THE MORAL PHENOMENON OF SERVICE

Cover Page

Abstract


This article examines the phenomenon of moral Service, highlights the main value com-ponents of the concept of Service. The phenomenon is investigated mainly through the prism of social Service in the forms of charity and benevolence drawn from the history and from modern Russia. The enor-mous role of the state and state ideology that guides society with high moral standards is emphasized in the article. Social Service in the forms of charity and philanthropy has deep roots in Russian history, starting from the first Russian princes and the clergy. The mercy is always seen in the history of Russia as the highest value. In modern Russia the strong focus is also set on the acts of mercy. Multiple awards and state prizes have been given to citizens and organizations supporting orphanages, nursing homes, hospices and medical institutions located on the territory of the Russian Federation. The Service is regarded as a form of patriotism. The article highlights the importance of the personality of the teacher in moral and patriotic upbringing of the younger generation. The appeal to the themes of patriotism and Service is illustrated by the example of the Colloquiums of the Department of Ethics within the framework of the educational work in RUDN. In conclusion the author defines the basic moral values of people who devoted their lives to the high ideals of Service. According to the author, this is: patriotism, humanistic aspirations, open-mindedness, high moral ideals, highly developed sense of duty, honor and dignity, tender conscience, altruistic motives, hard work, professionalism, priority of spiritual values over material, self-sacrifice. Service is a feat in a long-term perspective.


Понятие «Служение» в «Энциклопедическом словаре педагога» определяется как «тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высокопродуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение - это бескорыстие общественно ценных мотивов, строгое и точное, с самоотдачей выполнение своих прямых профессиональных функций, выполнение не по обязанности, а из внутренней гражданской позиции. В этом смысле говорят о служителях веры, науки, Аполлона (поэзии)...» [1]. Речь здесь также идет о Служении делу, Отчизне, народу. В толковом словаре Д.Н. Ушакова говорится о служении великому делу [1]. В этих определениях подчеркивается бескорыстие общественно ценных мотивов, внутренняя гражданская позиция (потребность души), а также ценность служения в различных областях науки, искусстве, церковном служении, ценность и востребованность Служения делу, народу, Родине. П.А. Столыпин, который видел смысл жизни в Служении России, подчеркивал: «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу» [2]. М.В. Ломоносов считал, что мерилом жизненного смысла должно быть беззаветное Служение на благо и на силу Отечества. Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. В завещании потомкам он подчеркивал момент Служения народу и работы во благо Отчизны, необходимость укрепления могущества России, проявления отваги и умения постоять за себя и Отечество свое. Мы можем говорить о феномене Служения в различных сферах деятельности: науке (ученые), в школе, вузе (педагоги), искусстве. Это и просветители, меценаты, врачи, юристы, защитники Отечества, добровольческие объединения (спасатели, поисковые отряды), церковное духовное служение. В отдельных профессиях понятие служения составляет их неотъемлемую часть: защитники Отечества (военнослужащие), сотрудники МЧС, служители церкви, актеры. В большинстве своем люди, избравшие эти профессии, относятся к своей ежедневной деятельности как Служению. Служение - с одной стороны, явление не массовое, но, с другой, как свидетельствует история, и не только российская, людей, посвящающих жизнь Служению в различных областях науки, искусства и других сферах, не так уж и мало. И свидетельство тому - многочисленные подвиги рядовых людей, о которых мы ежедневно узнаем из СМИ. В любом случае, в деле нравственного воспитания огромная роль принадлежит государству и государственной идеологии, ориентирующих общество на высокие моральные стандарты. Социальное служение в формах милосердия и благотворительности имеет глубокие корни в истории России, начиная с деятельности первых русских князей и духовенства. Князь Владимир Мономах завещал сыновьям проявлять заботу и хлебосольство по отношению к бедным и убогим. В «Стоглаве» (1551) закреплялась необходимость создания богаделен. «Начиная с XVII в. факты государственного поощрения регулярно отражаются в описях и делах Посольского, Полоняничного и Казенного приказов» [3. С. 83]. В конце XVIII - начале XIX в. появились наградные медали за разного рода благотворительность. «16 июня 1908 г. вышло Высочайшее повеление „О поощрении подвигов человеколюбия, награждаемых медалями“. Всего с 1698 по 1917 было установлено 1120 различных наград за социально-полезную деятельность» [3. C. 84]. На дела милосердия тратились большие средства. «Достаточно назвать суммы, которые потратили на милосердные дела некоторые из предпринимателей: Бахрушины - 3,4 млн руб., Третьяковы - 3,1 млн. На средства московских предпринимателей Солодовникова, Алексеева (Станиславского), Канцова, Лепешкина, Лямина, Морозовых, Рябушинских, Рукавишниковых, Щапова, Щукиных, вышеназванных Третьяковых и Бахрушиных к началу XX столетия в Москве существовало 628 различных заведений: школ, библиотек, институтов, приютов, ночлежек, богаделен и театров. Их благо- творительные пожертвования, являясь мощным стимулом развития здравоохранения, просвещения и культуры стали одним из регуляторов социальной стабильности в стране» [4. С. 143-144]. Милосердие в истории России всегда рассматривалось как высшая ценность и практиковалось русскими царями. Оказался ли человек в беде: весеннее половодье, эпидемия, голод, война - во всех слоях общества пробуждается живое братство и готовность к самопожертвованию. Философ российского зарубежья «И.А. Ильин подчеркивает, что русских врачей в университетах обучали состраданию и служению страждущим. Настроенный на выгоду, доходное дело врач составлял гротескное исключение и подвергался едким насмешкам» [5. C. 145]. Достаточно вспомнить призведение А.П. Чехова «Ионыч», в котором автор показывает, как приоритет материальных ценностей над духовными, тяга к сытой и спокойной жизни губят личность, превращают врача в «существователя», лишенного общественного уважения. В современной России делам милосердия уделяется большое внимание. Учреждены государственные награды «За благодеяние», «Орден Святой великомученицы Екатерины», нагрудной знак «За милосердие и благотворительность». Наградами и государственными премиями награждаются граждане за большую благотворительную деятельность по поддержке детских домов, домов престарелых, приютов, хосписов и медицинских учреждений, расположенных на территории РФ. Так, государственной премией за выдающиеся достижения в области правозащитной и благотворительной деятельности была награждена Елизавета Глинка (доктор Лиза), основательница волонтерской организации «Справедливая помощь». На ее счету тысячи спасенных детских жизней. В России активно работают такие благотворительные фонды, как «Русфонд» - благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам; «Подари жизнь» - фонд, специализирующийся на помощи больным детям, модернизации больниц. Его учредители - актрисы Дина Корзун и Чулпан Хаматова. Активно работают: фонд Валерия Гергиева, художественного руководителя и директора Мариинского театра, специализирующийся на адресной помощи молодым артистам и музыкальным коллективам, организации музыкальных фестивалей «Звезды белых ночей» и московских Пасхальных фестивалей, и благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист». Активно работают благотворительный фонд продовольствия «Русь» и «Центр социальных программ». Также можно выделить благотворительный фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни», фонд помощи хосписам «Вера», региональную общественную православную организацию «Милосердие», осуществляющую 25 социальных проектов в Москве. Ее девиз: «В этом мире есть любовь» [6]. В России активно работают добровольческие молодежные объединения. Безусловно, специфика социального служения тесно связана с личными качествами тех, кто это служение осуществляет. Студентами и сотрудниками Академического института социального служения Российского государственного социального университета в период с февраля 2004 г. по февраль 2008 г. было проведено исследование на тему «Мотивационная готовность молодежи к добровольческому служению». В исследовании приняли участие молодые люди (1750 человек) из разных регионов России, 54% девушек и 46% юношей. Средний возраст респондентов - 17,9 лет. У молодежи доминировали следующие мотивы: самореализация личностного потенциала; общественное призвание, чувство социальной значимости; самовыражение и самоопределение; способность выразить свою гражданскую позицию, выполняя общественный и религиозный долг [7. С. 63-65]. Феномен служения можно рассматривать как форму патриотизма. Президент России В.В. Путин объявил патриотизм национальной идеей России. В деле формирования патриотизма и духовности у современной российской молодежи трудно переоценить роль истории, пропаганды отечественных духовных ценностей. Важно доносить до молодежи славные имена, дела и открытия, воззрения великих сограждан России, которые представляют национальную гордость Отечества. Причем важно опираться не только на исторический материал, но и акцентировать внимание на подвигах современных героев, бескорыстном служении долгу, Служении Отечеству [8. С. 92-93]. В деле нравственного, патриотического воспитания огромная роль принадлежит педагогу, как школы, так и вуза. Ибо «дух учебного заведения» создается как педагогическим коллективом, так и каждым педагогом в отдельности. Психологической основой такого воздействия является склонность молодежи к подражанию. По образному выражению К.Д. Ушинского, пример - это «плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно» [9. C. 90]. Подвижник русской православной церкви Серафим Саровский подчеркивал важность наличия в человеке внутреннего света, чтобы рядом «зажглись тысячи». Если педагог несет молодому поколению высокие нравственные идеалы служения, то они, так или иначе, оставят след в сердцах молодежи. Педагог всегда должен помнить о высокой миссии науки и образования, ибо он работает еще и «на вечность» [10. С. 409]. Сегодня педагог в своей деятельности должен ориентироваться прежде всего «на воспитание, совершенствование, духовный рост личности» [11. С. 27]. И этика, профессиональная этика также способствуют развитию «духовно-нравственной культуры человека» [12. С. 79]. Патриотизм должен стать принципом высшей школы. Современная научнообразовательная деятельность должна рассматриваться «вузовскими работниками сквозь призму осознания подлинной миссии российского образования - „просвещения народа и служения Отечеству“. Эта ценностная установка в полной мере отражена в кодексах чести преподавателя и управленца РУДН» [13. С. 12]. Одна из задач миссии РУДН - формирование личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России. В российском университете дружбы народов в рамках воспитательной деятельности проводится большая работа по патриотическому воспитанию студентов на всех уровнях. Кафедра этики также вносит свой посильный вклад в решение этой благородной задачи. В рамках Лектория кафедры этики «Проблемы нравственности в современном обществе», помимо других тем этической направленно- сти, проведены три Общеуниверситетских коллоквиума, посвященных проблеме патриотизма: - «Формирование патриотизма и толерантности у современной российской молодежи» (18.04.2012); - «Понятие патриотизма в представлении современной молодежи» (11.04.2014); - «С чего начинается Родина?» (25.11.2015) [8. С. 95]. Одиннадцатый Общеуниверситетский коллоквиум кафедры этики был посвящен теме «Нравственная высота Служения» (12.04.2017). Тема Коллоквиума вызвала живой и неподдельный интерес преподавателей и студентов. В Коллоквиуме приняли участие студенты разных курсов от 1 до магистров и аспирантов факультета гуманитарных и социальных наук, юридического и медицинского институтов, представители различных направлений: философия, юриспруденция, государственное и муниципальное управление, лечебное дело. В Коллоквиумах кафедры этики традиционно принимают участие и иностранные студенты. Осмысляя сложную и глубокую тему Служения, студенты выступили с интересными докладами и презентациями, в которых раскрыли феномен Служения через призму жизни и деятельности А.С. Грибоедова, Марии Склодовской-Кюри, Ф.Н. Плевако, Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга, Серафима Саровского, а также на примере деятельности сестер милосердия из Удмуртии. Доклады сопровождали горячие дискуссии. Тема заставила задуматься о сущности феномена Служения, важности этого общественного явления, необходимости быть полезными обществу и стране, нести добро и свет в мир. Чему способствовала презентация кафедры этики, основанная на материалах российской истории, где в красочной форме были представлены деяния и изречения великих людей России, посвятивших свою жизнь Служению Родине. Среди них: князь Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, меценаты России, П.А. Столыпин, Патриарх Тихон, философы российского зарубежья И.А. Ильин и Г.П. Федотов, С.П. Королев, основатели и деятели современных фондов милосердия. И это лишь немногие из славной когорты великих людей России, смыслом жизни которых стало служение Отчизне. И.А. Ильин замечал: «человечество живет как бы в едином, сплошном духовном эфире. Все в мире взаимосвязано. Каждая злая, лукавая мысль отравляет духовный воздух мира, и наоборот, чистые помыслы и посылаемые в мир светлые лучи делают свое благое дело... очищают духовный эфир бытия» [14. С. 496]. История дает нам примеры великих людей, чья жизнь становилась Служением делу, людям, Отчизне, которое стало достоянием широкой публики. Но, часто Служение - явление негромкое. Руководствуясь внутренней мотивацией Служения делу, людям, Отчизне, такие люди день ото дня добросовестно и честно, по зову сердца, делают свое дело, несут свет и добро в мир. Другой жизни себе не представляют. Они не заводят видео-блоги на Youtube, иллюстрирующие Служение, фото не выкладывают каждый день в Instagram. Их служение проходит тихо и незаметно, но от этого оно не становится менее ценным и значимым. Характеризуя феномен Служения, по мнению автора, можно выделить следующие ценности его носителей: патриотизм, гуманистические устремления, широкий кругозор, высокие моральные идеалы, высоко развитое чувство долга, чести и достоинства, чуткую совесть, альтруистические мотивы, трудолюбие, профессионализм, приоритет духовных ценностей над материальными, жертвенность. Служение - это подвиг в длительной временной перспективе. Такие люди являются воплощением морального идеала. Их дела и свершения способствуют нравственному совершенствованию и гармонизации социума.

M V Moiseenko

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: moiseenko_mv@rudn.university
6, Miklukho-Maklaya St., 117198, Moscow, Russian Federation

Моисеенко Марина Валентиновна - кандидат философских наук, доцент, кафедра этики факультета гуманитарных и социальных наук

  • Dictionaries and encyclopedias on the Academic. Available from: http://spiritual_culture. academic.ru/2064/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ fundamentals of spiritual culture. (In Russ).
  • Aphorisms. Available from: http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_stolipin.html. (In Russ).
  • Kiryushina NY, Shartanova AV. Stanovlenie fenomena social’nogo sluzhenija v istorii dorevo¬ljucionnoj Rossii. Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-fenomena-sotsialnogo-sluzheniya-v-istorii-dorevolyutsionnoy-rossii/. (In Russ).
  • Smirnov GN. Etika delovyh otnoshenij. Moscow: Izdatelstvo “Prospekt”; 2013. (In Russ).
  • Moiseenko MV Tema ljubvi v tvorchestve I.A. Il’ina. Puti i zadachi duhovnogo vozrozhdenija Rossii. Moscow: PFUR; 2014. p. 142—149. (In Russ.)
  • biggest charitable organizations of Russia. Available from: https://www.miloserdie.ru/ article/pervye-v-rejtinge-10-krupnejshih-blagotvoritelnyh-organizatsij-rossii. (In Russ).
  • Reshetnikova ON. Issledovanie motivacionnoj gotovnosti molodezhi k dobrovol’cheskomu sluzheniju. Razvitie dobrovol’cheskogo sluzhenija rossijskoj molodezhi. Moscow: Publishing house of RSSU, 2008. p. 63—65. (In Russ).
  • Moiseenko MV. Patriotizm kak princip vysshej shkoly. Etika vysshej shkoly. Moscow: PFUR; 2016. p. 91—97. (In Russ).
  • Lapshin IE. Vysshee obrazovanie kak faktor socializacii sovremennoj molodezhi: eticheskij aspekt. Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Philosophy. 2016; 3:88—95. (In Russ).
  • Mukhametzhanova VS, Moiseenko MV, Savvina OV, Kosorukova AA. Code of Ethics as an instrument for Maintaining Professional Ethics of University Professors. 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science and Arts. Book 3 “Anthology, Archae¬logy, History and Philosophy”. 2016;1:403—410. doi: 10.5593/sgemsocial2016HB31403-410.
  • Tsvyk IV. Prepodavanie etiki v tehnicheskih vuzah: problemy i perspektivy. Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Philosophy. 2016; 3:26—33. (In Russ).
  • Mukhametzhanova VS. Eticheskij kodeks kak nravstvennyj reguljator professional’noj dejatel’¬nosti municipal’nyh sluzhashhih. Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Philosophy. 2015; 2:78—83. (In Russ).
  • Tsvyk VA. Etika vysshej shkoly (na primere Rossijskogo universiteta druzhby narodov). Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Philosophy. 2016; 3:9—18. (In Russ).
  • Moiseenko MV. Etiko-psihologicheskie etjudy I.A. Il’ina. Otkryvaja sovremennost’ zanovo. Moscow: PFUR; 2011. p. 490—501. (In Russ).

Views

Abstract - 102

PDF (Russian) - 63


Copyright (c) 2017 Moiseenko M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.