COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL PROCESS: THE ETHICAL ASPECT

Cover Page

Abstract


The article is devoted to the ethical evaluation of the possible consequences of informatiza-tion of all forms of educational activity. The author considers the positive and negative aspects of the wide-spread introduction of computer technologies in the educational process. The use of computer technologies in the educational process is designed to solve important didactic tasks. First of all, it is the improvement of the organization of the educational process, the acceleration and intensification of the learning process, ensuring its flexibility and individual approach. In addition, computer technology can significantly improve the productivity of self-training students, ensure the development of their personality, stimulate research activities and generally increase the level of independence in the learning process. In the same time, in the ethical plan the most dangerous consequence of the mass transfer of the educational process to computer training schemes is the possible dehumanization of the educational process, the departure of the spiritual personal component from it. The most dangerous consequence of the complete transfer of the educational process to computer tracks is the possible curtailing of live dialogical communication among the participants in the educational process, which is the most important and practically the only source of speech development for the students, and consequently their independent creative thinking.


Гуманистическое, гармоничное развитие человеческой личности - стратегическая цель духовного производства, мощной отраслью которого является система образования. Образование - это четко налаженный процесс передачи, обработки и получения знаний в ходе систематического организованного обучения группы людей в течение определенного периода времени. Благодаря существованию института образования люди в течение многих веков перенимают огромный опыт знаний и умений, накопленный цивилизацией за все время своего существования. Целенаправленная деятельность людей по получению и совершенству умений и знаний для расширения границ познания является основной движущей силой научно-технического прогресса. В этом контексте весьма существенным является определение содержательных границ самого понятия «образование», этические аспекты которого определяются в каждом конкретном случае в силу его многозначности. «Образование - это: а) социальный институт, основная функция которого заключается в подготовке и включении индивида в различные сферы жизнедеятельности общества; б) совокупность приобретенных индивидом (самостоятельно или в процессе обучения в специальных учебных заведениях) систематизированных знаний, умений, навыков (особенно профессиональных); в) процесс усвоения знаний, т.е. обучение, просвещение; г) уровень образованности индивида, имеющего разносторонние знания и отличающегося высокой степенью культуры; д) образованность общества, народа, как уровень цивилизованности страны» [9. С. 9]. Для этической оценки образовательного процесса во всех указанных случаях определяющим является рассмотрение образования не только в его обучающем контексте, но главным образом как «образование», «созидание» личности. В Законе об образовании Российской Федерации отмечается, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. В рамках данного подхода «образование» относится исключительно к личности, к человеку и может рассматриваться как создание у человека образа окружающего мира и самого человека, своего «я» в этом мире. Соответственно, профессиональное образование необходимо рассматривать как формирование образа мира производства (в широком смысле) и образа своего положения в системе производства, своей профессиональной деятельности. Однако образование выполняет важную созидательную функцию не только по отношению к личности, но и по отношению к обществу в целом. Нравственный потенциал образования определяется его статусом как социального и политического института [4. С. 90]. Оно является всеобщим нравственным способом жизни народа, служит укреплению его государственности, развитию истории и культуры, языка, формированию духовно-нравственных ценностей. Благодаря этому формируется человек-гражданин, личность интегрируется в систему полинациональных культур, а общество посредством образования, особой этики жизнедеятельности, создает себя, базируясь на адекватных формах педагогической и социальной деятельности [5. С. 327]. Развитие общества в последние десятилетия характеризуется стремительным проникновением во все сферы человеческой жизни новых информационно-коммуникационных, компьютерных технологий. Эти изменения привели к формированию качественно нового типа общества, получившего название «информационного». Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Компьютерные технологии стали мощным преобразователем экономической, социальной и других видов деятельности [10. С. 127]. Процесс компьютеризации и информатизации протекает неравномерно в разных странах и регионах, однако в целом он уже продвинулся настолько, что стало возможным под- вести некоторые итоги и сделать прогноз на будущее. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества, способное обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам [11. С. 76-77]. По своему преобразовательному эффекту совокупное воздействие компьютерных технологий, Интернета и электронной торговли вполне сравнимо с изменениями, которые в свое время вызвала промышленная революция. «Цифровая революция» изменяет мировой экономический, социальный и образовательный ландшафт, создает новый экономический сектор, трансформирует организационные структуры, изменяет ценности труда и образа жизни людей, возводит интеллектуальный капитал в главенствующий фактор дальнейшего развития научнотехнического прогресса [8]. С всеобщей компьютеризацией социально-культурной действительности связаны и процессы информатизации всех форм образовательной деятельности, широкое внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс. Понятие «технология» чаще всего определяется как совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого термина включает и способ определения (описания) и последовательность действий в процессе познания изучаемых факторов и явлений. В данном случае информационно-коммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации. Компьютерные информационные технологии - это комплекс областей деятельности, которые относятся к технологиям создания, хранения и обработки информационных данных с применением компьютерной техники. Технические средства компьютерных информационных технологий включают в себя компьютеры, программное обеспечение, Интернет и сеть. Они позволяют создавать, хранить, обрабатывать, передавать и распространять широкий спектр информационных ресурсов. Компьютерные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать компьютерной грамотностью, но и уметь применять разнообразные компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Основным средством реализации компьютерных технологий в образовательном процессе любого уровня является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные и прикладные (обучающие) программы, а также инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам в первую очередь относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое выступает в роли инструментария при работе с текстами, графикой, табличными данными и т.