Использование невербальной информации в ходе фокус-группового исследования
- Авторы: Пузанова Ж.В.1, Чеховский И.В.1, Ларина Т.И.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: № 4 (2013)
- Страницы: 24-33
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/6329
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается возможность и необходимость анализа невербальных реакций в ходе исследований, приводящихся с использованием метода фокус-групп. Анализируются основные невербальные проявления респондентов в фокус-группе, возможности их интерпретации, сложности распознавания и перспективы оценивания. Акцентируется внимание на анализе групповой динамики и жестов как специфической особенности работы в фокус-группах.
Ключевые слова
Об авторах
Жанна Васильевна Пузанова
Российский университет дружбы народов
Email: pouzanova@rambler.ru
Кафедра социологии
Иван Викторович Чеховский
Российский университет дружбы народов
Email: ivanche222@yandex.ru
Кафедра социологии
Татьяна Игоревна Ларина
Российский университет дружбы народов
Email: latina989@mail.ru
Кафедра социологии
Список литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2006.
- Андерсен П. Как читать язык тела и жестов / Пер. с англ. А. Давыдовой. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
- Дебюс М. Качественные методы в социальных исследованиях: фокус-группа / Пер. с англ. — Барнаул, 1995.
- Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. — М.: Языки славянской культуры, 2005.
- Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство / Пер. с англ. Т.В. Клекоты, А.И. Мороза. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.
- Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании // Социологические исследования. — 2004. — № 2.
- Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. — М: Прайм-Еврознак, 2008.
- Мацумото Д. Психология и культура. — М.: Прайм-Еврознак, 2008.
- Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование. — М.: Аспект Пресс, 2007.
- Наварро Д., Карлинс М. Я вижу, о чем вы думаете / Пер. с англ. О.Г. Белошеев. — Минск: Попурри, 2009.
- Пиз А., Пиз Б. Новый язык телдвижений. Расширенная версия. — М.: Эксмо, 2011.
- Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Оценка эмоциональных реакций по невербальным признакам как способ повышения качества инструментария в социологических исследованиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2013. — № 4. — С. 57—65.
- Пузанова Ж.В., Троцук И.В. Нарративный анализ: понятие или метафора? // Социология: методология, методы и математическое моделирование. — 2003. — № 17.
- Татарова Г.Г. Чеховский И.В. Метод фокус-групп: экспертные оценки «факторов неуспешности // Социология: 4М. — 2012. — № 34.
- Фрай О. Детекция лжи и обмана. — М.: Прайм-Еврознак, 2006.
- Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
- Экман П. Психология лжи. 4-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2011.
- Экман П. Психология эмоций. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012.
- Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. — СПб.: Питер, 2010.
- Darwin C. The expression of the emotions in Man and animals. — London: John Murray, 1872.
- FaceReader by Noldus Information Technology (Официальный сайт программы). URL: http://www.noldus.com/human-behavior-research/products/facereader
- Morgan D.L. Focus Group as Qualitative Research. Newbury Park, Sage Publications, 1988.
- New Scientist, Face-reading software to judge the mood of the masses. URL: http://www.newscientist.com/article/mg21428665.400-facereading-software-to-judge-the-mood-of-the-masses.html#.Uj9Kr4a-2So.