Лонгитюдные исследования формирования патриотического сознания у школьной молодежи в полиэтничных регионах (результаты социологических опросов)
- Авторы: Рубан Л.С.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»
- Выпуск: Том 17, № 2 (2017)
- Страницы: 235-252
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/15920
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-2-235-252
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье исследуется процесс формирования патриотического сознания у школьной молодежи в полиэтничных регионах Российской Федерации на основе крупномасштабных, не имеющего аналогов в нашей стране и за рубежом лонгитюдных межпоколеных исследований, проводимых с 1998 г. по настоящее время в 12 регионах: в Астрахани и Астраханской области, Грозном, Иваново, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Москве, Назрани, Нальчике, Пскове и Ставрополе. В этом проекте анализируются взгляды и позиции молодых людей, их склонность к конфликту или толерантности. Главная задача проекта - помочь в воспитании молодых поколений, устойчивых к воздействию неблагоприятных жизненных факторов и умеющих преодолевать трудности, сдерживать конфликтные реакции, умеющих отстоять собственные интересы и уважать интересы других, тем самым развивая у молодежи умение жить в культуре согласия и толерантности, уберегая ее от ксенофобии. Для исследования этносоциального самочувствия населения, оценки его конфликтного потенциала, борьбы с ксенофобией и экстремизмом был использован непрерывный этноконфликтологический мониторинг в рамках международного проекта «Диалоговое партнерство как фактор стабильности и интеграции» («Мост между Западом и Востоком») и программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации» (автор является создателем и руководителем проекта и программы). Мониторинг проводится уже 29 лет, в его рамках осуществляются межпоколеннные исследования, призванные показать, как идет гражданское становление и формирование этносознания у молодежи в разных регионах, а также оказывать соответствующее и своевременное влияние на молодые поколения для снижения конфликтного потенциала и формирования толерантности.
Об авторах
Лариса Семеновна Рубан
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Автор, ответственный за переписку.
Email: lruban@yandex.ru
Центр глобальных исследований «Восток-Запад»
Красноказарменная ул., д. 14, Москва, Россия, 111250Список литературы
- Валянский С., Калюжный Д. Негодяй прибежище найдет // Литературная газета. № 16. 18-24.04.2001.
- Ефимов Н. О патриотах, негодяях и Родине // Независимая газета. 24.06.2000.
- Рац М. Две версии патриотизма // Независимая газета. 02.02.2000.
- Рац М. Патриотизм и способы его обсуждения // Независимая газета. 26.08.2000.
- Рубан Л.С. Молодежь в полиэтничном регионе: взгляды, позиции, ориентации (Астрахань и Астраханская область). Астрахань: Изд-во АГУ, 1999.
- Рубан Л.С. Дилемма ХХI века: толерантность и конфликт. М.: Academia, 2006.
- Рубан Л.С. Социализация молодежи в полиэтничных регионах (по материалам конкретных социологических исследований) // Как формировать толерантность в полиэтничных регионах / Под ред. Л.С. Рубан. М.: Academia, 2012.
- Толстой Л.Н. Круг чтения. М.: Политиздат, Наше наследие, 1991. Т. 2.