Семейные установки студенческой молодежи в контексте экстремистских рисков

Аннотация

Проблема молодежного экстремизма - тема, не теряющая своей актуальности в силу текучей изменчивости современного мира: появляются новые факторы риска, а социальные институты, которые должны работать на стабильность общества, дают сбой. Цель статьи - рассмотреть возможное влияние семейных установок молодежи, которые связаны с проблемами инфантилизма (социально-бытовой и психологической зрелости), нетрадиционными гендерными отношениями, изменами, влиянием медиа и сериалов на рост экстремистских рисков в молодежной и подростковой среде. Были использованы результаты шести авторских исследований, посвященных вышеперечисленным проблемам и реализованных в период с 2017 по 2019 годы в Российском университете дружбы народов разными социологическими методами (анкетирование, фокус-группы, контент-анализ): опрос студентов в 2017 году на тему «Свобода личности глазами молодежи» (N = 470); контент-анализ четырех серий четырех отечественных сериалов, вышедших в 2017 году; валидизация авторской методики «Диагностика социального инфантилизма среди молодежи» (N = 500); четыре фокус-группы на тему «Трансформация современного социального образа российской женщины» в 2019 году; две фокус-группы со студентками на тему «Измены в романтических отношениях» в 2021 году; опрос московского студенчества на тему экстремизма в том же году. Благодаря широкому охвату проблематики в контексте релевантных современных исследований был сделан ряд выводов, показывающих необходимые акценты в реализации молодежной и семейной политики: обучение молодых семей осознанному родительству, системный мониторинг социального инфантилизма молодежи в семейно-бытовой сфере, возврат системе образования былого авторитета в противовес нынешней модели сферы услуг. Авторы полагают, что предложенные изменения постепенно начинают происходить благодаря четкой политике в сфере нетрадиционных отношений и вниманию к медиаконтенту на государственном уровне.

Об авторах

Жанна Васильевна Пузанова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova-zhv@rudn.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва,117198, Россия

Владимир Михайлович Филиппов

Российский университет дружбы народов

Email: president@rudn.ru
доктор физико-математических наук, президент ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва,117198, Россия

Татьяна Игоревна Ларина

Российский университет дружбы народов

Email: larina-ti@rudn.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва,117198, Россия

Мария Александровна Симонова

Российский университет дружбы народов

Email: simonova-ma@rudn.ru
доктор исторических наук, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва,117198, Россия

Список литературы

  1. Ahearn E.-R., Bhui K., Jones E. What factors are truly associated with risk for radicalisation? A secondary data analysis within a UK sample. Transcultural Psychiatry. 2021. 58; (5).
  2. Butkevich S.A. Family as an institution for preventing extremism and terrorism (legal and social aspects). Bulletin of the Ural Law Institute. 2018; 1. (In Russ.).
  3. Coleman K. The difference safe spaces make: The obstacles and rewards of fostering support for the LGBT community at HBCUs. SAGE Open. 2016; April.
  4. Davydov D.G. Causes of youth extremism and ways to prevent it in the educational environment. Russian Social Science Review. 2015; 56 (5). (In Russ.).
  5. Khlomov K.D., Davydov D.G. Diagnostics of dispositions of violent extremism. Psychological Diagnostics. 2017; 14 (1). (In Russ.).
  6. More than a half of the Russian youth consider mortgages as a way to improve living conditions: URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/media/news/dom-rf-bolshe-poloviny-rossiyskoy-molodezhirassmatrivaet-ipoteku-kak-sposob-uluchshit-zhilishchnye. (In Russ.).
  7. Russian family: How to preserve traditions and find new meanings? URL: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/210910_Demografija_doklad.pdf. (In Russ.).
  8. Kolotova O.V. Escapism: The danger of ‘flight’ under the psychosocial immaturity and readiness for extremism. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2018; 22. (In Russ.).
  9. Medvedeva N.I. Social-psychological conditions for countering extremism and terrorism among the. World of Science, Culture and Education. 2017; 3. (In Russ.).
  10. Monitoring materials for the study of causes of extremist manifestations in adolescence. URL: http://psy-centre-31.ru/images/ekstremist%202017-2018.pdf. (In Russ.).
  11. Ning B., Rind I.A., Asad M.M. Influence of teacher educators on the development of prospective teachers’ personal epistemology and tolerance. URL: https://doi.org/10.1177/2158244020914639.
  12. Popova T.V. Comprehension of the “television-society” interaction system based on the conceptualization of the research results. Humanities, Social-Economic and Social Sciences. 2021; 3. (In Russ.).
  13. Puzanova Z.V., Larina T.I., Tertyshnikova A.G. Infantilization of the youth: A methodological approach to measurement. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
  14. RBK: An activist in the image of Christ was detained near the FSB building in Moscow. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5fa44bc69a7947a30fe8f3ab. (In Russ).
  15. Rostovskaya T.K., Kuchmaeva O.V. Transformation of the desired family model in different generations: Results of the All-Russian sociological study. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (3). (In Russ.).
  16. Smyslova V.N. Interdependence of extremist manifestations and protest activity of LGBT communities. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2018; 2. (In Russ.).
  17. Sobolevskaya O.V. The youth began to separate from their parents later. URL: https://iq.hse.ru/news/177665223.html. (In Russ.).
  18. Tolstenko A., Baltovskij L., Radikov I. Chance of civic education in Russia. URL: https://doi.org/10.1177/2158244019859684.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Fig. 1. Answers to the question about the definition of extremism

Скачать (125KB)
2. Fig. 2. Students’ readiness to help law enforcement officers fight extremism

Скачать (46KB)

© Пузанова Ж.В., Филиппов В.М., Ларина Т.И., Симонова М.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах