ГЕРМАНИЯ КАК ЛОКОМОТИВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье ставится задача исследовать место и роль Германии в европейском интеграционном процессе. Автор анализирует вклад страны в доходную и расходную статьи бюджета Европейского союза, а также операционные бюджетные балансы стран-участниц и приходит к выводу о лидирующем положении ФРГ в региональной политике ЕС. Автор отмечает превалирующую долю европейских партнеров в структуре немецкого экспорта и импорта, в связи с чем подчеркивается высокая степень зависимости Германии от тесного сотрудничества со странами ЕС. В статье также рассматривается позиция Германии по вопросам расширения Союза на примере восточного расширения в 2004 г. В качестве определяющих факторов для ФРГ названы единый рынок интеграционного сообщества и более низкий курс евро в сравнении с дорогой немецкой маркой. Взвесив все преимущества и недостатки для ФРГ от участия в ЕС, автор приходит к заключению о выгодном для Германии положении, вследствие чего страна может нести все затраты на поддержание интеграционной группировки.

Полный текст

Спустя четверть века с момента падения берлинской стены Германия стала безоговорочным центром континента как в экономическом, так и в политическом контексте. Сегодня Германия прочно стоит во главе Европейского союза, являясь Chief Facilitating Officer, как определил германский министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер [1]. Однако в последнее время роль Германии в Европе все чаще подвергается противоречивым оценкам: одни считают, что Германия вы- игрывает от присутствия в ЕС [2], другие полагают, что ФРГ фактически «тянет» на себе Европейский союз [3]. Рассмотрим, какие экономические выгоды имеет ФРГ и каковы издержки от участия в интеграции для ФРГ, оценим их совокупный экономический эффект.Место ФРГ в региональной политике ЕСЗа весь период реализации региональной политики Европейского союза Гер- мания не только стояла у истоков ее формирования, но и активно принимала в ней участие. Говоря о региональной политике ЕС, нельзя не затронуть бюджетные отношения, поскольку это затрагивает их напрямую. Годовой бюджет Европей- ского союза за 2015 г. составил почти 145,3 млрд евро. Рассмотрим структуру до- ходов и расходов Европейского союза и какую роль играет в них ФРГ (таблица).Анализ бюджета Европейского союза показал, что Германия безусловно явля- ется основным вкладчиком в европейскую казну и получает при этом несравни- мо меньшие денежные трансферты из бюджета. Данный факт свидетельствует о том, что ФРГ является основным донором европейской экономики. Возникает вполне обоснованный вопрос: зачем все это нужно самой Германии?29Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3Германия в структуре доходов и расходов ЕСТаблицаИсточники формирования доходов ЕСНаправления расходов ЕСПроцентная доля ВНД уплачивается каждой стра- ной ЕС (около 0,7%). Процентная доля от ВНД фор- мирует около 69% совокупного дохода ЕС. Доля Германии в формировании взносов от стран- участниц составляет 22%, что является абсолют- ным и процентным большинством среди стран ЕС. Таким образом, являясь крупнейшим вкладчиком, Германия официально закрепляет за собой статус главного интегратора.Процентная доля от доходов стран от НДС (около 0,3%) составляет 12% от совокупного дохода ЕС. Одна пятая часть (21%) всех доходов ЕС от НДС формируется за счет усилий ФРГ, что вполне объ- ясняет ее сильную экспортную направленность. Являясь ведущим экспортером Европы, Германия просто не оставляет шансов другим странам ЕС превысить эту долю, за исключением Великобри- тании. И хотя в абсолютном выражении Велико- британия опережает ФРГ всего на 64,3 млн евро, следует отметить, что НДС в Великобритании выше, чем в Германии (20 и 19% соответственно), что создает для ФРГ некоторое преимущество. В данном контексте ФРГ выигрывает на фоне многих других стран ЕС, поскольку НДС у них значительно выше: 27% у Венгрии, 25% у Швеции, у Польши - 23%, у Бельгии, Италии, Нидерландов и Испании - 21%, во Франции - 19,6%.Доход от импортных пошлин (традиционные бюд- жетные ресурсы). Данная доходная статья форми- рует чуть более 11% совокупного дохода ЕС, и пя- тая часть всех пошлин приходится на Германию, что объясняет высокий торговый оборот страны как внутри ЕС, так и за его пределами.Другие источники дохода: почти 8% от совокупно- го дохода ЕСУстойчивый рост. Развитие конкуренции для эко- номического роста и занятости: на данную цель уходит 9% от средств бюджета ЕС, и Германия тра- тит от этой суммы 12%, однако Франция опережа- ет - более 18%. Экономическое, социальное и территориальное сплочение - 35,6% средств бюд- жета, среди которых на долю Германии приходится только 6,5% от средств, отведенных на данную статью расходов. Ряд стран превосходят ФРГ в тратах по данному разделу, а именно: Греция, Ис- пания, Италия, Венгрия, Польша и Румыния;Управление природными ресурсами: 42,5% средств бюджета ЕС. Из данного пула расходов доля ФРГ составляет чуть более 11%, однако и в этом разделе Испания и Франция опережают Гер- манию по данным расходам.Безопасность, гражданственность, свобода, пра- восудие: составляют 1,3% расходов из бюджета, от которых Германия получает значительно меньше остальных членов ЕС: только 6% от суммы, выде- ляемой на данную цель.Действия ЕС на международной арене: по данному разделу ФРГ средств не расходует. Большая часть средств по данному разделу распределяется меж- ду Хорватией и Румынией.Администрирование: составляет 5,8% средств бюджета, где ФРГ расходует менее 3% от данного объема средств. Для сравнения: в Люксембурге данная доля составляет 18%.Компенсации: временные выплаты, предназначен- ные для Хорватии, присоединившейся к ЕС в июле 2013 (0,1% средств бюджета)Источник: составлено и рассчитано автором на основе [4].Первым и основным фактором для ФРГ является единый рынок интеграци- онного сообщества. Свобода перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капи- тала позволила германским продуктам быстро и свободно перемещаться на тер- ритории Европейского союза. Полагаем, что германская экономика не была бы столь успешна в отсутствие доступа к единому рынку на территории 28 государств, поскольку на территории Евросоюза Германия сбывает более половины своей продукции.Германии также удается извлекать выгоду из более низкого курса евро в срав- нении с дорогой немецкой маркой, поскольку германские товары стали более конкурентоспособными. Здесь кризисное состояние стран Южной Европы игра- ет Германии на руку, поскольку в значительной степени ослабляет курс евро.На основе данных о взносе каждой страны в бюджет ЕС и обратном финан- сировании данных стран из общесоюзного бюджета рассчитывается операцион- ный бюджетный баланс. Важно подчеркнуть, что данный расчет показывает опре-30Жарикова М.В. Германия как локомотив европейской интеграцииделенные финансовые затраты и выгоды, получаемые от участия в ЕС каждым государством-членом, однако не позволяет отразить всех реальных выгод от уча- стия в ЕС, таких как единый рынок и экономическая интеграция, не говоря уже о политической стабильности и безопасности [5]. Можно выделить три зоны:страны-доноры или «Старая Европа»: Германия, Франция, Нидерланды, Италия, Автрия;страны-реципиенты (получатели): Испания, Португалия, Греция, Ирландия;«Новая Европа»: страны Центральной и Восточной Европы, являющиеся основными конкурентами стран-реципиентов.Германия является основным вкладчиком в региональную политику ЕС.Позиция ФРГ по вопросам расширения ЕС за счет стран Центральной и Восточной Европы и постсоветских государствВ 2004 году к Союзу присоединилось сразу 10 государств Центральной и Вос- точной Европы, 8 из которых являлись постсоциалистическими государствами, чье присутствие развернуло ход экономического развития интеграционной груп- пировки на новый этап, характеризующийся объединением западной и восточной Европы. Данное расширение характеризуется не только своей массовостью, но прежде всего разноуровневым экономическим и политическим развитием всту- пающих государств.Стремление стран-кандидатов как можно скорее присоединиться к ЕС было обусловлено желанием обеспечить себе безопасное положение, избегая роли смеж- ных между Западом и Востоком государств. Опасность быть исключенными из западноевропейского интеграционного сообщества также стимулировала их к более решительным действиям. С экономической точки зрения вхождение в ев- ропейскую структуру гарантировало рост уровня благосостояния стран ЦВЕ. Так- же страны рассчитывали на получение финансовой помощи от ЕС на осущест- вление преобразовательных реформ с целью реструктуризации планово-админи- стративной модели в рыночный механизм.Если все расширения до 2004 г. в той или иной степени имеют сходства (от- носительное схожее увеличение территории, численности населения), то пока- затели уровня ВВП различаются существенным образом. ВВП на душу населения сократился на 16%, а средний показатель по ЕС упал до 75% от момента учреж- дения ЕС в 1957 г. [6].Жизненный цикл Европейского союза можно сопоставить с жизненным ци- клом товара, у которого, согласно теории Р. Вернона, существуют следующие стадии жизни: зарождение (внедрение) - рост - зрелость - упадок [12]. Судя по всему, первые три стадии ЕС уже прошел и можно в некоторой степени кон- статировать вступление в последнюю.Жизненные циклы ЕС обратно пропорциональны его размерам, а именно: чем больше новых участников ЕС принимает в свои ряды, тем хуже становится его экономическое положение в целом ввиду того, что в него вступают все более слабые в экономическом плане игроки. Это в очередной раз подчеркивает при- оритет принятия политических решений над экономическими в вопросах рас- ширения ЕС.31Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3Германия выступила самым главным инициатором восточного расширения ЕС и с тех пор прочно укрепила за собой статус локомотива европейских инте- грационных процессов. Каковы же были ее мотивы? Основными стимулиру- ющими факторами для Германии послужили амбиции усилить роль в регионе за счет государств Восточного блока. Торгово-экономические отношения этих стран были довольно тесно связаны с ФРГ. По оценкам некоторых экспертов, экспорт Германии в страны Центральной и Восточной Европы за период 1993-2000 г. вырос почти в 3 раза (с 39,9 млрд немецких марок до 112,6); импорт из этих стран вырос также почти в 3 раза (с 34 до 102 млрд марок) [8]. Включение вышеупомя- нутых стран в интеграционное объединение напрямую соответствовало немецким интересам и наращивало германский экономический потенциал. Германия так- же выступала крупным инвестиционным партнером для стран ЦВЕ, и данное расширение потенциально способствовало активизации инвестиционной дея- тельности.Германия активно поддерживала усиление политической структуры ЕС, другие страны - партнеры по ЕС не поддерживали в связи с их опасениями потерять политическое и экономическое влияние в ЕС. ФРГ удалось добиться сохранения за собой большинства голосов в Парламенте ЕС, объясняя это демографически- ми причинами. Возможно, именно в этот момент и произошло окончательное закрепление за Германией статуса лидера европейской интеграционной группи- ровки [9. С. 28].Таким образом, политические интересы как со стороны стран-кандидатов, так и со стороны стран - членов ЕС превалировали над экономическими при при- нятии решения о расширении Европейского союза. Если на ранних этапах ин- теграции, когда страны-участницы имели приблизительно одинаковый уровень социально-экономического развития, евроинтеграция приносила свои плоды, то позднее интеграционное объединение получило расширение уже за счет не совсем экономически равных участников. Политический фактор при приеме новых членов в ЕС стал превалировать над экономическим, и экономическая интеграция, в свою очередь, приняла подчиненную роль. Поэтому и появились осложнения в европейской экономике и ускорение в развитие евроскептицизма.Зависимость германской экономики от тесного сотрудничества со странами ЕСГермания в наши дни является крупнейшей экономикой в Европе и одним из лидеров мировой торговли. Следует отметить, что торговля играет важнейшую роль в экономике Германии: в 2015 г. доля внешнеторгового оборота в ВВП стра- ны составила 86% (1), что свидетельствует о высокой степени зависимости эко- номики ФРГ от внешних рынков и относительно высокой интегрированности в мировое хозяйство. Проследим тенденцию роста данного индикатора во времени. В период между 2000 и 2006 гг. данный индикатор существенно изменился в сто- рону увеличения, это свидетельствует о том, что самое масштабное расширение ЕС в 2004 г. оказало положительный эффект на торгово-экономические показа- тели ФРГ.32Жарикова М.В. Германия как локомотив европейской интеграцииНемецкая экономика в значительной степени является экспортно-ориенти- рованной. На рисунке представлена информация об объеме экспорта внутри ЕС каждой страны-участницы в 2015 г. Лидером является ФРГ (691,5 млрд евро), у которой объем экспорта внутри интеграционной группировки является наи- большим. Наименьшим экспортером внутри ЕС является Кипр (855 млн евро). Девять стран ЕС, чей экспорт другим странам - участницам ЕС превысил 100 млрд евро в 2015 г., составили почти 80% от совокупного экспорта внутри Союза (2).8000007000006000005000004000003000002000001000000Рис. Экспорт товаров внутри ЕС, 2015 (млрд евро)Источник: составлено автором на основе [10].Германия располагает крупнейшей в ЕС долей внутренней торговли: в 2015 г. отправки и поставки внутри ЕС составили 22,6 и 20,9% соответственно, это означает, что каждый пятый продукт, произведенный в Европе, производится для ФРГ, а почти каждый четвертый продукт на территории ЕС был экспортирован из Германии в другие европейские государства [10].Среди важнейших стран - партнеров Германии в 2015 г. по линии экспорта стали США, Франция и Великобритания, по линии импорта - Китай, Нидер- ланды и Франция, однако доля европейских партнеров превалирует в структуре немецкого экспорта и импорта, в связи с чем можно сделать вывод о высокой степени зависимости Германии от европейских партнеров. Россия более не при- сутствует в перечне важнейших торговых партнеров ввиду осложнений экономи- ческих отношений из-за введения двухсторонних санкций. Основными рынками сбыта германских экспортеров за пределами Европейского союза в 2015 г. являлись США (8,5%), Китай (6%) и Швейцария (4,1%). Самыми крупными поставщика- ми в ФРГ за пределами ЕС оказались Китай (9,7%), США (6,3%) и Швейцария (4,5%) [11].Постоянно увеличивающийся германский экспорт внутри ЕС заставляет дру- гие страны наращивать импорт. Страны вынуждены искать за пределами инте- грационной группировки другой рынок сбыта в условиях высокого курса евро,33Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3поскольку свой собственный рынок они для себя теряют. Как результат, финан- совое состояние других стран увеличивается медленнее, чем могло бы быть, при условии расширения импорта ФРГ и отрицательного внешнеторгового сальдо.Модель экономического роста Германии, основанная на экспорте, безусловно срабатывает для самой Германии, однако в рамках европейского сообщества не может работать для всех, так как данная модель успешна в условиях отсутствия подражателей. Если условно торговля сводится к взаимодействию стран между собой, то общемировое сальдо по умолчанию будет приравниваться к нулю. Сто- ит отметить, что данная модель является упрощенной, поскольку в реальных ус- ловиях участники торговых взаимоотношений не могут найти все необходимые товары на внутреннем интегрированном рынке, точно также как и реализовать все товары собственного производства на нем. Однако стремление к расширению сотрудничества на внутреннем европейском рынке представляется целесообраз- ным, возвращая к первоначальным истокам его формирования.В результате анализа места и роли ФРГ в интеграционных процессах Европей- ского союза удалось обнаружить следующее: несмотря на то, что Германия явля- ется важнейшим источником формирования европейского бюджета, страна в явном виде выигрывает за счет соотношения других факторов: единый рынок ЕС и беспрепятственный выход на него, положительный платежный баланс, разви- тие инвестиционного сотрудничества, увеличение объемов торговли, низкий курс евро. Суммируя сказанное, сделаем вывод, что все перечисленные преимущества пересиливают затраты на поддержание интеграционной группировки и Германии по силам их оплатить.ПРИМЕЧАНИЯДанный показатель рассчитывается как отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг в текущих ценах к ВВП страны.Расчет на основе [10].
×

Об авторах

Мария Викторовна Жарикова

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Ischinger W. What is Germany’s role within the EU? World Economic Forum, 2015. URL: www. weforum.org/what-is-germanys-role-within-the-eu
  2. Knuf T. Bertelsmann-Studie: Deutschland profitiert von der EU. 2014. URL: http://www.berliner-zeitung.de/wirtschaft/deutschland-profitiert-von-der-eu
  3. Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung. In Deutschland hohe und stabile Solidaritätsbereitschaft mit notleidenden EU-Ländern. Press Release Information 28.09.2016. URL: https://www.diw.de
  4. European Comission. EU budget, Financial report URL: http://ec.europa.eu/budget/ financialreport/2014.pdf
  5. Baldwin R., Wyplosz C. The Economics of European Integration. McGraw Hill, New York. 2012, no 4.
  6. Ангелов И. Расширение Европейского союза на восток: проблемы интеграции Болгарии // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1. С. 116.
  7. Официальный сайт Всемирного банка www.worldbank.org
  8. Баторшина И.А. Пятая волна расширения Европейского союза: pro et contra // Балтийский регион. 2011. № 3. С. 49.
  9. Борко Ю.А. Расширение и углубление европейской интеграции // МЭ и МО. 2004. № 7. С. 28.
  10. Официальный сайт Евростат URL: http://ec.europa.eu/eurostat
  11. Официальный сайт германского статистического агентства www.destatis.de
  12. Vernon R. International investment and international trade in the product cycle // The Quarterly Journal of Economics. 1966. Vol. 80, no 2. P. 190-207.

© Жарикова М.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах