Психолого-медико-педагогические комиссии в контексте инклюзивного образования: ключевые показатели деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья - одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), которые реализуют комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и выступают начальным звеном этого процесса, определяющим дальнейший индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка. Описаны результаты мониторинговой деятельности Федерального ресурсного центра (далее - ФРЦ ПМПК), созданного в апреле 2018 года для оказания организационно-методической помощи руководителям и специалистам ПМПК. Приведены сравнительные данные по центральным и территориальным ПМПК, общее число комиссий по регионам (в том числе динамика его роста по сравнению с 2017 годом), кадровый состав, сводные сведения по руководителям ПМПК (их образование), по месту работы и обеспеченности помещениями, общее количество обследованных и их возраст, соотношение первичных и вторичных обращений, причины обращения и те, кто его инициировал; информация по обследованным детям, у которых были установлены ограниченные возможности здоровья, а также по тем, кому требуется создание специальных образовательных условий или специальных условий для прохождения государственной итоговой аттестации при сдаче ГИА; доля детей, которым были рекомендованы адаптированные образовательные программы. Авторы описывают направления деятельности специалистов комиссии, перечисляют принципы и методы их командной работы и выделяют аспекты организации деятельности ПМПК, которые нуждаются в совершенствовании: дефицит сурдопедагогов и тифлопедагогов, проблема привлечения врачей к работе в ПМПК, их недостаточная оснащенность и обеспеченность помещениями для проведения обследований детей.

Об авторах

Людмила Юрьевна Вакорина

Центр защиты прав и интересов детей

Автор, ответственный за переписку.
Email: lyudmila@fcprc.ru

директор Центра защиты прав и интересов детей

Люсиновская ул., 51, Москва, Россия, 115093

Оксана Георгиевна Приходько

Московский городской педагогический университет

Email: ogprihodko@mail.ru

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой логопедии и директор Института специального образования и комплексной реабилитации

2nd Selskokhozyastvenny Pr., 4, Moscow, Russia, 129226

Олеся Вячеславовна Югова

Московский городской педагогический университет

Email: kor.ped@inbox.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации

2nd Selskokhozyastvenny Pr., 4, Moscow, Russia, 129226

Список литературы

  1. Вакорина Л.Ю. Взаимодействие родителей и психолого-медико-педагогической комиссии как важный фактор эффективности инклюзивного образования: результаты общероссийского мониторинга // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12.
  2. Волосникова Л.М., Ефимова Г.З., Огороднова О.В. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. № 1.
  3. Деятельность ПМПК в современных условиях: ключевые ориентиры / под общ. ред. Л.Ю. Вакориной. М., 2018.
  4. О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № вк-268/0. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_ rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-10022015-no-vk-26807.
  5. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. М., 2017.
  6. Приходько О.Г. Методические рекомендации по организации диагностического обследования детей различными специалистами в условиях новых форм деятельности ДОУ // Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организации служб ранней помощи. М., 2011.
  7. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям / О.Г. Приходько, И.Ю. Левченко и др. М., 2018.
  8. Троцук И.В., Щербакова Д.А. Факторы успешности инклюзивного обучения (на примере российских дошкольных образовательных организаций) // Социальная политика и социология. 2018. Т. 17. № 3.

© Вакорина Л.Ю., Приходько О.Г., Югова О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах