Экзистенциальная диалектика: динамика образотворчества и миропостижения (на примере философской сказки Ф. Искандера «Кролики и удавы»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эстетическая игра в художественном тексте - это не только конкретные изобразительно-выразительные средства. Комбинируя фрагменты реального и воображаемого миров, автор ведет такую игру с читателем. Если между автором и читателем возникает контакт, то читатель оказывается вовлеченным в эту игру. Нравственная и эстетическая значимость художественного текста зачастую начинают предопределять сознание и формы существования человека, что используется литературой прямо и косвенно. Художественное произведение становится в той или иной степени «предупреждением», позволяя читателю «пережить в тексте» духовный опыт, не сталкиваясь напрямую с какими-то конкретными ситуациями. Обыденный язык, будучи постоянно употребляемым «инструментом», нивелирует образную природу слова, тогда как художественный дискурс намеренно культивирует способность языка создавать образы.

Об авторах

Альмира Магометовна Казиева

Пятигорский государственный лингвистический университет

Email: kazieva@pglu.ru <mailto:kazieva@pglu.ru>
Кафедра отечественной и зарубежной литературы; Пятигорский государственный лингвистический университет

Екатерина Анатольевна Шевель

Пятигорский государственный лингвистический университет

Email: kazieva@pglu.ru <mailto:kazieva@pglu.ru>
Кафедра отечественной и зарубежной литературы; Пятигорский государственный лингвистический университет

Список литературы

  1. Искандер Ф. Кролики и удавы; Созвездие Козлотура; Детство Чика: притча, повесть, рассказы. - М.: Эксмо, 2009.
  2. Каменская Ю.В. Ирония как компонент идиостиля А.П. Чехова: Дисс. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2001.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.
  4. Кьеркегор С. О понятии иронии // Логос. - 1993 - № 4. - С. 176-198.
  5. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. - Тарту, 1964.
  6. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М.: Языки русской культуры, 1999.
  7. Тюпа В.И. Типы эстетического завершения // Теория литературы: учеб. пособие для студентов филол. фак. вузов. В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - С. 54-77.
  8. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 1997.
  9. Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. - Киев; М.: Порт-Рояль - Совершенство, 1997.

© Казиева А.М., Шевель Е.А., 2011

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах