Позиции российских вузов в мировых рейтингах в 2022 году

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На протяжении длительного времени многие государства стремятся обеспечить вхождение своих университетов в глобальные рейтинги, которые отражают не только значимость университетов, но и «международный престиж страны» [11]. Причиной популяризации глобальных рейтингов в нашей стране стала глобализация российской системы высшего образования. Рейтинги дают представление о вузах не только абитуриентам, студентам и академическому сообществу, но и потенциальным работодателям - о качестве подготовки кадров, научно-исследовательской деятельности и т.д. Значимым параметром глобальных рейтингов выступает и «информационная открытость» университетов [11]. Кроме того, университеты борются не только за абитуриентов, но и за дополнительное финансирование, поскольку образование и наука стали элементом экономического обмена [5]. Статья посвящена позициям учреждений высшего образования Российской Федерации в мировых рейтингах в 2022 году. Актуальность исследования обусловлена тенденциями реализации научных исследований в вузах и политической ситуацией. Система рейтингования основана на объективной оценке экспертами из разных стран значимых достижений вузов. Поскольку в настоящее время реализация научных исследований в отечественных вузах все чаще сталкивается с трудностями, можно утверждать, что глобальные рейтинги стали противоречивым инструментом оценки конкурентоспособности российских вузов. Авторы описывают динамику позиций российских университетов в мировых рейтингах в 2022 году, состояние национальных рейтингов и трудности реализации научных исследований на основе статистического и сопоставительного подходов. Результаты работы вносят определенный вклад в теорию управления и могут способствовать успешному продвижению российских научных достижений и университетов в мировом сообществе.

Полный текст

Относительно недолгая история мировых рейтингов университетов показывает, что они играют значимую роль в образовательной политике.

Однако в последнее время влияние рейтингов в сфере высшего образования вызывает споры, преимущественно по вопросам методологии рейтингов. Исследователи выделяют несколько основных направлений дискуссий: «выбор показателей, включаемых в рейтинговую систему; проблемы, связанные с использованием основных для мировых рейтингов университетов видов показателей: библиометрических и peer review; проблемы агрегирования индикаторов в единый индекс» [6]. Безусловно, если речь идет о рейтинговании университетов разных государств, то оценивание еще больше усложняется.

Сегодня реализация научных исследований в отечественных вузах все чаще сталкивается и с другими трудностями: «относительная изолированность от мирового научного сообщества; недостаточная мотивированность преподавателей университетов к увеличению объемов научной деятельности; необходимость в представлении результатов научных исследований на английском языке» [10]. Кроме того, в последнее время увеличилось количество случаев, когда российским авторам приходят отказы от редакторов авторитетных изданий, входящих в международные базы данных, в публикации научных работ. Сказать однозначно, что российская система высшего образования была к этому не готова, нельзя. В российских СМИ все чаще появляется информация, что правительство страны рассматривает возможность отменить обязательные требования наличия публикаций в журналах, входящих в международные базы данных WoS/Scopus, в рамках выполнения федеральных проектов, программ и государственных заданий.

Рейтинги представляют собой оценку совокупности параметров университетской среды с их дальнейшим суммированием и использованием определенных весовых коэффициентов, которые разнятся в зависимости от рейтинга. Все это в той или иной степени свидетельствует о некоей субъективности и специализации рейтингов. Более того, рейтинги не подвергались специальной проверке на чувствительность к небольшим изменениям весовых коэффициентов, хотя именно этот параметр «должен стать главным тестом их работоспособности» [1]. Однако это не отменяет того факта, что рейтинги прочно вплетены в университетскую жизнь и образовательную политику подавляющего большинства стран и стали значимым параметром системы образования.

Научные исследования выступают одним из ключевых параметров при составлении рейтингов университетов — как глобальных, так и национальных. Состояние научных исследований в России может быть охарактеризовано по следующим составляющим: вхождение университета в рейтинги; программа научного развития университета [8]; участие в программе государственной поддержки [2]. Реализация программ научного развития университетов началась с 2012 года: «Каждый университет России публикует программу научного развития, которая в своей содержательной части содержит информацию о проделанной в этом направлении работе, а также о перспективах научных мероприятий» [10]. Второй параметр — участие в программе государственной поддержки. С 2021 года началась реализация программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», целью которой является формирование в России более ста прогрессивных университетов — центров научно-технического и социально-экономического развития страны [17]. Было обозначено четыре главные задачи: увеличение доли российской науки на глобальном рынке; обеспечение привлекательности работы в России для ведущих и молодых ученых; кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, отраслей экономики, социальной сферы; использование научно-образовательных и инновационных возможностей университетов, чтобы уменьшить сроки внедрения новых продуктов в экономику страны. Программа «Приоритет-2030» нацелена на формирование группы университетов-лидеров, которые будут примером развития научных исследований, повысят научно-исследовательский потенциал страны и качество образовательных, научно-технических и социальных услуг университетов, что не может не найти отражение в рейтингах — как национальных, так и глобальных.

Динамика позиций российских вузов  в мировых рейтингах в 2022 году

Еще десять лет назад мировые рейтинги были «плотно вплетены в жизнь университетов и в национальную политику многих стран, став заметным фактором рынка образовательных услуг» [1]. Уже в то время исследователи и руководители в сфере высшего образования отмечали важность и долгосрочность рейтингов [22]. Система рейтингования ведущих университетов рассматривалась как модель объективной оценки экспертами разных стран значимых достижений вузов. Эта система позволяет представить необходимую информацию по определенным критериям для ее последующего ранжирования и сравнения, что позволяет отследить конкурентность данных в сравнении с другими организациями. Конечно, рейтинги не всегда дают объективную оценку в силу разных подходов к методике измерения. Более того, подавляющее большинство рейтингов имеют ограничения в методической и информационной открытости, и используемая методика оказывает огромное влияние на конечный результат. Соответственно, наблюдаются различия рейтингов по следующим параметрам: «архив рейтинга (по годам); сам рейтинг (по вузам); описание методики» [1]. Тот факт, что результаты рейтингов могут быть доступны лишь по ограниченному числу университетов, а большая часть информации не доступна к просмотру и анализу, позволяет утверждать, что не всегда позиция в рейтинге отражает состояние образования. Разные методологические подходы влияют на позицию в рейтинге, и, пример, «улучшение показателей университетов России в мировых рейтингах в основном определено ростом показателей научного признания» [10] (мнение академических экспертов и наукометрические данных).

Реализация научных исследований оценивается тремя ключевыми глобальными рейтингами: QS World University Rankings, THE World University Rankings и ARWU Academic Rankings of World Universities. В 2022 году был опубликован ежегодный рейтинг университетов QS World University Rankings 2023, составляемый британским агентством Quacquarelli Symonds [13]. Поскольку в феврале 2022 года авторы рейтинга заявили о прекращении привлечения к рейтингованию новых российских университетов, в рейтинге представлены те же 48 университетов нашей страны, что и в прошлом году: 17 смогли улучшить свои позиции, 16 — сохранить прошлогодние результаты. Рейтинг QS публикуется ежегодно и включает шесть параметров: академическая репутация, соотношение численности студентов и НПР (научно-педагогических работников), количество цитирования на одного НПР, репутационная составляющая среди работодателей, доля иностранных студентов и НПР.

8 июня 2022 года вышел ежегодный рейтинг QS, который охватил 1422 университета (в предыдущем выпуске было 1300). Список российских университетов возглавили поднявшийся на три строки МГУ им. М.В. Ломоносова — 75-я позиция, поднявшийся на 51 строку МГТУ им. Н.Э. Баумана — 230-я позиция — и опустившийся на 14 строк НГУ. Рейтинг возглавили Массачусетский технологический институт, Кембриджский и Стэнфордский университеты. В топ-10 представлено 5 американских университетов, 4 английских и 1 швейцарский.

В 2021 году наблюдалась положительная динамика вхождения российских вузов в мировые рейтинги. В World University Rankings THE в 2021 году вошло рекордное число российских вызов: лидером стал МГУ им. М.В. Ломоносова, заняв 174 место [14]; в рейтинге также появились МФТИ (201–250), Санкт-Петербургский политехнический университет, ВШЭ (301–350), МИФИ, Санкт-Петербургский горный университет (401–500). В 2022 году в рейтинг THE новые российские вузы не добавились, и только один университет продемонстрировал положительную динамику [15]: МГУ им. М.В. Ломоносова улучшил свои позиции, оказавшись на 158 месте (+16 позиций), а остальные вузы не изменили свои позиции.

Расчеты проводятся на основе самостоятельно сформированной репутационной базы данных Academic Reputation Survey и статистических данных из наукометрической базы данных Elsevir’s Scopus. Вузы оцениваются по следующим группам показателей: преподавание (30 %); исследования (30 %); цитирования (30 %); международная деятельность (7,5 %); связь с промышленностью (2,5 %). По отдельно взятым критериям, в частности, по критерию «среда обучения», у российских вузов высокие результаты: МГУ им. М.В. Ломоносова и МФТИ входят в сто лучших вузов по критерию «качество учебной среды», и МГУ еще входит в сто лучших вузов по критерию «исследования». К сожалению, в настоящее время профили российских вузов в списке рейтинга заблокированы — недоступны к просмотру, как и на сайте рейтинга QS.

Впервые глобальный рейтинг Academic Rankings of World Universities (ARWU) был опубликован в 2003 году. Его основной задачей было определение различий между мировыми университетами и университетами Китая. В Шанхайском рейтинге 2021 года можно наблюдать ухудшение позиций российских университетов, причем в 2021 году в него вошло только 9 российских университетов (в 2020 — 11). В отличие от других ключевых рейтингов в ARWU ключевым показателем выступают высокие научные достижения, но не учитывается трудоустройство выпускников, соотношение студентов и профессорско-преподавательского состава, количество зарубежных сотрудников. В критерии оценки входят качество образования, качество преподавательского состава, высокоцитируемые сотрудники, исследовательская продуктивность, количество научных статей и результативность на одного сотрудника. Рейтинг основан именно на исследовательской работе университетов, и по данному параметру занимает радикальную позицию [9]. Однако не следует забывать, что разные подразделения университета могут обеспечивать разное качество исследовательских работ, т.е. очевидна проблема усредненности [24]. Кроме того, учет только достижений в науке при составлении рейтинга не всегда объективно отражает качество университета в целом (не менее важны результаты учебы студентов) [23].

Единственным российским вузом, входящим в топ-100 ARWU, является МГУ им. М.В. Ломоносова, который делит 97 место с Carnegie Mellon University и University of Florida (США). В топ-300 входит только один вуз из России — Санкт-Петербургский государственный университет (301–400). В топ-500 представлен один российский вуз — Московский физико-технический институт (501–600) [12].

Таким образом, основу главных глобальных рейтингов университетов составляют показатели научной деятельности. Причем повышение их количественной составляющей считается более значимым, чем продвижение результатов научной деятельности [4].

Национальные рейтинги  Российской Федерации

Существует интересная взаимосвязь между международными и национальными рейтингами: большая часть университетов, входящих в топ-100 международных рейтингов (QS, THE, ARWU), находится в странах, где ведется активная работа по составлению национальных рейтингов, т.е. правильная система сбора и предоставления данных помогает университетам продвинуться в международных рейтингах [1].

В России было принято решение о создании национального рейтинга, который составляет Министерство образования с 2005 года (2005–2007). В 2009 году появился первый отечественный рейтинг университетов, формируемый независимым агентством в сфере образования «РейтОР». С 2009 года публикуется Национальный рейтинг университетов (НРУ) «Интерфакса», но его авторы не рассматривали университеты творческого профиля и силовых структур, образовательные учреждения с преимущественно заочной формой обучения и малым количеством направлений, а также исследовательские организации с образовательными программами не ниже аспирантуры. В тройке лидеров представлены МГУ им. М.В. Ломоносова (1), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (2) и МФТИ (3).

По результатам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» был разработан рейтинг «Первая миссия». В нем участвуют все вузы вместе с филиалами, они оцениваются по следующим параметрам: оценка экспертов, личные достижения студентов, результаты образовательных программ. Данные для анализа аккумулируются из опросников и информации из открытых источников, что делает рейтинг более объективным [18]. В первую лигу рейтинга вошли три университета: КФУ (Республика Татарстан), ТюмГУ (Томская область) и РУДН (Москва).

Национальный рейтинг RAEX, как и предыдущий, показал существенные региональные диспропорции в сфере высшего образования. Как и в рейтинге НРУ, здесь не рассматриваются вузы творческой и спортивной направленностей и силовых ведомств. Рейтинговый показатель складывается из трех параметров: «условия для получения качественного образования, уровень востребованности выпускников работодателями, уровень научно-исследовательской деятельности» [16].

Ключевой показатель рейтинга «Самые востребованные вузы России — МИА “Россия сегодня”» — уровень подготовки выпускников к рынку труда. Основные критерии оценки — «доля выпускников по очной форме обучения, получивших направление на трудоустройство, доля доходов от НИР, индекс цитирования научных трудов» [21].

В основе рейтинга «Международное признание» лежат показатели открытого доступа: «продвижения в глобальных рейтингах; результаты международной аккредитации, исходя из реестра DEQAR; результаты международных олимпиад и конкурсов; количество иностранных студентов» [19].

Рейтинг «Forbes» оценивает четыре параметра: востребованность у работодателей, исходя из опроса ста лучших работодателей России; нетворкинг (средний балл ЕГЭ и др.); качество образования (соотношение студентов и преподавателей, зарплата профессорско-преподавательского состава, доля молодых сотрудников и т.д.); международное признание (вхождение в глобальные рейтинги — QS, THE, ARWU).

Существуют и другие национальные рейтинги: рейтинг по индексу Хирша, где учитывается индекс Хирша образовательной организации, рассчитанный по данным наукометрической базы elibrary.ru; рейтинг по данным Мониторинга эффективности, который был введен Министерством образования и науки в 2012 году; рейтинг «Оценка качества обучения», где сопоставляются данные на входе в процесс обучения, в процессе и выходе; рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации — учитывает открытые данные из документа об организациях, которые проводят аккредитацию образовательных программ Министерства образования и науки; рейтинг исследовательского центра «Superjob» оценивает средний уровень дохода выпускников университетов; рейтинг «Национальное признание» компании «Univer. EXPERT Академический критик» учитывает такие показатели, как «значимость основных дисциплин университета, уровень преподаваемых наук, работа преподавательского состава» [20].

Если международные рейтинги в целом ориентируются на научно-исследовательскую деятельность и международную репутацию университетов, то в основе национальных рейтингов лежит качество образовательных услуг и конкурентоспособность выпускников на рынке труда (умения и навыки применять свои знания на практике). Вхождение университета в мировой рейтинг вносит вклад в имидж сферы высшего образования страны и увеличивает долю образовательных услуг в структуре ее экспорта. Однако присутствие университетов в ключевых мировых рейтингах имеет не только положительный эффект: если позиция университета в рейтинге невысока или снижается, это может привести к уменьшению потока абитуриентов и иностранных сотрудников и, как следствие, к сокращению государственной поддержки (уменьшению финансирования) и слиянию университетов. Иными словами, необходимо разумно использовать рейтинги в качестве системы оценивания университета. А поскольку любая рейтинговая система, в том числе глобальные рейтинги, в той или иной степени подчинена предпочтениям ее авторов, российской системе образования следует создавать и развивать собственные рейтинги.

