Formation of the Institute of Youth Political Elite in the Context of Political Transformation in the Russian Federation

Cover Page

Abstract


The article discusses the features of the formation of the institute of youth political elite in the Russian Federation. The author proved that the formation of youth political elites directly dependent on the fulfillment of opportunities and professional development of representatives of the youth community and requires a systematic campaign in the formation of the young man and his political socialization. Revealed aspects in the context of which it is necessary to consider the formation of the institute of youth political elite: the socio-economic, political, cognitive. Proposed key methods and forms of interaction between state institutions with the younger generation. The conditions, the implementation of which is necessary for the formation of the institute of youth political elites in Russia: the current administrative and managerial elite has to be aware of the need to create such an elite institution for young people; the existence of regulatory and organizational methods of the activities of youth leaders; a reflection of the youth leader action together communicative interactions; subject-object position of the individual in the current political process of socialization; foster civic political culture, "foundation" which are the concepts of citizenship and patriotism. In conclusion, it is concluded that the development of the political system of education and the building of the Institute of Youth elites should be based on scientific and sociological studies of actual data, reflecting the dynamics of the youth mentality and preferences. A special attention on the part of government actors should be given new urgency to inclusion of young people in the processes of formation of state policy.


XXI век - эпоха новой системы подбора и рекрутирования кадрового состава управленческой элиты в России. Сложившаяся после распада СССР, в период становления новой России, система кадрового обеспечения органов государственного управления представляет собой разрозненный конгломерат идей, мнений и подходов. Не смотря на единую нормативно-правовую базу, в настоящее время существуют и применяются различные механизмы, обеспечивающие подбор персонала, соответствующий всем современным требованиям, относящимся к концепту эффективного управленца - молодого менеджера политико-управленческой среды. Модернизация российской политико-управленческой среды, активно продолжающаяся уже более 10 лет, призвана улучшить общую структуру государственного управления на всех уровнях власти: от муниципального до федерального. Как следствие, в рамках данного процесса особое внимание следует уделить построению качественной и унифицированной системы обеспечения органов управления квалифицированным персоналом. Особый интерес с позиции кадрового обеспечения органов управления представляет собой молодежная общность, задачами которой в обозримом будущем станут: повышение конкурентоспособности страны на мировой арене и ее социально-экономическое развитие; разработка и реализация эффективных стратегических решений на всех уровнях управления; сохранение и приумножение потенциала страны. Молодежная аудитория в современно мире выступает важнейшим актором преобразований: от ценностных, культурных до глобальных экономических и политических процессов. Социально-экономическая сфера требует для качественного инновационного рывка силу молодых лидеров, которые умеют взаимодействовать в условиях глобального кризиса (не только финансового, но и кризиса общественного развития: человечество перестает взращивать что-то новое, а лишь углубляется в модернизацию уже произведенных средств жизнедеятельности). Как следствие, в России возникает острая необходимость становления и развития института молодежных политических элит, который способен обеспечить молодежными лидерами и квалифицированными кадрами органы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Важным ресурсом данного института является молодежь с ее несформированной в полной мере гражданской позицией, которая создается под воздействием различных агентов политико-управленческой деятельности (государство, политические партии и движения, политические менеджеры и др.) и социального окружения (семья, друзья, социальная общность, к которой принадлежит индивид, и др.). При этом политические акторы имеют равные возможности для оказания воздействия на становление определенных молодежных околополитических сил, которые смогут впоследствии стать самостоятельными игроками политического рынка. Формирование института молодежных политических элит требует системного похода в становлении молодого человека и его политической социализации, который в сумме может дать яркого представителя молодежной политической элиты и обеспечивается динамичными структурами, обладающими привлекательностью для молодого поколения (речь о молодежных общественно-политических движениях, некоммерческих организациях) [12. С. 34]. Так, в настоящее время в России отмечается рост влияния молодежных формальных и неформальных движений, в том числе политических, на подрастающее поколение. Эти «движения» для некоторых представителей молодежной общности становятся стартовой площадкой для построения политической карьеры и успешного развития (в подавляющем большинстве случаев на муниципальном и региональном уровнях). Современную российскую молодежь отличает высокий уровень гражданской и политической активности, выражающейся в разных организационных формах. Основные формы современной политической деятельности молодежи: - политические партии и организации, имеющие молодежные отделения («Молодая гвардия» Единой России, «Союз коммунистической молодежи», Молодежное отделение ЛДПР и др.); - молодежные политические движения и организации федерального и регионального уровней («СЕТЬ», «ДА!», «Местные» и др.); - молодежные парламенты и правительства как новые организационные формы вхождения молодежи во власть [6]. Высокая политическая активность молодежи может объясняться тем, что на политической арене России фактически нет молодежных лидеров, за которыми могло бы пойти молодое поколение. Поэтому молодежная общность все чаще предпринимает попытки самостоятельно выделить из своей среды этих лидеров - молодых политиков, обладающих определенным личностным потенциалом, способных выражать интересы всей молодежи. Одними из ключевых личностных характеристик, которые позволяют выделять потенциальных молодых лидеров из общей социальной массы, являются: - система ценностей и политических убеждений; - устойчивость к стрессу; - потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение будущего политического лидера. Мотивация молодежи к участию в политической деятельности и природа активной формы политического поведения молодого поколения (в соответствии с классификацией мотивов политического участия, предложенной Д. Макклелландом и Дж. Аткинсоном: мотив власти, мотив достижения и мотив аффилиации), по нашему мнению, может быть объяснена тремя важнейшими факторами [18]: - личностными чертами молодого политика, позволяющими выработать модель политического поведения, сформировать стиль деятельности активной личности в текущих политических практиках; - политической социализацией, определяющей характер политического поведения молодого поколения; - мотивацией политического поведения, помогающей найти собственную ориентацию личности в политике. Помимо мотивации к участию в политической деятельности и фактического отсутствия молодежных лидеров на политической арене основополагающее значение при организации института молодежных политических элит в единый конгломерат управленцев «нового порядка» имеют кадровое обеспечение политической сферы и оказание поддержки в социализации нового поколения в современные социально-политические и экономические реалии. Формирование молодежных политических элит напрямую зависит от возможностей самореализации и профессионального развития представителей молодежной общности [2. C. 217]. Поэтому стимулирование государственных институтов к выработке собственных подходов и методов ведения государственной политики в области занятости и профессиональной ориентации молодого поколения необходимо рассматривать в контексте следующих факторов/аспектов. Социально-экономические. На уровне государства необходимо формирование социально-экономической основы активизации профессиональной деятельности молодежи, базирующейся на долгосрочной стратегии развития института молодежных политических лидеров (рис.). Рис. Социально-экономическая основа активизации профессиональной деятельности молодежи Политические. Политическая деятельность государственных и муниципальных органов власти должна быть принята и признана гражданским обществом и вносить существенный вклад в существующие реалии. На эти реалии необходимо ориентироваться политическим, управленческим, экономическим группам социетарного толка. В настоящее время государство не может с высокой долей вероятности предсказывать последствия проводимой им политики вследствие динамики внешнего окружения и событий на мировой арене. Однако теоретические основы, вырабатываемые им для молодежных сообществ, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам, которые