К вопросу об объекте изучения проблемы социокультурной обусловленности речеязыкового развития ребенка

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются содержание и соотношение понятий «речь», «язык», «речевая деятельность», «речеязыковая способность», «чувство языка», металингвистическая рефлексия», «языковая компетенция» в контексте обоснования объекта изучения проблемы социокультурной обусловленности речеязыкового развития ребенка. Показано, что понятие языковой компетенции в полной мере удовлетворяет принципам целостности, субъектности, психологического детерминизма, исторической преемственности и практикоориентированности в рассмотрении указанной проблемы.

Об авторах

Дмитрий Николаевич Чернов

Международный славянский институт

Email: chernov_dima@mail.ru
Факультет психологии

Петр Васильевич Морослин

Международный славянский институт

Email: mpv_1950@mail.ru
Факультет психологии

Александр Степанович Мамонтов

Международный славянский институт

Email: as-mamontov2@yandex.ru
Факультет психологии

Список литературы

  1. Соссюр де Ф. Труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1977.
  2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М.: Просвещение, 1978.
  3. INS Dictionary of Neuropsychology. — N.-Y.: Oxford University Press, 1999. — P. 94, 149.
  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.
  5. Брунер Дж. Психология мышления. — М.: Прогресс,1977.
  6. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М.: Прогресс, 1984. — С. 325—355.
  7. Шахнарович А.М. Проблемы формирования языковой способности // Человеческий фактор. Язык и порождение речи. — М.,1991. — С. 185—200.
  8. Ушакова Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 2. — С. 5—12.
  9. Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика. — М.: радуга, 1983. — С. 90—102.
  10. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. — М.; Воронеж: МПСИ, Флинта, 2002.
  11. Гохлернер М.М., Ейгер Г.В. Психологический механизм чувства языка // Вопр. психол. — 1983. — № 4. — С. 137—142.
  12. Богомазов Г.М. Соотношение понятий чутье языка, чувство языка, языковая компетенция, языковая способность // Вопросы психолингвистики. — 2007. — № 6. — С. 33—39.
  13. Бодуэн де Куртене И.А. Некоторые общие замечания о языке // Избранные труды по общему языкознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — В 2 т. — Т. 1.
  14. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. — 2004. — № 5. — С. 4—16.
  15. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация // Избранные работы. — М.: Прогресс, 1985.
  16. Tunmer W.E., Herriman M.L. The development of metalinguistic awareness. A conceptual; overview // Metalinguistic awareness in children. — N.Y.: Springer Verlag, 1984. — P. 12—15.
  17. Campbell R., Sais E. Accelerated metalinguistic (phonological) awareness in bilingual children // British Journal of Development Psychology. — 1995. — Vol. 13 (1). — P. 61—68.
  18. Bialystok E. Language processing in bilingual children. — N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1991.
  19. Магерамова Ю.Ю. Метаязыковая рефлексия в детской речи // Вестник Северо-Восточного государственного университета. — Магадан: Изд. СВГУ, 2007. — Вып. 8. — С. 59—63.
  20. Лепская Н.И. Язык ребенка: Онтогенез речевой коммуникации. — М.: Изд-во МГУ, 1997.
  21. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000.
  22. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. — Екатeринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.
  23. Овчинникова И.Г., Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника (Характеристика лексического компонента языковой компетенции). — Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000.
  24. Буланова С.Ю. Особенности формирования лингвистической языковой компетенции младших школьников при изучении синтаксиса. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2008. — № 2. — С. 87—93.
  25. Коробкова О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 29—41.
  26. Тигина С.А. Структура психолингвистической компетенции младших школьников // Теория языка и межкультурная коммуникация. — 2010. — № 7. — С. 96—100.
  27. Хомский Н. Язык и мышление. — М.: Изд-во МГУ, 1972.
  28. Hymes D.Y. On communicative competence // Sociolinguistics. — Harmondsworth: Pinguin, 1972. — P. 269—293.
  29. Токарева И.О. Культурно-языковая компетенция личности в ряду смежных способностей // Язык и культура. — 2010. — № 4. — С. 72—76.
  30. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. — М.: ПЕРСЭ, 2002.
  31. Седов К.Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. — М.: Лабиринт,2008.
  32. Солтанбекова О.Т. Коммуникативная компетенция и ее составляющие // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та, 2008. — № 6. — С. 40—44.

© Чернов Д.Н., Морослин П.В., Мамонтов А.С., 2013

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах