Историко-философская концепция М.К. Мамардашвили

Обложка

Аннотация


В статье анализируются три историко-философские концепции, определяемые как прогрессистская , эсхатологическая и трансценденталистская . Отмечается, что третья концепция разрабатывалась М.К. Мамардашвили, который отталкивался в своих построениях от трансцендентализма И. Канта. Вскрывается специфика подхода Мамардашвили к трактовке философии, истории философии и всей духовной культуры. Символ сознания рассматривается им как «пустая форма», трансценденталия, благодаря которой возможно трансцендирование, порождение человека как духовно-нравственного существа. С этой же точки зрения рассматривается вся история философии, - не как изучение философской эмпирики, а попытка принять участие в акте мысли. На этой основе проводится различие между философией «символической» (говорящей на языке символов) и феноменологической, трансцендентальной, - в трактовке Мамардашвили не изучающей и не порождающей символику, а познающей ее работу в сознании.

Сергей Анатольевич Нижников

hphilosophy@mail.ru
Российский университет дружбы народов

Кафедра истории философии

  • Кант И. Логика // Соч. В 8 т. Т. 8. М.: Чоро, 1994.
  • Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Прогресс-Традиция, Фонд М. Мамардашвили, 2009.
  • Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2010.
  • Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2011.
  • Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд. М.: Мысль, 1982.
  • Ойзерман Т.И. Философия как история философии. СПб.: Алетейя, 1999. С. 10.
  • Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Что такое метафизика? М.: Академический проект, 2007. C. 24-43.

Просмотры

Аннотация - 11

PDF (Russian) - 25


© Философия, 2016