д. В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства: текстовые редакторы, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. [3]. Принципиально новое качество приобрело образование с появлением и распространением компьютерных сетей, что позволило радикально изменить сам способ получения информации. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т.д.). В одном из самых популярных ресурсов Интернета доступны для ознакомления и работы с ними порядка двух миллиардов мультимедийных документов. В сети пользователю доступны и другие распространенные средства, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере. Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе призвано решать важные дидактические задачи. В первую очередь, это совершенствование организации образовательного процесса, ускорение и интенсификация процесса обучения, обеспечение его гибкости и индивидуального подхода. Кроме этого, компьютерные технологии способны существенно повысить продуктивность самоподготовки обучающихся, обеспечить развитие их личности, стимулировать исследовательскую деятельность и в целом повысить уровень самостоятельности в процессе обучения. С помощью сетевых средств становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на электронные носители. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме [3]. Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции как инструментов, так и объектов познания. Таким образом, инновации компьютерных технологий обеспечивают революционное развитие образовательного процесса. Компьютерные технологии относятся к классу инновационных технологий, которые обеспечивают быстрое накопление интеллектуального потенциала, гарантирующего устойчивое развитие общества. Компьютерные технологии в образовательном процессе открыли новые, ранее невиданные возможности для развития дистанционного образования, которое ранее существовало в виде заочного обучения и сталкивалось с многочисленными проблемами, связанными с отсутствием необходимого контакта преподавателя со студентом, слабым контролем за ходом процесса обучения и т.д. Дистанционное обучение сегодня - это получение образования с помощью Интернета и современных компьютерных технологий. При дистанционном обучении происходит обмен учебной информацией с помощью современных электронных и компьютерных средств на расстоянии, таким образом дистанционное обучение существенно расширяет возможности для получения качественного профессионального образования. Компьютерные технологии обеспечивают оперативную доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, в том числе электронных образовательных ресурсов; предоставляют возможность интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей, например, в ходе он-лайн дискуссий, круглых столов и семинаров; гарантируют быструю оценку полученных знаний и навыков, полученных в ходе обучения. Поскольку необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение, при помощи современных компьютерных технологий студент может изучать материал, пользуясь не только печатными изданиями, но и видеопленками, электронными учебниками и справочниками, имеет доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации. По мере развития и активизации практики применения дистанционного и электронного обучения компьютерные технологии все больше приобретают роль значимого социального фактора, что неизбежно приводит к возникновению ряда ситуаций, требующих этического регулирования [6]. Этика дистанционного и электронного обучения, помимо общепринятых правил и норм педагогической этики и этики высшей школы, включает в себя также отдельные элементы компьютерной этики - особой области исследований, занимающейся этическими проблемами, возникающими в связи с развитием и применением компьютерных технологий. Конечно, сам по себе компьютер не меняет и не может менять этические нормы и предписания, он лишь, как справедливо отмечает А.С. Капто, «увеличивает, причем существенным образом, технические и операционные возможности для аморальных людей причинять вред в своих личных или корпоративных целях» [5. С. 758]. Важную роль в этике дистанционного обучения играет также коммуникативная компетенция субъектов деловых отношений. Она включает в себя традиционные формы деловой переписки, сложившиеся еще 150 лет назад в Англии (этикет составления деловой корреспонденции, благодарственных писем, прессрелизов, др. служебных документов), а также нормы так называемого электронного этикета (сетикет), т.е. этические правила работы в Интернете, с электронной почтой, мобильными телефонами и т.д. Нормы электронного этикета - обширная сфера правил, освещение которой требует отдельной темы. В качестве примера можно привести, например, следующие простые правила электронной переписки: 1. Электронное письмо должно быть корректным и правильно заполненным. 2. Всегда следует проверять правильность написания адреса и имя, как получателя, так и отправителя. 3. Для более быстрой идентификации вашего письма получателем следует всегда кратко и четко указывать тему письма. 4. Отвечая на письмо, обратите внимание на то, следует ли менять тему письма. 5. Прежде чем отправить письмо, целесообразно сохранить его в отдельном файле. 6. Электронное письмо так же, как и обычное письмо, должно соответствовать принятым правилам деловой переписки, недопустимы сокращения, жаргонизмы. 7. Необходимо всегда отвечать на электронные письма либо подтверждать их получение. 8. При электронной переписке следует быть особо осторожным с конфиденциальной информацией. 9. Нельзя придавать огласке либо публиковать информацию из личных писем без согласия их отправителей [12. С. 148-149]. Итак, современная социальная реальность, основанная на информации и знаниях, требует от человека сформированных умений получать новые знания, творчески преобразовывать их и решать на их основе комплексные задачи. Серьезным инструментом, позволяющим удовлетворять эти требования, являются используемые в обучении компьютерные информационные технологии. Грамотно организованный образовательный процесс с использованием современных инновационных технологий позволяет сформировать необходимые навыки и умения, способствуя развитию таких важных для будущего специалиста качеств, как интуиция, профессиональное чутье, гибкость и креативность мышления, аналитические способности. Поэтому полноценное внедрение компьютерных информационных технологий, несомненно, должно стать одной из приоритетных задач информационной образовательной политики нашего общества и государства. Компьютерная революция существенным образом изменяет традиционные методы образования, постепенно вытесняя из учебного процесса преподавателя. Использование компьютера в качестве последнего придает образованию принципиально новые нравственные и учебно-методические параметры, делая ненужными некоторые рутинные функции профессии педагога (особенно вербальные методы обучения). Это привносит совершенно иной вектор в трактовку категории «педагогическое воздействие» с четко выраженной тенденцией сокращения внешних (со стороны педагога) воздействий и наращивания внутреннего потенциала личности в ее познавательной деятельности (самообразование, самостоятельный поиск наиболее приемлемых компьютерных решений, самоконтроль и т.д.) [5. С. 756]. В то же время представлять перспективы полного перевода образовательного процесса на электронно-цифровые методы обучения только в романтических и радужных тонах было бы серьезным заблуждением. Глобальность процессов всеобщей компьютеризации привела к обострению многих социальных и нравственных проблем, которые в полной мере касаются и института образования, породила новые негативные коллизии. Компьютеризация воздействует на экономическую и психологическую переориентацию человека в окружающем мире, формирует совершенно новую этическую ситуацию в обществе, изменяет поведение людей, причем не только в лучшую сторону. Превращение компьютерных технологий в интегрированную часть образовательного процесса выдвинуло ряд новых нравственных проблем. Глобальное внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий, и особенно стремление заменить ими традиционные образовательные технологии, способно породить многие проблемы и, в конечном счете, привести к серьезному обеднению образовательного процесса, могущего превратиться из сложнейшего творческого процесса «созидания» личности в примитивную, хоть и обладающую высокой скоростью и объемом, передачу информации. Среди негативных последствий использования компьютерных технологий во всех формах обучения можно выделить возможное отрицательное воздействие компьютерной техники (при ее длительном применении) на физиологическое состояние и здоровье, как педагогов, так и обучающихся. Нельзя не отметить, что многочасовая работа с компьютерами, принтерами, электронной почтой и др. весьма опасна для здоровья человека. У тех, кто часто имеет дело с компьютерной обработкой информации, возникает болезнь, которую специалисты называют «синдром информационной усталости» - состояние, когда человек теряет способность адекватно воспринимать информацию и принимать на ее основе правильные решения. Такое состояние может значительно препятствовать нормальному ходу образовательного процесса. Однако наиболее опасным последствием полного перевода образовательного процесса на компьютерные рельсы нам представляется возможное свертывание живого диалогического общения участников образовательного процесса - того общения, которое является наиболее важным и практически единственным источником развития речи обучающихся, а следовательно, и их самостоятельного творческого мышления. Без развитой практики непосредственного диалога - преподавателя со студентом, студентов между собой и т.д. - невозможно формирование умения верно и точно формулировать свои мысли на профессиональном языке, а значит и полноценное профессиональное и личностное становление обучающихся. «Диалог с компьютером» вместо живого человеческого общения в ходе образовательного процесса выступает в качестве суррогата общения и неспособен в полной мере его заменить. Минимизируя живой, непосредственный контакт преподавателя и студента, заменяя их общение в ходе традиционных форм обучения, таких, как, например, лекции, семинарские занятия, личные консультации, на разнообразные «продвинутые» образовательные технологии (обучающие компьютерные программы, аудио- и видеокурсы и др.), мы рискуем упустить саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге. Таким образом, как всякое техническое достижение, компьютерные технологии имеют и негативные последствия, в том числе и в сфере образования. Так, в познавательно-мыслительном плане это формирование нелинейного, ассоциативного, мозаичного мышления, переизбыток информации, ослабление творческих начал в человеке. В гуманитарном плане информационные технологии механизируют и стандартизируют образовательную деятельность, обезличивают процесс обучения, ослабляют в целом гуманитарные стороны образования [2]. В этическом плане наиболее опасным следствием массового перевода образовательного процесса на компьютерные схемы обучения является возможная дегуманизация образовательного процесса, уход из него духовного личностного компонента, который в ходе использования традиционных технологий обучения обеспечивался личностью педагога, его нравственным и духовным воздействием на обучающихся. Профессия педагога, как никакая другая, требует постоянного творчества. Формируя свои нравственно-этические предпочтения, свое научное мировоззрение, свое профессиональное сознание, педагог одновременно является созидателем таких же духовных ценностей молодежи [13]. И если нравственная деградация, как правило, является следствием мировоззренческого вакуума, то идейнодуховная безликость рождается в условиях невыработанных или искаженных нравственных ориентиров личности, способствуют все большему ее отдалению от высших духовных ценностей. Образовательные институты только тогда могут выполнять свою основную социальную задачу, когда в ходе процесса обучения не просто передаются знания, но и происходит обогащение еще только формирующегося сознания учащихся высшими духовными ценностями, формируется творческая личность. Поэтому никакие, даже самые совершенные электронные средства, не способны заменить личность преподавателя, педагога, трансформирующего на учащихся свои собственные профессиональные и нравственные ценности: заботу о постоянно растущем мастерстве, высокую сознательность, идейнодуховную зрелость и нравственную чистоту [7. С. 267]. Подводя итог вышесказанному, отметим следующее. В современном мире в условиях развитого информационного общества компьютерные технологии раскрывают перед человеком невиданные ранее возможности образовательного роста и самосовершенствования, и в значительной степени от самого человека зависит, сможем ли мы правильно распорядиться этими возможностями. Признавая очевидную необходимость и полезность активного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс, следует в ходе этого внедрения гармонично сочетать новые технологии с традиционными образовательными практиками. Ведь если в настоящее время российская система образования сохраняет свои позиции, то благодаря разумному сочетанию ценных и смелых инноваций со своеобразной традиционной стабильностью функционирования, с сохранением гуманистического, этического, ценностного компонента образовательного процесса. Именно в таком сочетании - залог успешной модернизации образовательной системы.

I V Tsvyk

Moscow Aviation Institute (National Research University)

Author for correspondence.
Email: tsvykirina@mail.ru
4, Volokolamskoe highway, 125171, Moscow, Russian Federation

Цвык Ирина Вячеславовна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского авиационного института (Национального исследовательского университета)

  • Federal Law of the Russian Federation “Ob obrazovanii”. Available from: http://zakon-ob-obrazovanii.ru. (In Russ).
  • Volkova NP. Tradicionnye i innovacionnye tehnologii sovremennogo obrazovanija. Filosofskoe obrazovanie. 2016;1 (33):32—36. (In Russ).
  • Dendev B, editor. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Moscow: IITO UNESKO; 2013. (In Russ).
  • Lapshin IE. Vysshee obrazovanie kak faktor socializacii sovremennoj molodezhi: jeticheskij aspekt. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija Filosofija. 2016;3: 88—95. (In Russ).
  • Kapto AS. Professional’naja jetika. Moscow: 2006. (In Russ).
  • Savvina OV. Jeticheskoe regulirovanie v vysshem uchebnom zavedenii i uslovija ego jeffektiv¬nosti. Filosofija i kul’tura. 2013;8: 1152—1163. (In Russ).
  • Tsvyk VA. Nravstvennye cennosti professional’noj dejatel’nosti. Lichnost’. Kul’tura. Obshhe¬stvo. 2014; 1—2 (81—82):262—268. (In Russ).
  • Tsvyk VA. Professional’naja jetika: osnovy obshhej teorii. 3ed. Moscow: 2014. (In Russ).
  • Tsvyk VA. Jetika vysshej shkoly (na primere Rossijskogo universiteta druzhby narodov). Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija Filosofija. 2016;3: 9—18. (In Russ).
  • Tsvyk IV. Komp’juternaja jetika i problemy intellektual’noj bezopasnosti. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija Filosofija. 2013;3:125—134. (In Russ).
  • Tsvyk IV. Social’nye aspekty informacionnoj bezopasnosti obshhestva. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie. 2014;2: 76—84. (In Russ).
  • Tsvyk VA, Tsvyk IV, Kosorukova AA, Lapshin IE, Moiseenko MV, Mukhametzhanova VS, Savvina OV. Etika vysshei shkoly. Moscow: RUDN; 2016. (In Russ).
  • Moiseenko MV, Savvina OV, Mukhametzhanova VS, Kosorukova AA. Code of ethics as an instrument for maintaining professional ethics of university professors. Proceedings of the 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts, SGEM: 2016 Apr 6—9. Austria, Vienna; 2016. p. 403—410.

Views

Abstract - 112

PDF (Russian) - 554


Copyright (c) 2017 Tsvyk I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.