Том 13, № 1 (2021): Восток: история, политика, культура
- Год: 2021
- Статей: 7
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/issue/view/1402
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2021-13-1
Весь выпуск
Политическая история стран Востока
Позиция Ирана в отношении афганского военного конфликта в 1978-1979 гг.
Аннотация
В настоящей статье автор рассматривает позицию Ирана в отношении афганского вооруженного конфликта (1978-1979 гг.) до ввода советских войск в Афганистан, а также последовательную эволюцию этой позиции и вовлечение Ирана во внутренние афганские события. Автор опирается преимущественно на документальные источники, но также привлекает научные работы на русском и английском языках (в том числе работы иранских авторов, написанные на английском). По мнению автора, анализ и изучение позиции Ирана в отношении Афганистана и эволюции этой позиции заслуживают отдельной статьи потому, что, во-первых, это шиитское государство, и религиозный фактор стал особенно сильно влиять на внешнюю политику Ирана после событий исламской революции 1979 г.; во-вторых, за два избранных для рассмотрения в статье года в Иране кардинально сменился политический режим, и полезно рассмотреть трансформации внешней политики Ирана (в отношении одного отдельно взятого государства) от правления шаха к теократическому режиму. В первой части статьи автор подвергает анализу позицию еще шахского иранского режима в отношении Апрельской революции 1978 г. и произошедших в Афганистане после революции политических изменений. Вторая часть посвящена политике уже Исламской Республики Иран в отношении Афганистана в 1979 г., и в этой части автор показывает, что основным триггером трансформации позиции Ирана в отношении Афганистана от выжидательной к позиции активного вовлечения стал Гератский мятеж, состоявшийся в марте 1979 г. Также автор отмечает, что в целом политика Ирана в отношении Афганистана в 1978-1979 гг. развивалась постепенно и последовательно, несмотря на произошедшую в этот период радикальную трансформацию власти в самом Иране.
Новый этап геополитической борьбы вокруг Каспийского моря после 1991 года
Аннотация
Вот уже почти три века, начиная с похода Петра Великого в 1721-1722 годах, Россия традиционно играла ключевую роль на Каспийском море. Ситуация кардинальным образом поменялась с распадом СССР в 1991 году и появлением трех новых региональных игроков Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. В поддержку новых игроков выступили геополитические конкуренты РФ - западные страны, которые также включили Каспий в зону своих приоритетных интересов и включились в геополитическую борьбу. Для России это означало значительное снижение влияния в регионе и потерю контроля над большей частью акватории и моря и его ресурсов. В историографии, посвященной тематике региона, упор сделан на оценку нового витка геополитической борьбы, позиции и интересах западных и региональных держав, в меньшей степени изучены российские подходы к Каспию, эволюции ее политики в регионе. Автором данной статьи проводится критический анализ изменения российской политики в отношении Каспия за последние 30 лет и оценка эффективности этих изменений, непростой переход России от роли доминирующего игрока в закрытом для внешних акторов в регионе к открытому геополитическому противостоянию с конкурентами за энергетические ресурсы, маршруты их транспортировки, политическое влияние. На первом этапе геополитической конкуренция складывался не в пользу России. Она не смогла отстоять принцип кондоминиума для совместного освоения углеводородных ресурсов моря, фактически допустила допуск западных компаний к освоению ресурсов моря. При активном содействии западных конкурентов Россия потеряла статус монопольного транзитера нефти и газа из региона. Вместе с тем благодаря дипломатическим усилиям и активизации политического диалога с соседями по региону России удалось к 2003 году решить все территориальные вопросы на море, сохранить закрытый статус моря для военных сил третьих стран, а к 2018 году завершить работу над Конвенцией о международно-правовом статусе моря, закрепившем важные для РФ принципы сотрудничества в регионе. Таким образом, официальной Москве за счет использования традиционно сильных сторон своей внешней политики удалось достичь адаптированных после распада СССР стратегических целей и закрепить за собой статус самого влиятельного игрока в регионе.
Этноконфессиональный фактор в арабских странах Восточного Средиземноморья
Аннотация
В статье анализируется роль этноконфессионального фактора в общественно-политической жизни двух восточносредиземноморских арабских стран - Ливана и Сирии. Подчеркивается, что этническое и конфессиональное разнообразие в сочетании с культурно-цивилизационной спецификой предопределяет особенности политических процессов в странах региона и их внешнеполитические ориентации. Авторы отмечают тенденцию широкой вовлеченности в политические процессы в рассматриваемых странах различных этнических и конфессиональных групп. Делается вывод о значимости этнического и конфессионального факторов в развитии традиционных обществ ближневосточных стран, включая Сирию и Ливан. Этноконфессиональный фактор может как консолидировать и мобилизовать общество, так и усилить конфликтный потенциал и усложнить процесс урегулирования в полиэтничных и поликонфессиональных странах региона.
Процесс становления кыргызской государственности в эпоху Чингис-хана и Тамерлана в трудах Аскара Акаева
Аннотация
Статья освящена процессу формирования государственности киргизов в эпохи Чингисхана и Тамерлана, исследуемого в трудах А.А. Акаева. Подходу А.А. Акаева как исследователя свойственна скрупулезность анализа, теплота и бережное отношение к становлению киргизской нации. А.А. Акаев выделил период с XIII по XV века как неоднозначный, сложный, как время противостояния киргизов внешней экспансии, особенно тяжело переживаемой после времен Великодержавия IX в. Эпоха Чингизов в корне изменила жизнь народов Евразии, в том числе и киргизского этноса. Будучи временем трагической борьбы за независимость, эта эпоха в то же время усилила центростремительные тенденции государственности киргизов, завершившиеся формированием конкретных черт национального единства в 1508 году во времена Мухаммад-Кыргыза. Это и есть тот исторический вывод, к которому подводит читателя А. Акаев.
Гуманитарный аспект стратегического партнерства Вьетнама и России
Аннотация
Статья посвящена гуманитарному аспекту стратегического партнерства Вьетнама и России в 1991-2019 гг. В настоящее время Россию и Вьетнам объединяет стремление к структуризации региональной подсистемы путем совместного участия в экономической интеграции и укреплении системы безопасности в АТР. В связи с этим все большую актуальность приобретает вопрос, как Россия и Вьетнам выстраивают двусторонние отношения, характеризующиеся как «всеобъемлющее стратегическое партнерство». Наиболее интересен гуманитарный аспект отношений, так как в современных реалиях глобализации, помимо военных и экономических аспектов двустороннего взаимодействия государств, претендующих на значимую роль в системе международных отношений, именно гуманитарные императивы приобретают особую значимость. Популяризируя в стране-партнере свою национальную культуру, развивая двусторонние связи в области образования, науки, информации, спорта и туризма, страны укрепляют двусторонние отношения, что позволяет им более уверенно согласовывать свои действия и реализовывать национальные интересы на глобальном и региональном уровнях. Целью статьи является выявление тенденций российско-вьетнамских гуманитарных отношений в 1991-2019 гг. Для достижения поставленной цели был проведен анализ нормативно-правовой базы гуманитарных отношений России и Вьетнама, а также изучено содержание гуманитарных отношений двух стран в области образования, культуры и гуманитарных контактов. Авторы рассмотрели значение изучаемого сегмента двусторонних отношений в национальном политическом и экспертно-аналитическом дискурсах России и Вьетнама. В статье отмечается наличие исторического и организационного потенциала, необходимого для имплементации в российско-вьетнамский гуманитарный диалог. Авторы приходят к выводу, что гуманитарный аспект играет важную роль, поскольку является неотъемлемой частью двусторонних отношений и перспективной составляющей реализации национальных интересов.
Из истории Китая
Структурно-содержательный и археологический анализ эпитафии Чжао Жугуа (1170-1231 гг.)
Аннотация
Настоящая работа является продолжением двух опубликованных ранее работ, посвященных исследованию биографии Чжао Жугуа 趙汝适 (1170-1231 гг.), автора китайского историко-географического источника Чжу фань чжи 諸蕃志 («Описание всех иноземцев»; 1225 г.) [1; 2]. Цель статьи заключается в исследовании эпитафии Чжао Жугуа, что подразумевает разбор историко-археологических особенностей памятника (размер и материал), а также структурного анализа текста источника. В отличие от предыдущих работ надпись разбирается и как текстологический источник, и объект материальной культуры, что позволяет оценить контекст создания источника и степень детализации биографии усопшего.
Из истории культуры
Айны в современном японском обществе: проблема возвращения останков предков
Аннотация
Статья посвящена вопросу возвращения изъятых японскими учеными для проведения антропологических и биологических исследований во второй половине XIX - первой половине XX вв. останков айнов. Тема репатриации останков актуальна, активно обсуждается сегодня как японскими, так и зарубежными исследователями. Кроме того, в условиях национального возрождения данный вопрос имеет важное культурное и психологическое значение для многих представителей коренного народа. В статье анализируются позиции по данному вопросу Правительства Японии и Ассоциации айнов Хоккайдо, а также критически настроенных айнов-активистов, поддерживаемых несколькими айнскими организациями и сообществами. Проанализированы дискуссии в японском обществе в процессе обсуждения данной проблемы, раскрывается ее значение для айнских общин. Было выяснено, что противоречия в основном возникают в связи с реализацией идеи о перенесении останков в единый мемориальный комплекс, который создан при открытом в июле 2020 г. Национальном музее и парке айнов. Доказано, что данная проблема во многом связана с несовершенством механизмов разработки этнической политики государства и реализации прав коренных народов в Японии. Кроме этого, проблема репатриации останков усугубляется в связи с отсутствием единства среди айнских общин и отсутствием организации, которая бы выражала мнение большинства айнских сообществ. В сложившейся ситуации достижение согласия между правительством, академическим сообществом и критически настроенными айнскими организациями оказалось крайне затруднительно. Вместе с тем сделан вывод о том, что существует потенциал для достижения консенсуса по данному вопросу.