Социальное измерение студенческих проблем в контексте развития инфраструктуры современного университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Улучшение качества студенческой жизни - важная задача любого университета и системы образования в целом, которая вписывается в исследовательские траектории социального измерения студенческой жизни. Для решения этой задачи первостепенным является изучение проблем, с которыми сталкиваются студенты, а вторым шагом может быть создание структур, которые будут решать эти проблемы наиболее эффективно. В статье предпринята попытка показать модель идеального консалтингового центра, который будет решать такие проблемы. Для этого на базе Российского университета дружбы народов были проведены четыре фокус-группы со студентами разных курсов из разных стран, в ходе которых при помощи проективных методик и группового обсуждения были разработаны модели консалтингового центра, описаны отделы, которые должны в него войти, а также качества сотрудников, которыми должны обладать люди, работающие в этих отделах. Общая модель консалтингового центра включает в себя информационный отдел, который является его «ядром», - здесь осуществляется распределение студенческих просьб по нужным отделам; IT-отдел (вопросы, связанные с сайтом, корпоративной почтой и т.д.); отдел социальной поддержки (стипендии, льготы, материальная поддержка); отдел проживания (регистрация, общежитие); отдел науки и учебы (гранты, конкурсы, олимпиады); студенческий комитет (досуг). Студенты предпочитают получение всей необходимой информации онлайн, по телефону, а также лично. В качестве основной социальной сети для информирования выступают Facebook - для иностранцев - и VK (Вконтакте) - для российских студентов. В качестве основных языков, на которых необходимо вести информирование, были названы русский, английский и китайский. Групповое обсуждение позволило выяснить, что хотя некоторые подразделения, призванные решать проблемы студентов, уже существуют, на самом деле они их не решают в силу бюрократических или иных причин, поэтому предложенная модель консалтингового центра является эффективным управленческим решением «снизу», помогающим университету поддерживать связь со студентами и учитывать их реальные нужды.

Об авторах

Жанна Васильевна Пузанова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova-zhv@rudn.ru

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, заведующая Социологической лабораторией

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 1177198

Татьяна Игоревна Ларина

Российский университет дружбы народов

Email: larina-ti@rudn.ru

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 1177198

Список литературы

  1. Консультационный центр при Тихоокеанском государственном университете. URL: http://pnu.edu.ru/ru/students/consulting-center.
  2. Межкультурное взаимодействие в полиэтничной молодежной среде: социологический подход. М., 2012.
  3. Молодежь в современном обществе: проблемы и перспективы. М., 2014.
  4. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Страхи и опасения российского студенчества: возможности эмпирической фиксации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.
  5. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Ценностные ориентации и социальное самочувствие студенчества (результаты исследовательского проекта). М., 2017.
  6. Передерий В.А., Скрипниченко Л.С. Исследование представлений Кубанского студенчества об управленческой деятельности: специфика и основные характеристики // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 2.
  7. Пузанова Ж.В., Нарбут Н.П., Ларина Т.И., Антонова Л.А. Контексты межкультурного взаимодействия в высшей школе // Политические исследования. 2018. № 4.
  8. Троцук И.В., Суховерова Д.В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2018. № 11.
  9. Центр по работе со студентами и выпускниками при НИУ ВШЭ в Перми. URL: https://perm.hse.ru/upr/stal.
  10. Шаршов И.А., Макарова Л.Н., Борзых И.Н. Студенческое самоуправление в контексте профессионального воспитания студентов: формы организации и критерии оценивания // Вестник ТГУ. 2017. № 6.

© Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах