Прогноз перспектив развития высшего образования: вероятные сценарии и их реализация в вузах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье поднимается вопрос актуализации проблем, связанных с оценкой развития вузов в условиях значительных изменений в системах высшего образования. Анализируя ситуацию, в которой оказались российские вузы, автор выделяет факторы, определившие направления развития университетов в непростых рыночных отношениях и при постоянной конкуренции. Механизмы изменения деятельности вузов, хоть и базируются на разных критериях, но в целом направлены на достижение стратегического ориентира инновационного развития, позволяющего вузу занять достойное место на рынке образовательных услуг и быть финансово независимым. В связи с этим в статье затрагивается вопрос проектирования будущего университетов в зависимости от выбранных ими путей своего развития. Автором описываются вероятные сценарии развития системы высшего образования, опираясь на события и реформы, которые имеют место в научно-образовательном пространстве и с учетом современных социально-экономических и политических условий. Проводится аналогия между прогнозируемыми векторами движения высших учебных заведений и новыми типами университетов, на базе которых могут реализовываться предложенные сценарии. Так привычный сценарий развития системы высшего образования на основании деятельности исследовательских университетов дополняется сегодня альтернативными сценариями, в основе которых становятся новые типы вузов: предпринимательский, инновационный, сетевой, виртуальный. Делается вывод об актуальности подобных прогнозов как показателей наличия процесса осмысления состояния системы высшего образования и поиска новых способов университетского менеджмента и оптимальных форм существования университета.

Об авторах

Анастасия Викторовна Давыдова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: davydova_av@pfur.ru

Департамент внутренних коммуникаций

Список литературы

  1. Белев М.Г. Виртуальные организации. Обзор состояния // Системный анализ в науке и образовании. 2009. № 3.
  2. Голышенкова О.М. Перспективы развития корпоративного образования // Менеджер по персоналу. 2008. № 4.
  3. Джонстоун Д.Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6.
  4. Катичева М.Г. Европейские стратегии развития образования для будущего: установки, прогнозы, сценарии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3.
  5. Переводчиков Е. Ассоциация предпринимательских университетов в России: первые шаги, миссия и будущее // «Хелис» - Вестник Ассоциации Тройной спирали. 2012. Т. 1. № 4.
  6. Петрова О.В., Грудзинский А.О. Организационная культура как фактор развития инновационного университета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4-1.
  7. Пузанова Ж.В., Давыдова А.В. Система высшего образования: основные характеристики и эволюция // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 3.
  8. Садовничий В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России: университетские округа // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2.
  9. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы / Рук. авторского коллектива В.М. Филиппов. М.: Логос, 2006.
  10. Филиппов В.М. Многомерные социальные измерения университетов классического типа // Высшее образование сегодня. 2009. № 8.
  11. Филиппов В.М. Новая динамика развития высшего образования в мире и российская высшая школа // Философия образования в поликультурном обществе XXI века. М.: РУДН, 2010.
  12. Филиппов В.М., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Россия в проекте «EUROSTUDENT-V» в контексте болонского процесса // Высшее образование в России. 2015. № 5.
  13. Blass E., Jasman A. Visioning 2035: The future of the higher education sector in the UK // Futures. 2010. № 42.

© Социология, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах