Права и обязанности арендодателей священной земли в Аттике (IV в. до н. э.)
- Авторы: Булычева Е.В.1
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет
- Выпуск: Том 9, № 4 (2017)
- Страницы: 301-309
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/18026
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2017-9-4-301-309
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению правовых аспектов аренды священных земель в Аттике - прав и обязанностей арендодателей. Объектом аренды являются темены, которые представляли собой земельные участки с садами и хозяйственными помещениями, принадлежавшие храму. В качестве арендодателей, в первую очередь, выступали демы и оргеоны. Специальной обязанностью арендодателей являлась гарантия в соблюдении правовой стороны аренды, защита прав сторон, участвующих в сделке. Арендодатели заботились об обработке земли, находящейся в их распоряжении. Они должны были обеспечивать своевременную выплату специального налога - эйсфоры. Основным их правом являлся контроль за соблюдением обязательств со стороны арендаторов. В целом на основании изученного материала можно придти к выводу о том, что отношения между участниками аренды теменов в древней Аттике имели прочную правовую основу.
Ключевые слова
Полный текст
Введение. До нашего времени сохранилось немало свидетельств о сдаче в аренду священной земли в Аттике в классическую эпоху. Особенно большое количество текстов относится к IV в. до н. э. Прежде всего это тексты договоров о сдаче в аренду храмовых земель - теменов, которые находились в распоряжении священных ассоциаций - оргеонов, а также территориальноадминистративных подразделений полиса - демов. Как известно, IV в. до н. э. в истории Древней Греции - время весьма противоречивое. Некоторые исследователи называют этот период кризисом греческого полиса [11. С. 217-227]. Тем не менее, данные эпиграфики свидетельствуют об активной экономической жизни полиса в это время. Активность граждан прослеживается в сельскохозяйственной области, распространены сделки по аренде и продаже. Священные земли - темены, по-видимому, благодаря своему статусу, традиционно привлекали особый интерес гражданского коллектива [1. C. 12]. Хозяйственное назначение этого вида земли различалось. Чаще всего это были земельные участки с хозяйственными постройками на них [12. C. 82]. В некоторых случаях темен включает в себя огород (IG. II2. 2494, lin. 8-17). Данные археологии свидетельствуют, что священными часто становились земли, которые не были пригодными для занятия земледелием - горы, рощи и места, где могли находиться могилы мифических героев, жертвенники и статуи [15. C. 211]. Это также прослеживается в надписи, посвященной распределению священных земель (IG. II2. 1035), и у Павсания в его «Описании Эллады» при рассказе о священных участках Аттики (VI. 25; VII. 2) [1. C. 16]. Можно предположить, что свой темен имело каждое святилище, но эти участки также находились в распоряжении территориальных организаций, таких как демы, филы и фратрии. Эти земли часто становились объектом аренды. В качестве арендодателей выступали как территориально-административные единицы полиса (филы и демы), так и религиозные сообщества, в большинстве случаев это были оргеоны. В качестве арендаторов, как правило, встречаются частные лица. Эти сделки по аренде земельных участков были основаны на определенных правовых нормах. При этом права и обязанности были у обеих сторон, как у арендаторов, так и у арендодателей. Методы и материалы. Провести исследование правовых аспектов аренды священной земли в древней Аттике позволяет наличие в руках историка эпиграфического материала. Прежде всего это надписи об аренде теменов, относящиеся к концу V - IV в. до н. э. В первую очередь это договор об аренде земельного участка оргеонов святилища Эгрета (IG. II2. 2499), а также надпись о сдаче в аренду теменов Гермеса (IG. II2. 2493), Аполлона Ликейского (IG. II2. 2494) и храмовых земель эксонейцев (IG. II2. 2492). Анализ текста этих договоров, их сопоставление с подобными документами из других областей греческого мира позволяют исследовать данную проблему. Исследование проблемы. В V в. до н. э. появилась надпись о сдаче в аренду земель крупнейшего святилища Кодра, Нелея и Басилы (IG. I2. 94). В ней представлена организация процесса аренды священных земель в централизованном порядке. По-видимому, она могла стать образцом для составления последующих документов, посвященных вопросам аренды земель разных храмовых комплексов Аттики. Судя по содержанию надписи, ее составители различают виды правовых норм. В самом начале документа сказано, что надпись составлена «в соответствии с общим постановлением» (IG. I2. 94, lin. 25), т.е. можно предположить, что существовали какие-то общие предписания, касающиеся сдачи земли в аренду. В то же время говорится о специальных постановлениях, которые действуют в отношении отдельных сторон, занимающихся передачей в аренду разных теменов (line. 5, 13, 31). Кроме того, этот документ интересен тем, что в нем уже есть указание на существование конкретных прав и обязанностей участников сделки по аренде храмовой земли. Архонт-басилевс представлен в качестве арендодателя, лица, ответственного за процесс передачи темена в аренду. Он наделен определенными обязанностями: ему предписано сдать землю в аренду и отправить специальных должностных лиц (хористов) зафиксировать границы земельного участка (lin. 6, 7). При этом если архонт-басилевс нарушит что-либо из порученного ему, он должен будет уплатить штраф в размере 1000 драхм (lin. 18-20). Кроме того, он несет ответственность перед администрацией полиса, поскольку в надписи сказано: «Пусть докладывает Совету о сдаче в аренду священных участков, заносит их на выбеленные таблички» (lin. 56-57) [13. C. 133]. В документе также подробно оговариваются обязанности другой стороны - арендаторов, которым предписано огородить святилище, а также посадить не менее 200 олив и следить за подачей воды на земельный участок (line. 36-37). Надписи IV в. до н. э. во многом следовали этой практике распределения прав и обязанностей между участниками арендной сделки. Договоры о сдаче в аренду священных участков определяют права и обязанности арендаторов и арендодателей. Арендодатели - демы, фратрии и оргеоны - решали важнейшие социально-экономические вопросы полисной жизни. Как отмечают многие исследователи, дем представлял собой некую копию полиса в миниатюре [21. P. 265]. В связи с этим дему предоставлялись определенные права, которые продемонстрированы в документах об аренде, в которых дем выступает в качестве арендодателя. В первую очередь, это право, но в тоже время и важное обязательство - строго наказывать за злоупотребления, связанные с общественным имуществом, а тем более священным [16. P. 38]. Судя по данным арендных соглашений, администрация дема или фратрии получала право устанавливать условия соглашения, в которых четко прописывалась ответственность арендаторов за сохранность сданного в аренду имущества, а особенно земли. В начале каждого договора об аренде речь идет о том, что условия сделки составлены демом, а его управление выносит постановление (IG. II2. 2492. lin. 1-3; IG. II2. 2493. lin. 1-4; IG. II2. 2499, lin. 5-6). Эти условия предписано неукоснительно соблюдать обеим сторонам, как арендаторам, так и арендодателям, что подчеркивает справедливость составления подобного соглашения. Результаты. Исследование показало, что одно из основных прав арендодателей, которое указано в условиях арендного контракта - взимание в срок арендной платы и возможность предъявить санкции в отношении арендаторов в случае ее неуплаты. В надписи о сдаче в аренду темена оргеонов Эгрета сказано, что арендатор должен в срок вносить арендную плату. Если он не выполнит это условие, аренда будет считаться недействительной, а он будет лишен строительных материалов и потеряет право на дальнейшую сделку (IG. II2. 2499, lin. 30-35). В постановлении эксонейцев арендатору также предписано вносить арендную плату в определенный срок, в противном случае дем (арендодатель) получает право наложить взыскание не только на урожай должника, но и все его имущество (IG. II2. 2492, lin. 10-12). Известно, что арендная плата, как правило, была невелика, она составляла примерно от 10 до 200 драхм в год, и арендодатели могли быть даже не заинтересованы в ее постоянном получении. Однако компенсация за невы- плату в виде возможности приобрести какие-то строительные материалы или другое имущество, которое обязан был оставить арендатор, представляло для арендодателей определенную выгоду. Арендодатель также получал важное право передать земельный участок и другие виды имущества в новую аренду, т.е. выбор арендатора оставался важной прерогативой стороны, сдающей в аренду. Так, в арендном контракте эксонейцев говорится о возможности для дема передать земельный участок другому арендатору (IG. II2. 2492, lin. 30-31). В договоре о сдаче в аренду оргеонами Эгрета сказано, что, если арендатор не выполнит необходимые условия, то оргеоны могут сдать темен в новую аренду тому, кому пожелают (IG. II2. 2499, lin. 28-29). Арендодатели получали особые права, связанные с распоряжением имуществом. В договорах говорится о том, что в случае каких-либо беспорядков или разрушений, вызванных военными действиями или другими бедствиями, арендодатель имеет право на часть продукции (IG. II2. 2494, lin. 16-17). Такие предписания, по-видимому, были связаны с тем, что IV в. до н. э. был неспокойным в истории Древней Греции. Пелопоннесская война завершилась, но ее отзвуки продолжали давать о себе знать. На территории Аттики бесчинствовали вражеские отряды, происходили местные междоусобицы, что наносило ущерб разным сельскохозяйственным угодьям, в том числе и священным землям [2. C. 420-421]. В связи с этим арендодатели стремились к страхованию имущества, в первую очередь земель, находящихся в их распоряжении. Они заботились о том, чтобы темены не пострадали. Кроме того, гарантия в сохранности имущества заключалась в том, что демы, фратрии и оргеоны осуществляли право на получение некоторой прибыли со сдающихся в аренду земель, а также требовали выполнения различных хозяйственных работ от арендаторов. Так, в договоре об аренде имущества эксонейцев говорится, что арендодатели могут получить проценты от продажи выращенных на земле олив (IG. II2. 2492, lin. 47-48). Арендатору также было предписано не покидать земельный участок, пока не будет собран весь урожай (lin. 50). В договоре о сдаче в аренду темена Аполлона Ликейского (IG. II2. 2501) подробно излагаются права арендодателей в отношении выполнения арендатором земледельческих работ. Арендатору предписано вырастить деревья, при этом арендодатели требуют от него качественной посадки, поскольку сказано, чтобы выращенные растения были густыми оливами, смоковницами и плодовыми деревьями (lin. 10-14). Подобное предписание, по-видимому, было связано с тем, что в каждом конкретном случае арендодатели руководствовались практическими соображениями по уходу за землей. В договоре о сдаче в аренду темена Гермеса (IG. II2. 2493) арендатору предписано возделывать земельный участок попеременно, одну половину он должен засевать пшеницей и ячменем, другую - бобовыми, а на оставшейся части земли он вообще не должен ничего выращивать (lin. 6-9). При этом, как и в других надписях, в этом договоре сказано, что арендодатель требует от арендатора особого ухода за смоковницами (lin. 15-16). По-видимому, это было связано с осо- бым отношением к этой культуре, урожай которой приносил немалый доход, а само растение по традиции считалось священным [10. C. 31-33]. В договоре о сдаче в аренду земли оргеонов Эгрета арендатору Диогнету предписано также проводить ремонтные работы хозяйственных помещений, находящихся на данной территории. В частности, он должен побелить стены (IG. II2. 2499, lin. 8-10). Оргеоны Иатра в своем предписании арендатору Трасибулу оговаривают выполнение им строительных работ на земле, сданного в аренду участка (Pleket. № 43, lin 10-12). В случае если решение какого-либо вопроса становится затруднительным, арендодатели могут перейти к судебному разбирательству [17. P. 109]. В нашем распоряжении нет точных данных о проведении такого процесса, но можно сделать некоторые предположения, опираясь на материал надписей и сообщения Демосфена. Как отмечает Дж. Джоунс, суд проходил среди самих представителей гражданского коллектива, которые определяли санкции и систему их внедрения [18. P. 87]. Cкорее всего, жители дема были знакомы с условиями сделки, поскольку в каждом договоре предусмотрено выставление на всеобщее обозрение стелы с контрактом. Решение могло выноситься на обсуждение всего коллектива [9. C. 57]. При этом арендодатели были наделены не только правами, но и обязанностями. Каждая организация, выступавшая в качестве арендодателя, получала доход от проведения арендной сделки, но при этом сама отвечала за своевременное внесение чрезвычайных налогов, установленных полисом. После сицилийской компании времен Пелопоннесской войны, которая привела к кризису 413 г. до н. э., была введена двухпроцентная пошлина со сдачи в аренду земли и домов [5. C. 8]. Эту пошлину в процессе сдачи в аренду имущества уплачивали арендодатели. Принятый в то время в Афинах декрет о пошлинах устанавливал, что даже если объект аренды взят в залог, то уплачивает двухпроцентную пошлину арендодатель (SEG. X. № 100) [15. C. 237]. В договорах часто сказано об уплате участниками аренды чрезвычайного налога - эйсфоры [14. C. 184]. Первоначально этот налог взимался с частных лиц [3. C. 15]. В дальнейшем, как сообщает Аристотель (Ath. Pol. 60, 1), после 357 г. до н. э. эйсфора распространяется на филы и демы [8. C. 25]. В арендном договоре оргеонов (IG. II2. 2499. lin. 27-29) эйсфору должны вносить сами оргеоны святилища Эгрета. Арендодатель также выступает в качестве основного плательщика эйсфоры в договоре о сдаче в аренду священного участка, принадлежащего пирейцам (Agora. XV, lin. 6-9). Еще одно обязательство арендодателей состояло в том, что доходы от аренды поступали на проведение разных местных мероприятий, прежде всего на финансирование религиозных празднеств и церемоний. «Ареопагитик» Исократа (29-30) сообщает, что афиняне разделяли жертвоприношения на «отеческие» и «новые». И те, и другие финансировались из ренты теменов, при этом в качестве арендодателя указан сам архонт-басилевс, который должен был отвечать за организацию церемоний [22. P. 54-55]. В качестве тако го же ответственного за организацию религиозных мероприятий выступает сообщество Саламиниев, которое являлось весьма заметным арендодателем священных земель [19. P. 23; 20. P. 11]. В договоре о сдаче в аренду теменов Саламиниев сказано, что они предоставляют средства на организацию жертвоприношений в честь Посейдона, Афины Полиады, а также героя Тесея, дано описание их обязанностей - финансировать праздник Великих Панафиней [6; 7. С. 89-91] и Осхофорий (Greek Historical Inscriptions. 37). Религиозная ассоциация оргеонов также предоставляла средства, полученные от сдачи в аренду, на организацию различных празднеств и церемоний, проводимых в честь богов и героев. В надписи о сдаче в аренду темена Эгрета сказано, что оргеоны совершают жертвоприношения в честь героя (lin. 25-30). По-видимому, на эти жертвоприношения поступали средства от аренды священных земель, оргеоны строго следили за расходами, поскольку в тексте договора говорится о том, что необходимо сделать арендатору для устройства религиозных мероприятий: «Всякий раз, как оргеоны совершают жертвоприношения в течение месяца боэдромеона, Диогнет должен предоставить здание, где есть помещение для жертвоприношений, открытое и покрытое крышей» (lin. 35-38). Арендодатели (оргеоны) тщательно следят за всеми действиями арендатора, поскольку в случае, если арендатор не выполнит эти условия, аренда будет считаться недействительной (lin. 38-40). Таким образом, мы видим, что оргеоны старались обеспечить финансирование организации религиозных церемоний [4. C. 27]. При этом, как показывает содержание надписей, в некоторых случаях могли происходить злоупотребления, связанные с распределением финансовых средств (SEG. X. 24. Part. C). В связи с этим становится понятно, почему в договорах о сдаче в аренду храмовых земель арендодателям предписано строго следить за всеми растратами на территории священного участка. Так, в договоре о сдаче в аренду земли оргеонов Иатра арендодатели (оргеоны) обязывают арендатора Трасибула выполнять хозяйственные работы только выданным ему освященным инструментом (Pleket. 43. lin. 30). Можно предположить, что арендаторам выдавался какой-то специальный инструментарий, который был у храмовой администрации на специальном учете и это исключало какие-либо нарушения. В других договорах об аренде арендодатели также постоянно следят за тем, чтобы все строительные материалы были на месте, не происходило никаких непредвиденных расходов. В надписи о сдаче в аренду участка Гермеса (IG. II2. 2493) сказано, чтобы арендатор, уходя с участка, оставлял весь урожай, удобрения и кусты, а если погибнут смоковницы, он должен посадить их, не менее 10 ежегодно (lin. 25-30). Заключение. Таким образом, подводя итог, можно сделать некоторые выводы. Аренда священных земель строилась на основе определенных правовых норм, которые выражались в правах и обязанностях ее участников - арендаторов и арендодателей. Арендодатели как основные организаторы сделки имели определенные права, но при этом они несли ряд обязательств, связанных с уплатой налогов, а также финансированием различных мероприятий полиса. В целом содержание договоров об аренде теменов демонстрирует существование определенных правовых норм, действующих в отношении экономических сделок в Аттике в IV в. до н. э.
Об авторах
Елена Владимировна Булычева
Российский государственный гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bulychevalena@yandex.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории
Миусская пл., 6, Москва, Россия, 125993Список литературы
- Андреев В.Н. Аттическое общественное землевладение. II // Вестник древней истории. М.,1972. № 4. С. 7-19.
- Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб.: Наука, 2003.
- Булычева Е.В. Эйсфора - военный налог в мирное время (по данным договоров об аренде общественной земли в Аттике в IV в. до н. э. Вестник РГГУ. Серия. Исторические науки. Всеобщая история. М., 2014. № 13 (135). С. 15-23.
- Булычева Е.В. Экономическая деятельность оргеонов Аттики в IV в. до н. э. (по данным договоров об аренде и продаже земли // Вестник Литературного Института им. А.М. Горького. М., 2014. № 3. С. 24-33.
- Верещагин С.Г. Политика налогов в Древней Греции // Проблемы современной экономики. М., 2006. № 1 (17). С. 6-16.
- Гвоздева Т.Б. Малые Панафинеи // Перспективы модернизации России. Ценности истинные и мнимые: проблема выбора - от Добролюбова до наших дней. Н. Новгород, 2002. С. 144-149.
- Гвоздева Т.Б. Награды на Панафинейских играх (Перевод. Вступительная статья и комментарии) // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. М., 2013. № 3. С. 84-95.
- Глускина Л.М. Эйсфора в Афинах в IV в. до н. э. // Вестник древней истории. М., 1961. № 2. С. 23-38.
- Глускина Л.М. Аренда земли в Аттике в IV в. до н. э. // Вестник древней истории. М., 1968. № 4. С. 42-58.
- Дэвис Дж. Демократия и классическая Греция. М.: РОССТЕН, 2004.
- Кошеленко Г.А. Греческий полис и проблемы развития экономики // Античная Греция. М.: Наука, 1983. Т. 1.
- Кудрявцев О.В. Эллинские провинции Балканского полуострова во II в. до н. э. М.: Наука, 1954.
- Ленская В.С. Архонт-басилевс в Афинах // Вестник древней истории. М., 2001. № 4. С. 126-141.
- Меланченко И.В. Афинская демократия. М.: КРАФТ +, 2007.
- Яйленко В.П. Греческая колонизация. М.: Наука, 1982.
- Finley M. I. Land, debt and the man of property in classical Athens // Political Science Quartely, 1953. LXVIII. № 2.
- Jones A. H. The associations of the classical Athens. Oxford, 1991.
- Jones J. The law and legal theory of the Greeks. Cambridge, 1952.
- Lacey W.K. The family in Classical Greece. Ithaca, 1968.
- Littman R. I. Kinship in Athens // Ancient Society. Oxford, 1979. Vol. III. P. 10-31.
- Osborne R. The demos and the divisions in classical Athens // The Greek city from Homer to Alexander. Oxford, 1991. P. 245-270.
- Rosivach V.I. The system of public sacrifice in fourth century. Athens. Atlanta, 1994.