Том 9, № 1 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 10
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/issue/view/949
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2017-9-1
Весь выпуск
Античный мир
AGRIMENSURA - НАУКА РИМСКОГО ЗЕМЛЕУСТРОЕНИЯ ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ
Аннотация
За период римской Республики агрименсура (землеустроение) прошла долгий путь от простейших форм деления земли до развитых систем межевания. Первым типом межевания стал arcifinius - ограничение по рельефу; он предназначался для выделения участков земли Ager Publicus. Частные земли делились сначала на простые полосочки (lacinae) или кусочки (praecisurae), эволюционирующие к прямоугольной форме. В III в. до н.э. в Италии распространилась система межевания скамнация-стригация (scamnatio-strigatio), делящая поля на крупные прямоугольники, в которых выделялись мелкие участки. Со II в. до н.э. распространилось деление земель прямыми линиями - лимитами (limitatio). Пахотная земля, передаваемая в собственность, наглядно отличалась от фрагментов Ager Publicus, оформленных как arcifinius, на которых предоставлялась аренда под угодья. Особенностью римской агрименсуры стало приспособление всех типов выделения земельных участков к определенному правовому положению.
Идеи и политика в истории
РЕЖИМ «НАПРАВЛЯЕМОЙ ДЕМОКРАТИИ» КАК РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ О СОЦИОДЕМОКРАТИИ (К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ «ТРЕТЬЕГО ПУТИ» В ИНДОНЕЗИИ)
Аннотация
Автор статьи раскрывает основные положения идеологии «третьего пути» в рамках индонезийской модели политического лидерства. К концу 50-х гг. Сукарно завершил формирование доктрины «третьего пути». Анализируя действующие политические модели, Сукарно апеллировал к самобытности, отвергая капитализм, который порождает колониализм и фашизм. Он отвергал прежде всего саму психологическую основу либерального капитализма - индивидуализм, ведуший к конкуренции и борьбе и поэтому неприемлемый для Индонезии. Концепция «третьего пути» Сукарно подразумевала построение социально-экономической модели традиционного, патриархально-эгалитарного общества, в основе которого лежали принципы общинной солидарности и взаимопомощи. Основным элементом социальной модели, согласно мысли Сукарно, являлась семья как центр солидаризма, возглавляемая патриархом, главой семьи. Принцип семьи был перенесен Сукарно на все индонезийское общество. Сам Сукарно становился отцом нации.
ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, КАНАДЫ, АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Аннотация
В статье представлен научный анализ партийных систем Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Автор подчеркивает, что партийные системы вышеупомянутых государств опираются на общенациональном уровне на двухпартийную систему англосаксонского типа. Канадские, британские, австралийские и новозеландские консерваторы, либералы и социал-демократы рассматривают прогрессивное развитие общества в рамках сложившейся двухпартийной системы, которая формирует институциональную, электоральную и политическую базу для идеологий, и прежде всего консерватизма, либерализма и социал-демократизма. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на ряд вышеупомянутых моментов, в двухпартийных системах Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии имеются и существенные отличия, которые объясняются историческими и экономическими особенностями развития этих стран. Кардинальным отличием является отсутствие организационно оформленной Консервативной партии в партийных системах Австралии и Новой Зеландии.
АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПАТРИАЦИИ «СОВЕТСКИХ ИСПАНЦЕВ» (1956 Г. - Н.В.)
Аннотация
Статья посвящена изучению проблем возвращения на историческую родину представителей испанской эмиграции, которые оказались на территории СССР в ходе и по окончании Гражданской войны 1936-1939 гг., закончившейся поражением Второй Республики. В статье рассматриваются наиболее характерные особенности адаптационных процессов, связанных прежде всего с экономико-правовыми аспектами репатриации «советских испанцев». Среди них автор считает уместным выделить вопросы гражданства, жилищного права, а также трудовой занятости и пенсионного обеспечения, принимая во внимание возраст репатриантов на разных этапах процесса их возвращения в Испанию. В статье приводятся не только конкретные действия центрального правительства и местных властей в отношении репатриантов, но и проекты, исходившие от самих «советских испанцев», многие из которых впоследствии были действительно реализованы на практике испанскими чиновниками. Предоставляется также краткий структурный состав испанской эмиграции в СССР, а также периодизация репатриационного процесса с указанием отличительных черт каждого этапа.
Из истории Ислама
ВЛИЯНИЕ АРАБСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АН-НАХДА) НА ИДЕОЛОГИЮ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН»
Аннотация
В статье авторы показывают связь между идеологией исламского реформизма эпохи Арабского Возрождения (ан-Нахда) и организации «Братья-мусульмане». Для достижения данной цели были рассмотрены взгляды наиболее представительных авторов периода Нахды: Джамаль ад-Дина аль-Афгани, Мухаммада Абду и Рашида Рида. Для анализа концепции «Братьев-мусульман» были привлечены тексты одного из важнейших идеологов движения - Саййида Кутба. В качестве сравнительного материала используются интернет-ресурсы организации, анализ которых показывает, что «Братья-мусульмане» в своей современной политической риторике в значительной степени отошли от радикальных взглядов С. Кутба. В то же время нельзя не отметить, что взгляды С. Кутба оказали существенное влияние на формирование идеологии других исламских организаций, в том числе террористических. В целом, идеология движения «Братья-мусульмане» в настоящее время продолжает курс мусульманского реформизма, однако она продолжает подстраиваться под время и корректироваться под влиянием необходимости.
МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА МОСКВЫ XVIII-XIX ВВ. В КОНТЕКСТЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация
Автор статьи рассматривает один из этапов непрерывной жизни мусульманской общины Москвы, когда в XVIII в., благодаря либеральному курсу Екатерины II, мусульмане города обретают определенную свободу в своем историческом месте обитания - Татарской слободе в Замоскворечье. Автор исследования уточняет даты основания мечети, границы Татарской слободы, роль татарского купечества, социальный состав мусульманской общины в XVIII-XIX вв. В статье отмечается всплеск интереса в России к миру ислама с 70-х гг. XVIII столетия после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией.
Историографические исследования
К ВОПРОСУ О РАДИКАЛИЗАЦИИ ИСЛАМА В КИТАЕ В ЗАПАДНОЙ И КИТАЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Аннотация
В данной работе были изучены возможные подходы западных и китайских ученых, касающиеся вопросов радикализации ислама в Китае. Для достижения этой цели были проанализированы монографии и научные статьи на английском и китайском языках авторов из Великобритании, США, Израиля, Сингапура и Китая. Рассматривались работы ряда исследователей и специалистов в области исламских исследований в Китае и отношений КНР со странами мусульманского мира, таких как Майкл Диллон (Университет Ланкастера), Дрю Глэдни (Помона Колледж), Рафаэль Исраэли (Еврейский Университет в Иерусалиме), Рохан Гунаратна (Университет Наньян), Ли Вэйцзян (Шанхайский университет международных отношений), Чжу Вэйле (Китайская асоциация исследований Ближнего Востока), Тан Баоцай (Китайский центр исламских исследований) и т.д. На основе выявления сходства и различия во взглядах исследователей было заявлено, что западные ученые считают процесс радикализации ислама в Китае и тенденцию образования экстремистских исламских организаций ответом на нарушения прав человека и свободы вероисповедания со стороны правительства, в то время как китайские авторы определяют его как результат внешнего воздействия и влияния международных радикальных исламских организаций, аффилированных с локальными группировками.
Этнологические исследования
ТОРГУТЫ: К ВОПРОСУ ЭТНОГЕНЕЗА И РЕЛИГИОЗНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Аннотация
Торгуты были частью четырехсоставного союза ойратских (западно-монгольских) племен. Впервые они упомянуты в связи с организацией империи Чингисхана в качестве его личной гвардии (турхаут-кешигтен), и сведения о них находятся в источниках по истории разных стран Азии. В гвардию брали представителей разных национальностей, однако костяк, судя по всему, составил народ кереитов, несториан по религиозной принадлежности, с именем главы которых, Ван-ханом, была связана европейская средневековая легенда о существовании на Востоке христианского царства пресвитера Иоанна. Турхаут-кешигтены, пребывавшие в Восточном Туркестане, в течение двух-трех веков, т.е. к середине XV в., из воинского сословия сформировались в этнос торгутов, и вступили в состав ойратов. Их дальнейшая этническая и религиозная история была связана с событиями, имевшими место на огромной территории от Каспийского моря до Тибета и Монголии. Торгутами было создано, при соучастии иных ойратских племен, Калмыцкое ханство в России; они оказались влиятельными игроками в историческом развитии тибетского буддизма, и их главы получали ханский титул от Далай-ламы. Развитие событий, вначале благоприятное для торгутов и других ойратов в первые годы XVIII в., во второй половине того же века привело к исчезновению их ханств, значительным людским потерям, ликвидации политической и иной самостоятельности.