Существуют ли различия в движениях глаз при выполнении задач на поиск букв у детей с разным уровнем развития навыка чтения?
- Авторы: Шайхутдинова Р.И.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 14, № 4 (2023): МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ
- Страницы: 1107-1121
- Раздел: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/37655
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1107-1121
- EDN: https://elibrary.ru/DFZTCZ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Дети с разным уровнем сформированности навыка чтения демонстрируют разную скорость обработки информации, точность прочтения текстов и когнитивные стратегии. В исследовании приводятся результаты анализа особенностей движения глаз при выполнении заданий на поиск букв в лексическом и сублексическом окружении. Задача поиска определенной графемы респондентами приближена к реальным условиям, поскольку в ходе изучения языковых дисциплин учащиеся регулярно сталкиваются с задачами поиска тех или иных орфограмм в учебных текстах или с задачами самопроверки (т.е., ошибок в собственных текстах), что особенно важно для детей с дизорфографией, регуляторной дисграфией и другими трудностями обучения. В исследовании приняли участие 49 детей в возрасте от 9 до 10 лет. Навыки чтения оценивались с помощью Стандартизированной методики исследования навыка чтения (СМИНЧ). Невербальный интеллект оценивался с помощью цветных прогрессивных матриц Равена. Участники выполняли задание на поиск букв в тексте и списке букв, движения глаз регистрировались с помощью айтрекера EyeLink 1000 Plus. Ранговый корреляционный анализ показал, что уровень развития навыков чтения связан с эффективностью поиска конкретных элементов в определенном контексте. Кроме того, длительность и количество фиксаций взгляда на искомых единицах в списке букв не всегда были связаны с количеством правильных ответов, что свидетельствует о сложном процессе зрительного внимания в ходе выполнения поисковой задачи. Кроме того, было замечено, что фовеальное зрение не всегда обязательно для выполнения поисковых задач у детей с нормально развитым уровнем навыка чтения. В исследовании также изучались концепция функционального зрительного поля и то, как окружение искомых элементов влияют на механизмы внимания, задействованные в зрительном поиске. В целом данное исследование позволяет получить сведения о взаимосвязи между навыками чтения, вниманием и обработкой визуальной информации, что способствует пониманию читательских стратегий у детей с дислексией и созданию новых методов скрининга детей с дислексией в дальнейшем.
Об авторах
Рузалина Ильясовна Шайхутдинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ruzalinkaa@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1684-7188
SPIN-код: 2913-5145
Scopus Author ID: 57204615746
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник НИЛ «Нейрокогнитивные исследования»
420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, 18Список литературы
- Horowitz-Kraus T., Rosch, K., Fotang, J., Mostofsky, S., Schlaggar, B., Pekar, J., Taran, N. & Farah, R. (2023). Fluent contextual reading is associated with greater synchronization of the visual and auditory networks, fluent reading and better speed of processing in children with dyslexia. Cortex, 168, 62-75. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2023.07.007
- Zhu K, Liu Q, Xie X, et al. (2022). The combined effect between BDNF genetic polymorphisms and exposure to metals on the risk of Chinese dyslexia. Environmental Pollution, 308, 119- 640. 10.1016/j.envpol.2022.119640' target='_blank'>https://doi: 10.1016/j.envpol.2022.119640
- Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма в младших классах. М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление в младших школьниках: книга для логопедов. М.: ВЛАДОС, 1995.
- Buchholz, J. & McKone, E. (2004). Adults with dyslexia show deficits on spatial frequency doubling and visual attention tasks. Dyslexia, 10(1), 24-43. https://doi.org/10.1002/dys.263
- Buchholz, J. & Aimola Davies, A. (2008). Adults with dyslexia demonstrate attentional orienting deficits. Dyslexia, 14, 247-270. https://doi.org/10.1002/dys.356
- Fan, J., McCandliss, B.D., Sommer, T., Raz, A. & Posner, M.I. (2002). Testing the Efficiency and Independence of Attentional Networks. Journal of Cognitive Neuroscience, 14(3), 340-347. https://doi.org/10.1162/089892902317361886
- Mangano, G.R., Oliveri, M., Turriziani, P., Smirni, D., Zhaoping, L. & Cipolotti, L. (2015). Repetitive transcranial magnetic stimulation over the left parietal cortex facilitates visual search for a letter among its mirror images. Neuropsychologia, 70, 196-205. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2015.03.002
- Rayner, K., Smith, T.J., Malcolm, G.L., Henderson, J.M. (2009). Eye Movements and Visual Encoding During Scene Perception. Psychological Science, 20(1), 6-10. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2008.02243
- Liu, S., Liu, D., Pan, Z. & Xu, Z. (2018). The association between reading abilities and visualspatial attention in Hong Kong Chinese children. Dyslexia, 24, 263-275. https://doi.org/10.1002/dys.1584
- Judge, J., Knox, P.C. & Caravolas, M. (2013). Spatial orienting of attention in dyslexic adults using directional and alphabetic cues. Dyslexia, 19, 55-75. https://doi.org/10.1002/dys.1452
- Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методы диагностики дислексии у детей: руководство. СПб.: изд-во Политехнического университета, 2010.
- Dorofeeva, S.V., Reshetnikova, V., Serebryakova, M., Goranskaya, D., Akhutina, T.V. & Dragoy, O. (2019). Assessing the Validity of the Standardized Assessment of Reading Skills in Russian and Verifying the Relevance of Available Normative Data. The Russian Journal of Cognitive Science, 6(1), 4-24.
- Laposhina, A. & Lebedeva, M. (2021). Textometr: an online tool for automated complexity level assessment of texts for Russian language learners. Russian language studies, 19(3), 331 https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-3-331-345
- Маслинский К., Лекаревич Е., Алейник Л. Корпус русской прозы для детей и юношества, 2021 // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору, V2. https://doi.org/10.31860/openlit-2021.4-C001
- Ляшевская О.Н., Шарофф С.А. Современный русский частотный словарь (по данным Русского национального корпуса). М.: Азбуковник, 2009.
- Yap, M.J. & Balota, D.A. (2015). Visual word recognition. In: The Oxford handbook of reading. Oxford: Oxford University Press. pp. 26-43.
- Van der Ven, A.H., & Smit, J.C. (1989). Het geheim van de Bourdon-Wiersma test ontraadseld? [The secret of the Bourdon-Wiersma test unraveled?]. Nederlands tijdschrift voor de psychologie en haar grensgebieden, 44, 260-270.
- Алексеева С.В., Добрего А.С., Конина А.А., Чернова Д.А. К вопросу о механизмах признания кириллицы в чтении: роль шрифта типа // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 11-18. https://doi.org/ 10.1016/j.neulet.2010.06.084
- Clayden, A., Fisher, R., Nuthmann, A. (2020). On the relative (un) importance of foveal vision during letter search in naturalistic scenes. Vision Research, 177, 41-55. https://doi.org/10.1016/j.visres.2020.07.005
- Wolfe, B., Dobres, J., Rosenholtz, R. & Reimer, B. (2017). More than the Useful Field: Considering peripheral vision in driving. Applied Ergonomics, 65, 316-325. https://doi. org/10.1016/j.apergo.2017.07.009
- Andersen, G.J., Ni, R., Bian, Z. & Kang, J. (2011). Limits of spatial attention in threedimensional space and dual-task driving performance. Accident Analysis & Prevention, 43(1), 381-390. https://doi.org/10.1016/j.aap.2010.09.007
- Bronfman, Z.Z., Brezis, N., Jacobson, H. & Usher, M. (2014). We See More Than We Can Report: “Cost Free” Color Phenomenality Outside Focal Attention. Psychological Science, 25(7), 1394-1403. https://doi.org/10.1177/0956797614532656
- Wu, C. & Wolfe., J. (2002). The Functional Visual Field (s) in simple visual search. Vision Research, 190, 107965. https://doi.org/10.1016/j.visres.2021.107965
- Bertera, J.H. & Rayner, K. (2000). Eye movements and the span of the effective stimulus in visual search. Perception and Psychophysics, 62(3), 576-585. https://doi.org/10.3758/BF03212109
- Kamienkowski, J.E., Navajas, J. & Sigman, M. (2012). Eye movements blink the attentional blink. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 38(3), 555-560, https://doi.org/10.1037/a0027729
- Hari, R. & Renvall, H. (2001). Impaired processing of rapid stimulus sequences in dyslexia. Trends in Cognitive Sciences, 5(12), 525-532. 10.1016/s1364-6613(00)01801-5' target='_blank'>https://doi: 10.1016/s1364-6613(00)01801-5
- Lallier, M., Thierry, G., Tainturier, M.-J., Donnadieu, S., Peyrin, C., Billard, C., & Valdois, S. (2009). Auditory and visual stream segregation in children and adults: An assessment of the amodality assumption of the “sluggish attentional shifting” theory of dyslexia. Brain Research, 1302, 132-147. 10.1016/j.brainres.2009.07.037' target='_blank'>https://doi: 10.1016/j.brainres.2009.07.037
- Lallier, M., Donnadieu, S. & Valdois, S. (2010). Visual attentional blink in dyslexic children: parameterizing the deficit. Vision Research, 50, 1855-1861. https://doi.org/10.1016/j.visres.2010.06.006