Проблема нестабильности восприятия при измерении «удовлетворенности» в потребительском поведении
- Авторы: Вольфсон Ю.Р.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 99-107
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/6263
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблемам восприятия в исследованиях потребительского поведения. Автор исходит из предположения, что даже если респондент желает дать искренний и объективный ответ, его восприятие искажено множеством внешних факторов. В опросных методах избавиться от этого эффекта нельзя, так как искажение реальности незаметно для респондента и происходит на неосознанном уровне. В статье приведен анализ ряда примеров таких искажений восприятия за счет как социальных, так и несоциальных факторов.
Ключевые слова
Об авторах
Юрий Романович Вольфсон
Российский университет дружбы народов
Email: wolfson.u@gmail.com
Кафедра социологии
Список литературы
- Бьюкенен Дж. Избранные труды. М.: Альфа пресс, 1997.
- Курс экономической теории / Под общей редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 2009.
- Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Оценка эмоциональных реакций по невербальным признакам как способ повышения качества инструментария в социологических исследованиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 57-65.
- Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
- Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли / Пер. с англ. М., 1968.
- Хэл Р.В. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Современный подход / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Blinda А., 2010. Mysterium über den Wolken: Warum Tomatensaft im Flugzeug so beliebt ist. URL: http://www.spiegel.de/reise/aktuell/mysterium-ueber-den-wolken-warum-tomatensaft-im-flugzeug-so-beliebt-ist-a-677249.html.
- Dess N.K., Edelheit D. The bitter with the sweet: The taste/stress/temperament nexus // Biological Psychology. 1998. Vol. 48. No. 2. Pp. 103-119.
- Kenneth J.A. Social Choice and Individual Values. John Wiley & Sons, Inc., New York, London, Sydney, 1963.
- Mooyman C., Visser J. 2007. More or less? The impact of assortment size and variety on consumer satisfaction, Master’s thesis, Erasmus School of Economics (FEW). URL: http://dl.dropboxusercontent.com/u/8779649/More%20or%20Less%20-%20Mooyman%20% 26%20Visser.pdf>.
- Novak C.C., La Lopa J., Novak R.E. Effects of sound pressure levels and sensitivity to noise on mood and behavioral intent in a controlled fine dining restaurant environment // Journal of Cultural Science & Technology. 2010. Vol. 8. No. 4. Pp. 191-218.
- Parry W. 2011. Plate color may boost food’s flavor. URL: http://www.livescience.com/ 17046-plate-color-flavor-psychology.html.
- Piqueras-Fiszman B., Spence C. The Influence of the color of the cup on consumers’ perception of a hot beverage // Journal of Sensory Studies. 2012. Vol. 25. No. 5. Pp. 324-331.
- Plassmann H., O’Doherty J., Shiv B., Rangel A. Marketing actions can modulate neural representations of experienced pleasantness // PNAS. 2008. Vol. 105. No. 3. Pp. 1050-1054.
- Schwartz B. The tyranny of choice // Scientific American. 2004. Vol. 290. No. 4. Pp. 70-75.
- Shah Avni M., Wolford G. Buying behavior as a function of parametric variation of number of choices // Psychological Science. 2007. Vol. 18. No. 5. Pp. 369-370.
- Chandrashekar J., Mueller K.L., Hoon M.A., Adler E., Feng L., Guo W., Zuker C.S., Ryba N.J.P. T2Rs function as fitter taste receptors // Cell. 2000. Vol. 100. Pp. 703-711.
- Wan-chen Lee J., Shimuzu M., Wansink B. You taste what you see: Organic labels favorably bias taste perceptions // The FASEB Journal. 2011. Vol. 25.