(Свое)временность современного искусства: эстетические практики эпохи модерна и их теоретические описания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлена характеристика некоторых особенностей «модернистского» (в специально-эстетическом смысле) искусства как комплексного социокультурного феномена. Эстетические практики, определяющие черты указанного этапа в развитии искусства, рассматриваются в контексте широкого спектра влияний и тенденций, образующих своеобразие «эпохи модерна» (в социологическом смысле) и ее общественных структур. Анализируются ключевые положения концепций современного искусства, предложенных К. Гринбергом, Т. Адорно и У. Эко.

Об авторах

Д Г Подвойский

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: dpodvoiski@yandex.ru

Российский университет дружбы народов

П Б Жураковская

Российский университет дружбы народов

Email: rudn@rudn.ru

Российский университет дружбы народов

Список литературы

  1. Адорно Т.В. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996.
  3. Бретон А. «Социальное освобождение человека касалось нас не в меньшей степени, чем раскрепощение духа…» // Художественный журнал. - 1996. - Т. 11.
  4. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
  5. Гринберг К. Авангард и китч // Художественный журнал. - 2005. - Т. 60.
  6. Гройс Б. Комментарии к искусству. - М.: Издательство «Художественный журнал», 2003.
  7. Грэм Г. Философия искусства. Введение в эстетику. - М.: Слово/Slovo, 2004.
  8. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранное в 2-х томах. - Т. 1. - М.: Юрист, 1996.
  9. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собрание сочинений. - Т. 5. - М.: Мысль, 1966.
  10. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: REFL-book, 1994.
  11. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - К.: ИСА, 1995.
  12. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991.
  13. Роуз Б. Американская живопись. Двадцатый век. - Париж: Skira Booking International, 1995.
  14. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. - Мн.: Экономпресс, 2000.
  15. Хабермас Ю. Политические работы. - М.: Праксис, 2005.
  16. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. - М.- СПб.: «Медиум», «Ювента», 1997.
  17. Шурипа С. Швы и разрывы INC, или о прогрессе в молодом искусстве // Художественный журнал. - 2005. - Т. 60.
  18. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. - СПб.: Symposium, 2006.
  19. Bürger P. Theory of the Avant-Garde. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984.
  20. Calinescu M. Five Faces of Modernity: Modernism, Avant-garde, Decadence, Kitsch, Postmodernism. - Durham: Duke University Press, 1987.
  21. Collins M. This is Modern Art. - L.: Weidenfeld & Nicolson, 2004.
  22. Craven D. Abstract Expressionism as Cultural Critique: Dissent During the McCarthy Period. - N.Y.: Cambridge University Press, 1999.
  23. Herskovic M. American Abstract Expressionism of the 1950s. An Illustrated Survey. - N.Y.: New York School Press, 2003.
  24. Herskovic M. New York School Abstract Expressionists Artists. Choice by Artists. - N.Y.: New York School Press, 2000.
  25. Hughes R. The Decline and Fall of the Avant-Garde // Idea Art. A Critical Anthology / Ed. by G. Battcock. - N.Y.: I.P. Dutton, 1973.
  26. Kelly M. The Political Autonomy of Contemporary Art: the Case of the 1993 Whitney Biennial // Politics and Aesthetics in the Arts / Ed. by S. Kemal and I. Gaskell. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  27. Poggioli R. The Theory of the Avant-Garde. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1968.
  28. Rosenberg H. The American Action Painters <http://www.poetrymagazines.org.uk/magazine/record.asp?id=9798> // The London Magazine. Vol. 1. №. 4. Retrieved on 20 August. 2006 // <http://www.poetrymagazines.org.uk/magazine/record.asp?id=9798> Saunders S.F. Who Paid the Piper? The Cultural Cold War: the CIA and the World of Arts and Letters. - L.: Granta Books, 1999.
  29. Schubert C. The Curator's Egg. - L.: One-Off Press, 2002.
  30. Wechsler J. Pathways and Parallels: Roads to Abstract Expressionism. - N.Y.: Hollis Taggart Galleries, 2007.
  31. Wölfflin H. Principles of Art History. - N.Y.: Dover Publications, 1950.

© Социология, 2008

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах