Двухкомпонентная модель факторов поведения: свидетельства ортогональности эксплицитных и имплицитных факторов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В социальных науках растет понимание того, что даже целенаправленное поведение человека не может быть полностью объяснено рациональными мотивами. «Поведенческая экономика» провозгласила программу изучения экономического поведения, учитывающую больше факторов, чем слепое стремление к собственной выгоде. В социальной психологии активно развивается теория двух групп факторов, влияющих на поведение человека: явные факторы определяются в основном понятийным мышлением, в то время как неявные - нерациональными мотивами, часто неочевидными для самого субъекта действия. Утверждается, что изучение обеих групп факторов - необходимое условие правильного понимания и точного прогнозирования поведения, поскольку они имеют разную природу, не сводимы друг к другу и оказывают разное влияние на поведение. Статья посвящена проблеме различной природы явных и неявных факторов. Применимы ли социально-психологические модели двойственных процессов принятия решений к социальному действию? Мы проверили характер взаимодействия явной и неявной составляющих отношения к партии «Единая Россия» с основными суждениями, которые, казалось бы, должны формировать это отношение. Результаты оказались парадоксальными. Выявление неявных факторов поведения позволяет лучше понять социальное поведение человека, а проекция соответствующих моделей смежных наук значительно обогащает социологические выводы. Оказалось, что идеологически смещенные высказывания в адрес политической партии формируют установку к ней на имплицитном уровне. Причем отношение к этим высказываниям зависит от установки к партии, но уже на рациональном уровне. Это убедительное свидетельство принципиально различной природы эксплицитных и имплицитных факторов социального поведения.

Об авторах

Олег Леонидович Чернозуб

Институт исследований социального действия

Автор, ответственный за переписку.
Email: 9166908616@mail.ru

кандидат социологических наук, председатель научно-технического совета

2-ой Щемиловский пер, 2, Москва, 127055, Россия

Список литературы

  1. Allais M. Le comportement de l’homme rationnel devant le risque: critique des postulats et axiomes de l’ecole americaine. Econometrica. 1953; 21 (4).
  2. Allais M., Hagen O. (Eds.) Expected Utility Hypothesis and the Allais Paradox. Dordrecht; 1979.
  3. Chernozub O.L. Revealing the affective component of the electoral attitude: Creating and validating a graphic associative attitude test. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2018; 3. (In Russ.).
  4. Chernozub O.L. Electoral forecasting based on data on intentions: Limits of accuracy of the conventional model and prospects for its development based on emotional factors. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2018; 4. (In Russ.).
  5. Chernozub O.L. Implicit factors and inconsistency of electoral behavior: From a theoretical concept to an empirical phenomenon. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020; 4.
  6. Chernozub O.L. Implicit factors and inconsistency of electoral behavior: From attitude to behavior. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020; 5.
  7. Ellsberg D. Risk, ambiguity, and the savage axioms. Quarterly Journal of Economics. 1961; 75 (4).
  8. Fazio R. The role of attitudes in memory-based decision making. Journal of Personality and Social Psychology. 1990; 59 (4).
  9. Fazio R. Attitudes as object-evaluation associations of varying strength. Social Cognition. 2007; 25 (5).
  10. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. Evanston; 1957.
  11. Festinger L., Carlsmith J. M. Cognitive consequences of forced compliance. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1959; 58 (2).
  12. Fishbein M., Ajzen I. Predicting and Changing Behavior: The Reasoned Action Approach. New York; 2011.
  13. Friedman M., Savage L.J. Utility analysis of choices involving risk. Journal of Political Economy. 1948; 56.
  14. Friedman M. Price Theory. Chicago; 1976.
  15. Gilovich T., Griffin D. Introduction - heuristics and biases: Then and now. T. Gilovich, D. Griffin, D. Kahneman. (Eds.). Heuristic and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. New York; 2002.
  16. Goldstein D.G., Gigerenzer G. Models of ecological rationality: The recognition heuristic. Psychological Review. 2002; 109 (1).
  17. Greenwald A.G., Poehlman T.A., Uhlmann E. L., Banaji M.R. Understanding and using the Implicit Association Test: III. Meta-analysis of predictive validity. Journal of Personality and Social Psychology. 2009; 97 (1).
  18. Greenwald A.G., Smith C.T., Sriram N., Bar-Anan Y., Nosek B.A. Implicit race attitudes predicted vote in the 2008 U.S. Presidential Election. Analyses of Social Issues and Public Policy. 2009; 9.
  19. Kahneman D., Frederick S. Representativeness revisited: Attribute substitution in intuitive judgment. T. Gilovich, D. Griffin, D. Kahneman (Eds.). Heuristic and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. New York; 2002.
  20. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. New York; 2011.
  21. Metcalfe J., Mischel W. A hot/cool-system analysis of delay of gratification: Dynamics of willpower. Psychological Review. 1999; 106.
  22. Newson R. Parameters behind ‘nonparametric’ statistics: Kendall’s tau, Somers’ D and median differences. Stata Journal. 2002; 2 (1).
  23. O’Connell A.A. Logistic Regression Models for Ordinal Response Variables. Sage; 2006.
  24. Perugini M. Predictive models of implicit and explicit attitudes. British Journal of Social Psychology. 2005; 44.
  25. Perugini M., Richetin J., Zogmaister C. Prediction of behavior. Handbook of Implicit Social Cognition: Measurement, Theory, and Applications. Guilford Press; 2010.
  26. Roccato M., Zogmaister C. Predicting the vote through implicit and explicit attitudes: A field research. Political Psychology. 2010; 31.
  27. Rosenberg M.J. Cognitive structure and attitudinal affect. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1956; 53 (3).
  28. Rosenberg M.J., Hovland C.I., McGuire W.J., Abelson R.P., Brehm J.W. Attitude Organization and Change: An Analysis of Consistency among Attitude Components. Oxford; 1960.
  29. Shah A.K., Oppenheimer D.M. Heuristics made easy: An effort-reduction framework. Psychological Bulletin. 2008; 134 (2).
  30. Sloman S.A. The empirical case for two systems of reasoning. Psychological Bulletin. 1996; 119 (1).
  31. Smith E.R., DeCoster J. Dual-process models in social and cognitive psychology: Conceptual integration and links to underlying memory systems. Personality and Social Psychology Review. 2000; 4 (2).
  32. Somers R.H. A new asymmetric measure of association for ordinal variables. American Sociological Review. 1962; 27 (6).
  33. Strack F., Deutsch R. Reflective and impulsive determinants of social behavior. Personality and Social Psychology Review. 2004; 8.
  34. Strack F., Neumann R. Furrowing the brow may undermine perceived fame: The role of facial feedback in judgments of celebrity. Personality and Social Psychology Bulletin. 2000; 26.
  35. Thaler R.H. Misbehaving: The Making of Behavioral Economics. New York; 2015.
  36. Tintner G. The pure theory of production under technological risk and uncertainty. Econometrica. 1941; 9 (3/4).
  37. Tintner G. The theory of choice under subjective risk and uncertainty. Econometrica. 1941; 9 (3/4).
  38. Tintner G. A contribution to the nonstatic theory of production. Studies in Mathematical Economics and Econometrics. Chicago; 1942.
  39. Tversky A., Kahneman D. Advances in prospect theory: Cumulative representation of uncertainty. Journal of Risk and Uncertainty. 1992; 5 (4).
  40. Weintraub E.R. Neoclassical Economics. The Concise Encyclopedia of Economics. URL: http://www.econlib.org/library/Enc1/ NeoclassicalEconomics.html

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Fig 1. Classical (one-component) model of TRA/TPB behavioral factors

Скачать (63KB)
2. Fig 2. Two-component behavior prediction model

Скачать (50KB)
3. Fig. 3. Measurement model: static approach

Скачать (38KB)
4. Fig. 4. Measurement model: dynamic approach

Скачать (91KB)
5. Fig. 5. Associations of the ideologically biased statements and the components of attitude

Скачать (254KB)

© Чернозуб О.Л., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах