Современные тенденции развития образования: дорожная карта высшего образования ЮНЕСКО
- Авторы: Эбзеева Ю.Н.1, Смирнова Ю.Б.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 23, № 2 (2023)
- Страницы: 329-337
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/35232
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-2-329-337
- EDN: https://elibrary.ru/SPPFBJ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Образование - важный аспект реализации целей устойчивого развития, которое затрагивает все сферы человеческой жизни: экономическую, политическую, экологическую, социальную и т.д. Начиная с XIX века ученые не раз предупреждали человечество о разрушительных последствиях индустриализации и урбанизации, предпринимали попытки широкого просвещения в естественно-научной области. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с разными рисками и вызовами, в результате в современном обществе именно образование оказывается под угрозой, что заставило авторитетные международные организации сформулировать и принять к исполнению так называемые «глобальные цели устойчивого развития». В статье обозначена ключевая роль высшего образования в процессе передачи знаний, навыков и ценностей для достижения и продвижения Цели устойчивого развития № 4 «Качественное образование для устойчивого развития» (далее - ЦУР № 4). Так как конечная цель устойчивого развития - создание общества, которое будет компетентно в принципах устойчивости, то ЦУР № 4 должна достигаться на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности общества с учетом современных тенденций переосмысления образовательной политики. Данная политика сегодня направлена на преумножение экономических, экологических, политических и социальных знаний, которые должны в итоге помочь людям решить проблемы современного общества. В статье рассмотрена реализация ЦУР № 4, сегодняшнее состояние и тенденции изменения образования в глобальном аспекте.
Полный текст
Еще в 1926 году выдающийся русский ученый В.И. Вернадский сформулировал понятие «устойчивость жизни» — это «способность жизни не прекращать своих функций и способность организмов к выживанию», и перед людьми вопрос «о лучшем устройстве жизни и о способах, которыми можно этого достигнуть» не раз поднимался за долгую историю человечества [9].
В качестве основных критериев устойчивости жизни Вернадский назвал «сохранение и развитие биосферы, достижение экономического роста и развитие человека в социальном плане с учетом его научных знаний» [9]. Эти принципы вошли в концепцию целей устойчивого развития, которые были одобрены мировым сообществом в качестве глобальной повестки в 1970-е годы — Комиссией ООН по окружающей среде и развитию.
Так называемые «Цели развития тысячелетия» (Millennium Development Goals) были приняты в 2000 году, и считается, что 8 целей должны были быть достигнуты к 2015 году [16]. В частности, второй целью в «Целях развития тысячелетия» было всеобщее начальное образование, а индикатором ее достижения — зачисление и окончание школы мальчиками и девочками. Всеобщее право на образование было впервые установлено Всеобщей декларацией прав человека (Declaration of Human Rights) значительно раньше — еще в 1948 году [22]. В документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development), который был принят в 2015 году на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, были определены 17 целей устойчивого развития, достижение которых призвано обеспечить устойчивый прогресс человечества в ближайшее время [23]. Цели были сформулированы так, чтобы охватить глобальные жизненные потребности в разных сферах — прежде всего экономической, социальной и экологической, хотя понятие «устойчивое развитие» затрагивает изменения во всех сферах человеческой жизни.
Первоначально устойчивое развитие трактовалось как условие для удовлетворения текущих потребностей, однако постепенно широко распространялись такие понятия, как устойчивый рост, устойчивое потребление, устойчивое использование и устойчивое партнерство. Кроме того, формулируя определения устойчивого развития, авторы отталкивались от разных его аспектов: экономического — эффективность, рост и стабильность; социального — уровень жизни, справедливость, социальный диалог, делегированная ответственность; экологического — сохранение природных ресурсов, биоразнообразие, предотвращение загрязнений; образовательного — устойчивое поведение, качество обучения, сотрудничество и партнерство [11]. Безусловно, взаимосвязь между устойчивым развитием и образованием имеет комплексный характер, но все эксперты признают, что именно образование — ключевой фактор, который поможет всем странам достигнуть своих целей в области устойчивого развития.
В условиях современных глобальных вызовов выбор стратегии устойчивого развития предполагает качественно иные требования к роли и месту образования: «в центре идей образования как цели устойчивого развития находится человек, а объектом развития является общество» [1]. ООН были сформулированы следующие ключевые задачи, связанные с образованием: обеспечение доступа к базовому качественному образованию, реструктуризация образовательных программ, развитие общественного понимания и осведомленности в сфере образования, кадровое и иное обеспечение образовательных программ. Качественному образованию отведена одна из ведущих строчек в иерархии 17 взаимосвязанных целей устойчивого развития ООН.
Ответственность за реализацию ЦУР № 4 закреплена за ЮНЕСКО [22]: качественное образование «предусматривает инклюзивное и справедливое образование и возможность обучения на протяжении всей жизни для всех» [12]. Задачи ЦУР № 4 можно суммировать следующим образом: продвижение знаний об окружающей среде и ее состоянии; разработка рекомендаций по охране окружающей среды; экономическое развитие как следствие сохранения окружающей среды; бережное отношение к природе и культурным ценностям; решение разного уровня сложности социальных, экономических и экологических проблем и т.д. ЦУР № 4 — основа для обеспечения качественного образования до 2023 года: сформулировано 7 ключевых задач, а также в 3 задачах прописаны принципы успешной реализации всех предусмотренных мер. Данные задачи и средства их решения содержатся в «Повестке дня в области устойчивого образования до 2030 года» и в «Программе действий — Образование 2030» [17]. Эти программные документы утверждают необходимость переосмысления и расширения понятия непрерывного образования, которое должно не только приспосабливаться к изменениям на рынке труда, но и обеспечивать процесс непрерывного формирования знаний и развития критических способностей человека и его готовности действовать: «непрерывное образование должно давать людям возможность осознавать лучше себя и свое окружение, должно побуждать их играть более значимую социальную роль и в обществе, и на работе» [6].
Результатом качественного образования считается не только приобретение новых знаний и опыта, но и формирование способности к саморазвитию, принятию сложных решений и, соответственно, формирование целостной личности. Безусловно, сюда также относятся экологическое и экономическое воспитание, результатом чего будет повышение качества жизни нашего и будущих поколений. Именно понятие качества является фундаментом устойчивого развития — как «основа экономического роста, охраны окружающей среды и улучшения социальной сферы» [10], имеющая решающее значение для изменения и/или улучшения мышления [13]. Критерии качества, принятые ООН, включают в себя следующие показатели: ожидаемый рост продолжительности жизни; уровень жизни, исходя из валового национального дохода на душу населения; достигнутый уровень образования. Данные критерии в совокупности составляют Индекс человеческого развития (ИЧР). Кроме того, повышение качества образования стимулирует развитие экономики и определяет решающие конкурентные преимущества в современных социально-экономических процессах.
Образование в интересах устойчивого развития — это ответ сектора образования ЮНЕСКО на насущные проблемы человечества, поскольку за ЮНЕСКО закреплена координационная роль в создании мирового образовательного пространства. Безусловно, внимание ЮНЕСКО сосредоточено на начальном и среднем образовании, однако роль высшего образования также пересматривается: «в основу решений организаций ООН в области образования положена концепция обеспечения всеохватывающего и справедливого качества образования и расширения возможностей обучения для всех» [2]. Образование рассматривается как условие роста осведомленности и направлено на «развитие навыков, которые будут способствовать более устойчивому будущему» [4].
Качественное образование — это «системный анализ информации и формирование из него качественного образовательного продукта. Это процесс многоплановый, он выходит за пределы только лишь институционального образования» [12]. Существуют разные подходы к определению качественного образования, например, в контексте бизнеса его главная цель — развитие предпринимательской сферы и искоренение бедности [8].
Приоритетная роль в реализации целей устойчивого развития отведена университетам как центрам обучения будущих специалистов в разных сферах, которым предстоит реализовывать цели устойчивого развития [6]. Так как конечный его результат — создание общества, которое будет компетентно в принципах устойчивости, то, безусловно, ЦУР № 4 должна охватывать все уровни и сферы общества [7]. Инвестиции в образование крайне эффективны потому, что помогают людям понимать и осознавать экологические, экономические и социальные последствия их повседневной жизни [15], т.е. образование способствует коллективному переосмыслению образа жизни. Кроме того, ЦУР № 4 включает в себя концепцию обучения с учетом ценностей и формирования критического мышления: «качественное образование в интересах устойчивого развития укрепляет чувство ответственности людей как граждан мира и готовит их лучше к миру, который они унаследуют» [5].
Для переосмысления и внедрения новой образовательной политики ЮНЕСКО провели ряд семинаров, на которых были представлены разные точки зрения экспертов на развитие образования. Было проведено три семинара: 25 января 2023 года — «За пределами возможностей — пути модернизации высшего образования» [19]; 15 февраля 2023 года — «Действия, основанные на знаниях: преобразование высшего образования в интересах глобальной устойчивости» [20]; 15 марта 2023 года — «Совместное переосмысление нашего будущего: новый социальный договор в интересах образования» [21]. Основная цель семинаров — согласование точек зрения экспертов на будущее развитие высшего образования.
Задачей первого семинара была доработка дорожной карты высшего образования ЮНЕСКО, которая была предложена на 3-й Всемирной конференции по высшему образованию 18–20 мая 2022 года в Барселоне (WHEC2022), с учетом опыта государств-членов организации по преодолению кризисных явлений, с которыми столкнулась система высшего образования, и определению ключевых направлений ее развития. Семинар открыл директор группы «Будущее образования и инновации», которая координирует и программу кафедры ЮНЕСКО С. Тавил. Модератор, сотрудник отдела высшего образования ЮНЕСКО А. Детмер озвучила 6 принципов, на основе которых должна строиться система высшего образования: 1) инклюзивность, справедливость, плюрализм;
- академические свободы и вовлеченность;
- исследования, критическое мышление, творчество;
- честность и этика;
- приверженность целям устойчивого развития и социальная ответственность;
- академическое лидерство [19].
Ведущий эксперт в сфере глобального третичного (высшего) образования Дж. Салми добавил к этому списку необходимость внедрения в систему высшего образования технологий больших данных и искусственного интеллекта: при разработке учебных программ высшие учебные заведения должны учитывать трансформации, которые претерпевает рынок труда в эпоху цифровых технологий, — изменения в наборе навыков и квалификаций, необходимых для успешной работы в современном мире. По сути, университеты сталкиваются с серьезной проблемой — как подготовить студента к работе, которой как таковой пока не существует, т.е. необходимо развивать у студентов навыки, обеспечивающие им обучение и занятость на протяжении всей жизни.
В качестве принципиальных качеств современного высшего образования были названы:
- равенство — поэтому следует активизировать усилия по повышению инклюзивности;
- стремление к истине — как основополагающая миссия университетов (критическое мышление, творчество, навыки поиска истины в основе каждой учебной программы);
- развитие этических ценностей и ответственного поведения в интересах социальной честности, терпимости и солидарности;
- обеспечение равного доступа к обучению, поддержка усилий по построению устойчивого мира посредством образовательных программ, исследовательских проектов и взаимодействия с местными, региональными и глобальными сообществами, в частности, следует найти правильный баланс между так называемыми «blue skies research» («исследованиями без четкой цели» в «науке, основанной на любопытстве»), необходимых для прорывных открытий и достижений, и прикладными исследованиями, обусловленными необходимостью решения реальных жизненных проблем на глобальном и локальном уровнях.
Высшее образование должно стать инклюзивным, высоко и стабильно финансируемым, устойчивым и целостным: высшее образование должно стать частью непрерывного обучения на протяжении всей жизни, и задача вуза — не только распространять знания, но и знакомить студентов с реалиями жизни и взаимоотношениями в обществе. Поэтому так важно совершенствовать качество образования и развивать международную мобильность и международный диалог, в частности, включая в ректораты вузов должности проректора, отвечающего за равноправие (национальное, конфессиональное, гендерное) и равный доступ студентов к высшему образованию.
В целом дискуссии первого семинара были сосредоточены на подходах к устранению проблемы неравенства в системе высшего образования, интеграции учебных программ, обеспечению гибких образовательных стратегий и обучения на протяжении всей жизни, трансформации системы образования, признанию ценности знаний коренных народов и продвижению гендерного равенства.
Второй семинар был призван обсудить отчет, подготовленный независимой группой экспертов по работе с университетами и по реализации «Повестки дня на период до 2030 года» (EGU2030), озаглавленной «Действия, основанные на знаниях: преобразование высшего образования в интересах глобальной устойчивости». Координатор исследований кафедры ЮНЕСКО К. Холмс перечислил основные тематики отчета: применение знаний для обеспечения устойчивости на глобальном уровне, гарантии инклюзивности и равенства, партнерство в области высшего образования. Модератором второго семинара стала консультант по образованию Секции высшего образования ЮНЕСКО Ф. Киркап, которая озвучила ключевые вопросы отчета: как высшие учебные заведения участвуют в решении глобальных проблем; какие новые знания, исследования и образовательные стратегии необходимы для преобразований в рамках «Повестки дня на период до 2030 года»; какие трансформации необходимы университетам, чтобы способствовать достижению ЦУР, и какие преграды стоят на пути этих трансформаций; что могут сделать высшие учебные заведения, чтобы обеспечить инклюзивное и устойчивое будущее для всех своих сотрудников и студентов и для общества в целом. Высшие учебные заведения должны повсеместно принимать решения, которые позволят им играть ведущую роль в реализации «Повестки дня на период до 2030 года»: проводить научно-исследовательскую работу; активно участвовать в общественных преобразованиях; развивать межуниверситетское партнерство.
Соучредитель Университета глобальной справедливости в отношении здоровья (Руанда) А. Бинагвахо отметила, что, согласно всемирной базе данных высшего образования, включающей 20 тысяч высших учебных заведений, лишь небольшая их часть имеет достаточно ресурсы для адаптации академических программ и инфраструктуры под решение задач устойчивого образования, однако привела в качестве положительного примера плодотворную работу вузов в ходе пандемии. Также была подчеркнута необходимость выстраивания прочных взаимосвязей между социально-гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами.
Руководитель Центра биогеохимии в антропоцене Университета Осло Д.О. Хессен акцентировал важность международного партнерства в условиях нынешних беспрецедентных вызовов, связанных с ЦУР. Высшие учебные заведения должны взять на себя ведущую роль в преобразовании общества: многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, обусловлены тем, что мы выбираем краткосрочные решения, хотя нуждаемся в долгосрочных, что системы высшего образования во многих странах все еще не соответствуют вызовам времени, в том числе задачам перехода к устойчивому будущему.
Третий семинар был посвящен обсуждению доклада «Совместное переосмысление будущего: новый социальный договор в интересах образования», подготовленного Международной комиссией ЮНЕСКО по перспективам образования. Вице-президент кафедры ЮНЕСКО по управлению высшим образованием Университета Бата Р. Найду назвала конкуренцию одним из препятствий на пути к созданию устойчивого будущего. Независимо от того, выражается ли она в рыночной борьбе, правительственных конкурсах или рейтингах, конкуренция — проблема для достижения общего блага, тогда как сегодня мы нуждаемся в глобальной солидарности и международном взаимодействии, демократическом и честном сотрудничестве.
Заместитель заведующего кафедры ЮНЕСКО «Интернационализация высшего образования и глобальное гражданство» Университета Гвадалахары (Мексика) Дж. Гасел-Авила подчеркнул важность интернационализации высшего образования: университеты должны нести ответственность за международное взаимодействие посредством научной и образовательной интеграции и интернационализации.
Выступление старшего лектора отдела экологических исследований и социального развития кафедры ЮНЕСКО по развитию высшего образования в интересах зеленой экономики и устойчивого развития Университета Кеньятта (Кения) Д.Б. Отьено было посвящено происходящим на планете изменениям — реальным угрозам выживания человечества и других видов на планете — и роли университетского (экологического) образования в вопросах эффективного использования и сохранения окружающей среды.
В завершении третьего семинара его участники еще раз подчеркнули центральную роль образования в развитии человеческого потенциала, общества и экономики, отметив необходимость дальнейшего развития образовательных программ ЮНЕСКО, которые нацелены на совершенствование систем высшего образования во всем мире и обеспечение всеобщего права на образование на протяжении всей жизни, что требует каждодневных усилий по решению вопросов будущего планеты, учета самых разных мнений, принятия многосторонних, международных и междисциплинарных решений, а также развития партнерских отношений — для разработки эффективных образовательных программ и обмена опытом и знаниями в мультикультурном контексте.
Об авторах
Юлия Николаевна Эбзеева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: ebzeeva-yun@rudn.ru
кандидат филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков филологического факультета, первый проректор-проректор по образовательной деятельности ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Юлия Борисовна Смирнова
Российский университет дружбы народов
Email: yuryeva-yub@rudn.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков филологического факультета, помощник первого проректора-проректора по образовательной деятельности ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Список литературы
- Власюк Н.Н., Майер Б.О. Образование для устойчивого развития: глобальные и региональные аспекты // Вестник НГПУ. 2016. № 3
- Камышанов В. Качественное образование - одна из 17 целей устойчивого развития ООН // Этнодиалоги. 2016. № 1
- Al-Rawahy K.H. Engineering education and sustainable development: The missing link. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013; 102.
- Avila V.L., Facco A.L.R., Bento M.H.S., Arigony M.M., Obregon S.L., Trevisan M. Sustainability and education for sustainability: An analysis of publications from the last decade. Environmental Quality Management. 2018; 27.
- Buckler C., Creech H. Shaping the Future We Want: UN Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014). Paris; 2014.
- Delors J. Education: The necessary utopia. Learning: The Treasure Within. Paris; 1996.
- Didham R.J., Ofei-Manu P. The role of education in the sustainable development agenda: Empowering a learning society for sustainability through quality education. Achieving the Sustainable Development Goals: From Agenda to Action. Institute for Global Environmental Strategies; 2015.
- Elnashaie A.W.A.K., Wan A.M.S., Dayang Radiah A.B., Salmiaton A. Sustainable development in chemical and biological engineering education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013; 102.
- Okrepilov V.V. The teachings of V.I. Vernadsky about the noosphere - the scientific basis of sustainable development programs. Modern Productive Forces. 2013; 2.
- Okrepilov V.V., Glukhov V.V., Gorin E.A. Improving the quality of education - a strategic framework for sustainable development. I.V. Kovalev, A.A. Voroshilova, A.S. Budagov (Eds.). Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST-II 2021). European Publisher; 2021.
- Lampă I., Greculescu A., Todorescu L.L. Education for sustainable development - training the young generation for the future. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013; 78.
- Kutesa S. Transforming Our World by 2030: A New Agenda for Global Action (Zero Draft of the Outcome Document for the UN Summit to Adopt the Post-2015 Development Agenda). New York; 2015.
- Leeuw A. de, Valois P., Seixas R. Understanding high school students’ attitude, social norm, perceived control and beliefs to develop educational interventions on sustainable development. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014; 143.
- Lenglet F., Fadeeva Z., Mochizuki Y. ESD promises and challenges: Increasing its relevance. Global Environmental Research. 2010; 15.
- Lutz W., Muttarak R., Striessnig E. Environment and development. Universal education is key to enhanced climate adaptation. Science. 2014; 346.
- United Nations. The Millennium Development Goals Report 2012. New York; 2012.
- UNESCO. Framework for Action Education 2030: Towards Inclusive and Equitable Quality Education and Lifelong Learning for All. Incheon; 2015.
- UNESCO. Rethinking Education: Towards a Global Common Good? Paris; 2015.
- UNESCO. Futures of Higher Education. Seminar 1: Beyond Limits - New Ways to Reinvent Higher Education. URL: UNESCO-Chairs-Seminar-1-Beyond Limits.pdf.
- UNESCO. Futures of Higher Education. Seminar 2: Knowledge-Driven Actions - Transforming Higher Education for Global Sustainability. URL: UNESCO-Chairs-Seminar2-Knowledge-driven-actions.pdf.
- UNESCO. Futures of Higher Education. Seminar 3: Reimagining Our Futures Together - A New Social Contract for Education. URL: EN-Concept-Note-UNESCO-Chairs-Seminar3-Reimagining-Our-Futures-Together.pdf.
- Education for Sustainable Development Goals. 2017. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000247444.
- Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development. Resolution Adopted by the UN General Assembly on September 25, 2015. URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf.