Семиотика синтеза. Рецензия на книгу: Кротова Д.В. Синтез искусств в русской литературе конца XIX - первой трети ХХ века (А. Белый, З.Н. Гиппиус, А.С. Грин, М.М. Зощенко): учебное пособие. Москва: Директ-Медиа, 2022.160 с.
- Авторы: Коваленко А.Г.1, Денисенко А.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 14, № 2 (2023)
- Страницы: 556-561
- Раздел: РЕЦЕНЗИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/35260
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-2-556-561
- EDN: https://elibrary.ru/NFLLKC
Цитировать
Полный текст
Полный текст
Хотя в выходных данных рецензируемой книги указан жанр учебного пособия, научный контент позволяет квалифицировать ее как вполне добротную монографию. Это подтверждается серьезностью и глубокой разработкой научной проблемы, привлечением обширного библиографического материала, фундаментальностью научной задачи.
Синтез искусств тема не новая, существует достаточно давно. «Развороты» этой проблемы принимают различный вид. Так, в последнее время наметился интерес к «визуализации» литературного текста, или «экфрасису», и по этой теме пишутся литературоведческие работы [1; 2], защищаются диссертации. Отдельная актуальная тема — синтез изобразительного искусства и слова [3]. Однако, например, разработка вопроса о синтезе словесного и музыкального творчества носит преимущественно частный характер, связана с анализом отдельных авторов или отдельных произведений.
Замысел и его исполнение автором рецензируемого здесь труда гораздо более масштабны. За точку отсчета берется теория композитора Рихарда Вагнера об искусстве будущего, призванного соединить в единое целое разные виды искусства, а ярким примером осуществления подобного синтеза Д.В. Кротова развивает основополагающий тезис о том, что идея синтеза искусств с различными по сути знаковыми системами нашла благодатную почву в русской литературе Серебряного века и стала доминирующей тенденцией в литературном процессе, и позднее, в 20–30-е гг. ХХ в., дала яркие примеры своего художественного воплощения. В работе развивается тема симфонизма как магистральной линии осуществления синтеза поэзии, прозы, драмы и музыкального творчества. Совсем не случайно А. Белый называет свои произведения симфониями. Анализ текстов А. Белого, несомненно знакомого с теорией Р. Вагнера, подтверждает мысль о сознательном использовании поэтом лейтмотивной и тематической структур, характерных для жанра симфонии и реализованных на практике Л. Бетховеном и самим Р. Вагнером. В каждой из четырех Симфоний, написанных поэтом, реализуется свой вариант симфонизма.
Как утверждает Д.В. Кротова, «в научной литературе на сегодняшний день нет единого объяснения характера симфонизма Андрея Белого, а также однозначного определения этого уникального жанра» [4. С. 33–34]. Обращение к музыкальной теории и скрупулезное прочтение под этим углом зрения текстов А. Белого позволили увидеть симфонизм в развитии сквозной лейтмотивной «темы Вечности» и «контрапунктирующей теме временного, бренного человеческого существования» [4. С. 41]. По мнению Д.В. Кротовой, наиболее очевидное воплощение математически выверенных закономерностей симфонии обнаруживается в Четвертой симфонии, где поэт пользуется «контрапунктический техникой» развития темы с целью воплощений идеи В. Соловьева о богочеловечестве. Текст произведения выглядит как полный аналог классической четырехчастной симфонии. Лепка характеров и выстраивание сюжета уходят на второй план, главным становится воплощение философской идеи.
Развитие симфонизма, синтезирующего языки и знаковые системы разных видов искусства, как показывает Д.В. Кротова, находит свое продолжение в творчестве З.Н. Гиппиус. На сей раз одной из компонент синтеза становится драма. В пьесе «Святая кровь», также как у А. Белого, имеющего в основе структуру симфонии, ориентированной на оперу Р. Вагнера, «звучит» музыка. Слово здесь взято в кавычки, потому что она только подразумевается, а ее описание читатель находит в предваряющих отдельные сцены описаниях. И это не случайно, создание образа «немой музыки», музыки сфер, музыки души является одной из принципиальных установок в поэтике З.Н. Гиппиус.
Сращением слова и музыки с опорой на принципы симфонизма, как показывает Д.В. Кротова, тенденция к синтезу не ограничивается. В творчестве А.С. Грина понятие синтеза становится объемнее, так как включает в себя и третью компоненту — цветовую. Обращение к текстам писателя позволило автору монографии обнаружить «синестезию», «способность к звуковому восприятию цвета и цветовому восприятию звука» [4. С. 96], что связано с принципиально важными установками художника на психологическое и нравственное воздействие текста на читателя. И это идея вообще характерна для деятелей Серебряного века, в частности, для композитора А.Н. Скрябина, который «искренне верил, что искусство вообще способно воздействовать на бытие и изменить его». В творчестве А.С. Грина обнаруживаются отголоски этой идеи, практическое воплощение которой заключается в «одновременном воздействии на воспринимающее сознание целого художественно-выразительного комплекса — словесно-музыкального, в первую очередь, но также и свето-цветового» [4. С. 97], Рассказ А.С. Грина «Фанданго» становится «моделью» для комплексного анализа текста. Исследователь обнаруживает в его сюжете структуру, аналогичную структуре цыганской песни-танца. В повествовании фигурирует эпизод купли-продажи картины художника, тема которой — изображение знойного дня — также принципиально важна для интерпретации идейного содержания. Анализ рассказа в совокупности всех структурных составляющих позволяет сделать вывод о важной для мировоззрения писателя идеи антиномического противостояния Севера и Юга как двух символов, двух комплексов мирочувствования, которые является лейтмотивным для всего творчества А.С. Грина. Конфликт обнаруживается и при сопоставлении двух живописных полотен, которые символизируют «идею противостояния двух миров: утилитарности и духовности, практицизма и искусства» [4. С. 102]. К этому следует добавить, что исследователь обосновывает наличие еще одной составляющей синтеза — орнаментальную прозу, в которой лирическое и эпическое начала выступают как понятия, органически связанные в одном текстовом пространстве.
Для доказательства иной версии воплощения идеи симфонизма приводится подробный анализ другой выдающейся книги, «Голубой книги» М.М. Зощенко. При первом приближении определяются две привычные жанровые модели — новеллы и романа, однако только на первый взгляд. Метод анализа автора исследования заключается в «проецировании» классической структуры симфонии (четыре части — аллегро, адажио, скерцо, финал) на пространство зощенковского романа, посвященного истории человечества сквозь призму страстей человеческих. И тогда обнаруживается, что М.М. Зощенко изначально сознательно следовал законам симфонии, однако с одной поправкой — текст «Голубой книги» представляет собой пародию на симфонию. Пародийность заключается в том, что изменена «точка зрения», создана дистанция искусственного «остранения». «Симфонии» внимают не серьезные слушатели, а «обычные люди», «человек массы», с его крайне ограниченным кругозором и мелкими мещанскими интересами» [4. С. 117]. Четырехчастная ивариантная модель «гротескной симфонии» М.М. Зощенко представлена разделами «Деньги» (allegro)), «Любовь» (adagio), «Коварство», «Неудачи» (двухчастное scherco) и «Последний рассказ» (finale), который прочитывается как зощенковский эквивалент бетховенской «Оде к Радости».
Таким образом, автор книги о синтезе искусств демонстрирует свою научную «находку»: «Роман М. Зощенко оказывается ориентированным не только на жанр симфонии в целом, но конкретные образцы этого жанра, а именно, — на триаду героических симфоний: Третью, Пятую и, в наибольшей степени, — Девятую симфонию» [4. С. 125].
Книга Д.В. Кротовой демонстрирует масштабную картину направлений синтеза в искусстве — жанрового, межвидового, семиотического — на материале литературы первой трети ХХ века. И если бы она была продолжена далее, то подобная картина, возможно, представила бы новые открытия, уже на почве современной литературы.
Об авторах
Александр Георгиевич Коваленко
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kovalenko-ag@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-6747-285X
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Анастасия Владимировна Денисенко
Российский университет дружбы народов
Email: denisenko-av@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-0222-5460
SPIN-код: 9567-3407
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка № 4, института русского языка
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Солдаткина Я.В., Михайлова О.О. Медийные явления в современной литературе. М.: МПГУ, 2019.
- Игнатенко А.В. Живопись в прозе А.П. Чехова: Интермедиальный анализ М.: URSS. 2022.
- Злыднева Н.В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М.: Индрик, 2008.
- Кротова Д.В. Синтез искусств в русской литературе конца XIX - первой трети ХХ века (А. Белый, З.Н. Гиппиус, А.С. Грин, М.М. Зощенко). М.: Директ-Медиа, 2022.