Том 18, № 2 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/1068
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-2
Весь выпуск
Вопросы истории, теории и методологии
Становление нелинейного знания: новые риски, уязвимости и надежды
Аннотация
Сетевая теория «периферийных революций» Джеффа Гудвина
Аннотация
Предмет статьи - синтетическая теория революции Джеффа Гудвина, претендующая на то, чтобы стать теорией революции четвертого поколения, а также особенности ее применения в рамках сравнительно-исторического исследовании периферийных революций «короткого двадцатого века». Первая часть статьи показывает истоки новаторского теоретико-методологического синтеза Дж. Гудвина: возможности и ограничения различных структурных теорий государства, а также сетевого анализа. Синтез государственно-конструктивистского подхода и сетевой модели структурного конструктивизма позволяет, с одной стороны, избежать ошибок предшествующих поколений теорий революции, связанных в основном с их неспособностью учесть каузальный вклад культурных и агентных детерминант, а, с другой, защищает от противоположных ошибок эссенциализма, культурного детерминизма, волюнтаризма и т.д. Вторая часть статьи описывает использование теоретической модели для анализа волн периферийных рефолюций в Юго-Восточной Азии в 1945- 1955-е годы, в Центральной Америке в 1970-1980-е годы и в Восточной Европе в 1989 году. Росту революционных движений способствуют бюрократические, патримониальные и эксклюзивные режимы со слабой инфраструктурной властью, но свергают чаще всего патримониальные. Политическое угнетение и насилие больше способствуют солидарности периферийных революционеров, чем социально-экономические факторы, например, бедность. В заключении представлены выводы Гудвина о будущем революций и теорий революций. В XXI веке мир увидит меньше революций и больше движений за глобальную справедливость. В социологии революции наблюдается все меньше попыток создания общей теории революции и все большая специализация в изучении отдельных революций и их типов на основе синтетической структурно-культурной методологии.
Репрезентация власти в городском пространстве: концепция Йорана Терборна
Аннотация
В статье рассматривается концепция шведского социолога Йорана Терборна, отражающая взаимосвязь политического контекста и трансформации городского пространства. На материале работ Й. Терборна представлены основные элементы этой концепции, выявлены и описаны сходства и различия ее с предлагаемыми другими авторами моделями развития городского пространства в XX-XXI веках. Подход, предлагаемый Терборном, рассматривается в контексте основных урбанистических идей второй половины XX - начала XXI веков, что позволяет лучше понять значение его взглядов для этого направления современной социологии и продемонстрировать специфику данного подхода. Особое внимание уделено вопросам влияния политических акторов различных уровней - национального и глобального - на облик современных городов, рассматриваются характерные формы репрезентации этими акторами своего присутствия в городском пространстве. Одним из главных объектов рассмотрения для Терборна выступают столичные города, являющиеся наиболее ярким выражением политических трансформаций, что продемонстрировано с привлечением обширного исторического материала. Отдельным предметом анализа становятся перспективные тенденции развития городского пространства с учетом возрастания роли глобальных акторов (например, глобальных корпораций) и снижения возможностей национальных государств. Автор стремится продемонстрировать эвристический потенциал идей Терборна для современной урбанистики, поскольку предлагаемый им подход позволяет рассмотреть города как «точки соприкосновения» политического, социального и физического пространств, чью конфигурацию определяют в первую очередь политические, а не экономические акторы. Тем самым Терборн расширяет аналитические возможности современных исследователей городской проблематики, позволяя им преодолеть определенный дисбаланс, связанный с преобладанием экономических факторов в объяснительных моделях развития современных городов. Несмотря на то, что городская тема является одной из центральных для Терборна, до настоящего времени основные работы по ней, за редким исключением, не были переведены на русский язык. Статья является попыткой заполнить эту концептуальную брешь, представив системное изложение основных взглядов Терборна на ключевые факторы развития современных городов.
Густав Стеффен как социолог и политик
Аннотация
Целью статьи является проведение комплексного анализа научного и публицистического наследия шведского социолога Густава Стеффена, его научной и общественно-политической деятельности в контексте шведской и общеевропейской истории рубежа XIX-XX веков. Материалами для статьи послужили научные и публицистические работы Г. Стеффена, отзывы современников на его труды, материалы прессы и ряд официальных актов шведского парламента (риксдага), депутатом которого он был. Методология Стеффена в разные периоды его творчества вобрала в себя элементы марксизма, «элитистских» идей Ницше, традиции немецкой социологической школы М. Вебера и Г. Зиммеля, а также «интуитивной философии» А. Бергсона. В целом социологию Стеффена следует считать тяготеющей к теоретическому макроанализу социума в его историческом развитии. Несмотря на то, что Стеффен стал первым профессором социологии в шведской истории (1902), ему не удалось создать собственную научную школу. С его смертью в 1929 году развитие социологии в Швеции прервалось почти на двадцать лет. Лишь после Второй мировой войны сформировалась школа Т. Сегерштедта (младшего), опиравшаяся по большей части на американскую традицию. Во многом причиной научной изоляции Стеффена стала его твердая прогерманская позиция в годы Первой мировой войны. Примыкая к лагерю «активистов», он стремился втянуть Швецию в войну на немецкой стороне, но потерпел неудачу и фактически завершил политическую карьеру в начале 1920-х годов. Есть ряд черт, которые современная шведская социологическая традиция унаследовала от Стеффена - «бергсонизм», следствием которого стало внимание к социальным обстоятельствам жизни отдельного человека, принципиальная «историоцентричность» и междисциплинарность. Все это позволяет считать Стеффена подлинным пионером социологии в Швеции, многие идеи которого сохраняют свою актуальность по сей день.
Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
Интеркультурализм: постмультикультуральный дискурс социальной интеграции
Аннотация
«Большая Европа» или «Большая Евразия»? В поиске новых идей для евразийской интеграции
Аннотация
Некоторые последствия изменений в распределении населе-ния мира: насколько глобализированным останется мир?
Аннотация
Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (часть 2)
Аннотация
Статья представляет собой вторую часть заключительной публикации по результатам трехлетнего исследовательского проекта, который реализовывался сотрудниками кафедры социологии Российского университета дружбы народов совместно с зарубежными коллегами в целях сопоставительного анализа мировоззренческих приоритетов современной студенческой молодежи. В первой части авторы сосредоточились на обозначении акцентов в ценностях студентов трех стран в сопоставительном контексте. Во второй части авторы продолжают характеризовать ценностную сферу молодых поколений постсоциалистических стран, однако опираясь на эмпирические данные, собранные посредством другого опросного инструментария - посвященного страхам, надеждам и опасениям. Несмотря на активную проработку проблематики катастрофического/кризисного сознания в последние десятилетия и институционализацию социальных страхов как предмета социологического анализа, тематики ценностей и массовых страхов редко взаимоувязываются в эмпирических исследованиях, хотя реальные и «нормальные» страхи (тотальные и рутинизированные в «обществе риска» в терминологии У. Бека) выступают ключевым индикатором ценностных ориентаций, даже если не актуализированы, но презентуются в качестве таковых средствами массовой информации. Серьезные модификации исходного инструментария в чешском и казахстанском опросах ограничили масштаб обобщений данных, но позволили выявить и сопоставить смысложизненные приоритеты и ключевые страхи студентов (в сфере трудоустройства, доходов, личной жизни, здоровья, учебы), общий уровень тревожности молодежи, предпочитаемые стратегии преодоления дискомфортных ситуаций и факторы, обусловливающие состояние тревоги. Полученные данные свидетельствуют, что (а) социальное самочувствие студенческой молодежи весьма амбивалентно во всех трех странах; (б) опасения и надежды российской молодежи схожи скорее с казахстанскими, чем с чешскими сверстниками; (в) оценки чешского студенчества демонстрируют б о льшую определенность и консолидированность молодежного самосознания, а также, по ряду вопросов, тот стереотипный индивидуализм, о котором часто говорят, сравнивая российское «традиционное» общество с западным.
Динамика виктимизации населения России: социологическая оценка
Аннотация
Сегодня в России принимаются серьезные меры для снижения виктимизации, однако в большинстве своем они основаны на анализе лишь официальных источников, что существенно снижает эффективность борьбы с преступностью. Цель представленного в статье исследования - обозначить виктимологические тенденции в России за период 2009-2015 годов. Эмпирической базой работы выступили результаты мониторинга уровня безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, проведенного по заказу Министерства внутренних дел. В 2014-2015 годы мониторинг проводился на базе Российского государственного социального университета. Эмпирическая информация была собрана методом стандартизированного личного интервью по месту жительства респондентов в 85 субъектах Российской Федерации: опрашивалось взрослое население в возрасте старше 18 лет по модели общероссийской комбинированной трехступенчатой выборки домохозяйств. Было опрошено 48 800 респондентов - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по месту регистрации на момент проведения опроса и репрезентирующих взрослое население России по показателям пола, возраста и места жительства (город-село) как для каждого субъекта, так и для Российской Федерации в целом. В статье обозначен уровень виктимизации граждан и структура преступных посягательств, приведен рейтинг распространенности преступных посягательств и динамика обращений граждан, подвергавшихся преступным посягательствам, в органы внутренних дел; вскрыты причины необращения в полицию; рассмотрены показатели обеспокоенности граждан преступными посягательствами на жизнь, здоровье и имущество; представлена динамика криминогенных страхов и социальный портрет жертвы преступных посягательств. Результаты исследования показали значительный рост доли преступлений с применением компьютерных технологий, который практически не отражен в официальных сводках. Основными направлениями предупреждения преступности должно стать совершенствование механизмов ресоциализации потерпевших, снижения виктимности потенциальных жертв, предотвращения рецидивной виктимизации и восстановления социальной справедливости.
Современное девиантное поведение и отношение молодежи к его проявлениям
Аннотация
В статье рассматривается отношение школьной молодежи к разным видам девиантного поведения (употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению) по результатам крупномасштабного лонгитюдного исследования, проводимого под руководством автором с 1998 года по настоящее время в двенадцати российских регионах: Астрахани и Астраханской области, Грозном, Иваново, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Москве, Назрани, Нальчике, Пскове и Ставрополе. Исследование не имеет аналогов в нашей стране и за рубежом, будучи частью международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» («Мост между Западом и Востоком») и программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации» (автор является создателем и руководителем проекта и программы), в рамках которых в течение тридцати лет проводится мониторинг в школах с полиэтничным составом учащихся. В цели многолетнего мониторинга входит оценка того, как идет формирование ценностей, взглядов и самосознания молодежи в разных регионах Российской Федерации, каков уровень правовой культуры и законопослушания школьников, какова протестная активность и потенциал молодых людей, каким образом можно оказывать соответствующее и своевременное педагогическое воздействие на школьную молодежь для профилактики девиантного поведения и противоправных действий. Результаты опросов, проведенных в рамках программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации» сопоставляются с наработками отечественных и зарубежных исследователей и прошли апробацию на крупных международных научных форумах: на Всемирном Конгрессе политической науки в Берлине (1994), Всемирном Социологическом конгрессе в Монреале (1998), Российских социологических конгрессах (2000, 2008), Гуманитарном форуме «Молодое поколение - жизнь без границ» (2011), Международном Форуме ЮНЕСКО «Диалог как путь к пониманию» (2013), в Неделе науки и образования в интересах мира и развития (2017).