часть участников незаконной миграции становится объектом интереса со стороны экстремистских и террористических организаций как социальная среда для инициирования ее участия в межнациональных конфликтах, сепаратистских движениях, иных выступлениях против конституционного строя [7. С. 124]. Среди мигрантов можно найти людей, готовых организовать и провести террористические акты за денежное вознаграждение. На них лежит и функция расширения - они втягивают в эту среду все новых людей, создавая базы перемещения и даже предварительной подготовки с последующим их продвижением в цепочку международного терроризма. Немало таких примеров известно в Чеченской Республике и Ингушетии в период 1990-2000 гг. [5. С. 84]. В мае 2016 г. в ходе реализации комплекса мероприятий оперативным штабом Национального антитеррористического комитета (НАК) в Ингушетии, подразделениями ФСБ и МВД России была задержана группа из семи жителей Республики Ингушетия. Группа была создана для совершения преступлений в отношении сотрудников правоохранительных органов и представителей органов власти [2]. Даже небольшие террористические последствия мигрантов оказывают непосредственное влияние на общее социально-политическое состояние Ингушетии. Опасность неконтролируемой миграции заключается в использовании каналов миграции спецслужбами иностранных государств в ущерб безопасности и интересам России (переправка агентов, вербовка новых агентов-мигрантов, финансирование различных организаций и преступных группировок), экстремистскими организациями в целях переправки террористов, создания новых незаконных формирований. Для локализации угрозы в данном регионе ведется выявление террористов в миграционных потоках и в среде туристов. В целях снижения террористического потенциала в регионе в сентябре 2011 г. была создана комиссия по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую деятельность на территории Республики Ингушетия. Систематически проводятся встречи профилактического характера с родственниками лиц, ушедших из дома, для возвращения их к мирной жизни [2]. Следует отметить, что сами ингуши также могут довольно часто являться нелегальными мигрантами в других регионах. В июне 2016 г. двое жителей Ингушетии были задержаны при попытке нелегально пробраться на территорию Грузии. Они признались, что хотели проникнуть в Грузию, оттуда транзитом через Турцию перебраться в Сирию, где собирались добровольно вступить в ряды запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство». Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Молодые люди были завербованы через Интернет. Современные информационные технологии способствуют быстрому втягиванию миграционных элементов в сферу терроризма. Нелегалы также активно вливаются в криминальные структуры. Криминальный аспект незаконной миграции связан как с распространением традиционных видов преступлений, так и с коррупцией в органах государственной власти, особенно тех структур, которые непосредственно связаны с мигрантами. Поскольку незаконные мигранты практически не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь законными способами, то они чаще всего оказываются в сфере преступной занятости. В СКФО наблюдается много фактов нелегальной миграции: так, в 2015 г. на Северном Кавказе выявлено почти 19 тыс. правонарушений и более 270 преступлений в этой сфере. Проведенный нами контент-анализ ингушских национальных газет «Сердало» и «Ингушетия» показал, что в газете «Ингушетия» новостные сюжеты о миграции в период с 1 января 2016 по 1 ноября 2016 г. фигурируют 19 раз, из них информация о «нелегальной миграции» встречается 12 раз, в общественно-политической газете «Сердало» соответственно эти цифры равны 15 и 9. Данная статистика и анализ опубликованных материалов показывают, что нелегальная миграция в Республике Ингушетия представляет собой распространенное и значимое социально-политическое явление. По данным МВД республики, количество незаконно находящихся на территории Ингушетии иностранцев в 2015 г. снизилось по сравнению с первым кварталом 2014 г. на 23%. За пределы республики выдворены 48 нелегальных мигрантов [1]. В ходе проверок было установлено, что они не имеют разрешительных документов на трудовую деятельность и нарушили сроки пребывания на территории России, а также правила регистрации [1]. Еще 37 нелегальным мигрантам был закрыт въезд на территорию Российской Федерации. По сравнению с первым кварталом 2014 г., когда их число составляло 52 человека, этот показатель в 2015 г. снизился на 29%. Всего же в 2014 г. число незаконно прибывающих на территорию Ингушетии мигрантов увеличилось более чем в два раза и составило 265 человек, а общая сумма выписанных штрафов за нарушение миграционного законодательства составила 1,7 млн рублей. Аналогичная сумма за нарушение миграционного законодательства за первый квартал 2015 г. составила уже 300 тыс. рублей. Любопытен такой факт. В 2014-м г. вид на жительство получили 110 человек, среди которых 71 оказались выходцами из Республики Казахстан. За 2015 г. вид на жительство получили 58 человек [3. С. 3], за этот же период из Ингушетии в результате проведенных совместных мероприятий миграционной службы, ФСБ и МВД выдворены около 200 незаконных трудовых мигрантов. Подавляющее большинство выдворенных - граждане Центральной Азии и Южного Кавказа, чаще всего выходцы из Республик Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан. Вследствие игнорирования незаконными мигрантами условий пребывания на территории Российской Федерации требуется принудительная отправка граждан на их историческую родину. В соответствии с законом после выявления факта наличия нелегального трудового мигранта миграционная служба направляет соответствующие материалы в суд, который и выносит решение о выдворении мигранта. Нарушителя, подлежащего возвращению на родину, помещают в центр поселения иностранных граждан при Управлении по вопросам миграции МВД по РИ (спецприемник), который находится в городе Магас. Первый в Ингушетии специальный приемник для содержания нелегальных мигрантов был открыт в октябре 2013 г. Одновременно в нем могут содержаться до 40 человек. В целях обеспечения социально-политической стабильности и безопасности в столице Ингушетии в г. Магас проводятся постоянные рейдовые проверки по выявлению нелегальных трудовых мигрантов. После проведения операции «Нелегал» (выявление нелегальных мигрантов и депортация их на родину) в соседних регионах в 2013 г. часть этих незаконных мигрантов перебралась в Ингушетию. Сегодня они представляют серьезную угрозу в сфере занятости местного населения. По этой причине глава республики Ю.-Б. Евкуров в августе 2013 г. заявил о необходимости ужесточения миграционной политики в республике, т.к. использование дешевого труда нелегальных мигрантов создает порочную практику и усиливает проблему незанятости для местного населения. Глава Ингушетии предложил запретить мигрантам покидать пределы районов, в которых они работают, и выступил с предложением ограничить «радиус действий у этих мигрантов», что поспособствует уменьшению числа межнациональных конфликтов. Так, в мае 2013 г. в Малгобекском районе на крупном строительном объекте произошло столкновение между ингушами и рабочими мигрантами из Вьетнама. Причина подобных ситуаций не всегда известна, но в большинстве случаев ею является межнациональная неприязнь. Мигранты имеют устойчивую установку на сохранение своей культуры, у них нет установки на аккультурацию, т.е. освоение новых культурных ценностей и моделей поведения, заимствованных в результате контактов с другим этническим сообществом. В январе 2016 г. в ходе проведения рейдовых мероприятий в Малгобекском районе Ингушетии были выявлены и задержаны 24 гражданина Республики Азербайджан, незаконно находившиеся на территории России [6. С. 4]. Обилие торговцев из Азербайджана в РИ демонстрирует, что, как и везде в России, они имеют сравнительное преимущество перед местными жителями в строительстве, пищевой индустрии/торговле и в розничной продаже. Только в октябре 2016 г. из Ингушетии были принудительно вывезены 10 незаконных мигрантов - граждан Азербайджана, которые работали на стройплощадках республики. Летом этого же года на строительных объектах в Сунженском районе было выявлено 20 иностранных граждан из Центральной Азии, которые занимались незаконной трудовой деятельностью. В связи с этим глава республики Ю.-Б. Евкуров выступил в поддержку местного населения, указав, что строительные компании должны отдавать предпочтение жителям республики, а мигранты могут быть лишь дополнительным ресурсом. По мнению главы республики, необходимо избегать необоснованного привлечения неквалифицированных рабочих и осуществлять надлежащий контроль в рамках действующего законодательства. Этот нюанс должен стать важной частью концепции миграционной политики республики [6. С. 4]. Таким образом, незаконная миграция из числа второстепенных перешла в разряд важнейших проблем глобального масштаба, превратившись в серьезный вызов мировому сообществу. Ее масштабы и возможные экономические, социально-политические последствия представляют серьезную угрозу международной стабильности и устойчивости развития государств. Государственная концепция миграционной политики должна строиться на жестком пресечении нелегальной миграции и разработке системы мер по ее предотвращению, наказанию, вплоть до административного выдворения и депортации нарушителей. Необходимо создать эффективный механизм контроля над прибывающими, сроками их нахождения на территории принимающей страны и видами осуществляемой деятельности. Ввиду угрозы распространения международного терроризма органам безопасности и правоохранительным структурам необходимо разработать комплексную систему мер по недопущению проникновения на территорию РФ членов террористических и экстремистских организаций. Основной проблемой остается разработка механизмов управления миграционными процессами, которые должны быть теоретически обоснованными в современных экономических и политических условиях, с обязательным учетом количественных и качественных показателей необходимости привлечения иностранных трудовых ресурсов. В противном случае социально-политические последствия миграции повлияют на политическую ситуацию, стабильность в стране и республике. Стремление мигрантов выдвигать собственные социально-экономические, политические и культурные интересы политизирует миграционные процессы и дестабилизирующим образом влияет на политическую стабильность. Кажущийся на первый взгляд незначительный поток мигрантов в Республике Ингушетия деформирует этно-демографическую структуру населения, негативно влияет на экономику и социально-политическую стабильность.

A K Chapanov

Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: ahmed.targimov@mail.ru
9 Mokhovaya str., Moscow, Russian Federation, 125009

Institute of Asian and African Studies

N S Kuleshova

Lomonosov Moscow State University

Email: kuleshova-nataly@mail.ru
9 Mokhovaya str., Moscow, Russian Federation, 125009

Institute of Asian and African Studies

  • V Ingushetii snizilos' chislo nelegal'nyh migrantov. Available from: http://regnum.ru/news/1914207.html (In Russ).
  • V Ingushetii nachnet rabotu likvidacionnaja komissija Federal'noj migracionnoj sluzhby RI. Available from: http://ingush-empire.com/2015/05/%D0%B2 (In Russ).
  • Getagazova A. Migracija v ramkah zakona. Serdalo. 11 avgusta 2015; 110 (In Russ).
  • Ivahnjuk I., Daurov R. Nezakonnaja migracija i bezopasnost' Rossii: ugrozy, vyzovy, riski. Migracija i nacional'naja bezopasnost'. Moscow; 2003 (In Russ).
  • Makuev R.H. Migracionnye aspekty terrorizma v uslovijah globalizacii. Obrazovanie i obshhestvo. 2008; 1 (In Russ).
  • Presechen kanal nezakonnoj migracii. Serdalo. 18 janvarja 2016 (In Russ).
  • Starcev G.V. Vlijanie nezakonnoj migracii na terroristicheskuju aktivnost' v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2011; 10 (In Russ).
  • Tremba V.A. Gosudarstvennaja migracionnaja politika v kontekste obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Diss… kand. polit. nauk. Moscow, 2013 (In Russ).

Views

Abstract - 256

PDF (Russian) - 346

PlumX


Copyright (c) 2017 Chapanov A.K., Kuleshova N.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.