Экспертное группообразование при принятии решений о развитии регионов: раскол или сплоченность (на примере реализации национальных проектов)
- Авторы: Богданов В.С.1, Почестнев А.А.1,2
-
Учреждения:
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 22, № 2 (2022)
- Страницы: 306-323
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/31345
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-2-306-323
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях реализации национальных проектов актуализируется проблема экспертного группообразования в связи с необходимостью разработки новых механизмов управления, отвечающих меритократическому запросу российского общества на эффективное государство. В этом контексте важен переход от парадигмы «контроля и надзора» к парадигме «умного управления». Национальные проекты не должны оставаться вне широкого публичного обсуждения и реального участия разных целевых групп. Такой подход обусловлен задачами властно-управленческой вертикали - отвечать на внешние и внутренние вызовы при реализации 12 национальных проектов. Результатом сложившегося экспертного группообразования стала структура групп принятия решений. Для идентификации эффекта группообразования был введен параметр «сплоченность»-«раскол» мнений в экспертных группах, сложившихся в ходе разработки и реализации проектных решений. Цель исследования - оценка состояния групп принятия решений (экспертных групп), которые отражают уровень развития регионов, в том числе и социокультурной модернизации. На основе представленных теоретико-методологических оснований была разработана методика выделения социоментальных групп, формирующихся и действующих в ходе реализации национальных проектов в группах решений, на основе шкал доступа экспертов к управлению регионом (индекс «активность vs пассивность») и шкал солидарности экспертов с позицией власти, политической и управленческой деятельностью всех звеньев властно-управленческой вертикали (индекс «поддержка vs несогласие»). Структуры экспертных групп соотносились с интегральными индексами развития регионов, представленными в виде социально-экономических и политико-управленческих рейтингов (РИА, АПЭК, ЦИСИ ИФ РАН). В итоге на основе статистических процедур и выделенных экспертных группировок удалось оценить «раскол» и «сплоченность» экспертных позиций в принятии решений в ходе достижения национальных целей.
Полный текст
Актуальность изучения феномена социального группообразования в контексте управления территориальным развитием обусловлена качеством отечественной системы управления и нерешаемыми проблемами, главными из которых остаются подмена функций управления функциями власти и закрытость региональных систем управления (доминирование «авторитарно-кланового» стиля управления). Необходимы новые механизмы управления и формы государственно-общественной регуляции социокультурной модернизации регионов [1], что отвечает сформировавшемуся в российском обществе меритократическому запросу на эффективное государство, в котором все более активную роль должны играть самоорганизующиеся ассоциации граждан [5; 6; 11]. По мнению М.К. Горшкова [5], для получения реальных эффектов модернизации следует переформатировать стратегическое мышление государственных служащих и функции звеньев властно-управленческой вертикали — отказаться от доминирующей парадигмы «контроля и надзора» в пользу парадигмы «умного управления» [13], которая предполагает привлечение широкого круга населения к управлению регионами и разработке управленческих решений на основе рационально-познавательных процедур. Согласно Президенту РФ, национальные проекты не должны остаться вне широкого публичного обсуждения и реального участия в их реализации различных групп населения (стейкхолдеров), что актуализирует задачу изучения характера экспертного группообразования. Для ее решения Центр социологии управления и социальных технологий Института социологии под руководством А.В. Тихонова организовал исследовательский проект, поддержанный Российским научным фондом.
Экспертное группообразование — это распределение и состав экспертов в группах принятия решений в ходе реализации национальных проектов и программ модернизации управления в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации. Экспертные группы создаются для решения следующих задач: анализ особенностей регионов; контроль (оценка) объекта социальных преобразований; определение недостатков и барьеров, возникающих в процессе принятия и реализации проектных решений; разработка и внедрение стратегий, проектов и программных мероприятий по развитию регионов [2; 3; 8].
