APPLIED BACCALAUREATE AS THE MAIN MECHANISM OF THE HIGHER EDUCATION PROFESSIONALISATION

Abstract


The article reviews the main conceptual and legal provisions and organizational activities carried out in the education system of the Russian Federation in order to introduce the new educational programs of applied bachelor degree. The problem of effective professionalization of higher education is extremely relevant due to the serious problems that Russian higher education currently faces. One of such problems is the lack of practical suitability of Bachelor graduates to the conditions and requirements of the actual labor. Responding to this problem, in Russia, as in most developed countries, there is a way to improve the professionalisation in the first stage of higher education - to divide the educational program of Bachelor into “academic” or “general” and “applied” or “professional”. The same issue is relevant to the different qualifications and assigns.The review of the experience of educational reforms in the leading European countries, where during the last 15-20 years some large-scale reforms with a view to the professionalization of higher education were carried out. It is important, that the essence of these reforms underlined the general problem of rapid modernization of vocational training structure and content of educational programs in accordance with labor market demands and socially important requests of individual regions and the country in common. The analysis of the success of the reforms carried out in different countries, shows that it is common for all to establish a close relationship of employers and educational institutions at a sufficiently broad autonomy to the last, in cooperation with the state regulation of educational activities.This organic combination of theoretical and practical components of the secondary and higher vocational education programs of applied bachelor degree programs is to become the basis of the formation process of a new professional category, mostly demanded by the labor market.

Одним из нововведений последних лет, вызвавшим весьма широкий резонанс в академических кругах, среди предпринимателей и в обществе, стало создание прикладного бакалавриата - инновационной для России и в то же время весьма привычной для западного мира комбинации академического и прикладного об- разования. Одной из целей создания прикладного бакалавриата является стрем- ление поднять статус неуниверситетского образования, приравняв к высшему образованию некоторые специальности техникумов и колледжей, соответствую- щие инновационному развитию страны.Утвержденный в 2013 г. Министерством образования и науки РФ Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата для многих на- правлений подготовки наряду с обычными программами, ведущими к получению квалификации «академический бакалавр», предлагает практико-ориентирован-ные программы, завершающиеся присвоением квалификации «прикладной ба- калавр». Характерно, что если для укрупненной группы направлений подготовки«Компьютерные и информационные науки» предусматривается только «акаде- мический» вариант программ, то для всех четырех направлений, объединенных в группу «Информатика и вычислительная техника», наряду с «академическими» предлагаются программы прикладного бакалавриата.Успешный опыт формирования эффективной системы профессионального образования в различных странах мира свидетельствует, что решение проблем, связанных с меняющимся спросом на кадры специалистов разного уровня, воз- можно при условии придания большей гибкости организационно-содержатель- ным аспектам процесса подготовки специалистов и при обеспечении эффектив- ного взаимодействия всех участников данного процесса. Мировой опыт свиде- тельствует также, что на современном этапе динамичного развития интеграции высшего образования, науки и производства особое значение придается профес- сионализации первой ступени высшего образования - прикладному бакалаври- ату, выпускники которого на сегодняшний формируют основную производитель- ную силу современной экономики.Актуальность задачи эффективной профессионализации высшего образования обусловлена серьезными вызовами, с которыми сталкиваются все социально- экономические сферы в России и в особенности сфера профессионального об- разования:незавершенностью формирования механизмов инновационного развития общества и экономики России;снижением практической ориентированности выпускников бакалавриата при повсеместном переходе к уровневой системе образования;резким увеличением затрат и потерь на всех уровнях, связанных с депро- фессионализацией и необходимостью доучивания и переподготовки выпускников;замедленным введением в вузах образовательных программ, соответству- ющих запросам рынка, профессиональным стандартам и личным устремлениям выпускников;необходимостью сокращения сроков адаптации молодых специалистов к требованиям профессиональной деятельности;необходимостью предотвращения безработицы молодых выпускников.В практике российской высшей школы понятие прикладного бакалавриата впервые было представлено в Концепции долгосрочного социально-экономиче- ского развития Российской Федерации на период до 2020 года [3] в качестве од- ного из способов повышения доступности качественного образования, соответ- ствующего требованиям инновационного развития экономики России и совре- менным потребностям общества.19 августа 2009 г. вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О прове- дении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального об- разования» [2], назначение которого в первую очередь направлено на приведение содержания и структуры подготовки квалифицированных кадров в соответствие с потребностями рынка труда. Утвержденное данным Постановлением Положе-ние о проведении в 2009-2014 гг. соответствующего эксперимента фиксировало его ключевую цель - формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных произ- водственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечи- вающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.Согласно Положению, вновь создаваемая квалификация должна быть резуль- татом интеграции образовательных программ высшего образования (ВО) и про- грамм среднего профессионального образования (СПО), что предусматривает сочетание серьезной теоретической подготовки и получение реальных практи- ческих навыков для естественного включения в непосредственную работу на про- изводстве. В соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ, не менее 50 % трудоемкости образовательной программы прикладного ба- калавриата должны составлять практические занятия и практики, что по сравне- нию с учебными планами академических бакалавров является значительно более серьезной подготовкой к адаптации на рынке труда. Ключевым моментов усиле- ния практической ориентации подготовки становится обязательное прохождение студентами практики на конкретных предприятиях отдельных отраслей, поэтому при составлении и реализации образовательных программ прикладного бакалав- риата не просто учитываются, но во главу угла ставятся пожелания потенциаль- ных работодателей.Необходимо иметь в виду, что в ФЗ-273 «Об образовании в РФ» на данный момент отсутствует упоминание прикладного бакалавриата [4]. По этой причине особое внимание должно уделяться положениям и понятиям, сформулированным в ГПРО «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [1]. Можно выделить следующие основополагающие концептуальные задачи, сформулированные в этом докумен- те: «программы прикладного бакалавриата должны обеспечить получение при- кладных квалификаций»; «к 2018 году доля прикладных бакалавров должна со- ставить не менее 30 процентов в общей численности обучающихся в образова- тельных учреждениях по программам высшего профессионального образования».Организационно-содержательная база прикладного бакалавриата в России пока еще не является окончательно проработанной и стабильной, что позволяет рассматривать различные возможные способы ее дальнейшего совершенствова- ния, в том числе разработанные на основе изучения опыта внедрения программ прикладного бакалавриата в системах образования ведущих развитых стран.Профессиональное образование всегда являлось одной из ключевых состав- ляющих систем образования развитых стран мира, поскольку именно оно пред- ставляет собой главный механизм технологического и экономического развития любой страны. На формирование системы профессионального образования Рос- сийской Федерации влияли не только исторические предпосылки, но и ряд гео- политических и социальных особенностей, таких как федеративное устройство и неравномерное развитие различных регионов страны, влияние регионального и глобального взаимодействия с окружающим миром, развитие отечественной и мировой науки, постепенное открытие новых перспектив и возможностей для внутренней и внешней мобильности населения.В настоящее время, следуя современным тенденциям и требованиям глобаль- ного рынка труда, система образования Российской Федерации продолжает стре- мительно преобразовываться, комбинируя в себе устоявшиеся и ставшие тради- ционными принципы профессиональной подготовки с современными и нети- пичными подходами.Преобразования в системе профессионального образования являются одной из наиболее часто обсуждаемых проблем в кругу экспертов в области образования и широкой общественности, поэтому необходимо уделять особое внимание каж- дому отдельному аспекту и каждой новации. В этой связи становится актуальным подробное исследование деталей и этапов реформирования системы.Успешное участие России в процессах формирования глобального простран- ства высшего образования и мирового рынка образовательных услуг требует по- стоянного анализа международных тенденций развития высшего образования с целью возможного учета достижений зарубежных стран в собственной образова- тельной политике и практике. Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу стало своеобразной вехой развития системы образования страны. Со- ответствующие мероприятия, необходимые для успешной интеграции РФ в меж- дународное образовательное пространство осуществлялись постепенно и с учетом особенностей традиционной отечественной системы образования. Выявилось, что условия успешной интеграции в общеевропейское пространство высшего образования не ограничиваются реформированием первой ступени высшего об- разования, а непосредственно затрагивают практически все уровни - в частности возникла необходимость пересмотра организационных и содержательных прин- ципов начального и среднего профессионального, а также послевузовского об- разования.Повсеместное принятие Концепции образования на протяжении жизни, со- держательные и организационные рамки которой постоянно расширяются и рас- ширяются в настоящее время на все уровни образования, выводит на первый план проблематику прикладной составляющей высшего образования. Вместе с тем вызывает озабоченность тот факт, что квалификационные уровни бакалавра и магистра и соответствующие им образовательные программы во многом пока еще не согласуются с существующей в РФ структурой специальностей и квали- фикаций, задействованных в реальной экономике.Осознание необходимости более гибкой и органичной интеграции академи- ческого и профессионального образования, сокращения сроков выхода выпуск- ников на рынок труда и более эффективного взаимодействия образовательных организаций и работодателей привело к формированию и развитию такой новой формы образовательной программы как прикладной бакалавриат.Наиболее важной вехой на первом этапе создания прикладного бакалавриата в стране стало опубликованное 19 августа 2009 г. Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего про- фессионального образования» [2], назначение которого направлено на выявление механизмов, способствующих приведению содержания и структуры подготовки квалифицированных кадров в соответствие с потребностями рынка труда. Участ-ники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, орга- низованного Минобрнауки России в 2010 г. В эксперименте принимали участие 37 вузов и 65 ссузов из 47 субъектов Российской Федерации.Анализ итогов проведенного в России эксперимента по созданию программ прикладного бакалавриата подтвердил актуальность и необходимость этого шага. Наряду с очевидными положительными перспективами нововведения были вы- явлены основные трудности его практической реализации, обусловленные сла- бостью или отсутствием надлежащих баз практической подготовки студентов. Очень важно, что итоги эксперимента по реализации программ прикладного ба- калавриата продемонстрировали не только перспективность и привлекательность этого замысла, но также готовность российских вузов и ссузов осуществлять ин- новационные проекты, реализация которых создает предпосылки для развития системы профессиональной подготовки в России и содействует совершенство- ванию кадрового потенциала страны.Повсеместное введение прикладного бакалавриата является одним из приори- тетов образовательной политики государства. В процессе его дальнейшего про- движения наряду с преимуществами будут проявляться также и новые, еще не установленные трудности и возможные негативные последствия. Из этого сле- дует, что весь процесс массового внедрения прикладного бакалавриата должен подвергаться непрерывному и всестороннему мониторингу как со стороны Ми- нобрнауки, так и со стороны независимого экспертного сообщества. При этом важно соотносить основные элементы этого процесса с аналогичными процес- сами, осуществляемыми в ведущих развитых странах, критически оценивая за- рубежный опыт и возможности его применения в соответствии с интересами на- ционального развития.В поиске наиболее рациональных и эффективных механизмов развития при- кладного образования большой интерес представляет опыт некоторых ведущих стран европейского региона, системы образования которых основаны на схожих с российскими ценностях и принципах и где исторические предпосылки форми- рования систем образования имеют во многом общие истоки с российской си- стемой. Именно европейский регион является для российской системы образо- вания в последние десятилетия основным источником идей модернизации и со- вершенствования высшего образования. Формально завершившаяся в 2010 г. первая фаза Болонского процесса утверждает формирование в Европе единого образовательного пространства, которое характеризуется большим количеством общих принципов, целей и направлений развития. При этом каждая отдельная страна обладает характерными особенностями, которые должны учитываться в интересах обеспечения успешного хода осуществляемых преобразований. Реа- лизация положений Болонского процесса, затрагивающего сферу высшего об- разования и и происходящего параллельно с ним Брюгге-Копенгагенского про- цесса, ориентированного преимущественно на сферу профессиональной под- готовки, предусматривают развитие профессионального образования и обучения с учетом быстро меняющихся требований рынка труда.Рассмотрение опыта образовательных реформ в ведущих европейских странах, в частности, в Германии, Франции и Финляндии, где в последние 15-20 лет былипроведены масштабные преобразования с целью профессионализации высшего образования, свидетельствует, что во главу угла этих реформ ставилась общая за- дача быстрой модернизации профессионально-квалификационных структур и содержания образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и социально-значимых запросов отдельных регионов и страны в целом. Общим условием успеха реформ, проводившихся в разных странах, является уста- новление тесной взаимосвязи работодателей и образовательных организаций при достаточно широкой автономии последних во взаимодействии с органами госу- дарственного регулирования образовательной деятельности. Важное значение имеет также формирование заинтересованного отношения широкой обществен- ности к новациям, осуществляемым в ходе реформ систем образования в евро- пейских странах, в особенности к введению новых образовательных программ профессиональной направленности, реализация которых открывает новые воз- можности для трудоустройства выпускников.Современные глобальные инновационные процессы диктуют новые вызовы подтвердившей на протяжении десятилетий свою эффективность традиционной отечественной системе образования, достижения которой сохранились и про- являются в практической деятельности наиболее уважаемых вузовских коллек- тивов,В современных условиях все более широкая аудитория выпускников осознан- но связывает возможность осуществления своих личностных и карьерных устрем- лений с необходимостью реализации полученных в вузе компетенций через ры- нок труда в как можно более короткие сроки после выпуска. Поэтому студенты все чаще обращаются к поиску новых способов обретения знаний и навыков, связей и прямых контактов с рынком труда.В большинстве случаев подобные дополнительные механизмы «актуализации» получаемой в вузе квалификации и содействия будущему трудоустройству пред- ставлены преимущественно предпринимательскими или молодежными кругами и именно они представляют собой наиболее гибкий и быстродействующий ин- струмент профессионализации молодежи.Важное значение наряду с совершенствованием формальных механизмов об- разования имеет поддержка и поощрение со стороны органов управления обра- зованием таких способов неформального обучения, как оплачиваемые и неопла- чиваемые краткосрочные практики на предприятиях, мастер-классы и конкурс- ные мероприятия действующих коммерческих и некоммерческих организаций, волонтерские движения и прочие начинания, не связанные с занятиями, стан- дартно входящими в учебный план студентов, поскольку именно они формируют социально-значимые компетенции молодых специалистов и тем самым способ- ствуют развитию инновационного потенциала страны.Подобное поощрение может, к примеру, заключаться в поддержке образова- тельными организациями более тесного взаимодействия с молодыми экспертами в сфере образования, которые способны разработать рекомендации по модифи- кации учебных планов, создавая условия для максимально гибкого и многосто- роннего образования и самообразования студентов. Не менее важным способом поддержки таких механизмов является активная работа государственных органовс организациями и предпринимателями, которые обладают значительными ре- сурсами для профессиональной подготовки специалистов непосредственно как для себя, так и в интересах всего общества.

G F Tkach

Peoples’ friendship university of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

M Bespamiatnova

Peoples’ friendship university of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 1344

PDF (Russian) - 156


Copyright (c) 2016 Ткач Г.Ф., Беспамятнова М.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.