Существуют ли различия в движениях глаз при выполнении задач на поиск букв у детей с разным уровнем развития навыка чтения?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Дети с разным уровнем сформированности навыка чтения демонстрируют разную скорость обработки информации, точность прочтения текстов и когнитивные стратегии. В исследовании приводятся результаты анализа особенностей движения глаз при выполнении заданий на поиск букв в лексическом и сублексическом окружении. Задача поиска определенной графемы респондентами приближена к реальным условиям, поскольку в ходе изучения языковых дисциплин учащиеся регулярно сталкиваются с задачами поиска тех или иных орфограмм в учебных текстах или с задачами самопроверки (т.е., ошибок в собственных текстах), что особенно важно для детей с дизорфографией, регуляторной дисграфией и другими трудностями обучения. В исследовании приняли участие 49 детей в возрасте от 9 до 10 лет. Навыки чтения оценивались с помощью Стандартизированной методики исследования навыка чтения (СМИНЧ). Невербальный интеллект оценивался с помощью цветных прогрессивных матриц Равена. Участники выполняли задание на поиск букв в тексте и списке букв, движения глаз регистрировались с помощью айтрекера EyeLink 1000 Plus. Ранговый корреляционный анализ показал, что уровень развития навыков чтения связан с эффективностью поиска конкретных элементов в определенном контексте. Кроме того, длительность и количество фиксаций взгляда на искомых единицах в списке букв не всегда были связаны с количеством правильных ответов, что свидетельствует о сложном процессе зрительного внимания в ходе выполнения поисковой задачи. Кроме того, было замечено, что фовеальное зрение не всегда обязательно для выполнения поисковых задач у детей с нормально развитым уровнем навыка чтения. В исследовании также изучались концепция функционального зрительного поля и то, как окружение искомых элементов влияют на механизмы внимания, задействованные в зрительном поиске. В целом данное исследование позволяет получить сведения о взаимосвязи между навыками чтения, вниманием и обработкой визуальной информации, что способствует пониманию читательских стратегий у детей с дислексией и созданию новых методов скрининга детей с дислексией в дальнейшем.

Об авторах

Рузалина Ильясовна Шайхутдинова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ruzalinkaa@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1684-7188
SPIN-код: 2913-5145
Scopus Author ID: 57204615746

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник НИЛ «Нейрокогнитивные исследования»

420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, 18

Список литературы

  1. Horowitz-Kraus T., Rosch, K., Fotang, J., Mostofsky, S., Schlaggar, B., Pekar, J., Taran, N. & Farah, R. (2023). Fluent contextual reading is associated with greater synchronization of the visual and auditory networks, fluent reading and better speed of processing in children with dyslexia. Cortex, 168, 62-75. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2023.07.007
  2. Zhu K, Liu Q, Xie X, et al. (2022). The combined effect between BDNF genetic polymorphisms and exposure to metals on the risk of Chinese dyslexia. Environmental Pollution, 308, 119- 640. 10.1016/j.envpol.2022.119640' target='_blank'>https://doi: 10.1016/j.envpol.2022.119640
  3. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма в младших классах. М.: Национальный книжный центр, 2015.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление в младших школьниках: книга для логопедов. М.: ВЛАДОС, 1995.
  5. Buchholz, J. & McKone, E. (2004). Adults with dyslexia show deficits on spatial frequency doubling and visual attention tasks. Dyslexia, 10(1), 24-43. https://doi.org/10.1002/dys.263
  6. Buchholz, J. & Aimola Davies, A. (2008). Adults with dyslexia demonstrate attentional orienting deficits. Dyslexia, 14, 247-270. https://doi.org/10.1002/dys.356
  7. Fan, J., McCandliss, B.D., Sommer, T., Raz, A. & Posner, M.I. (2002). Testing the Efficiency and Independence of Attentional Networks. Journal of Cognitive Neuroscience, 14(3), 340-347. https://doi.org/10.1162/089892902317361886
  8. Mangano, G.R., Oliveri, M., Turriziani, P., Smirni, D., Zhaoping, L. & Cipolotti, L. (2015). Repetitive transcranial magnetic stimulation over the left parietal cortex facilitates visual search for a letter among its mirror images. Neuropsychologia, 70, 196-205. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2015.03.002
  9. Rayner, K., Smith, T.J., Malcolm, G.L., Henderson, J.M. (2009). Eye Movements and Visual Encoding During Scene Perception. Psychological Science, 20(1), 6-10. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2008.02243
  10. Liu, S., Liu, D., Pan, Z. & Xu, Z. (2018). The association between reading abilities and visualspatial attention in Hong Kong Chinese children. Dyslexia, 24, 263-275. https://doi.org/10.1002/dys.1584
  11. Judge, J., Knox, P.C. & Caravolas, M. (2013). Spatial orienting of attention in dyslexic adults using directional and alphabetic cues. Dyslexia, 19, 55-75. https://doi.org/10.1002/dys.1452
  12. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методы диагностики дислексии у детей: руководство. СПб.: изд-во Политехнического университета, 2010.
  13. Dorofeeva, S.V., Reshetnikova, V., Serebryakova, M., Goranskaya, D., Akhutina, T.V. & Dragoy, O. (2019). Assessing the Validity of the Standardized Assessment of Reading Skills in Russian and Verifying the Relevance of Available Normative Data. The Russian Journal of Cognitive Science, 6(1), 4-24.
  14. Laposhina, A. & Lebedeva, M. (2021). Textometr: an online tool for automated complexity level assessment of texts for Russian language learners. Russian language studies, 19(3), 331 https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-3-331-345
  15. Маслинский К., Лекаревич Е., Алейник Л. Корпус русской прозы для детей и юношества, 2021 // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору, V2. https://doi.org/10.31860/openlit-2021.4-C001
  16. Ляшевская О.Н., Шарофф С.А. Современный русский частотный словарь (по данным Русского национального корпуса). М.: Азбуковник, 2009.
  17. Yap, M.J. & Balota, D.A. (2015). Visual word recognition. In: The Oxford handbook of reading. Oxford: Oxford University Press. pp. 26-43.
  18. Van der Ven, A.H., & Smit, J.C. (1989). Het geheim van de Bourdon-Wiersma test ontraadseld? [The secret of the Bourdon-Wiersma test unraveled?]. Nederlands tijdschrift voor de psychologie en haar grensgebieden, 44, 260-270.
  19. Алексеева С.В., Добрего А.С., Конина А.А., Чернова Д.А. К вопросу о механизмах признания кириллицы в чтении: роль шрифта типа // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 11-18. https://doi.org/ 10.1016/j.neulet.2010.06.084
  20. Clayden, A., Fisher, R., Nuthmann, A. (2020). On the relative (un) importance of foveal vision during letter search in naturalistic scenes. Vision Research, 177, 41-55. https://doi.org/10.1016/j.visres.2020.07.005
  21. Wolfe, B., Dobres, J., Rosenholtz, R. & Reimer, B. (2017). More than the Useful Field: Considering peripheral vision in driving. Applied Ergonomics, 65, 316-325. https://doi. org/10.1016/j.apergo.2017.07.009
  22. Andersen, G.J., Ni, R., Bian, Z. & Kang, J. (2011). Limits of spatial attention in threedimensional space and dual-task driving performance. Accident Analysis & Prevention, 43(1), 381-390. https://doi.org/10.1016/j.aap.2010.09.007
  23. Bronfman, Z.Z., Brezis, N., Jacobson, H. & Usher, M. (2014). We See More Than We Can Report: “Cost Free” Color Phenomenality Outside Focal Attention. Psychological Science, 25(7), 1394-1403. https://doi.org/10.1177/0956797614532656
  24. Wu, C. & Wolfe., J. (2002). The Functional Visual Field (s) in simple visual search. Vision Research, 190, 107965. https://doi.org/10.1016/j.visres.2021.107965
  25. Bertera, J.H. & Rayner, K. (2000). Eye movements and the span of the effective stimulus in visual search. Perception and Psychophysics, 62(3), 576-585. https://doi.org/10.3758/BF03212109
  26. Kamienkowski, J.E., Navajas, J. & Sigman, M. (2012). Eye movements blink the attentional blink. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 38(3), 555-560, https://doi.org/10.1037/a0027729
  27. Hari, R. & Renvall, H. (2001). Impaired processing of rapid stimulus sequences in dyslexia. Trends in Cognitive Sciences, 5(12), 525-532. 10.1016/s1364-6613(00)01801-5' target='_blank'>https://doi: 10.1016/s1364-6613(00)01801-5
  28. Lallier, M., Thierry, G., Tainturier, M.-J., Donnadieu, S., Peyrin, C., Billard, C., & Valdois, S. (2009). Auditory and visual stream segregation in children and adults: An assessment of the amodality assumption of the “sluggish attentional shifting” theory of dyslexia. Brain Research, 1302, 132-147. 10.1016/j.brainres.2009.07.037' target='_blank'>https://doi: 10.1016/j.brainres.2009.07.037
  29. Lallier, M., Donnadieu, S. & Valdois, S. (2010). Visual attentional blink in dyslexic children: parameterizing the deficit. Vision Research, 50, 1855-1861. https://doi.org/10.1016/j.visres.2010.06.006

© Шайхутдинова Р.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах