Компетентностный подход в образовательной и управленческой практике: модели компетенций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются особенности российского пути внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования, который по идее должен улучшить взаимодействия с рынком труда, привести к повышению конкурентоспособности специалистов, и с необходимостью к обновлению содержания, методологии и среды обучения. Рассмотрены основные способы определения и применения компетенций и моделей компетенций в образовании и бизнесе.

Об авторах

Жанна Васильевна Пузанова

Российский университет дружбы народов

Email: pouzanova@rambler.ru
Кафедра социологии

Юлия Сергеевна Корнаухова

Российский университет дружбы народов

Email: 13jul@mail.ru
Кафедра социологии

Список литературы

  1. Андреев А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3—12.
  2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
  3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С.8—14.
  4. Волкова О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ // Высшее образование в России. — № 4. — 2005 — С. 34—36
  5. Демченкова С.А. Основные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» за рубежом и их содержание // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2011. — № 13. URL: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/demchenkova_s._a._243_246_13_115_2011.pdf.
  6. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 30—34.
  7. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. URL: http://fictionbook.ru/author/viktor_ivanovich_zvonnikov/kontrol_ kachestva_obucheniya_pri_attesta/read_online. html? page=1.
  8. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образовании // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23—30.
  9. Кудрявцева Е. Методологические проблемы применения моделей компетенций // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2011. — Т. 5. — № 4.
  10. Кузнецов А.П., Даниленков В.В. Проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование — наука — инновационная деятельность МГИУ. — М., 2011.
  11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. —№ 5. — С. 3—12.
  12. ЛеДест Ф.Д., Унтертон Дж. Что такое компетенции? URL: http://www.hr-portal.ru/article/ chto-takoe-kompetencii.
  13. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. — 2001. — № 1. — С. 3—6.
  14. Полетаева Ю. Компетенции сегодня: от мифа к системе. URL: http://www.shl.ru/o-shl/ stati/360-kompetenczii-segodnya-ot-mifa-k-sisteme.
  15. Пузанова Ж. Вузам будет трудно предоставить студентам реальную свободу выбора // О переходе на федеральные государственные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Мнения экспертов. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/33709789.html.
  16. Семеняк Е. Модель компетенций глазами пользователя: «зачем» или «для чего»? // Hr-portal Сообщество Hr-менеджеров. URL: http://www.hr-portal.ru/article/model-kompetenciy- glazami-polzovatelya-zachem-ili-dlya-chego.
  17. Стуф А., Мартенс РЛ., Ван Мерринбоер Д.Г. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства. URL: http://www.ht.ru/press/articles/print/art26.htm.
  18. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. URL: http://www.hr-portal.ru/ pages/hrm/competition.php.
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm.
  20. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: http://fgos.isiorao.ru/ index.php.
  21. Чекалина Т.А. Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 411—413.
  22. Cheetham G., Chivers Dg. The reflective (and competent) practitioner: A model of professional competence which seeks to harmonise the reflective practitioner and competence-based approaches. URL: http://www.smithsrisca demon.co.uk/PSY cheethametal 1998.html.
  23. McClelland D.C. Identifying competencies with behavioral-event interviews // Psychological Science. — 1998. — № 9. — P. 331—339.
  24. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. — 1959. — № 66.

© Социология, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах