GERMANY AS A LOCOMOTIVE OF THE EUROPEAN INTEGRATION

Abstract


The article aims to explore the role of Germany in the European integration process. The author analyzes the country’s contribution to the revenues and expenditures of the European Union budget, as well as the operating budget balances of the participating countries, and concludes the leading position of Germany in the EU regional policy. The author points out the prevailing share of European partners in the structure of German exports and imports, and therefore emphasizes a high dependence of Germany on a close cooperation with the EU-countries. The article examines the Germany’s position on the enlargement of the Union on the example of the eastern enlargement in 2004. As a determining factor for Germany serves the single market of the integration community and a lower rate of euro compared to the expensive Deutsche mark. Taking into consideration all the advantages and disadvantages for Germany, the author comes to the conclusion of a profitable position for Germany in the EU, so that all the costs of maintaining the integration grouping the country is capable to bear.

Спустя четверть века с момента падения берлинской стены Германия стала безоговорочным центром континента как в экономическом, так и в политическом контексте. Сегодня Германия прочно стоит во главе Европейского союза, являясь Chief Facilitating Officer, как определил германский министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер [1]. Однако в последнее время роль Германии в Европе все чаще подвергается противоречивым оценкам: одни считают, что Германия вы- игрывает от присутствия в ЕС [2], другие полагают, что ФРГ фактически «тянет» на себе Европейский союз [3]. Рассмотрим, какие экономические выгоды имеет ФРГ и каковы издержки от участия в интеграции для ФРГ, оценим их совокупный экономический эффект.Место ФРГ в региональной политике ЕСЗа весь период реализации региональной политики Европейского союза Гер- мания не только стояла у истоков ее формирования, но и активно принимала в ней участие. Говоря о региональной политике ЕС, нельзя не затронуть бюджетные отношения, поскольку это затрагивает их напрямую. Годовой бюджет Европей- ского союза за 2015 г. составил почти 145,3 млрд евро. Рассмотрим структуру до- ходов и расходов Европейского союза и какую роль играет в них ФРГ (таблица).Анализ бюджета Европейского союза показал, что Германия безусловно явля- ется основным вкладчиком в европейскую казну и получает при этом несравни- мо меньшие денежные трансферты из бюджета. Данный факт свидетельствует о том, что ФРГ является основным донором европейской экономики. Возникает вполне обоснованный вопрос: зачем все это нужно самой Германии?29Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3Германия в структуре доходов и расходов ЕСТаблицаИсточники формирования доходов ЕСНаправления расходов ЕСПроцентная доля ВНД уплачивается каждой стра- ной ЕС (около 0,7%). Процентная доля от ВНД фор- мирует около 69% совокупного дохода ЕС. Доля Германии в формировании взносов от стран- участниц составляет 22%, что является абсолют- ным и процентным большинством среди стран ЕС. Таким образом, являясь крупнейшим вкладчиком, Германия официально закрепляет за собой статус главного интегратора.Процентная доля от доходов стран от НДС (около 0,3%) составляет 12% от совокупного дохода ЕС. Одна пятая часть (21%) всех доходов ЕС от НДС формируется за счет усилий ФРГ, что вполне объ- ясняет ее сильную экспортную направленность. Являясь ведущим экспортером Европы, Германия просто не оставляет шансов другим странам ЕС превысить эту долю, за исключением Великобри- тании. И хотя в абсолютном выражении Велико- британия опережает ФРГ всего на 64,3 млн евро, следует отметить, что НДС в Великобритании выше, чем в Германии (20 и 19% соответственно), что создает для ФРГ некоторое преимущество. В данном контексте ФРГ выигрывает на фоне многих других стран ЕС, поскольку НДС у них значительно выше: 27% у Венгрии, 25% у Швеции, у Польши - 23%, у Бельгии, Италии, Нидерландов и Испании - 21%, во Франции - 19,6%.Доход от импортных пошлин (традиционные бюд- жетные ресурсы). Данная доходная статья форми- рует чуть более 11% совокупного дохода ЕС, и пя- тая часть всех пошлин приходится на Германию, что объясняет высокий торговый оборот страны как внутри ЕС, так и за его пределами.Другие источники дохода: почти 8% от совокупно- го дохода ЕСУстойчивый рост. Развитие конкуренции для эко- номического роста и занятости: на данную цель уходит 9% от средств бюджета ЕС, и Германия тра- тит от этой суммы 12%, однако Франция опережа- ет - более 18%. Экономическое, социальное и территориальное сплочение - 35,6% средств бюд- жета, среди которых на долю Германии приходится только 6,5% от средств, отведенных на данную статью расходов. Ряд стран превосходят ФРГ в тратах по данному разделу, а именно: Греция, Ис- пания, Италия, Венгрия, Польша и Румыния;Управление природными ресурсами: 42,5% средств бюджета ЕС. Из данного пула расходов доля ФРГ составляет чуть более 11%, однако и в этом разделе Испания и Франция опережают Гер- манию по данным расходам.Безопасность, гражданственность, свобода, пра- восудие: составляют 1,3% расходов из бюджета, от которых Германия получает значительно меньше остальных членов ЕС: только 6% от суммы, выде- ляемой на данную цель.Действия ЕС на международной арене: по данному разделу ФРГ средств не расходует. Большая часть средств по данному разделу распределяется меж- ду Хорватией и Румынией.Администрирование: составляет 5,8% средств бюджета, где ФРГ расходует менее 3% от данного объема средств. Для сравнения: в Люксембурге данная доля составляет 18%.Компенсации: временные выплаты, предназначен- ные для Хорватии, присоединившейся к ЕС в июле 2013 (0,1% средств бюджета)Источник: составлено и рассчитано автором на основе [4].Первым и основным фактором для ФРГ является единый рынок интеграци- онного сообщества. Свобода перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капи- тала позволила германским продуктам быстро и свободно перемещаться на тер- ритории Европейского союза. Полагаем, что германская экономика не была бы столь успешна в отсутствие доступа к единому рынку на территории 28 государств, поскольку на территории Евросоюза Германия сбывает более половины своей продукции.Германии также удается извлекать выгоду из более низкого курса евро в срав- нении с дорогой немецкой маркой, поскольку германские товары стали более конкурентоспособными. Здесь кризисное состояние стран Южной Европы игра- ет Германии на руку, поскольку в значительной степени ослабляет курс евро.На основе данных о взносе каждой страны в бюджет ЕС и обратном финан- сировании данных стран из общесоюзного бюджета рассчитывается операцион- ный бюджетный баланс. Важно подчеркнуть, что данный расчет показывает опре-30Жарикова М.В. Германия как локомотив европейской интеграцииделенные финансовые затраты и выгоды, получаемые от участия в ЕС каждым государством-членом, однако не позволяет отразить всех реальных выгод от уча- стия в ЕС, таких как единый рынок и экономическая интеграция, не говоря уже о политической стабильности и безопасности [5]. Можно выделить три зоны:страны-доноры или «Старая Европа»: Германия, Франция, Нидерланды, Италия, Автрия;страны-реципиенты (получатели): Испания, Португалия, Греция, Ирландия;«Новая Европа»: страны Центральной и Восточной Европы, являющиеся основными конкурентами стран-реципиентов.Германия является основным вкладчиком в региональную политику ЕС.Позиция ФРГ по вопросам расширения ЕС за счет стран Центральной и Восточной Европы и постсоветских государствВ 2004 году к Союзу присоединилось сразу 10 государств Центральной и Вос- точной Европы, 8 из которых являлись постсоциалистическими государствами, чье присутствие развернуло ход экономического развития интеграционной груп- пировки на новый этап, характеризующийся объединением западной и восточной Европы. Данное расширение характеризуется не только своей массовостью, но прежде всего разноуровневым экономическим и политическим развитием всту- пающих государств.Стремление стран-кандидатов как можно скорее присоединиться к ЕС было обусловлено желанием обеспечить себе безопасное положение, избегая роли смеж- ных между Западом и Востоком государств. Опасность быть исключенными из западноевропейского интеграционного сообщества также стимулировала их к более решительным действиям. С экономической точки зрения вхождение в ев- ропейскую структуру гарантировало рост уровня благосостояния стран ЦВЕ. Так- же страны рассчитывали на получение финансовой помощи от ЕС на осущест- вление преобразовательных реформ с целью реструктуризации планово-админи- стративной модели в рыночный механизм.Если все расширения до 2004 г. в той или иной степени имеют сходства (от- носительное схожее увеличение территории, численности населения), то пока- затели уровня ВВП различаются существенным образом. ВВП на душу населения сократился на 16%, а средний показатель по ЕС упал до 75% от момента учреж- дения ЕС в 1957 г. [6].Жизненный цикл Европейского союза можно сопоставить с жизненным ци- клом товара, у которого, согласно теории Р. Вернона, существуют следующие стадии жизни: зарождение (внедрение) - рост - зрелость - упадок [12]. Судя по всему, первые три стадии ЕС уже прошел и можно в некоторой степени кон- статировать вступление в последнюю.Жизненные циклы ЕС обратно пропорциональны его размерам, а именно: чем больше новых участников ЕС принимает в свои ряды, тем хуже становится его экономическое положение в целом ввиду того, что в него вступают все более слабые в экономическом плане игроки. Это в очередной раз подчеркивает при- оритет принятия политических решений над экономическими в вопросах рас- ширения ЕС.31Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3Германия выступила самым главным инициатором восточного расширения ЕС и с тех пор прочно укрепила за собой статус локомотива европейских инте- грационных процессов. Каковы же были ее мотивы? Основными стимулиру- ющими факторами для Германии послужили амбиции усилить роль в регионе за счет государств Восточного блока. Торгово-экономические отношения этих стран были довольно тесно связаны с ФРГ. По оценкам некоторых экспертов, экспорт Германии в страны Центральной и Восточной Европы за период 1993-2000 г. вырос почти в 3 раза (с 39,9 млрд немецких марок до 112,6); импорт из этих стран вырос также почти в 3 раза (с 34 до 102 млрд марок) [8]. Включение вышеупомя- нутых стран в интеграционное объединение напрямую соответствовало немецким интересам и наращивало германский экономический потенциал. Германия так- же выступала крупным инвестиционным партнером для стран ЦВЕ, и данное расширение потенциально способствовало активизации инвестиционной дея- тельности.Германия активно поддерживала усиление политической структуры ЕС, другие страны - партнеры по ЕС не поддерживали в связи с их опасениями потерять политическое и экономическое влияние в ЕС. ФРГ удалось добиться сохранения за собой большинства голосов в Парламенте ЕС, объясняя это демографически- ми причинами. Возможно, именно в этот момент и произошло окончательное закрепление за Германией статуса лидера европейской интеграционной группи- ровки [9. С. 28].Таким образом, политические интересы как со стороны стран-кандидатов, так и со стороны стран - членов ЕС превалировали над экономическими при при- нятии решения о расширении Европейского союза. Если на ранних этапах ин- теграции, когда страны-участницы имели приблизительно одинаковый уровень социально-экономического развития, евроинтеграция приносила свои плоды, то позднее интеграционное объединение получило расширение уже за счет не совсем экономически равных участников. Политический фактор при приеме новых членов в ЕС стал превалировать над экономическим, и экономическая интеграция, в свою очередь, приняла подчиненную роль. Поэтому и появились осложнения в европейской экономике и ускорение в развитие евроскептицизма.Зависимость германской экономики от тесного сотрудничества со странами ЕСГермания в наши дни является крупнейшей экономикой в Европе и одним из лидеров мировой торговли. Следует отметить, что торговля играет важнейшую роль в экономике Германии: в 2015 г. доля внешнеторгового оборота в ВВП стра- ны составила 86% (1), что свидетельствует о высокой степени зависимости эко- номики ФРГ от внешних рынков и относительно высокой интегрированности в мировое хозяйство. Проследим тенденцию роста данного индикатора во времени. В период между 2000 и 2006 гг. данный индикатор существенно изменился в сто- рону увеличения, это свидетельствует о том, что самое масштабное расширение ЕС в 2004 г. оказало положительный эффект на торгово-экономические показа- тели ФРГ.32Жарикова М.В. Германия как локомотив европейской интеграцииНемецкая экономика в значительной степени является экспортно-ориенти- рованной. На рисунке представлена информация об объеме экспорта внутри ЕС каждой страны-участницы в 2015 г. Лидером является ФРГ (691,5 млрд евро), у которой объем экспорта внутри интеграционной группировки является наи- большим. Наименьшим экспортером внутри ЕС является Кипр (855 млн евро). Девять стран ЕС, чей экспорт другим странам - участницам ЕС превысил 100 млрд евро в 2015 г., составили почти 80% от совокупного экспорта внутри Союза (2).8000007000006000005000004000003000002000001000000Рис. Экспорт товаров внутри ЕС, 2015 (млрд евро)Источник: составлено автором на основе [10].Германия располагает крупнейшей в ЕС долей внутренней торговли: в 2015 г. отправки и поставки внутри ЕС составили 22,6 и 20,9% соответственно, это означает, что каждый пятый продукт, произведенный в Европе, производится для ФРГ, а почти каждый четвертый продукт на территории ЕС был экспортирован из Германии в другие европейские государства [10].Среди важнейших стран - партнеров Германии в 2015 г. по линии экспорта стали США, Франция и Великобритания, по линии импорта - Китай, Нидер- ланды и Франция, однако доля европейских партнеров превалирует в структуре немецкого экспорта и импорта, в связи с чем можно сделать вывод о высокой степени зависимости Германии от европейских партнеров. Россия более не при- сутствует в перечне важнейших торговых партнеров ввиду осложнений экономи- ческих отношений из-за введения двухсторонних санкций. Основными рынками сбыта германских экспортеров за пределами Европейского союза в 2015 г. являлись США (8,5%), Китай (6%) и Швейцария (4,1%). Самыми крупными поставщика- ми в ФРГ за пределами ЕС оказались Китай (9,7%), США (6,3%) и Швейцария (4,5%) [11].Постоянно увеличивающийся германский экспорт внутри ЕС заставляет дру- гие страны наращивать импорт. Страны вынуждены искать за пределами инте- грационной группировки другой рынок сбыта в условиях высокого курса евро,33Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3поскольку свой собственный рынок они для себя теряют. Как результат, финан- совое состояние других стран увеличивается медленнее, чем могло бы быть, при условии расширения импорта ФРГ и отрицательного внешнеторгового сальдо.Модель экономического роста Германии, основанная на экспорте, безусловно срабатывает для самой Германии, однако в рамках европейского сообщества не может работать для всех, так как данная модель успешна в условиях отсутствия подражателей. Если условно торговля сводится к взаимодействию стран между собой, то общемировое сальдо по умолчанию будет приравниваться к нулю. Сто- ит отметить, что данная модель является упрощенной, поскольку в реальных ус- ловиях участники торговых взаимоотношений не могут найти все необходимые товары на внутреннем интегрированном рынке, точно также как и реализовать все товары собственного производства на нем. Однако стремление к расширению сотрудничества на внутреннем европейском рынке представляется целесообраз- ным, возвращая к первоначальным истокам его формирования.В результате анализа места и роли ФРГ в интеграционных процессах Европей- ского союза удалось обнаружить следующее: несмотря на то, что Германия явля- ется важнейшим источником формирования европейского бюджета, страна в явном виде выигрывает за счет соотношения других факторов: единый рынок ЕС и беспрепятственный выход на него, положительный платежный баланс, разви- тие инвестиционного сотрудничества, увеличение объемов торговли, низкий курс евро. Суммируя сказанное, сделаем вывод, что все перечисленные преимущества пересиливают затраты на поддержание интеграционной группировки и Германии по силам их оплатить.ПРИМЕЧАНИЯДанный показатель рассчитывается как отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг в текущих ценах к ВВП страны.Расчет на основе [10].

M V Zharikova

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 1400

PDF (Russian) - 3725


Copyright (c) 2016 Жарикова М.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.