Проблемы коммерциализации и коммерческой номинации урбанонимического ландшафта города Алматы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы проводят критический анализ процесса коммерциализации и коммерческой номинации в лингвистическом ландшафте Алматы, крупнейшего мегаполиса Казахстана. Рассматриваются два актуальных топонимических аспекта лингвистического городского ландшафта: коммерциализация геопространства в аспекте топонимической политики мегаполиса, где топоним выступает в качестве «товара»; особенности образования эргонимов при лингвокреативном подходе к процессу номинации как части современного нейминга лингвистического ландшафта мегаполиса, рассмотренные в рамках социолингвистического анализа. Исследование направлено на выявление полиязычного, социокультурного образа города, на соответствие новых названий языковой картине мира горожан, на определение имиджевой стратегии в организации урбанонимического пространства мегаполиса. Вопрос урбанонимической терминологии также остается актуальным, в связи с этим в исследовании рассматривается вопрос соответствия/несоответствия английской и русской терминологии рассматриваемой предметной области, с некоторой осторожностью предлагается принять международную терминологическую систему. Анализ языковой идентичности ойкодомонимов (название жилых комплексов) и эргонимов (название бренда) подтверждает гипотезу о усиливающейся тенденции вестернизации городского ландшафта, что вызывает озабоченность в связи с усиливающимися процессами глобализации, которые сводят к минимуму национально-культурную идентичность урбанонимов. В результате исследования были выявлены проблемные области в топонимической политике мегаполиса, определены перспективы совершенствования нормативных аспектов деятельности, технологий присвоения имен и брендинга коммерческих организаций, компаний, предложены альтернативные решения, которые в дальнейшем могут быть применены в качестве руководящих принципов в топонимической деятельности в других регионах Казахстана и странах.

Об авторах

Кыздархан Курмашкызы Рысберген

Институт лингвистики им. А. Байтурсынулы

Email: ms.rysbergen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4205-9655

доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом oномастики

050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Шевченко, 28

Дана Мусабеккызы Пашан

Институт лингвистики им. А. Байтурсынулы

Email: pashan_dan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5930-3247

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела oномастики

050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Шевченко, 28

Дидар Айдарович Садык

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Автор, ответственный за переписку.
Email: didarsadyk2@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8271-7165

докторант

050038, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. аль-Фараби, 71

Список литературы

  1. Голомидова М.В. Современная урбанонимическая номинация: стратегические подходы и практические решения // Вопросы ономастики. 2017. Т. 14. № 3. С. 185–203. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2017.14.3.029
  2. Разумов Р.В., Горяев С.О. Урбанонимическая терминология: системы и проблемы // Научный диалог. 2019. № 9. С. 130–145. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-9-130-145
  3. Голомидова М.В. Использование технологии нейминга при создании официальных городских топонимов: анализ возможностей // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 3. С. 162–178. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2019.16.3.037
  4. Harvey D. A brief history of neoliberalism. Oxford: Oxford University Press, 2005.
  5. Heller M., Pujolar J., Duchene A. (2014). Linguistic commodification in tourism // Journal of Sociolinguistics. Т. 18. № 4. P. 539–566.
  6. Емельянова А.М. Прагматический аспект эргономии (на примере названий заведений общественного питания г. Уфы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. Т. 7. № 61. С. 98–100.
  7. Алистанова Ф.Ф. Образование эргонимов на базе контаминации, гендиадиса и языковой игры с внутренней формой слова графическими средствами // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. Т. 7. № 85. С. 89–93. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-7-1.20
  8. Носенко Н.В. Языковая игра в современной эргономической номинации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2(51). С. 20–24.
  9. Вайрах Ю.В. Эргурбононими города Иркутска: структурно-семантические и лингвокультурные аспекты исследования. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019.
  10. Жаркынбекова Ш.К., Сейтханова Н.А. Языковые трансформации в лингвистическом ландшафте г. Нур-Султан // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева — Серия филологии. 2020. № 1(130). С. 99–111. https://doiorg/10.32523/2616-678X-2020-130-1-99-111
  11. Иманбердиева С.К. Қаладағы тағамхана атаулары. Филол. ғылым. канд. автореф… канд. филол. наук. Алматы: КазНУ, 2001.
  12. Какимова М. Типология эргонимов Северо-Казахстанской области: автореф…. канд. филол. наук. Алматы: КазНУ, 2004.
  13. Мадиева Г.Б. Ономастика Казахстана: Аналитический обзор (подходы к изучению онимов). Алматы: Казахский университет, 2018.
  14. Замолетдинова Л.Р. Современные русские урбанонимы в аспекте креативной речевой активности: автореф…. канд. филол. наук. М.: Российский университет дружбы народов, 2016.
  15. Postles D. Naming, society and regional identity. Oxford: Leopard’s Head Press, 2002.
  16. Cox B. English Inn and Tavern Names. 1994. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wwww.goodreads.com/book/show/42095470-english-inn-and-tavern-names (дата обращения: 25.01.2024).
  17. Dunkling L., Wright G. The Wordsworth Dictionary of Pub Names. Ware: Wordsworth, 1987.
  18. Felecan O., Bughesiu A. Names and naming: Multicultural aspects. Cham: Palgrave Macmillan, 2021.
  19. Басик С.Н. Коммодификация топонимии как феномен социально-экономической и культурной географии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2018. № 2. С. 59–70. https://doi.org/10.18384/2310-7189-2018-2-59-70
  20. Граудина Л.К. Проблемы стандартизации русского языка: реальность и прогнозы. Культура русской речи и эффективность коммуникации. М.: Наука, 1996.
  21. Madden D.J. Pushed off the map: toponymy and the politics of place in New York City // Urban Studies. 2018. № 5. P. 3–7.
  22. Rose-Redwood R., Alderman D., Azaryahu M. Contemporary issues and future horizons of critical urban toponymy // The Political Life of Urban Streetscapes: Naming, Politics and Space. New York: Routledge, 2017. P. 1–24.
  23. Ремчукова Е.Н. Прагматическая и эстетическая ценность «массового лингвокреатива» // Материалы Института русского языка имени В.В. Виноградова. 2016. № 1(7). С. 157–167.
  24. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). Санкт-Петербург: Арт-Санкт-Петербург, 1994.
  25. Лотман Ю.М. Семисфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Ст. Исслед. Заметки. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2004.
  26. Глухова Т.И. Потребление как фактор изменений в социальной жизни российского общества. 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/data/2013/02/11/1251420010/Glukhova_2011_5.pdf (дата обращения: 25.01.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Fig. 1. Language ratio statistics of the restaurant names of Almaty

Скачать (62KB)

© Рысберген К.К., Пашан Д.М., Садык Д.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах