СОВРЕМЕННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ЭТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ И ЭТИЧЕСКИЕ НАДЕЖДЫ

Обложка

Аннотация


В статье рассмотрена проблема внедрения этики как образовательной дисциплины в современное бизнес-образование. Многие современные бизнес-школы за последние десятилетия достигли устойчивой точки развития, и их адаптируемость к нынешним проблемам бизнес-сообщества значительно снизилась. В этом смысле бизнес-школы представляют более длительно существующую традицию в образовании, в то время как процесс обучения в корпоративных университетах, появившихся полвека назад, построен на более новаторских и экспериментальных принципах. Практическая ориентированность и привязка к функционированию конкретной организации позволяют корпоративным университетам избежать в своей деятельности некоторых проблем, накопившихся в течение десятилетий существования бизнес-школ. Тем не менее, отказ от ряда принципов, традиционных как для государственного, так и для частного образования, потенциально может привести к неоднозначным последствиям, в том числе в сфере этики. Первая часть статьи представляет собой краткий исторический обзор развития экономического образования в мире. На примере США и некоторых других стран показано, почему некоторые черты бизнес-школ сложились именно такими, какими мы их знаем сегодня и какова их связь с различными этапами развития мировой экономики в ХХ в. Вторая часть статьи имеет своей целью изложить некоторые нюансы возникновения и развития корпоративных университетов и увеличения их влияния на современное экономическое образование, а также указать на возникшие в связи с этим причины для этического беспокойства. Статья анализирует некоторые проблемы современных бизнес-школ, а также рассматривает корпоративные университеты в качестве альтернативы традиционному бизнес-образованию.


И Е Лапшин

Лицо (автор) для связи с редакцией.
lapshin_ie@rudn.university
Российский университет дружбы народов 117198, Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Лапшин Иван Евгеньевич - кандидат философских наук, ассистент кафедры этики факультета гуманитарных и социальных наук

  • Schumpeter J.A. History of Economic Analysis. Taylor & Francis; 2006.
  • Education for the Economic Challenges of Tommorow: a Report of a Symposium in Conjunction with the 10th Anniversary of the JCEE, 1949-1959. New York: Joint Council of Economic Education, 1959. P. 28-30.
  • Andreski S. Social Sciences as Sorcery. Andre Deutsch Ltd, 1972.
  • Elms A. The crisis of confidence in social psychology // American Psychologist. 1975. № 30(10). P. 967-976.
  • Deutsch M. Some Comments on the Current Status of American Social Psychology // The Japanese Journal of Experimental Social Psychology. 1978-1979. № 18(2). P. 167-171.
  • Bennis W.G., O’Toole J. How Business Schools Lost Their Way [интернет]. Hbr.org. [дата обращения: 30.04.2017]. Доступ по ссылке: https://hbr.org/2005/05/how-business-schoolslost-their-way.
  • De George R.T. A History of Business Ethics [Интернет]. Scu.edu. [Дата обращения: 30.04.2017]. Режим доступа: https://www.scu.edu/ethics/focus-areas/business-ethics/resources/a-historyof-business-ethics/.
  • Hillard J., Dent E.B. A Positive Approach Answering Business Ethics Educational Ineffectiveness // Academy of Management Proceedings. 2016. № 1.
  • Swanson D.L., Fisher D.G. Advancing Business Ethics Education. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 2008.
  • Krook S. Boring business ethics: a need for postmodernisation? Learning, Teaching and Social Justice in Higher Education. UoM Custom Book Centre, 2010.
  • Lapshin I.Y. Cyberpunk Coming True. The World in 100 Years. Moscow, 2016.
  • Von Mises L. Human Action. Ludwig von Mises Institute, 1949.
  • Lapshin I.Y., Mukhamedzhanova V.S., Kosorukova A.A. Social Ethics of Corporate Anthem // 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016. 2016. № 3(2). P. 833-840.
  • Khurana R., Nohria N. It’s Time to Make Management a True Profession [Интернет]. Hbr.org. [Дата обращения: 30.04.2017]. Режим доступа: https://hbr.org/2008/10/its-time-to-makemanagement-a-true-profession/.
  • Dennis E., Smith S. Finding the Best Business School for You: Looking Past the Rankings. Praeger Publishers, 2006.
  • Guthrie D. Corporate Universities: An Emerging Threat to Graduate Business Education [Интернет]. Forbes.com. [Дата обращения: 30.04.2017]. Режим доступа: https://www.forbes.com/ sites/dougguthrie/2013/01/22/corporate-universities-an-emerging-threat-to-graduate-businesseducation/#21b567cb17a0/.
  • Why Winning Organizations have Corporate Universities [интернет]. C4sl.eu. [Дата обращения: 30.04.2017]. Режим доступа: http://www.c4sl.eu/why-winning-organizations-havecorporate-universities/.
  • O’Toole J., Mayer D. Good Business: Exercising Effective and Ethical Leadership. Routledge, 2010.
  • Schuler A.J. Does Corporate Culture Matter?: The Case of Enron [Интернет]. Academia.edu. [Дата обращения: 30.04.2017]. Режим доступа: http://www.academia.edu/6804951/ ENRONs_CORPORATE_CULTURE_Does_Corporate_Culture_Matter_The_Case_of_Enron

Просмотры

Аннотация - 65

PDF (English) - 177

Комментарии к статье

Посмотреть все комментарии

© Лапшин И.Е., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.