Экспериментальные исследования влияния характера нагрузок на напряженно-деформированное состояние подпорных стенок

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Подпорные стенки являются распространенными сооружениями, входящими в состав гидроузлов. Им присущи характерные особенности гидротехнических сооружений, такие как значительные габариты, низкий процент армирования (до 1,0 %), горизонтальные межблочные швы, обусловливающие их характер работы и напряженно-деформированное состояние. Основные нагрузки на тыловые грани подпорных стенок - это нагрузки от действия грунта засыпок. При этом характер их воздействия может оказаться различным. Неполный учет конструктивных особенностей и характера действия нагрузок при проектировании целого ряда подпорных стенок, находящихся в стадии длительной эксплуатации, вызвал необходимость усиления подпорных стенок. Один из способов усиления заключался в установке стержней арматуры в пробуренные наклонные отверстия, пересекающие строительные швы. Возникла необходимость изучения конструкций подпорных стенок при действии различных нагрузок, в том числе с учетом усиления наклонными стержнями. Цель экспериментальных исследований заключалась в изучении влияния переменной нагрузки на напряженно-деформированное состояние указанных конструкций, в том числе с учетом наклонной арматуры, установленной в зонах горизонтальных межблочных швов. При решении поставленных задач применялись проверенные экспериментальные методы исследований железобетонных конструкций гидротехнических сооружений. Результаты. Получены опытные данные исследования моделей подпорных стен, в том числе с усилением наклонной арматурой, при различном расположении равнодействующей нагрузки на тыловые грани моделей. Выполнено экспериментальное обоснование усиления железобетонных конструкций подпорных стенок наклонной арматурой, пересекающей горизонтальные строительные швы.

Полный текст

Введение Подпорные стенки являются распространенными сооружениями, входящими в состав гидроузлов [1-7]. Им присущи характерные особенности гидротехнических сооружений, такие как значительные габариты, низкие проценты армирования (до 1,0 %), горизонтальные межблочные швы. Перечисленные особенности обусловливают характер работы и напряженно-деформированное состояние подпорных стен. Основные нагрузки на тыловые грани подпорных стенок - это нагрузки от действия грунта засыпок. При этом характер их воздействия может оказаться различным. Не полный учет конструктивных особенностей и характера действия нагрузок при проектировании целого ряда подпорных стенок, находящихся в стадии длительной эксплуатации, вызвал необходимость усиления подпорных стенок [8-16]. Одним из способов усиления заключался в установке стержней арматуры в пробуренные наклонные отверстия, пересекающие строительные швы. Возникла необходимость изучения конструкций подпорных стенок при действии различных нагрузок, в том числе с учетом установки наклонных стержней. Таким образом, цель экспериментальных исследований заключалась в изучении влияния переменной нагрузки на напряженно-деформированное состояние указанных конструкций, в том числе с учетом наклонной арматуры, установленной в зонах горизонтальных межблочных швов. При проведении экспериментальных исследований был также использован зарубежный опыт проведения исследований напряженно-деформированного состояния подпорных стенок [17-25]. Материалы и методы При решении поставленных задач применялись проверенные экспериментальные методы исследований железобетонных конструкций гидротехнических сооружений. Экспериментальные исследования проводились на основе железобетонных моделей подпорных стенок, изготовленных в масштабе 1:12 низовых подпорных стенок водоприемника Загорской ГАЭС [8; 9; 14]. Основные габариты железобетонных моделей: высота 1,43 м, толщина 0,30 м, ширина в корневом сечении 0,33 м, ширина верха моделей 0,08 м. На высоте 0,14; 0,345; 0,708 м от корневого сечения устроены горизонтальные межблочные швы. Бетон моделей класса В25. У тыловой грани установлены три стержня диаметром 12 мм класса А-III, у лицевой грани - один стержень диаметром 12 мм класса А-III. Две модели М-1 и М-4 изготавливались без усиления, две модели М-2 и М-3 усиливались посредством наклонных хомутов Ø 10 мм класса А-III, размещенным по бокам модели под углом 15º к горизонтальному среднему шву. На первой стадии исследований (этапы 1 и 2) моделей М-1 (без усиления) и М-2 (усиленной наклонными стержнями) равнодействующая нагрузки прикладывалась на расстоянии 0,82 м от корневого сечения. На этапах 3 и 4 второй стадии исследований равнодействующая нагрузки прикладывалась к моделям М-3 и М-4 на расстоянии 0,645 м от корневого сечения. Конструкции моделей М-1, М-2, М-3, М-4 и схемы их испытаний представлены на рис. 1. Stage 3 Stage 4 Stage 2 Stage 1 Рис. 1. Конструкции моделей М-1, М-2, М-3, М-4 и схемы их испытаний [Figure 1. Designs of models M-1, M-2, M-3, M-4 and their test schemes] Результаты и обсуждение Результаты экспериментальных исследований модели железобетонной подпорной стенки без усиления при расположении нагрузки на расстоянии 82,0 см от корневого сечения На первом этапе проводились экспериментальные исследования модели подпорной стенки М-1 без усиления при расположении равнодействующей нагрузки на высоте 82,0 см от низа модели. Опытные данные сведены в табл. 1. Таблица 1 Результаты испытаний модели М-1 (Р = 62,4 кН) при нагрузке на верхней отметке [Table 1. Test results of the model M-1 (Р = 62,4 kN) at the load at the top mark] Раскрытие горизонтальных швов [Disclosure of the horizontal joints]: - верхний шов [upper joint] ср. [average] 0,16 мм [mm] - средний шов [middle joint] ср. [average] 0,39 мм [mm] - нижний шов [bottom joint] ср. [average] 0,365 мм [mm] Раскрытие наклонных трещин [The inclined cracks opening] № 3 - 0,5 мм [mm] № 4 - 0,4 мм [mm] № 6 - 0,8 мм [mm] Перемещение верха модели [Displacement of the top of the model] 20,37 мм [mm] Нагрузка, кН [Load, kN] Перемещение, мм [Displacement, mm] Нагрузка, кН [Load, kN] Ширина раскрытия, мм [Opening width, mm] Рис. 2. Величина горизонтальных смещений [Figure 2. The value of horizontal displacements] Рис. 3. Величина раскрытия верхнего шва [Figure 3. The value of the upper joint opening] Нагрузка, кН [Load, kN] Ширина раскрытия, мм [Opening width, mm] Нагрузка, кН [Load, kN] Ширина раскрытия, мм [Opening width, mm] Рис. 4. Величина раскрытия среднего шва [Figure 4. The value of the middle joint opening] Рис. 5. Величина раскрытия нижнего шва [Figure 5. The value of the lower joint opening] Трещина № 6 [Crack No. 6] Трещина № 4 [Crack No. 4] Трещина № 7 [Crack No. 7] Трещина № 6 [Crack No. 6] Трещина № 4 [Crack No. 4] Трещина № 3 [Crack No. 3] Нагрузка, кН [Load, kN] Ширина раскрытия, мм [Opening width, mm] Нагрузка, кН [Load, kN] Деформация, е×10-5 [Deformation, е×10-5] Рис. 6. Величина раскрытия наклонных трещин [Figure 6. The value of the inclined cracks opening] Рис. 7. Величина деформации наклонной арматуры модели М-2 [Figure 7. Deformation value of the model М-2 inclined reinforcement] Наибольшая нагрузка на модель М-1 на первом этапе равнялась 62,4 кН. При этом перемещение верха модели составило 20,37 мм. Среднее значение ширины раскрытия верхнего, среднего и нижнего горизонтальных межблочных швов составило 0,16; 0,39; 0,365 мм соответственно. Ширина раскрытия наиболее существенных наклонных трещин № 3, 4, 6 составила 0,5; 0,4; 0,8 мм соответственно. Опытные данные испытаний модели М-1 изображены в виде графиков (в сопоставлении с испытаниями модели М-2) на рис. 2-7. Результаты экспериментальных исследований модели железобетонной подпорной стенки, усиленной наклонными стержнями, при расположении нагрузки на расстоянии 82,0 см от низа модели На втором этапе изучалась конструкция модели М-2, в которой установлены два стержня Ø 10 мм класса А-III, размещенных по бокам модели под углом 15º к горизонтальному среднему шву при расположении нагрузки на расстоянии 82,0 см от корневого сечения. Опытные данные сведены в табл. 2. Таблица 2 Результаты испытаний модели М-2 (с усилением, Р = 66,56 кН) при нагрузке на верхней отметке [Table 2. Test results of the model M-2 (with amplification, Р = 66,56 kN) at the load at the top mark] Раскрытие горизонтальных швов [Disclosure of the horizontal joints]: - верхний шов [upper joint] ср. [average] 0,17 мм [mm] - средний шов [middle joint] ср. [average] 0,39 мм [mm] - нижний шов [bottom joint] ср. [average] 0,43 мм [mm] Раскрытие наклонных трещин [The inclined cracks opening] № 4 - 0,65 мм [mm] № 6 - 0,90 мм [mm] № 7 - 0,30 мм [mm] Относительная деформация наклонных стержней [The relative deformation of the inclined rods] 42,0×10-5 е. о. д. Перемещение верха модели [Displacement of the top of the model] 21,75 мм [mm] Наибольшая нагрузка на модель М-2 на втором этапе равнялась 66,56 кН. При этом перемещение верха модели составило 21,75 мм. Среднее значение ширины раскрытия верхнего, среднего и нижнего горизонтальных межблочных швов составило, 0,17; 0,39; 0,43 мм соответственно. Ширина раскрытия наиболее существенных наклонных трещин № 4, 6, 7 составила 0,65; 0,90; 0,3 мм соответственно. Величина относительного растяжения в боковой наклонной арматуре составила 42,0×10-5 при величине напряжений 84 МПа и усилий 9,49 кН. Опытные данные испытаний модели М-2 изображены в виде графиков (в сопоставлением с испытаниями модели М-1) на рис. 2-7. Сопоставление и анализ полученных опытных данных показали, что наличие стержней наклонной арматуры вызвало возрастание предельной нагрузки на 6,7 %, снижение горизонтальных смещений и величины раскрытия строительных швов и наклонных трещин. Также при нагрузке 62,4 кН горизонтальные смещения снизились на 1,5 %, величина раскрытия среднего шва - на 5,2 %, нижнего шва - на 6,5 %, величина раскрытия наклонных трещин: № 4 - на 33,3 %; № 6 - на 6,3 %; № 7 - на 20,0 %. Результаты экспериментальных исследований модели железобетонных подпорной стенки, усиленной наклонными стержнями, при расположении нагрузки на расстоянии 64,5 см от низа модели В рамках третьего этапа проводились экспериментальные исследования модели подпорной стенки М-3 (усиленной наклонными стержнями), к которой равнодействующая нагрузки приложена на высоте 64,5 см от низа модели. Опытные данные сведены в табл. 3. Таблица 3 Результаты испытаний модели М-3 (с усилением, Р = 83,2 кН) при нагрузке на нижней отметке [Table 3. Test results of the model M-3 (with amplification, Р = 83,2 kN) at the load at the bottom mark] Раскрытие горизонтальных швов [Disclosure of the horizontal joints]: - верхний шов [upper joint] ср. [average] 0,07 мм [mm] - средний шов [middle joint] ср. [average] 0,34 мм [mm] - нижний шов [bottom joint] ср. [average] 0,37 мм [mm] Раскрытие наклонных трещин [The inclined cracks opening] № 3 - 0,43 мм [mm] № 4 - 0,70 мм [mm] № 6 - 0,63 мм [mm] Относительная деформация наклонных стержней [The relative deformation of the inclined rods] 72,0×10-5 е.о.д. Перемещение верха модели [Displacement of the top of the model] 18,24 мм [mm] Нагрузка, кН [Load, kN] Перемещение верха, мм [Displacement of the top, mm] Нагрузка, кН [Load, kN] Ширина раскрытия, мм [Opening width, mm] Рис. 8. Величина горизонтальных смещений [Figure 8. The horizontal displacements value] Рис. 9. Величина раскрытия верхнего шва [Figure 9. The value of the upper joint opening] Нагрузка, кН [Load, kN] Ширина раскрытия, мм [Opening width, mm] Нагрузка, кН [Load, kN] Ширина раскрытия, мм [Opening width, mm] Рис. 10. Величина раскрытия среднего шва [Figure 10. The value of the middle joint opening] Рис. 11. Величина раскрытия нижнего шва [Figure 11. The value of the lower joint opening] Трещина № 6 [Crack No. 6] Трещина № 4 [Crack No. 4] Трещина № 3 [Crack No. 3] Трещина № 6 [Crack No. 6] Трещина № 4 [Crack No. 4] Трещина № 3 [Crack No. 3] Нагрузка, кН [Load, kN] Ширина раскрытия, мм [Opening width, mm] Нагрузка, кН [Load, kN] Деформация, е×10-5 [Deformation, е×10-5] Рис. 12. Величина раскрытия наклонных трещин [Figure 12. The value of the inclined cracks opening] Рис. 13. Величина деформации наклонной арматуры модели М-3 [Figure 13. Deformation value of the model М-3 inclined reinforcement] Наибольшая нагрузка на модель М-3 на третьем этапе равнялась 83,2 кН. При этом перемещение верха модели составило 18,24 мм. Среднее значение ширины раскрытия верхнего, среднего и нижнего горизонтальных межблочных швов составило 0,07; 0,34; 0,37 мм соответственно. Ширина раскрытия наиболее существенных наклонных трещин № 3, 4, 6 составила 0,43; 0,70; 0,63 мм соответственно. Величина относительного растяжения в боковой наклонной арматуре составила 72,0×10-5 при величине напряжений 144 МПа и усилий 16,27 кН. Опытные данные испытаний модели М-3 изображены в виде графиков (в сопоставлении с испытаниями модели М-4) на рис. 8-13. Результаты экспериментальных исследований модели железобетонной подпорной стенки без усиления при расположении нагрузки на расстоянии 64,5 см от низа модели В рамках третьего этапа проводились экспериментальные исследования модели подпорной стенки М-4 без усиления, к которой равнодействующая нагрузки приложена на высоте 64,5 см от низа модели. Опытные данные сведены в табл. 4. Таблица 4 Результаты испытаний модели М-4 (Р = 79,04 кН) при нагрузке на нижней отметке [Table 4. Test results of the model M-4 (Р = 79,04 kN) at the load at the bottom mark] Раскрытие горизонтальных швов [Disclosure of the horizontal joints]: - верхний шов [upper joint] ср. [average] 0,085 мм [mm] - средний шов [middle joint] ср. [average] 0,37 мм [mm] - нижний шов [bottom joint] ср. [average] 0,30 мм [mm] Раскрытие наклонных трещин [The inclined cracks opening] № 3 - 0,80 мм [mm] № 4 - 0,45 мм [mm] № 6 - 0,70 мм [mm] № 7 - 0,65 мм [mm] Перемещение верха модели [Displacement of the top of the model] 17,86 мм Наибольшая нагрузка на модель М-4 на четвертом этапе равнялась 79,04 кН. При этом перемещение верха модели составило 17,86 мм. Среднее значение ширины раскрытия верхнего, среднего и нижнего горизонтальных межблочных швов составило 0,085; 0,37; 0,30 мм соответственно. Ширина раскрытия наиболее существенных наклонных трещин № 3, 4, 6 составила 0,8; 0,45; 0,70 мм соответственно. Опытные данные испытаний модели М-2 изображены в виде графиков (в сопоставлении с испытаниями модели М-3) на рис. 8-12. Сопоставление и анализ полученных опытных данных показали, что наличие стержней наклонной арматуры вызвало возрастание предельной нагрузки на 5,3 %, снижение горизонтальных смещений и величины раскрытия строительных швов и наклонных трещин. Также при нагрузке 62,4 кН горизонтальные смещения снизились на 0,3 %, величина раскрытия среднего шва - на 11,1 %, нижнего шва - на 30,0 %, величина раскрытия наклонных трещин: № 4 - на 29,0 %; № 6 - на 8,5 %; № 7 - на 11,6 %. Заключение Установлено, что неполный учет конструктивных особенностей и характера действия нагрузок при проектировании целого ряда подпорных стенок, находящихся в стадии длительной эксплуатации, вызвал необходимость их усиления (в том числе вследствие недостаточного горизонтального армирования). При этом один из способов усиления заключался в установке стержней арматуры в пробуренные наклонные отверстия в зонах горизонтальных межблочных швов. Для исследования влияния различного характера действующих нагрузок, а также влияния усиления конструкций подпорных стенок слабонаклонными арматурными стержнями в зонах горизонтальных межблочных швов были изготовлены железобетонные модели низовых подпорных стенок водоприемника Загорской ГАЭС в масштабе 1:12. Были проведены экспериментальные исследования железобетонных моделей (без усиления и усиленных слабонаклонными арматурными стержнями), к которым равнодействующая нагрузки прикладывалась на расстояниях 0,57 и 0,45 высоты модели от корневого сечения. Анализ полученных опытных данных показал, что при положении равнодействующей нагрузки на расстоянии 0,57 высоты модели М-2 от корневого сечения наличие стержней наклонной арматуры вызвало возрастание предельной нагрузки на 6,7 %, снижение горизонтальных смещений на 1,5 % и величины раскрытия строительных швов (в среднем на 5,85 %) и наклонных трещин (в среднем на 19,9 %). А при положении равнодействующей нагрузки на расстоянии 0,45 высоты модели М-3 от корневого сечения наличие стержней наклонной арматуры вызвало возрастание предельной нагрузки на 5,3 %, снижение горизонтальных смещений на 0,3 % и величины раскрытия строительных швов (в среднем на 20,6 %) и наклонных трещин (в среднем на 16,4 %). Таким образом, экспериментально обоснована целесообразность усиления железобетонных конструкций подпорных стенок наклонными стержнями в зоне среднего горизонтального межблочного шва.

×

Об авторах

Федор Александрович Пащенко

АО «ПИиНИИ ВТ “Ленаэропроект”»

Автор, ответственный за переписку.
Email: lenair@lenair.ru

генеральный директор

Российская Федерация, 198095, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 122, лит. Б

Список литературы

  1. Рассказов Л.Н., Бестужева А.С., Малаханов В.В. и др. Гидротехнические сооружения (речные): в 2 ч. Ч. 2. М.: ЛитРес, 2016. 538 с.
  2. Волосухин В.А., Дыба В.П., Евтушенко С.И. Расчет и проектирование подпорных стен гидротехнических сооружений. М.: Издательство АСВ, 2015. 96 с.
  3. Ксенофонтова Т.К., Ню Фудун. Железобетонные подпорные стены, выбор расстояния между контрфорсами // Проблемы развития мелиорации и водного хозяйства и пути их решения. Ч. III. Безопасность гидротехнических сооружений: сб. материалов Международной научно-практической конференции. М.: МГУП, 2011. С. 106-111.
  4. Семенюк С.Д., Котов Ю.Н. Железобетонные подпорные стены // Вестник Белорусско-Российского университета. 2018. № 4 (61). С. 86-101.
  5. Рубин О.Д., Лисичкин С.Е., Нефедов А.В. и др. Расчетные исследования напряженно-деформированного состояния подпорной стенки первого яруса ЛВ-1 водоприемника Загорской ГАЭС, в том числе с учетом данных синхронных замеров при суточном изменении уровня верхнего аккумулирующего бассейна // Безопасность энергетических сооружений. 2013. Вып. 18. С. 38-50.
  6. Лисичкин С.Е., Рубин О.Д., Атабиев И.Ж., Мельникова Н.И. Расчетные исследования устойчивости и прочности подпорных стен первого яруса водоприемника Загорской ГАЭС // Природообустройство. 2012. № 2. C. 44-48.
  7. Рубин О.Д., Пономарев Д.И., Мельникова Н.И. Расчетные исследования напряженно-деформированного состояния подпорных стен первого яруса водоприемника Загорской ГАЭС // Природообустройство. 2011. № 5. C. 51-55.
  8. Серебрянников Н.И., Родионов В.Г., Кулешов А.П., Магрук В.И., Иванущенко В.С. Гидроаккумулирующие электростанции. Строительство и эксплуатация Загорской ГАЭС. М.: НЦ ЭНАС, 2000. 355 с.
  9. Синюгин В.Ю., Магрук В.И., Родионов В.Г. Гидроаккумулирующие электростанции в современной электроэнергетике. М.: НЦ ЭНАС, 2008. 352 с.
  10. Рубин О.Д., Ляпин О.Б., Ни В.Е. Усиление эксплуатируемых подпорных сооружений // Гидротехническое строительство. 1989. № 12. С. 42-45.
  11. Щербина В.И., Рубин О.Д., Ни В.Е. Эксплуатация, оценка состояния и разработка мероприятий по повышению надежности шлюзов канала имени Москвы. М.: Информэнерго, 1989. 56 с. (Гидроэлектростанции. Вып. 7).
  12. Рубин О.Д. Усиление стен шлюзов докового типа и контроль за эксплуатацией // Материалы конференций и совещаний по гидротехнике (ПРЕДСО-90). СПб.: Энерогоатомиздат, 1991. С. 73-75.
  13. Рубин О.Д., Баклыков И.В., Антонов А.С., Лисичкин С.Е., Фролов К.Е. Инструментальные и расчетные исследования низовых подпорных стен Загорской ГАЭС // Природообустройство. 2019. № 2. С. 80-88.
  14. Николаев В.Б., Гун С.Я., Лисичкин С.Е., Ляпин О.Б. Прочность железобетонных подпорных стенок // Гидротехническое строительство. 1988. № 10. С. 54-58.
  15. Лисичкин С.Е., Ляпин О.Б. Поперечное армирование массивных конструкций энергетических сооружений // Энергетическое строительство. 1989. № 11. С. 40-43.
  16. Рубин О.Д., Лисичкин С.Е., Пащенко Ф.А. Разработка методики расчета напряженного состояния в горизонтальных сечениях гидротехнических подпорных стен уголкового типа // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2019. Т. 15. № 5. С. 339-344.
  17. Kalateh-Ahapi K.M., Fahimi-Farzam M. Constructability optimal design of reinforced concrete retaining walls using a multi-objective genetic algorithm // Structural Engineering and mechanics. 2013. Vol. 47. No. 2. Pp. 227-245. https://doi.org/10.1007/s12205-018-2627-5
  18. Cauhan V.B., Dasaka S.M., Gade V.K. Investigation of failure of a rigid retaining wall with relief shelves // The 15th Asian Regional Conference on Soil Mechanics and Geotechnical Engineering. 2016. Pp. 2492-2497. https://doi.org/10.3208/jgssp.TC302-02
  19. Garg K.G. Retaining wall with reinforced backfill - a case study // Geotextiles and Geomembranes. 1998. Nо. 16. Pp. 135-149. https://doi.org/10.1016/S0266-1144(98)00003-X
  20. Ertugrul O.L., Trandafir A.C. Reduction of lateral earth forces acting on rigid non-yielding retaining walls by EPS geofoam inclusions // J. Mater. Civil Eng. 2011. No. 23 (12). Pp. 1711-1718. https://doi.org/10.1061/(Asce)Mt.1943-5533.0000348
  21. Abhishek S.V., Tarachand V., Satyanarayana Reddy C.N.V. Case study of failure of retaining wall at Dwarakanagar, Visakhapatnam // Proceedings of the 48th Indian Geotechnical Conference. 2013. Paper No. 286.
  22. Chauhan V.B., Dasaka S.M. Behaviour of rigid retaining wall with relief shelves with cohesive backfill // Jap. Geot. Society. 2016. Pp. 103-110.
  23. Evans E.P., Hughes B.P. Shrinkage and thermal cracking in a reinforced concrete retaining wall. ICE Publishing, 2016. Pp. 111-125.
  24. Babu G.L.S., Raja P., Rao P.R. Forensic analysis of failure of retaining wall // Jap. Geot. Society. 2016. Pp. 2514-2519. https://doi.org/10.3208/jgssp.TC302-08
  25. Hamderi M., Guler E., Raouf A. An Investigation on the Formation of Cracks at the Corner Turns of the Modular Block Earth Walls // International Journal of Civil Engineering. 2019. Vol. 17. Pp. 219-230. https://doi.org/10.1007/s40999-017-0216-5

© Пащенко Ф.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах