«ДОМ С МЕЗОНИНОМ»: ИМПРЕССИОНИЗМ В РАССКАЗЕ ХУДОЖНИКА И В ПОВЕСТИ ЧЕХОВА

Обложка

Аннотация


В контексте дискуссионной темы «А.П. Чехов и импрессионизм» авторы анализируют поэтические особенности повести «Дом с мезонином (Рассказ художника)», в которой главным героем и повествователем является художник-импрессионист. Рассматриваются черты поэтики Чехова и импрессионизма (сюжетостроение, хронотоп, психологизм).Впервые прослеживаются возможные связи творчества писателя с исследованиями осно-вателя экспериментальной психологии Г. Эббингауза.Обосновывается гипотеза: сходство экспрессивных средств у Чехова и импрессионистов определяется общим источником - духовной ситуацией и достижениями медицины и научно-технической революции конца XIX в., в том числе открытиями в области психологии цветовосприятия, психологии памяти и др. Живописцы-импрессионисты как яркие психологические типы Fin de siècle стали объектом изображения и художественного исследования. Писатель рассматривал импрессионизм как проявление модернизма в искусстве, учитывал его достижения и художественные открытия, но как художник-философ на уровне дальнейшей рационализации картины мира шел своим самобытным путем.


Т В Коренькова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
tvkorenkova@mail.ru
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Коренькова Татьяна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Российского университете дружбы народов.

А В Игнатенко

ocean.alex@mail.ru
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Игнатенко Александр Владимирович, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов.

  • Захарова В.Т. Импрессионизм в русской прозе Серебряного века. Н. Новгород: НГПУ, 2012. 271 с.
  • Ким Рехо (Ким Ле Чун). Почему японцы любят Чехова? [Электронный ресурс]. URL: http://ricolor.org/rz/iaponia/jr/cu/3 (дата обращения: 06.09.2017).
  • Коренькова Т.В. Горе от ума магистра Коврина // Чеховские чтения в Ялте: Вып. 17. «90 лет со дня основания Дома-музея А.П. Чехова в Ялте». Сб. науч. тр. Симферополь: Дом-музей А.П. Чехова в Ялте, 2012. С. 66-74.
  • Коренькова Т.В. «Дом с мезонином»: к вопросу о хронотопе чеховской повести // Начало. Сб. работ молодых ученых. Вып. 4. М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН; Наследие, 1998. С. 128-138.
  • Коренькова Т.В. Коллизия «казалось - оказалось» и Weltempfindung. (К вопросу об импрессионизме Чехова) // Чеховские чтения в Ялте. Чехов на мировой сцене и в мировом кинематографе. Сб. науч. тр. Вып. 22. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. С. 67-81.
  • Коренькова Т.В. «Скрипка Ротшильда»: экзистенциальный абсурд // Чеховские чтения в Ялте. Чехов и мировая культура. 60 лет Чеховским чтениям в Ялте. Сб. науч. тр. Вып. 20. Ялта: Ультра-М, 2015. С. 58-68.
  • Коренькова Т.В. К вопросу о типологии чеховских конфликтов // Художественный конфликт в русской и зарубежной литературе. М.: РУДН, 2011. С. 252-266, 346-354. [Версия «Аккорды противоречий (К вопросу о типологии чеховских конфликтов)»]. URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=942&p=26177 (дата обращения: 06.09.2017).
  • Коренькова Т.В. Кружева «Невесты» // Чеховские чтения в Ялте. Мир Чехова: семья, общество, государство. Сб. науч. тр. Вып. 19. Симферополь: Максима, 2014. С. 194-203.
  • Лазарюс С. Переводы произведений Чехова во Франции (1960-1980) // Чехов и мировая литература: в 3 кн. (Лит. наследство; Т. 100). Кн. 1. М.: Наука, 1997. С. 7-26.
  • Сергеенко П.А. Толстой и его современники. Очерки. М.: Изд-во В.М. Саблина, 1911. 283 с.
  • Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти т. Письма: в 12-ти т. М.: Наука, 1974-1983.
  • Эббингауз Г. Основы психологии. СПб.: Типография «Общественная польза»: паровая типолитография Н.Л. Ныркина, 1912. 188 с.
  • Эббингауз Г. Очерк психологии. СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1911. 206 с.

Просмотры

Аннотация - 1294

PDF (Russian) - 322


© Коренькова Т.В., Игнатенко А.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.