№ 1 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 15
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/380
Статьи
Понятие «альтруизм» в социологии: от классических концепций к практическому забвению
Аннотация
В статье представлен историко-теоретический анализ основных концепций альтруизма, характерных для классической социологической традиции. Проблематика альтруизма и морали занимала центральное место в теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля, имея ключевое значение для их социально-онтологических воззрений. Тем не менее, сегодня данная проблематика фактически обрела в социологии статус маргинальной, поскольку социологи практически перестали использовать термин «альтруизм», изобретенный «крестным отцом» социологии О. Контом, в своих теориях и объяснительных моделях, в то время как исследования альтруизма и альтруистического поведения (и - шире - морали) постепенно «перекочевали» в смежные с социологией социальные и поведенческих науки, которые достигли значительных успехов в изучении данного явления. В качестве возможной причины сложившейся ситуации автор рассматривает доминантное положение системной теории Т. Парсонса; кроме того, в статье в критическом ключе анализируется концепция «креативного альтруизма», предложенная П. Сорокиным. Противоречие между ключевым характером проблемы альтруизма в концепциях классиков социологии и практически полным отсутствием внимания к ней среди современных социологов акцентируется в статье в контексте «возрождающейся» социологии морали.