установлены обществом в целом. Так, по мнению Майкла Оукшотта, политические исследования и мышление, формируемые научными группами, должны соответствовать существующим политическим реалиям, и в то же время политическая философия должна предопределять политическую практику [8]. Когнитивные. Внедряя те или иные принципы в государственную политику в области занятости и трудоустройства молодежи, необходимо формировать «правильные», «позитивные» посылы дискурса, поскольку негативные проявления реализации заявленных положений на практике носят отрицательный характер и социально-экономические последствия [4]. Значимость данного аспекта подтверждается теоретическим предположением Ю.М. Головко, который, определяя когнитивные особенности государственной молодежной политики, заостряет внимание на том, что деятельность институциональных форм молодежных лидеров должна носить познавательный характер. «Познавательный» характер деятельности позволяет выработать у индивида определенные способы реакции на «вызовы», с которым ему придется столкнуться при принятии решения о самореализации в сфере политико-управленческих отношений. Организация когнитивной функции определяется и осуществляется всеми взаимодействующими акторами политической действительности, которые заинтересованы в привлечении молодежной элиты к политической деятельности [3. C. 82]. Рассматривая особенности профессионального развития современной молодежной общности в рамках национальной инновационной политики и разработки инновационных основ кадровой молодежной политики, следует выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются органы государственного и муниципального управления. 1. Потребность в квалифицированных работниках муниципальной службы. Данная потребность может удовлетворяться посредством рекрутирования молодежных лидеров из некоммерческих организаций, студенческих объединений, профсоюзных организаций. Однако следует отметить, что те вызовы, с которыми сталкивается молодежная аудитория в регионах (вакансии государственной гражданской и муниципальной службы заняты кадрами, средний возраст которых 45 лет [16], часто не имеющими профильного образования), сложно сконструировать идеальную модель организации принципиальных основ политических детерминант для эффективного рекрутирования молодежных политических элит. 2. Проблемы подбора квалифицированного молодежного персонала. Первоначальный риск заложен уже в выборе профессии молодого человека. Поэтому институт молодежных политических элит должен быть сформирован в соответствии с существующими сегодня требованиями по подбору кадрового персонала в органах государственной власти и местного самоуправления, политических партиях, некоммерческих организациях. Важно, чтобы осознание того, что сегодняшние стажеры и практиканты через 5-10 лет могут управлять отраслевыми министерствами и департаментами в своих субъектах Федерации или стать ведущими политическими консультантами, имело место не только в государственных учреждениях, но и в сознании граждан, которые бы выразили готовность принимать молодых лидеров как правопреемников. На примере молодежных лидеров можно говорить, что они имеют возможность изначально определять политический курс своего первичного объединения, что впоследствии может стать платформой реализации социализирующего фактора, ориентированного на карьерный рост в определенной политической структуре [7. С. 116]. Для того чтобы молодежный лидер мог с наименьшими потерями включиться в политико-управленческую деятельность, необходима разработка ключевых форм и методов взаимодействия государственных институтов властных отношений с молодыми «строителями» будущей России. В качестве таких форм и методов можно выделить следующие. Политологически-ориентированные методы. Представлены идеями делиберативной демократии: взгляды одного из основателей Франкфуртской школы Юргена Хабермаса, который внедрил в политическую и социологическую науки концепт «публичности» [13-15]. «Публичность», по нашему мнению, - это та сфера, реализуя свои компетенции в которой молодой лидер имеет возможность проявить себя в качестве потенциального политического лидера и быть замеченным работодателем. Последствиями «публичной» деятельности может стать как успешное прохождение конкурса на замещение должностей государственной гражданской и муниципальной службы, так и работа в различных политических или некоммерческих структурах. Формы коммуникационного взаимодействия. Коммуникационный аспект деятельности молодежных лидеров может быть наиболее рационально использован как предмет развития общегражданских взаимоотношений социальной солидарности и совещательных принципов современной демократии. Коммуникационное развития института политических элит, сформированных в молодежной среде, должно исходить из принципа построения проектов внутри некоммерческих организаций, политических партий, профсоюзных организаций и т. д. При этом проект может представлять собой решение проблемы местного значения, география реализации которого включает в себя микрорайон, муниципалитет, организацию, школу, вуз и др. Далее, при успешной его реализации он имеет возможность перерасти в социально-ориентированный проект, которым могут заинтересоваться акторы государственного управления и федеральные властные институты. Реализация подобных действий возможна через внедрение в практику молодежного лидера социальных ролей «рассадников» [5] гражданского общества и его сопутствующих институтов. Их работоспособность определяется тем, насколько общество готово претворять в жизнь потенциал межсубъектной коммуникативной интеракции. Благодаря такой работе представители существующей молодежной элитарной группы могут включать в свои ряды новых заинтересованных лиц. Подобная деятельность будет носить характер непрерывного рекрутирования элит из других социальных слоев (Г. Лассуэл отмечает, что действующая элита сама определяет те обстоятельства, которые дают определенные предпочтения о времени, месте, личных симпатиях для того чтобы понять, кто вступит в их ряды, а кто нет) [17. С. 39]. Данный подход является утилитарным и обеспечивает условия для образования института политических элит. Структура политического поведения молодого лидера определяет его выбор провластных или оппозиционных общественно-политических движений, в рамках которых он и пытается проявить свою активность в политике. По нашему мнению, для образования института молодежных политических элит в России с учетом сложившейся ситуации необходимо выполнение ряда условий. 1. Действующая административно-управленческая элита должна осознавать необходимость создания подобного элитарного института для молодежи. 2. Наличие нормативного и организационно-методического обеспечения деятельности молодежных лидеров, являющихся субъектами государственной молодежной политики, и программ поддержки молодежных инициатив. В России основополагающим документом, который формирует нормы взаимодействия акторов политико-управленческого действия в молодежной среде, является «Основы государственной молодежной политики до 2025 года» [10]. Данный документ закрепляет базисные ориентиры развития системы государственной поддержки молодежной инициативы и определяет организационное понятие «инфраструктура молодежной политики» как «систему государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а также иных организаций всех форм собственности, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи» [10]. 3. Отражение действий молодежного лидера в совокупности коммуникативных интеракций (как способа мотивации и организации системной работы по принятию определенных политических решений). Для обеспечения роста и развития молодежных лидеров в сфере государственного управления и продвижения их проектов акторы политико-управленческого процесса должны обеспечить соответствующие условия мотивации [11. С. 149]. В качестве условий мотивации для потенциальных молодежных лидеров можно рассматривать: - создание положительного психологического настроя внутри социальной группы, который может повлиять на итоговый результат, удовлетворенность от работы и сопутствующий ему «фидбэк» [1]; - достижение определенного уровня коммуникационного взаимодействия, который позволяет интегрировать усилия молодого лидера по созданию структурированной концепции, в соответствии с которой можно выявить наилучшие тенденции для достижения поставленной цели; - обращение к проблемам молодежного сообщества со стороны институтов государственной власти (как элемент мотивации молодежных лидеров связать свою профессиональную, общественно-политическую жизнь с Российской Федерацией). 4. Субъектно-объектная позиция индивида в текущем политическом процессе социализации. С одной стороны, молодежные лидеры являются субъектами политических практик (что предполагает высокий уровень его вовлеченности в общественно-политические структуры), а с другой стороны, молодежь выступает в качестве объекта политической социализации со стороны различных акторов, испытывая на себе всю полноту воздействия политических институтов и политической системы в целом [9]. 5. Формирование гражданской политической культуры, «фундаментом» которой являются понятия гражданственности и патриотизма, а основным содержанием - процесс политической социализации и адаптации. Сегодня деятельность по воспитанию политической грамотности и политической культуры молодого поколения развита недостаточно. Для предупреждения политической пассивности и конформизма, а также в целях формирования активного электорального поведения молодежи необходимо создание единой системы конвенционального политического участия, которая может включать в себя такие инструменты политической социализации как: дебаты, политический дискуссионный клуб, школа молодого избирателя, совет политически активной молодежи, информационный политический портал и т.д. В современном медиапространстве информационное обеспечение любого события является одним из ключевых факторов его позитивного или негативного восприятия обществом, и в том числе молодежью. Таким образом, развитие системы политического воспитания и построение института молодежных элит в целом должно основываться на научных социологических исследованиях и актуальных данных, способных отразить динамику текущих умонастроений и предпочтений молодежи. Особое внимание со стороны государственных акторов следует уделить актуальным задачам обеспечения включенности молодых людей в процессы формирования политики государства, которые должны осуществляться через организацию взаимодействия государственных и муниципальных структур с молодежными общественными объединениями и системную поддержку их инициатив. Кроме того, не решенной в условиях «догоняющей» модернизации остается проблема развития современных молодежных политических движений. В российском обществе данный институт гражданского и политического участия должен стать важным субъектом молодежной политики, способным формировать политическую культуру молодежи, воспитывать компетентных и грамотных политических лидеров, создавать необходимые условия для конструктивного самовыражения личности. REFERENCES [1] Bespalov D.V., Nabasova N.V. Dinamika liderstva v gruppah razlichnoj organizovannosti. Uchenye zapiski: jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 1 (25). [2] Volokitina A.A. Zhiznennye strategii molodezhi v uslovijah professional'nogo vybora. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010. № 4. [3] Golovko Ju.M. Trendy, vlijajushhie na rekrutirovanie politicheskih molodezhnyh jelit v rossijskoj politicheskoj dejstvitel'nosti. Jetnosocium i mezhnacional'naja kul'tura. 2014. № 10. [4] Ivanov V.G. «Estestvennyj uroven' obrazovanija» kak faktor stabil'nosti politicheskogo rezhima. Chast' II. RUDN Jornal of Political Siences. 2012. № 1. [5] Kimlika U. Sovremennaja politicheskaja filosofija: vvedenie. Per. s angl. S. Moiseeva; Gos. un-t - Vysshaja shkola jekonomiki. M.: Izd. dom Gos. un-ta - Vysshej shkoly jekonomiki, 2010. [6] Latuhina K. Oppozicija v Rossii sil'no pomolodela. Nezavisimaja gazeta. 2013. 13 avg. [7] Moskalev A.G. Molodezhnye obshhestvennye ob’edinenija kak forma artikuljacii interesov molodezhi i sub’ekt politicheskoj socializacii. Gramota. 2011. № 4 (10). [8] Oukshott M. Racionalizm v politike i drugie stat'i. M.: Ideja-Press, 2002. [9] Politicheskij potencial i politicheskaja aktivnost' molodezhi: opros naselenija Fond «Obshhestvennoe mnenie». URL: http://bd.fom.ru/report/cat/polit/int_pol/dd052222. [10] Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 nojabrja 2014 g. № 2403-r g. Moskva. URL: http://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html?desktop=true. [11] Rozhkov M.I. Liderskij i organizatorskij potencial lichnosti. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2010. № 2. [12] Tihonov A.A. Ideologicheskie orientacii sovremennyh molodezhnyh organizacij. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2005. № 3. [13] Habermas Ju. Demokratija, razum, nravstvennost'. M., 1995. [14] Habermas Ju. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe dejstvie. Per. S nem. D.V. Skljadneva. SPb.: Nauka, 2001. [15] Habermas Ju. Filosofskij diskurs o moderne. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2003. [16] Shamarova G.M. Formirovanie i razvitie kadrovogo potenciala organov mestnogo samoupravlenija. Diss. ... d-ra jekonom. nauk. M., 2010. [17] Lasswell H.D. Power and Personality. N.Y., 1948. [18] McClelland D., Atkinson J., Clark R., Lowell E. The Achievement Motive. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1953. @ В.А. Мясоедова

V A Myasoedova

Institute of Economics, Management and İnternational Law

Author for correspondence.
Email: dbrf2408@yandex.ru
Kolpakova str., 2A, Mytischi, Moscow region, Russia, 141002

Views

Abstract - 213

PDF (Russian) - 261

PlumX


Copyright (c) 2016 Мясоедова В.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.