Экспертные группы состоят из специфического набора участников (стейкхолдеров), каждый из которых имеет свое представление об объекте преобразований и свою цель (мотив). Как правило, объединению и сотрудничеству подвержены эксперты со схожими установками и ценностями. Если среди участников наблюдается единство мнений, то групповые отношения воспроизводятся, повышается солидарность и формируются устойчивые группы. Они способны продуцировать единые, всеми разделяемые (легитимные) решения и проявлять активность в процессе их реализации на основе единой мотивации участников. Если среди участников нет единства в оценке ситуации, то отношения деформируются [18], группа замыкается на оценочной функции, оказывается не в состоянии заниматься совместной разработкой и реализацией стратегии, т.е. решения либо не принимаются, либо их легитимность ставится под сомнение, что сказывается на характере последующей реализации [15; 17].
Недостаточное внимание органов власти к мнениям экспертов ведет к негативным социальным последствиям принимаемых решений, поскольку не учитываются особенности регионов, существующие барьеры и недостатки развития, игнорируется поиск и выбор адекватных средств. Об этом говорит П. Штомпка (со ссылкой на Ч. Тилли), характеризуя формирование и активизацию политических радикальных групп как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством [16].
Говоря о проблеме согласованности мнений экспертов и властей, мы поднимаем вопрос о сплоченности или расколе, который обсуждается в российском социологическом и социально-философском дискурсе. Генезис проблемы восходит к пониманию «общественного договора» [4; 9; 10]. А. Турен, говоря о расколе, акцентирует внимание на не полностью «открытых» отношениях власти и населения, когда стабильность власти противостоит изменениям окружающей среды и интересам субъектов управления (социальным акторам) [14], инициируя принятие решений «сверху-вниз». Нельзя не упомянуть методологию социокультурного анализа социальной динамики А.С. Ахиезера и В.А. Лекторского для изучения феноменов инверсии, раскола и медиации [7]. Что касается модернизации «сверху» и «снизу», то М.Ф. Черныш, ссылаясь на работу М. Кивенина, констатирует: «процесс модернизации социальной сферы возможен, если двигаться в двух направлениях. Первое состоит в том, чтобы привлекать по мере возможности к обсуждению социальной политики и принципов строительства социального государства агентов, действительно заинтересованных в улучшении положения дел (профсоюзы, общественные организации, политические партии). Второе направление заключается в повышении эффективности системы и, прежде всего, в обеспечении согласованности между разными ее уровнями, а также между постановкой целей и средствами, которые выделяются на их достижение» [15; 19], чего часто не происходит [12].
Задачей исследования стало определение характера экспертного группообразования в рамках властно-управленческой вертикали через параметры доступа экспертов к региональной практике управления (участию в реализации нацпроектов), стабильности членства в экспертных группах и позиционных оценок экспертами деятельности властей по реализации программ развития региона. По сути, мы вычленяем структуру экспертных групп, оцениваем согласованность мнений в группе принятия решения, определяем вектор согласованности (правительственный/оппозиционный) или фиксируем раскол. Главное — определение такого состояния структурных элементов групп, которое позволяет развивать регион. Для решения задачи необходимо найти реальный контекст управления — в нашем исследовании им стали реализация «прорывных» национальных проектов и программа модернизации систем управления регионов.
Первая характеристика экспертного группообразования — свобода доступа экспертов к управлению регионом («активность vs пассивность») — измерялась посредством оценки их участия в программах модернизации региональных систем управления и национальных проектах. Например, если эксперты не участвуют в программах и проектах, но хотели бы включиться в их разработку и реализацию, можно говорить о наличии потенциала активности и/или латентном группообразовании. Вторая характеристика — оценка схожести взглядов и установок экспертов: насколько члены группы решений разделяют позицию официальных органов власти на шкале «поддержка vs оппозиция» (фиксировался раскол или сплоченность экспертной группы). Согласно рабочей гипотезе, чем ниже уровень совпадения точек зрения в экспертной группе принятия решений (раскол), чем сильнее отчуждение экспертов от модернизации регионов, тем более деформированы управленческие решения и ниже уровень развития региона.
Для подтверждения/опровержения этих предположений в 2019–2021 годы был проведен экспертный онлайн-опрос в 12 регионах с разным уровнем социоэкономического развития и социокультурной модернизации (N = 609). В выборку вошли компетентные должностные лица, представители разных профессиональных групп: 44 % имеет опыт руководства организацией, 35 % — органами региональной власти; 74 % имеют высшее образование, 26 % — кандидаты и доктора наук; представителей бюджетной сферы — 41 %, аппарата государственного и муниципального управления — 10 %, НКО — 15 %, производственных организаций — 24 %, предпринимателей и мелкого бизнеса — 9 %; около 66 % заняты общественной работой.
Для определения структурного баланса подгрупп экспертов необходимо было найти параметры, отражающие уровень развития региона. Существует множество рейтингов регионов, отражающих уровень их развития: рейтинг социоэкономического развития регионов РИА, рейтинг конкурентоспособности, рейтинг качества жизни, рейтинг качества регионального управления АПЕК, национальный рейтинг губернаторов и их критики в социальных сетях. Единого общепризнанного показателя пока не существует, однако разные аспекты развития регионов были интегрированы в рейтинге социокультурной модернизации [1]. Мы проработали все названные рейтинги, сопоставив их с данными экспертного опроса.
Созданная номинальная экспертная группа подвергалась поэтапному анализу. Первоначально оценивалась «активность vs пассивность» — чтобы определить наличие взаимодействия между участниками группы и ее потенциал в виде латентных активных групп. Было выбрано два типа проектов, в которых могли участвовать эксперты, поэтому было установлено сочетание их действий в ходе реализации проектных решений. Участие в обоих проектах свидетельствует о постоянстве группы и устойчивом взаимодействий ее членов, т.е. о сформированности экспертной группы («ядро управления») — только 6 % экспертов участвуют в обеих программах (Табл. 1), и эта малочисленная подгруппа была включена в группу «активные эксперты». Участие экспертов в одном проекте свидетельствует об их активности в делах управления регионом (37 %) — они стали основой группы «активные эксперты» (далее — «группа решений»). Эксперты, не участвующие в управлении, но стремящиеся к этому (51 %), были отнесены к латентной группе управления (далее — «желающие эксперты»). Их неучастие в управлении свидетельствует о закрытости группы принятия решений и формировании решений «сверху», но эта группа характеризует потенциал региона, который можно использовать для совершенствования системы управления. Эксперты, не участвующие в управлении и не высказывающие такого желания (12 %), были отнесены к «пассивной группе». Эксперты, «затруднившиеся с ответом», были причислены к группам «активные эксперты» и «желающие эксперты» (в соответствии с их позицией в другом проекте).
Таблица 1. Распределение экспертов по участию в программах развития регионов, %
Участие в повышении эффективности системы управления | Участие в национальных проектах | ||||
Принимаю участие в разработке или реализации | Не участвую, но хотел бы | Не предполагаю участия | З/о | Всего | |
Уже участвую | 5,8 | 0,5 | - | 0,2 | 6,5 |
Да, есть желание участвовать | 13,6 | 12,1 | 1,5 | 1,3 | 28,5 |
Скорее да, чем нет | 12,1 | 16,1 | 6,3 | 3,8 | 38,2 |
Скорее нет, чем да | 3,3 | 3,8 | 6,1 | 0,7 | 13,9 |
Нет желания участвовать | 0,5 | 0,2 | 2,2 | 0,8 | 3,6 |
З/о | 1,3 | 2,3 | 2,5 | 3,1 | 9,3 |
| 36,6 | 34,9 | 18,5 | 9,9 | 100 |
Далее было получено региональное распределение групп экспертов. В ходе анализа с применением коэффициента корреляции Спирмана было обнаружено, что представительность экспертного сообщества в группах решений (объем) не связана с рейтингами губернаторов, критики губернаторов в социальных сетях и регионов по качеству жизни, но значимо связана с уровнем социально-экономического развития региона по версии РИА, эффективностью регионального управления по версии АПЕК и конкурентоспособностью региона. С уровнем социокультурной модернизации региона по версии Н.И. Лапина этот параметр статистически не связан, но визуально связь прослеживается (Табл. 2). Обнаруженные связи отражают тенденцию уменьшения количества привлекаемых экспертов с увеличением уровня развития региона, т.е. развитые регионы имеют закрытые группы решений и процедуры отбора экспертов, что позволяет налаживать тесные конструктивные взаимодействия и эффективные обсуждения (обратные связи). Данные группы не постоянны, поскольку количество экспертов, входящих в «ядро», достаточно мало, что наводит на мысль о целевом отборе экспертов. В менее развитых регионах группы принятия решений также закрыты, «ядро управления» невелико, и экспертов отбирают под разные задачи.
Таблица 2. Распределение экспертов по группам активности в регионах с разным уровнем развития, %, баллы
В регионах с еще более низкими рейтингами развития независимые экс перты более широко представлены в группах разработки и реализации проектов. С одной стороны, это позволяет властям показывать демократичность управления, но, с другой стороны, это усложняет обсуждения и достижение консенсуса; существует вероятность попадания в активную группу тех, кто лоббирует свои интересы в ущерб интересам региона, и экспертов, которые слепо поддерживают решения властей, чтобы создать эффект легитимности. Был проведен анализ второго параметра группообразования — «поддержка vs оппозиция» (пятибалльная оценка деятельности всех органов власти РФ в ходе реализации проектов). Для определения структуры оценок был проведен кластерный анализ методом главных компонент, который позволил редуцировать многомерное пространство до двух параметров (69,7 % описывают исходные данные) (Рис. 1–3).
Рис. 1. Рассеивания экспертных оценок деятельности федеральных и региональных властей
Рис. 2. Средние оценки деятельности федеральных и региональных властей экспертов, принадлежащих разным кластерам
Рис. 3. Распределение оценок органам власти в экспертных группах
Расшифровку сокращений профилей см.ниже в тексте
Полученное пространство отразило характер экспертной оценки деятельности властей. Первый компонент — оценка работы федеральных властей (Администрация Президента, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство, отраслевые министерства), второй компонент — региональных властей (аппарат губернатора, городская администрация, органы местного са моуправления, руководители предприятий, полиция, министерства). Можно сказать, что эксперты оценивают ситуацию в контексте разделения властей не по содержанию, а по административному делению (идея синкретизма власти). Схожесть оценок органов власти свидетельствует о едином характере их работы — интеграции и согласовании действий, однако оценки федеральных органов отличаются от оценок региональных властей, т.е. фиксируется разрыв в работе вертикали власти (отсутствие интеграции).
Для формирования групп экспертов, имеющих схожие позиции по отношению к работе органов власти, использовался иерархический кластерный анализ методом Ворда, который позволяет создать компактные кластеры, не пересекающиеся друг с другом. В основу кластеризации были положены две независимые переменные: оценка деятельности федеральных органов власти и региональных властей. Кластерный анализ позволил выделить пять 5 социоментальных групп: 1) эксперты, которые положительно оценивают деятельность всех органов власти в рамках реализации национальных проектов, их оценки выше 3,5 баллов (Фх_Рх); 2) эксперты, положительно оценивающие деятельность федеральных органов власти (выше 3), и средне — региональных (около 3), т.е. группа федерально-ориентированных экспертов (Фх_Рп); 3) эксперты, удовлетворительно оценивающие деятельность и решения федеральных и региональных органов власти (около 3), т.е. «колеблющиеся» (Фс_Рс); 4) эксперты, положительно оценивающие деятельность региональных органов (выше 3), но несогласные с федеральным курсом и деятельностью федерального центра (ниже 3), т.е. регионально-ориентированные эксперты (Фп_Рх); 5) «противники» — оценивающие решения федеральных и региональных органов власти ниже 2,5 баллов (Фп_Рп). Еще одна группа экспертов — затруднившиеся в оценке органов власти.
Сочетание представителей данных социоментальных подгрупп в группе «активные эксперты» оказалось разным (Табл. 3), что позволило провести корреляционный анализ, направленный на изучение зависимости состава группы и развитости регионов. Были обнаружены значимые связи количества экспертов с оппозиционными взглядами относительно федеральных решений и критики губернаторов в социальных сетях, однако ситуация в Калмыкии отличается от общей тенденции. При исключении региона были выявлены дополнительные значимые связи: величина группы экспертов, которые поддерживают региональные органы и критикуют федеральные, коррелирует с рейтингом критики губернаторов в социальных сетях и конкурентоспособностью региона, а величина группы экспертов, которые критикуют действия всех органов власти, связана с социально-экономическим развитием региона, его конкурентоспособностью и критикой губернаторов. В более развитых регионах среди «активных экспертов» больше количество оппозиционно настроенных, что, видимо, позволяет принимать взвешенные решения, способствующие развитию региона.
Таблица 3. Распределение представителей разных подгрупп в активной группе принятия и реализации решений в регионах, %
Состояние условной группы:
Р — раскол, выраженный в несовпадении экспертных оценок деятельности органов власти
С — сплоченность, выделяется доминирующая группа
Вектор принятия решений с точки зрения отношения к звеньям ВУВ:
П — выделяется большинство экспертов с провластными установками, в том числе и федеральными СП — выделяется достаточная группа с федеральными установками, с решениями которой может согласиться оппозиция
ОВПР РВ — выделяется достаточная группа с оппозиционными установками, близкими к позиции региональных властей
ОВПР — выделяется достаточная группа с абсолютно оппозиционными установками
Оценивая параболическую аппроксимацию зависимости числа провластных экспертов (Фх_Рх) и уровня социокультурной модернизации регионов, был получен коэффициент детерминации R2 = 0,361. Хотя он не велик, можно говорить о тенденции: в развитых регионах группа экспертов, положитель но оценивающих действия властей, не представляет большинства, им противостоят различные группы; в регионах более низкого уровня развития эта группа представляет большинство, а в менее развитых перестает быть доминантной. В развитых и слабо развитых регионах «чистая оппозиция» (Фп_Рп) более выражена, нежели в регионах среднего уровня (R2 = 0,691). Подобная зависимость наблюдается и в группировке экспертов, критикующих федеральные органы власти, но менее четко (R2 = 0,387). Можно предположить, что в развитых регионах оппозиция более представительна и играет позитивную роль — создает эффект конструктивности обсуждений при принятии решений; в менее развитых регионах оппозиция незначительна (исключение — Башкортостан), а в слаборазвитых регионах ее доля начинает расти, но не так активно, как в регионах-лидерах (наличие оппозиции здесь скорее отрицательно сказывается на уровне модернизации).
В группу регионов, которые характеризуются высоким уровнем социокультурной модернизации, вошла Московская область, где в группе «активные эксперты» доминируют респонденты, отрицательно оценивающие деятельность федеральных органов и положительно — региональных (39 %) (Табл. 3). Но это не большинство, поэтому в принятии решений и их исполнении важна борьба с группой экспертов, которых устраивает федеральная политика (Фх_Рх — 31 %), и группой экспертов, которые не поддерживают ни федеральные, ни региональные власти (23 %), т.е. в регионе наблюдается раскол мнений и шанс на радикальные изменения. Похожая ситуация в Республике Саха (Якутия): в активной группе доминируют эксперты, удовлетворенные деятельностью региональных властей, но не федеральных (35 %), им противостоят эксперты, удовлетворенные как федеральными, так и региональными властями (29 %), т.е. наблюдается борьба в принятии и реализации решений, что положительно сказывается на развитии.
В Нижегородской области наиболее выражена группа экспертов, довольных работой всех органов власти (41 %), — это не большинство, но в сочетании с группой экспертов, которые оценивают деятельность властей в целом удовлетворительно (23 %), и 14 % довольных федеральной властью, можно предположить, что в принятии и исполнении решений будут доминировать провластные федеральные идеи, хотя в целом по группе «активные эксперты» фиксируется раскол. Несколько иная ситуация наблюдается в Свердловской области: значительная группа экспертов поддерживает властные решения (44 %), им противостоит группа недовольных работой федеральных органов (19 %) и группа оппозиционеров (13 %), т.е. наблюдается борьба позиций, которая, видимо, оказывает положительный эффект.
Из полученных данных видно, что эксперты отбираются таким образом, чтобы не было перевеса сторонников властей. Эксперты представляют разные точки зрения: одни склоняются к поддержке федеральных органов, другие — региональных, третьи представляют точку зрения, отличную от провластной. Такие регионы реализуют особую стратегию развития, и централизации управления в них не прослеживается.
Другая ситуация сложилась в регионах с более низким уровнем социокультурной модернизации. В Брянской области в активной группе доминируют эксперты, которые довольны деятельностью властей и поддерживают их решения (86 %), т.е. в экспертной группе прослеживается сплочение. В Белгородской области доля таких экспертов ниже (65 %), но это большинство, и в активной группе много тех, кто удовлетворительно оценивает все органы власти (24 %). В Республике Башкортостан 62 % экспертов принадлежит к группировке провластных, но в активной группе есть оппозиция федеральной власти (23 %) и «чистая оппозиция» (8 %), т.е. очевидна ситуация рекрутирования сторонников властей регионального и федерального уровня, поэтому можно предположить, что в данных регионах реализуется централизованная политика развития.
В следующей группе регионов, уровень развития которых «ниже среднего», ситуация кардинально иная. В Смоленской области доминирующей группы нет: часть экспертов довольна работой всех органов власти (39 %), им противостоит группа, которая негативно оценивает региональные власти и позитивно — федеральные (26 %), т.е. эксперты склонны поддерживать решения федеральных властей. В Омской области 50 % активной группы — провластные эксперты, 45 % — «серединники», удовлетворительно оценивающие работу властей, т.е. здесь возможна борьба, но локального характера, по частным вопросам. Такая же ситуация и в Вологодской области (45 % и 25 %). Скорее всего, в этих регионах будут поддержаны федеральные инициативы. В Амурской области ситуация немного иная: 47 % активных экспертов провластно-ориентированы, 17 % поддерживают решения федеральных органов, еще 17 % занимают серединное положение, 13 % поддерживают только местное руководство, и есть небольшая доля оппозиционеров — 5 %, т.е. мнение активной группы будет склоняться в сторону решений федеральных властей.
В последних рассмотренных регионах раскол мнений наблюдается, но он не настолько выражен, как в регионах-лидерах. В менее развитых регионах больше экспертов в активной группе управления, и многие принадлежат к «колеблющимся», что может создавать конфликты при принятии решений, но скорее с выходом на договоренности, чем на эскалацию. Однако неудовлетворенность решением влечет проблему его реализации — имитацию деятельности.
В Республике Калмыкия, которая имеет самый низкий уровень социокультурной модернизации, как ни странно, ситуация похожа на самый развитый регион — Московскую область, но есть и отличия: 10 % активных экспертов принадлежит к провластной группе, 15 % поддерживают федеральные власти, 30 % удовлетворительно оценивает работу властей, 10 % поддержива ют региональные власти, и 35 % — оппозиция, которая не может не оказывать влияние на срединную группу — для принятия решений, отличных от провластных. В группе «активные эксперты» существует раскол и оппозиционный вектор. Если это клановые интересы, то такая деформация не позволит региону выйти на новый уровень развития.
Заключительным этапом стало изучение отношений в активной группе экспертов — «стиль управления». Были получены данные, которые не позволяли выделить явные доминанты, поэтому мы объединили стили в две группы — «авторитарно-клановый» и «коллегиально-демократичный». Также мы рассмотрели экспертные оценки уровня развитости компетенций у представителей органов власти, которые будут способствовать или препятствовать реализации национальных проектов (Табл. 4).
Таблица 4. Характеристика стиля управления (%) и оценка компетенций представителей региональных органов власти (баллы)
Со статистической точки зрения можно говорить о проявлении квадратической зависимости стиля управления с рейтингом Н.И. Лапина, социально-экономического развития РИА, АПЕК, с национальным рейтингом губернаторов и рейтингом конкурентоспособности региона. В Московской, Нижегородской и Свердловской областях, которые принадлежат к группе развитых регионов (по версии ЦИСИ ИФ РАН), доминирует коллегиально-демократический стиль управления: органы власти в меньшей степени открыты населению, ответственны за реализацию решений, обладают компетенциями, в частности стратегическим мышлением, способностью принимать нестандартные решения. Власти не обладают сильным авторитетом, им сложно мобилизовать население. Именно эти параметры определяют необходимость привлечения независимых экспертов в группы принятия и реализации решений — чтобы компенсировать указанные недостатки. В связи с наличием большой группы оппозиционных экспертов в данных регионах демократичность управления сдерживает контроль «сверху», и решения становятся менее центроориентированными, т.е. оппозиция может играть позитивную роль в разработке и реализации политики.
Начиная с Республики Саха стиль начинает меняться на авторитарно-клановый, и в регионах среднего уровня модернизации эта доминанта сохраняется, за исключением Брянской области (отклонение в сторону демократичности). При этом власти менее развитых регионов не нуждаются в помощи сторонних экспертов, поскольку высоко дисциплинированы и ответственны, у них развиты компетенции, стратегическое мышление и креативность, у них есть авторитет и способность мобилизовать население для решения поставленных задач. В данных регионах больше контроля «сверху» и более прозрачна система управления. В группу принятия решения попадают те эксперты, которые поддерживают решения властей. Можно предположить, что здесь сложился единый вектор восприятия реальности у местных органов власти и населения.
В слаборазвитых регионах, к которым относятся Омская, Амурская и Вологодская области, у экспертов доминируют коллегиально-демократические отношения. Власти более открыты населению по сравнению с развитыми регионами, но менее компетентны, нежели в средних регионах, — не обладают развитым стратегическим мышлением. Демократичность управления сдерживает контроль «сверху», но снижается и региональные ответственность властей. Как и в развитых регионах, здесь достаточно низка способность ответственных исполнителей к выработке креативных решений и мобилизации населения. Для решения задач приглашаются стейкхолдеры — создается коллегиально-демократическое управление. Ситуация схожа с развитыми регионами, но есть важные отличия: больше независимых экспертов в группах решений и открытость властей (скорее имитационная). В сочетании с демократичностью это негативно сказыва ется на качестве решений — очевидны трудности нахождения компромисса в разнородных экспертных группах и проблемы попадания в эти группы нецелевых экспертов или тех, что нацелены только на свои или спонсорские интересы, а они оказывают деструктивное влияние на решения «колеблющихся» (Республика Калмыкия).
***
Наблюдая за реализацией национальных проектов в 12 регионах России с разным уровнем развития, мы обнаружили, что во всех регионах число постоянных экспертов в группах принятия решений минимально, что свидетельствует об отсутствии «карманных экспертов», которые принимают типовые провластные решения. В более развитых регионах количество независимых экспертов в группах решений меньше — группы закрыты, экспертов отбирают по определенным параметрам. Условия демократичности управления, проявляющиеся в процессе экспертного группообразования, более способствуют расколу при принятии решений. Раскол мнений может приводить к тому, что оппозиционные позиции перевесят и будет принято альтернативное решение (может быть как конструктивным, так и деструктивным), т.е. оппозиционный характер экспертного группообразования в рамках реализации национальных проектов не определяет в конечном итоге качество управленческого решения.
Сформулированная нами гипотеза не подтвердилась: в развитых регионах с демократичным управлением наблюдается большая закрытость группы решений, в которых фиксируется раскол мнений, но он несет скорее позитивную (конструктивную) функцию, позволяя принимать решения альтернативные федеральным. Наличие раскола мнений экспертов в развитых регионах ставит задачу изучения его оснований и причин — определение источников несовпадения позиций позволит дать более четкие рекомендации по работе и отбору экспертов в менее развитых регионах.
В среднеразвитых регионах с авторитарным управлением также наблюдается закрытость группы решений, но раскола в ней нет. В этих регионах не обнаружены эксперты, которые убеждают региональные власти решать задачи региона, а не федерального правительства. Здесь собирают «удобных экспертов», чья главная задача — трансляция решений в политическую и общественную среду, поэтому полная поддержка ими провластных решений не порождает критического обсуждения. В регионах с низким уровнем развития, где существует демократичное управление, группа решений более открыта, в ней фиксируется слабовыраженный раскол, который не способствует развитию. В этих регионах важно обратить внимание на рекрутирование «полезных экспертов», чтобы избежать сложностей в работе групп (модерации и фасилитации) и принятии качественных креативных решений. В оппозиционных группах важны основания и вектор целей — развитие региона, а не частные интересы.
Нахождение компромисса ключевых экспертов по важнейшим аспектам жизни региона — способ совершенствования системы управления и адекватный механизм достижения национальных целей. Но пока группы таких экспертов малочисленны.
Об авторах
Владимир Сергеевич Богданов
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Email: valarf@mail.ru
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
ул. Кржижановского, 24/35, к. 5, Москва, 117218, РоссияАлександр Анатольевич Почестнев
Институт социологии ФНИСЦ РАН; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: apochestnev@yandex.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента, руководитель отдела социологических исследований
ул. Кржижановского, 24/35, к. 5, Москва, 117218, Россия; Волоколамское ш., 4, Москва, 125993Список литературы
- Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Под ред. Н.И. Лапина. М., 2016.
- Бакурская Н.Е. Экспертиза в современной организации // Государственное управление. 2015. № 51.
- Баханова Е.В. Экспертные методы оценки деятельности руководителей органов местного самоуправления // Научные сообщения. Вып. 1. Вестник ПАГС. 2009.
- Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского общества // Сочинения: в 2 тт. Т. 2. М., 1991.
- Горшков М.К. Успокоить нервы общества. Что говорит народ и как его слышит власть // Аргументы и Факты. 2019. № 24.
- Горшков М.К., Седова Н.Н. «Самодостаточные» россияне и их жизненные приоритеты // Социологические исследования. 2015. № 12.
- Давыдов А.П. Методологическая «середина-для» в ракурсе неклассики В. Лекторского, медиации А. Ахиезера и принципа комплементарности Р. Гринберга/А. Рубинштейна // Вопросы философии. 2021. № 4.
- Корнилович В.А., Холин А.Н. Коммуникативная динамика малой группы: информационное сопровождение управленческих решений (на примере группового ситуационного анализа) // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 1.
- Локк Д. Два трактата о правлении. М., 2014.
- Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.
- Петухов В.В. Почему мы снова хотим перемен // Ведомости. Мнения/Аналитика. 2019.
- Россия: реформирование властно-управленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов / Под. ред. А.В. Тихонова. М., 2017.
- Тихонов А.В., Богданов В.С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1.
- Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998.
- Ульяновская Ю.В. Применение методов кластерного анализа для оценки нечеткой согласованной экспертной информации // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2012. № 4.
- Черныш М.Ф. И снова модернизация: в поисках концептуальной схемы // Социологические исследования. 2021. № 7.
- Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.
- Ivancevich J.M., Matteson M.T. Organizational Behavior and Management. Irwin, 1993.
- Kitpatrick D.L. Ring the wings of change // Training and Development. 1993. Vol. 47. No. 2.
- Russian Modernization. A New Paradigm / Ed. by M. Kivinen, B. Humphreys. L.-N.Y., 2021.