Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития

Обложка

Аннотация


Настоящая статья посвящена особенностям формирования и функционирования виртуальных университетов, появляющихся в последние годы в разных странах мира. Описаны основные подходы к их созданию и финансированию. Отмечается, что наряду с государственными виртуальными университетами развиваются и частные университеты, в том числе корпоративные виртуальные университеты. Классифицированы основные модели виртуальных университетов, в числе которых модель консорциума, традиционная модель университета с электронным обучением по отдельным образовательным программам, модель образовательных организаций дистанционного обучения и собственно модель виртуального университета. Описаны успешные модели функционирования виртуальных университетов в Великобритании, США, Италии, Южной Корее, России и других странах. В распространенной модели консорциума образовательные организации совместно разрабатывают онлайн курсы, предоставляют доступ к репозиторию курсов для обучающихся этих вузов, а также обладают возможностью перезачета курсов студентам организаций, входящих в консорциум. Выделены основные факторы, влияющие на развитие виртуальных университетов. Наряду с успешными примерами реализации модели консорциума образовательных организаций в статье приведены отрицательные примеры функционирования таких объединений вузов. В заключение определены основные направления развития виртуальных университетов.


Вадим Валерьевич Гриншкун

Лицо (автор) для связи с редакцией.
vadim@grinshkun.ru
Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета

Гульнара Амангельдиновна Краснова

director_ido@mail.ru
Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Вернадского пр-т, 82/1, Москва, Россия, 119571

доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

  • Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Реморенко И.М. «Умная аудитория»: от интеграции технологий к интеграции принципов // Информатика и образование. 2013. № 10 (249). С. 3-8.
  • Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под ред. Б. Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
  • Постановление Правительства России от 18.04.2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы». URL: http://base.garant.ru/71380666/ (дата обращения: 10.09.2017).
  • Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Трансграничное образование // Платное образование. 2008. № 6. С. 36-38.
  • Bacsich P. Reviewing the Virtual Campus Phenomenon. The Rise of Large-Scale e-Learning Initiatives Worldwide // EuroPACE ivzw/2009.
  • Bates T. National strategies for e-learning in post-secondary education and training. UNESCO. International Institute for Educational Planning. 2001.
  • D’Antoni S. The virtual university: Models and messages. URL: www.unesco.org/iiep/ virtualuniversity/home.php (дата обращения: 08.10.2017).
  • Head K. Degree mills tarnish private higher education. World News. 2011. URL: www. universityworldnews.com/article.php?story=20111111214855627 (дата обращения: 17.10.2017).
  • Lehto T. Shared European Educational Services from the Perspective of Finland. MOOCs in Europe. EADTU. 2016.
  • Metaari’s Learning Technology Research Taxonomy, Research Methodology, Product Definitions, and Licensing Model. 2017. URL: http://www.metaari.com/assets/Metaari_Learning_Technology_Research_Taxonomy.pdf (дата обращения: 16.08.2017).
  • Limone P. EduOpen network in Italy// MOOCs in Europe. EADTU. 2016. URL: https://eadtu. eu/images/publicaties/MOOCs_in_Europe_November_2015.pdf, свободный. (дата обращения: 25.09.2017).
  • Richards G. A Guide to Virtual Universities for Policy-Makers. Commonwealth of Learning. 2015. URL: http://oasis.col.org/bitstream/handle/11599/1723/2015_Richards_VirtualUniversities-Policy-Makers.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 08.10.2017).

Просмотры

Аннотация - 318

PDF (Russian) - 106


© Гриншкун В.В., Краснова Г.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.