К вопросу об автономии вузовского преподавателя

Обложка

Аннотация


С опорой на И. Канта автономия определяется как «мужество пользоваться собственным умом». Что до автономии преподавателя, или академической автономии, то она мыслится в терминах свободы исследования и преподавания. Современное состояние автономии вузовского преподавателя идентифицируется как административно-академический бихевиоризм: стимул - реакция, стимул - реакция... В качестве независимости академическая автономия требует свободы от так называемого административного ресурса. Телеология академической свободы связана с потребностью-целью самоактуализации в смысле А. Маслоу. Будучи самоуправлением, автономия преподавателя регулируется своими собственными принципами, нормами и идеалами - словом, академическим этосом. Автономией, разумеется, можно и злоупотреблять. Для становления и развития академической автономии нам определенно нужно больше доверять преподавателю и его профессионализму, а также опыту и здравому смыслу.

Петр Кондратьевич Гречко

p.grechko@rudn.ru
Российский университет дружбы народов

Кафедра социальной философии Факультет гуманитарных и социальных наук

  • Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1977.
  • Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  • Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Сочинения. В шести томах. Т. 6. М.: Мысль,1966.
  • Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. М.: Политиздат, 1960.
  • Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 15. М.: Политиздат, 1968.
  • Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2014.
  • Мау В.А. Сочинения. Том 3. Великие революции: От Кромвеля до Путина (в соавторстве с И.В. Стародубровской). М.: Изд-во «Дело», 2010.
  • Ясин Е. Про центы и рубли // Российская газета от 20.11.2014.
  • Merton R. The Normative Structure of Science // The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations. Chicago. University of Chicago Press, 1973. P. 267-278.

Просмотры

Аннотация - 28

PDF (Russian) - 21


© Философия, 2016