CLOUD-BASED INTERACTIVE EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX FOR THE COURSE “INFORMATICS” IN INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Abstract


This article concentrates on the basic materials of the educational and methodical complex of a modern format (cloud-based and interactive), used in the educational process of the course “Informatics”, which significantly expands the share of independent work of students according to the increased number of students’ practical work (laboratory work, educational projects, essays). This workshop focuses on mastering the methods of work with personal mobile and office computers, Office programs, Internet technologies by students and making students receive the competences to solve topical applied problems. Efficiency of students’ independent work is additionally ensured by educational and methodical tutorials (lecture notes and compilations of test tasks), excercises, models and examples of performing all tasks, developed by the authors of the article.

Уровень информационной культуры современного студента, его умение ис- пользовать информационные технологии на всех этапах обучения, его готовность учиться всю дальнейшую жизнь во многом определяется качеством учебного про- цесса по курсу «Информатика», которое напрямую зависит от уровня информа- ционной компетентности преподавателя и от учебно-методического обеспечения курса [1; 6].Ключевую роль в учебно-методических ресурсах вуза играют учебно-методи- ческие комплексы (УМК). Они представляют собой комплект документов и ма- териалов, определяющих уровень обеспеченности дисциплины учебной, мето- дической, справочно-библиографической и иной литературой, контрольно-из- мерительными материалами и другими информационными ресурсами, обеспечивающий эффективную работу преподавателя и студента в соответствии с требованиями ГОС ВПО и ОС РУДН. Под интерактивностью УМК понимает- ся возможность диалога студента с виртуальной средой обучения. Электронный текст УМК, насыщенный гиперссылками, становится основой для управления всем необходимым для конкретной дисциплины, учебным материалом. Он по- зволяет вызывать на странице электронного текста любые аудио и видео объекты, веб-сайты и документы. Такая интеграции электронных гипертекстов УМК с ви- зуальными интерактивными возможностями информационных технологий по- вышает педагогическую ценность учебных материалов в самостоятельной работе студента, делая их более наглядными и интересными в изучении. Важным ста-новится и способ доставки студенту учебных материалов через Интернет - с об- лака УМК, располагаемых, например, в среде телекоммуникационной учебно- информационной системы (ТУИС) (http://esystem.pfur.ru/). Это позволит препо- давателю дополнительно привлечь в учебный процесс электронные образовательные ресурсы и сервисы, страницы веб-сайтов, презентации, табли- цы, видеоролики, аудиозаписи и т.д.Отметим, что типовой УМК по курсу «Информатика» в первой версии раз- рабатывался для традиционного учебного портала университета, а во второй вер- сии разработка выполнена в ТУИС на платформе MOODLE [9; 10]. Она предна- значена для разработки и размещения учебных и методических материалов в Интернете и организации учебного процесса c использованием большинства со- временных образовательных технологий, включая интерактивное обучение, дис- танционное обучение и разнообразную самостоятельную работу студента. Сама ТУИС имеет все отличительные признаки облачного сервиса: 1) предоставление ИТ-ресурсов по запросу пользователя; 2) повсеместный и стандартный доступ к ИТ-ресурсам через Интернет; 3) масштабируемость; 4) биллинг (затраты соот- носятся с потребленными ресурсами). Размещение УМК в облаке (в ТУИС) со всеми учебными материалами делает их доступными и преподавателю (для их модернизации) и студенту (для самостоятельной работы с ними). Одновременно в УМК должна развиваться для использования студентом система сервисов, свя- занных с просмотром электронного журнала учебной группы, выходом в элек- тронные библиотеки, на образовательные порталы и в интернет-университеты массовых онлайн курсов. Такая информационная образовательная среда позволит студенту получать компетенции, предусмотренные в ФГОС, необходимые в про- фессиональной деятельности специалиста с высоким уровнем информационной активности.Актуальность создания УМК современного формата обусловлена следующими целями: 1) повышение качества преподавания курса «Информатика» бакалаврам на филологическом факультете и факультете гуманитарных и социальных наук РУДН; 2) стимулирование научно-методической работы преподавателей, разра- батывающих УМК нового формата, ориентированных на самостоятельное осво- ение студентами существенного по объему материала курса «Информатика»;3) информатизацией практической работы преподавателя вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ОС РУДН последнего поколения по современной организации учебного процесса в условиях широкого внедрения кредитно-мо- дульной системы обучения и балльно-рейтинговой системы оценки качества ос- воения студентами основных образовательных программ [2-4].Рассмотрим состав и методику применения конкретного УМК по курсу «Ин- форматика» в кредитной системе оценки знаний студентов университета. Мате- риалы этого УМК необходимы студенту для успешного освоения им базовых зна- ний современного компьютерно-грамотного человека. Большая часть этих ма- териалов в электронном виде представлена для студентов в Интернет на учебном портале РУДН (http://web-local.rudn.ru/) и на портале ТУИС. УМК должен пред- усматривать обоснованное снижение аудиторной работы преподавателя при од- новременном увеличении объема самостоятельной работы студентов.В настоящее время структурно УМК может состоять из четырех разделов. Пер- вый раздел содержит основные учебно-методические материалы дисциплины: программа учебного курса в соответствии с ФГОС и ОС РУДН; перечень основ- ной и дополнительной учебной литературы; учебное пособие; конспект электрон- ных лекций (презентаций), описание лабораторных работ; перечень информа- ционных технологий, используемых при осуществлении образовательного про- цесса по учебному курсу; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. Во втором раз- деле представлены материалы для самостоятельной работы студента: перечень домашних заданий; требования к написанию и перечень тем рефератов, учебных проектов; перечень информационных источников по изучению разделов курса; методические рекомендации для студента с указанием компетенций, получаемых в процессе самостоятельной работы; глоссарий основных терминов и понятий; сборник задач и упражнений; вопросы для самопроверки; задания для самосто- ятельной работы по темам. Третий раздел обычно содержит тестовые материалы для контроля знаний и компетенций студента: описание балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов; требования к содержанию и формам контроля на всех этапах учебного процесса (текущего, промежуточного и итогового); банк тестовых заданий по всем темам; описание показателей, кри- териев и шкалы оценивания компетенций. Четвертый раздел содержит электрон- ные образовательные ресурсы и веб-сервисы, которые сформированы как бес- платные в рамках национальных программ информатизации образования: от- дельные локально расположенные учебные материалы или ссылки на электронные образовательные ресурсы и образовательные порталы, на веб- ресурсы, на электронный журнал, дистанционные курсы, веб-сайты студенческих олимпиад и т.д.Авторами представлен типовой вариант УМК, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций по информатике и информационным техноло- гиям, зафиксированным в ФГОС ВПО и ОС РУДН последнего поколения. Дис- циплина «Лингвистика» и ее параметры (количество кредитов, объем самостоя- тельной работы и т.д.) используется в тексте данного УМК в качестве примера [6; 7]. Главными компонентами УМК являются: 1) аннотация учебной дисциплины;2) компетенции обучающегося по результатам изучения дисциплины; 3) условия и критерии выставления оценок; 4) учебная программа; 5) лабораторный прак- тикум; 6) учебные проекты; 7) тематика рефератов и требования к их оформлению;компьютерный тест «Информационные технологии» (входной контроль);компьютерный тест «Информатика, персональный компьютер и электронный офис» (1-я рубежная аттестация); 10) компьютерный тест «Интернет-технологии» (2-я рубежная аттестация); 11) компьютерный тест «Информатика для лингвиста» (итоговый тест по дисциплине); 12) глоссарий «Информационные технологии»;страница дисциплины и средства методической поддержки преподавания в Интернете (на учебном портале и в ТУИС); 14) литература.Аннотация учебной дисциплины содержит цели, задачи и краткое содержание дисциплины. Целями освоения дисциплины является: изучение студентом на- учных основ информатики, ознакомление с современными информационнымитехнологиями, приобретение навыков применять полученные знания для реше- ния прикладных задач в информационном обществе (формирование информа- ционной культуры студента). Основными задачами освоения дисциплины явля- ются: 1) упорядочение знаний студента о сущности и значении информации в развитии общества, об информационных технологиях, о современных персональ- ных компьютерах, их классификации и архитектуре построения, принципах ра- боты, их общесистемном и прикладном программном обеспечении; 2) развитие у студента практических навыков по работе на персональном компьютере, ис- пользованию технологии подготовки электронных документов, выполнению рас- четов и построению графиков в электронных таблицах, обработке информации в базах данных, презентации информации, методам поиска и машинного пере- вода информации в Интернете, обеспечению информационной безопасности, использованию методов и средств компьютерной, корпусной и количественной лингвистики при решении прикладных задач.Краткое содержание дисциплиныРаздел 1. Основы информатики и персональный компьютер. Цель, задачи, место и содержание дисциплины «Информатика». Основные концепции информаци- онного общества. Понятие информации. Методы обработки информации. Клас- сификация и структура ИВС и АРМ. Архитектура и ТО ПК. Методика выбора офисного и мобильного компьютера. Влияние компьютера на здоровье пользо- вателя. Программное обеспечение ПК. Операционные системы. Пакеты при- кладных программ. Архиваторы. Антивирусные пакеты. ЛВС ПК. Способы под- ключения компьютера к Интернет. Раздел 2. Электронный офис. Состав офисных пакетов. Электронный офис и облачные технологии работы с текстом, электрон- ными таблицами и презентациями. Текстовый редактор Word (ввод, редактиро- вание и форматирование текстов, работа с таблицами и списками, гиперссылки и навигация, средства автоматизации). Программа Excel (электронная таблица, формулы и функции, работа с диаграммами, условное форматирование). СУБД Access (работа с базами данных, формы и запросы). Пакет PowerPoint (назначение, основные режимы работы). Раздел 3. Интернет-технологии. Интернет-архитек- тура и современные облачные технологии и сервисы. Социальные сети и про- блемы Интернет. Технологии и инструменты разработки веб-сайтов. Электронная почта и передача файлов в Интернет. Поисковые системы в Интернет (язык за- просов поисковых систем). Информационная безопасность (компьютерные ви- русы и методы защиты от них, хакеры и инсайдеры, системы и политика инфор- мационной безопасности). Раздел 4. Компьютерные технологии в лингвистике. Компьютерная лингвистика. Компьютерная лексикография. Компьютерная тек- стология. Корпусная лингвистика. Национальный корпус русского языка. Ма- шинный перевод информации. Мобильный онлайн перевод. Перевод веб-сайтов.У студента филологического факультета и факультета гуманитарных и соци- альных наук (включая направление «Лингвистика») должны быть сформированы следующие типовые компетенции:общекультурные: 1) осознание сущности и значения информации в раз- витии современного информационного общества, 2) понимание социальнойзначимости Интернета, его влияния на науку, образование и культуру, 3) владение компьютерной грамотностью и информационной культурой;инструментальные: 1) умение работать на мобильных и офисных персо- нальных компьютерах в локальных и глобальных компьютерных сетях, 2) владе- ние навыками работы с офисными программами, обеспечивающими подготовку документов, работу с электронными таблицами, управление базами данных и подготовку презентаций, 3) владение основными технологиями Интернета, зна- ние его информационных ресурсов, умение найти нужную информацию и сделать ее машинный перевод;общие профессиональные: 1) умение применять информационные техно- логии для решения прикладных задач и приобретения новых знаний, 2) свобод- ная ориентация в Интернете и использование его возможностей для решения прикладных задач, 3) умение обеспечить информационную безопасность на сво- ем персональном компьютере.Организационно-методическое построение курсаВ курсе рассматриваются следующие четыре группы вопросов: 1) информати- ка, техническое и программное обеспечение офисных и мобильных персональных компьютеров; 2) электронный офис; 3) интернет-технологии; 4) компьютерные технологии в лингвистике.Лекции в современном УМК должны стать электронными, т.е. содержать на- бор учебных материалов в электронном виде, включающий текст лекций, кон- трольные вопросы, демонстрационный материал, дополнительные сведения по теме лекций, оформленные в виде презентаций, гипертекста и файлов на ком- пьютере. При составлении текста электронной лекции необходимо соблюдать те же основные требования, что и при работе над «бумажными» лекциями: четкий план лекций; логически правильное построение лекционного материала; доступ- ность текста лекции для понимания студентами; графическое выделение основ- ных положений лекции, определений и т.д. Электронные лекции имеют свои особенности, отличающие их от «бумажных»: широкое использование презента- ций и мультимедийных технологий в компьютерных классах с проекционной техникой; модульная система построения материала; развитая гипертекстовая структура и удобная навигация (гиперссылки) по презентации; четкое структу- рированное содержание с выделением ключевых фраз, определений, наиболее важного материала лекции; соблюдение общепринятых правил оформления слай- дов и т.д. Актуальной стала задача для преподавателя разработать типовые вари- анты электронных лекций, которые будут более эффективными для работы сту- дента в аудитории и для его самостоятельной работы.В учебно-методическом пособии [7] авторами представлен вариант разрабо- танных электронных лекций на примере контента и слайдов презентаций курса«Информатика для филолога». Все электронные лекции построены по единому плану и помимо теоретического материала содержат термины и определения, а также типовые тестовые задания. Дополнительно представлена консультация для студента по теме «Практикум и самостоятельная работа». Она содержит рекомен- дации, исключающие нарушение студентом авторских прав (в практикуме подплагиатом понимается публикация (предании гласности) под своим именем чу- жой информации со страниц веб-сайтов без указания адреса (гиперссылки) ис- точника заимствования, а под компьютерным пиратством - использование фай- лов аудио или видео, охраняемых авторским правом, без разрешения их авторов или правообладателей). Освоение студентом практикума является необходимым условием его готовности решать научные и практические задачи при дальнейшем обучении, используя персональный компьютер как мощный инструмент.Самостоятельная работа студента по темам курса завершается представле- нием материалов лабораторного практикума, двух учебных проектов и реферата.Лабораторный практикум под названием «АРМ и веб-сайт специалиста в сфе- ре “Лингвистика”», включает в себя практические задания по 16 лабораторным работам. Они выполняются лично каждым студентом непосредственно на офис- ных персональных или мобильных компьютерах с доступом в Интернет (в рамках самостоятельной работы дома, в общежитии, в компьютерных классах). Отчеты по лабораторным работам оформляются в виде гипертекста (локальный сайт). Срок сдачи отдельных лабораторных работ - еженедельно в компьютерном клас- се. Завершение на 16-й неделе семестра.Учебный проект № 1 под названием «Разработка мобильного АРМ» (1) ориен- тирован на решение следующих задач: 1) разработать мобильное автоматизиро- ванное рабочее место для решения конкретных прикладных задач в сфере «Ком- пьютерная лингвистика», для этого нужно выбрать планшет или ноутбук, смарт- фон и прикладное программное обеспечение, оформить результат выбора в виде презентации; 2) разработать личное резюме и оформить его «по стандартам» в Word; 3) разработать бизнес-план (оформить его в виде презентации по выдан- ному шаблону); 4) представить презентацию выбранного Вами учебного курса в ИНТУИТ (или на Coursera); 5) разработать в виде презентации расписание на год посещений конференций и выставок в сфере «Компьютерная лингвистика». От- чет оформляется по выданному шаблону в виде простейшего локального сайта с набором всех необходимых веб-страниц, содержащих комплект информационных материалов.Учебный проект № 2 под названием «Разработка локального сайта» ориенти- рован на разработку: 1) дизайна (шрифт, цвет, главы-разделы) для шаблона сай- та; 2) сервисов на локальном сайте (бегущая строка, информеры, гиперссылки, закладки и т.д.); 3) бизнес-плана разработки сайта на бесплатном хостинге (Google, Wix, Wordpress, Drupal); 4) технологии проектирования веб-сайта (с анкетой-опро- сом); 5) реального проекта «Сайт в Интернете» (сайт на Google, или Wix, или в социальных сетях…). Отчет оформляется по выданному шаблону в виде простей- шего локального сайта с набором всех необходимых веб-страниц, содержащих комплект информационных материалов.Оценка учебных достижений студентов. Две рубежные аттестации проводятся на 9-й и 18-й неделе семестра по темам пройденного материала. Аттестационное испытание по курсу (компьютерный тест по теории всего курса) проводится на 19-й неделе семестра и оценивается от 0 до 25 баллов (за правильное решение от 0 до 100% заданий теста). Тест по курсу «Информатика» имеет следующую струк- туру: 1) информатика и персональный компьютер (задания 1-25); 2) офисныетехнологии (задания 26-50); 3) интернет-технологии, облачные технологии и информационная безопасность (задания 51-75); 4) прикладные задачи компью- терной лингвистики (76-100).Баллы и оценки. Баллы, набранные студентом по конкретному курсу, указаны ниже по 100-балльной шкале. Посещаемость занятий оценивается в 15 баллов (по 1 баллу за посещение каждого занятия с 1-й по 15-ю недели семестра). Для дистанционного режима предусмотрены дополнительные задания по темам про- пущенных занятий. Практикум (лабораторные работы оцениваются по 1 баллу за каждую работу, всего 16 баллов. Реферат проверяется в системе «Антиплагиат» и оценивается от 0 до 4 баллов. Учебный проект 1 после защиты оценивается от 0 до 10 баллов. Учебный проект 2 после защиты оценивается от 0 до 10 баллов). Крайний срок сдачи практикума - 16-я неделя семестра. Первая рубежная атте- стация проводится на 9-й неделе семестра и оценивается от 0 до 10 баллов. Вторая рубежная аттестация проводится на 18-й неделе семестра и оценивается от 0 до 10 баллов. Аттестационное испытание по курсу проводятся на 19-й неделе семе- стра и оценивается от 0 до 25 баллов. На каждой из этих аттестаций баллы на- числяются за правильное решение от 0 до 100% заданий компьютерного теста.ВыводыРазработаны «типовые» общекультурные, инструментальные и общие про- фессиональные компетенции. Они определяют структуру и состав современного УМК, а также дают «типовое решение» по содержанию и логике дисциплины«Информатика» для формирования профессиональных компетенций для боль- шинства гуманитарных направлений бакалавриата на Филологическом факуль- тете и факультете Гуманитарных и социальных наук РУДН в соответствии с ФГОС ВПО и ОС РУДН.Разработано и апробировано более 1000 тестовых заданий, включенных в фонд оценочных средств разработанного УМК [5; 8].Разработана структура и подготовлено описание практикума, состоящего из трех частей: комплекс лабораторных работ, два учебных интегрирующих проекта и реферат. Применяемые учебные интегрирующих проекты обеспечивают вы- полнение требований образовательных стандартов нового поколения проводить значительную часть учебных занятий со студентами, используя интерактивные формы обучения. Практикум в целом существенно влияет на организацию успеш- ной самостоятельной работы студента.Разработаны средства информатизации практической работы преподавателя вуза с УМК современного формата в рамках кредитно-модульной системы обу- чения (комплексная технология компьютерного тестирования, страница под- держки дисциплины на учебном портале, вариант электронного журнала в виде электронных таблиц).ПРИМЕЧАНИЕПредставлен базовый вариант двух учебных проектов (в рамках интерактивных занятий).

I N Kurinin

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

V E Marfina

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

V I Nardyuzhev

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

I V Nardyuzhev

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 1688

PDF (Russian) - 292


Copyright (c) 2016 Куринин И.Н., Марфина В.Е., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.