×

Об авторах

Юлия Николаевна Эбзеева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ebzeeva_yun@pfur.ru
кандидат филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков филологического факультета, первый проректор-проректор по образовательной деятельности ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Юлия Борисовна Смирнова

Российский университет дружбы народов

Email: yuryeva-yub@rudn.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков филологического факультета, помощник первого проректора-проректора по образовательной деятельности ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования // Экономика образования. 2012. № 2.
  2. Балашов А.И., Хусаинова В.М. Проект «5-100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования? // Экономика и управление. 2016. № 10.
  3. Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В. Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. № 3.
  4. Галынский В.М., Жук А.В. Рейтинг учреждений Scimago для оценки национальной системы образования и отдельного университета // Высшее образование в России. 2021. № 6.
  5. Ирхин Ю.В. Мировые рейтинги университетов как управленческий фактор систем высшего образования // Ars Administrandi. 2013. № 1.
  6. Кинчаров А.В. Методология мировых рейтингов университетов: анализ и критика // Управление репутацией вуза. 2014. № 2.
  7. Назарова И.Б. Вызовы для российских университетов и преподавателей // Высшее образование в России. 2015. № 8-9.
  8. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Анализ особенностей реализации инновационных моделей развития в вузах // Московский экономический журнал. 2018. № 4.
  9. Эбзеева Ю.Н., Гишкаева Л.Н. Перспективы продвижения российских вузов в международном академическом рейтинге ARWU // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 2.
  10. Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М. Реализация научных исследований в российских университетах: вызовы и ответы современности // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2021. № 4.
  11. Юдина А.С., Павлова И.А. Международные рейтинги и конкурентоспособность университетов. // Вестник науки Сибири. 2017. № 1.
  12. Официальный сайт ARWU: Rankings // URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/arwu/2022.
  13. Официальный сайт QS University Rankings // URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022.
  14. Официальный сайт THE World University Rankings // URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2021/world-ranking.
  15. Официальный сайт THE World University Rankings // URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2022/world-ranking.
  16. Официальный сайт Социоцентра: Методология рейтинга лучших вузов России RAEX-100 // URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/fce/2021-Metodologiya-reytingaluchshikh-vuzov-Rossii-RAEX.pdf?ysclid=lac5pdauxb554098621.
  17. Официальный сайт Минобрнауки России: Программа «Приоритет-2030» // URL: https:// minobrnauki.gov.ru/action/priority2030.
  18. Официальный сайт Агрегатора независимой оценки высшего образования: Рейтинг «Первая миссия» // URL: https://best-edu.ru/ratings/national/rejting-pervaya-missiya?ysclid=lac50edmoo423183885.
  19. Официальный сайт Агрегатора независимой оценки высшего образования: Рейтинг «Международное признание» // URL: https://best-edu.ru/ratings/national/rejting-mezhdunarodnoe-priznanie?ysclid=lac518i16i630803510.
  20. Официальный сайт Агрегатора независимой оценки высшего образования: Рейтинг «Национальное признание» // URL: https://best-edu.ru/ratings/national/national_recogniti on?ysclid=lac52finyw341883322.
  21. Официальный сайт Агрегатора независимой оценки высшего образования: Самые востребованные вузы России - МИА «Россия сегодня» // URL: https://best-edu.ru/ratings/national/samye-vostrebovannye-vuzy-rossii?ysclid=lac53mx7oq51124485.
  22. Altbach P.G. The globalization of college and university rankings // Change. 2012. Vol. 44. No. 1.
  23. Van Raan A.F.J. Fatal attraction: Conceptual and methodological problems in the ranking of universities by bibliometric methods // Scientometrics. 2005. Vol. 62. No. 1.
  24. Liu N.C., Cheng Y. Academic ranking of world universities // Higher Education in Europe. 2005. Vol. 30. No. 2.

© Эбзеева Ю.Н., Смирнова Ю.Б., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах