Эссе о неолиберализме

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сравнение либерализма и неолиберализма показывает, что концептуальные противоречия либеральных идей возникают при гипостазировании разных форм социального бытия, поэтому политический либерализм будет так или иначе противоречить культурному либерализму, а правовой рано или поздно войдет в конфликт с экономическим. Что касается принципиальных расхождений между концепциями либерализма и неолиберализма, то они не обнаруживаются: и либерализм, и неолиберализм основываются на одних и тех же ценностях, и различия заключаются лишь в сфере их приложения. Либерализм как политическая практика предназначен в основном для внутреннего потребления, неолиберализм - для внешнего. Иными словами, неолиберализм, являясь составной частью либерализма, представляет собой внешнеполитическое измерение либеральных концептов. Внешней политике имманентно присуща агрессия: предтечами современных неолибералов следует признать ряд французских революционных правительств. В качестве доказательства укажем на внешнюю политику Конвента, которая явно переросла либеральные идеи Просвещения и была направлена на силовую реализацию либерализма в масштабе Европы. Суть либерализма проявляется в вытеснении прежних, отчасти еще традиционных социальных, политических и хозяйственных практик и замещении их унифицированными, которые должны стать нормой для всего человечества. Что касается неолибералов, то они предпочитают продвигать свое влияние посредством институционального давления, используя международные неправительственные организации, транснациональные компании, а также связанные с ними руководства ряда стран разного уровня развития. Эти организации, набирая кадры для менеджмента по всему миру и постоянно их перетасовывая, перемещая их из страны в страну, пытаются создать новую управленческую культуру, предназначенную для неолиберальной модели управления, ориентированной на глобальный масштаб. Цель неолибералов по большому счету неотличима от целей либералов (можно спорить только о средствах) и представляет ее внешнеполитическую компоненту: она заключается в переформатировании социального пространства в глобальном масштабе. Внешне это выглядит как упразднение прежних государств и введение новой социально-политической системы, что можно увидеть в Евросоюзе, где прежние государства постепенно замещаются регионами и проводится социальная политика, направленная на формирование новоевропейской идентичности.

Об авторах

Андрей Владимирович Шабага

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: schabaga@gmail.com

доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии. М., 2017.
  2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
  3. Гоббс Т. О гражданине // Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1989.
  4. Гюго В. Речь при открытии конгресса 21 августа 1849 года // Гюго В. Собрание сочинений в 15-ти тт. Т. 15. М., 1956.
  5. Дёринг Д. Либерализм: размышление о свободе. М., 2001.
  6. Кьеркегор С. Или-или. Фрагмент из жизни. СПб., 2011.
  7. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995.
  8. Хайек фон Ф. Дорога к рабству. М., 2010.
  9. Godwin W. Enquiry Concerning Political Justice, and Its Influence on General Virtue and Happiness. L., 1793.
  10. Diogenes Laertius. Vitae philosophorum.
  11. Halévy É. Imperialism and the Rise of Labour. N.Y., 1951.
  12. Köhler W. Crash 2009 - Die neue Weltwirtschaftskrise. Murnau am Staffelsee, 2009.
  13. Mirowski P., Plehwe D. The Road from Mont Pelerin: The Making of the Neoliberal Thought Collective. Harvard, 2009.
  14. Moravcsik A. The Golden Moment // Newsweek. March 26, 2007.
  15. [15] Plato. Res publica.
  16. Rodbertus K. Zur Beleuchtung der socialen Frage. B., 1875.
  17. Thomas Aquinas. Sancti Thomae de Aquino Summa Theologiae.
  18. Turner R.S. Neo-Liberal Ideology: History, Concepts and Policies. Edinburgh, 2008.
  19. Vargas Llosa M. Liberalism in the new millennium // Global Fortune: The Stumble and Rise of World Capitalism. Washington, 2000.

© Шабага А.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах