Применение механики пластин для оценки эффективности упрочняющей дробеструйной обработки
- Авторы: Колмогоров Г.Л.1, Высотин А.С.1
-
Учреждения:
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Выпуск: Том 14, № 6 (2018)
- Страницы: 475-480
- Раздел: Расчет и проектирование строительных конструкций
- URL: https://journals.rudn.ru/structural-mechanics/article/view/20425
- DOI: https://doi.org/10.22363/1815-5235-2018-14-6-475-480
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В работе рассмотрена современная ситуация в области поверхностного пластического деформирования, а именно упрочнение деталей машиностроения дробеструйной обработкой. Поскольку современное машиностроение использует улучшенные технологические способы и методы преобразования материала деталей в состояние, отвечающее нормам эксплуатации изделий, в отечественной и зарубежной литературе предлагается множество способов оценки влияния эксплуатационных условий на ресурс детали. Однако фундаментальная основополагающая теория этой области еще не создана. В статье описана сущность процесса поверхностного пластического деформирования. Рассмотрены виды и преимущества дробеструйной обработки. У многих читателей может возникнуть вопрос: возможно ли, сняв слой коррозии, укрепить поверхностный слой обрабатываемой детали? Метод дробеструйной обработки хорошо справляется с разноплановыми задачами, позволяя обрабатывать детали сложной геометрии, а также детали с труднодоступными местами. Качество обработки позволяет наносить на поверхность детали любое покрытие без дополнительной подготовки и обезжиривания. Цели. Одной из проблем является сложность определения уровня остаточных напряжений, формируемых в процессе дробеструйной обработки. Значимость проблемы заключается в том, что в настоящее время нет точной методики определения остаточных напряжений после дробеструйного упрочнения. Цель данного исследования - оценить эффективность дробеструйного упрочнения, т.е. определить уровень остаточных напряжений, формируемых в процессе дробеструйной обработки. Задача состоит в том, чтобы вычислить остаточные напряжения при дробеструйной обработке путем измерения деформации контрольной пластины (образца-свидетеля), полученной при одностороннем наклепе в течение определенного периода времени. Методы. После обработки определяется стрела прогиба контрольной пластины. По стреле прогиба вычисляются остаточные напряжения в пластине. Для этого используют метод Н.Н. Давиденкова, согласно которому из контрольной пластины вырезают полоску и травлением производят последовательное снятие слоев. При снятии слоев полоска меняет геометрию за счет изменения напряженного состояния, что позволяет с использованием соответствующих соотношений установить распределение остаточных напряжений пластины. Задачей предлагаемой методики является упрощение способа, снижение трудоемкости вычисления распределения остаточных напряжений по толщине контрольной пластинки, повышение точности определения остаточных напряжений при дробеструйном упрочнении. Выводы. На основании положений механики пластин рассмотрено деформированное состояние контрольной пластины при дробеструйной обработке. В итоге получена аналитическая зависимость, позволяющая оценить остаточные напряжения в контрольной пластине после дробеструйной обработки.
Полный текст
Введение Одна из актуальных проблем промышленного производства на сегодняшний день - повышение прочности деталей и конструкций, которые активно подвергаются износу. Один из эффективных способов решения такой проблемы - упрочнение методами поверхностного пластического деформирования. В настоящее время разработано и нашло широкое применение в авиационном двигателестроении достаточное количество различных методов поверхностного пластического деформирования, обеспечивающих упрочнение практически всей номенклатуры деталей двигателей [1-3]. Научные методы и подходы по оценке эффективности упрочняющей обработки, а также по оценке долговечности деталей и конструкций часто совершенствуются. Одной из главных задач современного машиностроения является повышение ресурса используемых деталей. Однако методы оценки напряженнодеформированного состояния дают лишь общее представление об области начала разрушения. Уже не раз научно доказано, что после упрочнения методом поверхностного пластического деформирования в поверхностном слое образуются остаточные напряжения, которые являются причиной появления сопротивления усталости деталей [4]. Из этого следует, что появление растягивающих напряжений в процессе эксплуатации детали чаще всего может привести к тому, что понижается предел выносливости детали, и, соответственно, к ее разрушению. В ходе обзора отечественной и зарубежной литературы выявлено, что большинство работ посвящается анализу разрушения деталей. Во многих работах представлены различные способы оценки влияния эксплуатационных условий на ресурс детали, также предлагаются методы по определению зон развития усталостных трещин [5-7]. Поверхностное пластическое деформирование - это направление технологии увеличения сопротивления усталости деталей, активно используемое в различных сферах авиации и машиностроения. Существует несколько способов обработки поверхностным пластическим деформированием: 1. Дробеструйный метод, при котором в качестве рабочих тел используют стальные шары или дробь, а источник кинетической энергии - струя сжатого воздуха. 2. Дробеметный метод, при котором в качестве рабочих тел используют стальные шары или дробь, источником кинетической энергии служит вращение ротора дробемета. 3. Пневмогидродробеструйный метод, при котором в качестве рабочих тел используют стальные шары и дробь, источником кинетической энергии является струя газа с жидкостью. 4. Гидродробеструйный метод, при котором в качестве рабочих тел используют стальные шары или дробь, источник кинетической энергии - струя жидкости [8]. Из всех способов обработки поверхностным пластическим деформированием наиболее эффективным считается дробеструйный метод. Это один из самых распространенных методов поверхностного пластического деформирования, применяемых для повышения сопротивления усталости деталей, работающих в условиях циклического нагружения. Также это простой и высокопроизводительный способ, позволяющий сократить цикл ремонта, понизить себестоимость, увеличить межремонтный ресурс. Иными словами, дробеструйное упрочнение - это технологический прием механической обработки, который получил широкое применение в авиастроении благодаря простоте использования и эффективности полученных результатов. Основные преимущества обработки деталей дробью: · однородность обработки деталей; · повышение предела усталости обрабатываемого материала; · обеспечение требуемого качества поверхности; · возможность обработки изделий сложной геометрии. Дробеструйная обработка обеспечивает повышение прочностных характеристик деталей за счет формирования благоприятных остаточных напряжений. Она помогает сократить большое количество трещин и истонченных участков на поверхности деталей, которые испытывают повышенные рабочие нагрузки. Подобные результаты достигаются благодаря тому, что в процессе воздействия дроби на обрабатываемую поверхность совершаются интенсивные множественные удары дроби по поверхности материала детали. Отсюда возникновение остаточных напряжений сжатия на внешнем слое обрабатываемой детали. Затем происходит уравновешивание напряжения на растяжение, которое испытывает деталь при эксплуатации. В связи с этим необходимо оценить влияние остаточных напряжений на сопротивление усталости деталей. К недостаткам способа следует отнести сложность реализации способа замера остаточных напряжений при дробеструйном упрочнении деталей, трудоемкость и низкую точность определения остаточных напряжений. Кроме того, при стравливании слоев материала детали происходит перераспределение остаточных напряжений, что также снижает точность их определения. На первый взгляд кажется, что исследователи с легкостью добиваются повышения выносливости ответственных деталей. Однако следует учесть, что существует множество эмпирических методик назначения режимов дробеструйной обработки. Недостатком их всех является то, что каждая из них ограничена условиями эксперимента, при котором она создана. Если меняются условия эксперимента, то сразу появляется необходимость повторять эксперимент для создания новых методик [9]. Именно поэтому активно предпринимаются попытки разработки и внедрения определенной методики, позволяющей минимизировать экспериментальные исследования, которые основаны на обработке образцов с целью отладки процесса или оптимизации режимов дробеструйной обработки. Цели Методы В предлагаемой методике на основании положений механики пластин получено аналитическое выражение связи прогиба контрольной пластины с действующими остаточными напряжениями после дробеструйной обработки. Дифференциальное уравнение изгиба контрольной пластины определяется дифференциальным уравнением изгиба прямоугольной пластины [13] Главная проблема назначения режимов дробеструйной обработки - это отсутствие зависимостей, д4U> дх4 +2 д4U> + д4U> = р, (1) определяющих энергию, которую поглощает мадх2ду2 ду4 D териал в процессе обработки. Пример эмпиричегде ω(х, у) - функция прогиба; p - поперечная 3 ского решения этой проблемы - метод Almen stips, названный в честь его создателя [10]. Методом Alнагрузка; D = Eh 12(1-µ2) · цилиндрическая жесткость men stips пользуются многие современные предприятия. Его используют для замера и контроля процесса дробеструйного упрочнения и наклепа. На сегодняшний день метод Almen stips - один из основных и общепринятых процессов измерения для контрольного замера интенсивности упрочнения поверхности после обработки дробью. Метод контрольной пластины; E - модуль упругости материала контрольной пластины; μ - коэффициент Пуассона материала пластины; h - толщина контрольной пластины. В случае прогиба пластины остаточными напряжениями после дробеструйной обработки в 4 уравнении (1) р = 0 и уравнение принимает вид предоставляет достоверную картину упрочнения д4U> +2 д4U> + д U> = 0. (2) и наклепа поверхностного слоя, что в свою очередь дх4 дх2ду2 ду4 позволяет привести процесс обработки поверхности дробью в соответствие с заданными характеристиками необходимой величины упрочнения [11]. Целью данного исследования является оценка эффективности дробеструйного упрочнения, т.е. Контрольная пластина в процессе дробеструйной обработки свободно опирается по контуру, при этом функция прогибов, формирующихся в процессе дробеструйной обработки, имеет вид [6] пх пу определение уровня остаточных напряжений, формируемых в процессе дробеструйной обработки. Задача состоит в том, чтобы определить остаточные напряжения при дробеструйной обработке путем измерения деформации контрольной пластины (образца-свидетеля), полученной при одностороннем наклепе в течение конкретного периода времени. После обработки вычисляют стрелу прогиба контрольной пластины. По стреле прогиба устанавливают остаточные напряжения в пластине. Для этого используют метод Н.Н. Давиденкова [12], со- ω(х, у) = ωО sin а sin Ь , (3) где а, Ь - размеры контрольной пластины в плане; ωО - стрела прогиба, соответствующая прогибу центральной части пластины. Функция (3) соответствует упругому деформированному состоянию от остаточных напряжений, сформированных в процессе дробеструйной обработки. При изгибе в сечениях контрольной пластины действуют изгибающие моменты [6] гласно которому из контрольной пластины выред2U> д2U> зают полоску и травлением производят последовательное снятие слоев. При снятии слоев полоска ду2 Мх = -D (дх2 + μ ), д2U> д2U> меняет геометрию за счет изменения напряженного состояния, что позволяет с использованием соответствующих соотношений определить распределение остаточных напряжений пластины. Задачей предлагаемой методики является уп- Му = -D (ду2 +μ дх2 ). (4) В экспериментах по дробеструйной обработке обычно применяют квадратные пластины (а = Ь), поэтому соотношения (4) будут идентичны рощение способа, снижение трудоемкости выявлед2U> д2U> ния распределения остаточных напряжений по толду Мх = Му = -D (дх2 + μ 2 ) = щине контрольной пластинки, повышение точности 2 д2U> определения остаточных напряжений при дробеструйном упрочнении. = -D (д U> + μ ду2 дх2 ), (5) или после подстановки соотношения (3) при Список литературы х = а ,у = 2 Ь для квадратной пластины получим 2 1 1. Кузнецов Н.Д., Цейтлин В.И., Волков В.И. Технологические методы повышения надежности деталей а2 Мх = Му = ωОπ2 D (1 + μ). (6) машин: справочник. М.: Машиностроение, 1993. 304 с. При изгибе пластины от остаточных напряжений 2. Кирпичев В.А., Букатый А.С., Чирков А.В. Прогнозирование сопротивления усталости поверхностно max 6Мх max 6Му σх = h2 , σу = h2 . (7) упрочненных гладких деталей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. Из выражений (6) и (7) получим значения максимальных остаточных напряжений в контрольной пластине, соответствующих центру контрольной пластины 2012. № 3 (23). С. 102-109. 3. Евстигнеев М.И., Подзей А.В., Сулима А.М. Технология производства двигателей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1982. 263 с. 4. Павлов В.Ф. О связи остаточных напряжений и осm осm 1 Eh п2 σх = σу = ω ∙ . (8) О 2 1-µ2 а2 Выводы предела выносливости при изгибе в условиях концен- На основании положений механики пластин предложена методика определения остаточных напряжений, формируемых в процессе дробеструйной обработки контрольной пластины. При известном значении стрелы прогиба ωО с помощью соотношения (8) определяются остаточные напряgeometrically restricted finite element simulation techniques for camless engines // International Conference of Advance Research and Innovation (ICARI-2014). 2014. Pp. 56-68. 6. Ma Xingguo, You Xiaomei, Wen Bangchun. Multybody dynamics simulation on flexible crankshaft system // 12th IFToMM World Congress, 2007, June 18-21, Besanх жения σmax у и σmax в центре контрольной пластиcon, France. ны, что позволяет выбрать технологические параметры дробеструйной обработки. Это имеет важное значение для повышения усталости деталей машиностроения, развития и преобразования методов анализа конструкций машиностроения в условия воздействия технологических факторов и различных эксплуатационных нагрузок. Также можно сделать вывод, что наибольшее значение при повышении эффективности ремонта деталей авиационных двигателей имеет увеличение послеремонтного ресурса деталей за счет упрочняющей обработки. В результате проведенного исследования мы можем сделать вывод, что, несмотря на многолетнюю практику изучения процесса поверхностного пластического деформирования дробеструйной обработкой, в этой области не сформирована фундаментальная теоретическая база. Поэтому отсутствует определенная методика оптимального выбора метода упрочняющей обработки для получения требуемой шероховатости поверхностного слоя и усталостной прочности деталей машиностроения.
Об авторах
Герман Леонидович Колмогоров
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dpm@pstu.ru
доктор технических наук, профессор кафедры динамики и прочности машин
Российская Федерация, 614990, Пермь, Комсомольский проспект, 29Александр Сергеевич Высотин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Email: dpm@pstu.ru
аспирант кафедры динамики и прочности машин
Российская Федерация, 614990, Пермь, Комсомольский проспект, 29Список литературы
- Кузнецов Н.Д., Цейтлин В.И., Волков В.И. Технологические методы повышения надежности деталей машин: справочник. М.: Машиностроение, 1993. 304 с.
- Кирпичев В.А., Букатый А.С., Чирков А.В. Прогнозирование сопротивления усталости поверхностно упрочненных гладких деталей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2012. № 3 (23). С. 102-109.
- Евстигнеев М.И., Подзей А.В., Сулима А.М. Технология производства двигателей летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1982. 263 с.
- Павлов В.Ф. О связи остаточных напряжений и предела выносливости при изгибе в условиях концентрации напряжений // Известия вузов. Машиностроение. 1986. № 8. С. 29-32.
- Kanwar J.S.G., Pali R., Subhash C., Bharaj R.S. Durability analysis of lightweight crankshafts design. Using geometrically restricted finite element simulation techniques for camless engines // International Conference of Advance Research and Innovation (ICARI-2014). 2014. Pp. 56-68.
- Ma Xingguo, You Xiaomei, Wen Bangchun. Multybody dynamics simulation on flexible crankshaft system // 12th IFToMM World Congress, 2007, June 18-21, Besancon, France.
- Махалов М.С. Расчетные модели остаточных напряжений поверхностного слоя после упрочнения способами поверхностного пластического деформирования // Обработка металлов (технология, оборудование, инструменты). 2012. № 3. С. 110-115.
- Сулима А.М., Шулов В.А., Ягодкин Ю.Д. Поверхностный слой и эксплуатационные свойства деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. 240 с.
- Рыбаков Г.М. Фундаментальные основы управления качеством дробеструйной обработки деталей машиностроения. Сообщение 3. Разработка «предсказывающей функции» // Известия вузов. Машиностроение. 2006. № 3. С. 47-52.
- Almen J.O. Peening surfaces improve endurance of machine parts // Metal Progress. 1943. No 2. Pp. 209-217.
- Пластины Альмена. Оборудование для антикоррозионных работ. URL: http://blastservis.ru/kat/kabinydrobestruynye/kabiny-naklep-i-uprochnenie/almen-strips (дата обращения: 20.10.2018).
- Биргер И.А. Остаточные напряжения. М.: МАШГИЗ, 1963. 232 с.
- Тимошенко С.П., Войновский-Кригер С. Пластинки и оболочки. М.: Наука, 1966. 635 с.